37. На Черноморском побережье

Художник Дмитрий Гриневич
НА СНИМКЕ: Гриневич Дмитрий Петрович. Эта фотография вклеена на листе Тетради, относящейся ко второй половине 20-х годов, когда ему было 30-35 лет.
По этому снимку можно судить о довольно печальном состоянии архива Д.П. Гриневича.

Во второй половине 20-х годов они несколько раз проводят лето на Чёрном море.

Мы узнаём об этом из рассказа самого Дмитрия Гриневича. Вот, что написано в его «Второй Тетради», где он пишет сразу о нескольких совместных с Анной поездках на Кавказ – в Гудауты, Новый Афон, Туапсе:

…Я очень заболел весной 26 года…

…Лето. Июнь. Я в отпуску. Как-то заходит Аня и говорит, что купила билеты на Кавказ, и мы едем сегодня в 12 ночи!
Я на дыбы: не могу и всё!
Но меня укладывают, собирают и везут на вокзал. Чудесная поездка!!

…Берег Черного моря Гудауты. Я лежу в кровати, обсыпанный картофельной мукой. T 38-39. Я…сгорел на солнце. Вся спина, грудь, руки, ноги обожжены и я похож на папуаса т.к. кожа слезает полосами …

….Чудесное утро. Берегом моря по воде иду я, сзади Н.Я., за ним М.Я и Аня. Идем голышом т.к. очень жарко. Направляемся мы в Новый Афон. Заметив людей, надеваем трусы…»

Одна из записей – о «забавном случае», происшедшем с нпим в Туапсе:

«…Август 29 года. Туапсе Аня уехала в Москву, я же остался т.к. нет денег на отъезд. По приезде, Анна должна выслать. Прошло 3,4,5,6 дней; на почте в городе денег на моё имя для меня нет.

 Я продал задаром пальто, чтобы чем-то расплачиваться. Наконец, решаю спросить на станции: нет ли? А там отвечают, что есть и ждут уже несколько дней! Уезжаю в брюках белых, белых полуботинках и рубашке, с маленьким чемоданчиком. Курортники с недоумением смотрят на пассажира. Холодно, падает дождь. В Москве я утром. Аня встречает напуганная: почему я так долго задержался…»

Из этой истории, кстати, видно, что жила семья от зарплаты до зарплаты. На отдых, видимо, по крохам собирали. Впрочем, может быть, просто поистратились на черноморском побережье Кавказа, не рассчитали своих возможностей.

Чтобы понять, как жили учителя в 20-х годах, приведу некоторые цифры:

Официально учительское жалование в 1925 году было на уровне 75 % самой низкой ставки промышленного рабочего. В реальности же доход учителя был в разы меньше. Даже учитель высшей категории зарабатывал 45 руб. в месяц, а рабочие (родители их учеников) получали заработную плату в размере 200–250 рублей ежемесячно (с сайта http://vestnik.yspu.org/releases/2011_1g/10.pdf ). В деревне учителя получали ещё меньше. По этому поводу была даже частушка:
 
Я учитель деревенский,
Строю жизнь я новую,
Только мне дают зарплату,
Больно уж хреновую.
.
И Дмитрий Гриневич, и его жена Анна были учителями. Прожить на две учительские зарплаты было непросто.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/04/05/296