Было - не было

Авдотья Светозарова
В ЭТОЙ ИСТОРИИ ВСЁ-ПРАВДА, кроме того, о чём я приврал...




                ***


На этот раз, многоуважемые читатели, я ,увы, не предложу вам ничего мною придуманного, ничего от литературы, как от искусства, ничего от «потока сознания»,а всего лишь голые факты. Просто факты. Вещи, виденные лично мною, мною лично пережитые странные и необъяснимые случаи…Подозреваю, что это будет не рассказ, в смысле «рассказ», а нечто…Впрочем, судите сами. Я не призываю никого читать это до конца, а если вы, вдруг,  дошли до этой строчки и решили, что закроете страничку, ну и ничего страшного. Я-то не обижусь.  Я же предупредил в самом начале, так что совесть моя чиста!

Начну с того, что прожил я долгую… Ха-ха-ха…Нет, совсем не так. Во-первых , не прожил, а живу; во-вторых не долгую, а всего-то мне 39… Но вот жизнь моя, до сего момента была весьма ,я бы сказал насыщенной.Весьма насыщенной, если вы понимаете о чём я… Насыщенная жизнь…на всякие приключения и необычайные истории, которые я рассказываю, иногда друзьям ,за чашкой земляничного чая, в узком , так сказать, семейном кругу и многим мои рассказы нравятся, и многих ,смею полагать, весьма впечатляют. Но это, так сказать, к слову о том, какой я необычный и интересный человек…А поскольку ещё и ужасно скромный и стеснительный, да так ,что  иной раз слова из меня не вытащишь клещами, то на этом и остановлюсь.  Нет, нет …Стойте! Совсем забыл! Я же, ко всему выше перечисленному ,человек потрясающей кристальной честности, и мой рассказ сегодняшний, пускай и не рассказ ,а так …две, может, три истории из моей жизни –рассказ настоящий; события, что со мной происходили - самые что ни на есть реальные, СЛУЧИВШИЕСЯ, вот это ,прошу и имейте ввиду!

А случалось мне, скажу вам, в жизни, короткой , пока ещё, своей  видеть столько интересных вещей, вещей необычных, порой , даже чудесных и волшебных, что-  вот вам моё  честное благородное слово:  не каждому доведётся увидеть и сотой доли того, хотя бы он прожил  сто или сто двадцать  лет, чего видал я!

Видел я многие города и иные земли, мне много приходилось путешествовать по белу свету. В пределах, правда, России-матушки,(скрывать не буду, по роду службы я долго был «невыездным»,то есть заграницу меня не пускали), в прошлом СССР, но ведь тем-то и замечательно - столько много загадочного , удивительного, и интересного  увидать в своей стране, в которой живёшь, не так ли? Бывал в местах я столь отдалённых, глухих и заповедных, что и не опишешь всех прелестей и таинственности этих уголков нашей русской земли! Встречался с людьми разными, добрыми и не очень, всяко приходилось мне, и туговато бывало, вступал в бой с настоящими бандитами, с перестрелками и всем таким-прочим (но то тоже, по линии служебной) и оставался жив-здоров , хотя не то чтобы  всегда невредим(видимо, Ангел-хранитель мой здорово потел, терял перья, но служил так , как положено!) ; часто бывал я в очень отдалённых и диких местах, как я уже и говорил выше и тамошние мои знакомцы  много мне рассказывали жутких и интересных историй, историй , порой настолько удивительных, что я даже сам не знаю, до сих пор верить мне или не верить их рассказчикам. Вязть вот ,к примеру, один 2004 год…

