Аннушка

Эдуард Карандашев
Моё хобби, металлодетекторный поиск, завело меня в село Архангельское.
Я знал, что в 1702 году на реке Шогде, у села Архангельского, по Указу Петра I был основан Тырпицкий железоделательный завод. Он должен был поставлять для нужд государства ядра, бомбы, топоры, лопаты, мотыги, гвозди, другие железные изделия. Работал завод как на первичном сырье – болотной руде, так и на вторичном – на расковке криц.
Готовую продукцию зимой возили на санях в Новгород, летом отправляли водой по Суде и Шексне. Завод был крупным для того времени предприятием и во время Северной войны имел большое значение. В связи с окончанием войны и понижении спроса на вооружение в 1732 году завод «за изведением руд... действием приостановлен», а в 1769 году был закрыт окончательно.
Село продолжало жить и моё появление было встречено местным жителем в лице добродушного дедули, который, узнав о цели моего визита, тут же показал место, где раньше стояли домницы.
- Вон, за моим огородом, у реки.
В сопровождении дедушки я немного побродил по пояс в траве. Находок не было. Дед, больше меня огорчённый неурожайностью родной земли, позвал:
- Пойдём к церкви. Знаменитая у нас церковь.
Я не ищу у церквей и на кладбищах и, выключив прибор, пошёл за бойким старичком. 
Кирпичная церковь Сошествия Святого Духа типа восьмерик на четверике с богатым декором в духе провинциального барокко, зияла огромным проломом в стене.
- Это чекисты в 30-х годах пытались взорвать, но устояла церковь. Она единственная в округе с крестом на куполе осталась.  После войны председатель колхоза подрядил местного тракториста зацепить купол с крестом тросом и уронить. Но мать тракториста, Аннушка, увела сына домой и спросила:
- Тебе сколько председатель пообещал?
- Тридцать рублей!
Старушка, достав из-за образов свои сбережения, сунула сыну:
- Возьми, только церковь не трожь.
Люди забыли имена чекистов, не помнят как звали председателя и злополучного тракториста, но запомнили Аннушку.
С чувством, что нашёл что-то более дорогое, чем клад, я поехал домой.