В том году я служил в службе безопасности , далеко на севере, так далеко от моего родимого дома, что пришлось мне добираться до места назначения восемь суток паровозом, потом почти сутки на «Уралах»-вахтовках, до самой аж Угрюм-реки, на которой стоит Богом забытый город Бодайбо – так называемая «Золотая столица Сибири», а потом и вовсе попал я в такую таёжную глухомань , что думаю, и нет таких мест на земле более! Глушь, на сотни  километров округ ни тебе жилья человеческого, ни деревеньки захудалой - одна тайга ,горы сплошь поросшие соснами , листвяком да ёлками с берёзами, бурные реки, горные озёра, дикие звери, медведи да волки, да синее небо над головой! Таёжничал я так год, приехал домой полный впечатлений, с бородой, что твой Робинзон Крузо, одичавший и с целым чемоданом невиданных в наших краях диковинок, но самое главное…Самое главное, что вернулся из такого приключения живой(а могло, просто поверьте на слово, могло  быть совсем по-другому!); да мало того -  притащил вместе с медвежьей шкурой, здоровенными изюбриными рогами и таёжными  травами-ягодами несколько толстых тетрадей. То были мои путевые дневники, что я написал за год пребывания в одном из самых  глухих и заповедных уголков моей Родины. До дневников я тех, так с того времени и не добрался толком…недавно , в прошлом годе, когда писал рассказы «Листик» и «На снежных вершинах цветёт кашкара»,правда, откопал их в кладовке, написал, освежив воспоминания ,да так и закинул восвояси –некогда. Может,  на пенсии буду их разбирать?

Но о службе в Восточной Сибири заговорил я сейчас не ради красного словца, а по делу. Не просто так, чтобы вам, вот, показать -  вот он я , глядите, люди добрые, какой герой-таёжник, а потому как именно там, в далёких и диких таёжных краях неземной красоты и произошла моя первая встреча с…


Впрочем,  всё по порядку.

Дело было в конце глубокой осени, под Покрова. Стояли мы старательским участком на добыче золота в глухом  таёжном уголке , на реке Малый Патом. Где этот Патом Малый, я и сам до того не знал-не ведал, а вам вот скажу. Это Восточная Сибирь, далеко на Восток, даже от Угрюм-реки ( а на ней я тоже бывал), километров двадцать – тридцать ходу по сопкам оттуда до великой сибирской реки Лена. До республики Саха(Якутия). «Окаянный край!», помните у Александра Беляева в «Продавце воздуха»?Так вот край тот ,где мне пришлось жить и работать , оказался не менее диким и лютым. Кругом сопки или как их ещё называют, гольцы- невысокие , до двух или чуть больше километров горы, поросшие сплошь тайгой, а где мелкосопочником, стлаником, вид у них самый что ни на есть «голый».Как волны морские вздымаются они и куда ни кинешь взгляд - хоть направо, хоть налево, хоть тебе на север, хоть на юг- везде эти горы на тысячи километров и тайга, глухая синяя тайга.Тайга да сплошь мари или, по-другому, пропащие болота,а ежели занесёт  в такие гиблые места человека нелёгкая,так почитай,что и сгинул... А над головой небо. Днём такое синее, что на юге я такой синевы не видал, а ночью бывало так вызвездит, что звёзды , кажется -рукой до них дотянуться можно, огромные светляки над твоей головой и столько их, столько, что и в степи нашей не видал я летними ночами! Красота ,конечно, в местах тех необыкновенная. Кедры –исполины, вздымающиеся ввысь небес своими кронами, лиственницы в три обхвата, не то и поболе, одни только шишки кедровые, так те с литровую банку размером! Полным –полно всякого дикого зверья: медведей бурых в тех глухих краях видимо-невидимо, есть и волки, и рыси, и росомахи, и благородные олени, и кабарга, мускусный олень, лоси; полно там соболей и горностаев, лис, белок и бурундуков- тех и ,вовсе,  тьма тьмущая, встречается и кабан, а что птиц, птиц…И глухари, и тетерева, и дикие гуси-лебеди, даже чайки и те есть, край богатый и охотникам местным там уж как привольно! Бьют они оленя, сохатого, медведя и, конечно же, перво-наперво,  добывают пушнину. Населяют те края, в основном якуты ,есть и буряты, местные жители в глухих деревнях и посёлках русские, потомки, быть может, сибирских  первопроходцев, а ещё и каторжан, тех, что в царские, а после и в сталинские времена населяли лагеря, да так там и остались на вечное поселение, в общем, смесь гремучая.  Народ там сплошь дикий и отчаянный до крайности, промышляют многие не только пушным да красным зверем, а ещё и моют в тайге на речках и ручьях золотишко себе потихонечку…Золото в тех краях валяется чуть не под ногами –бери лоток из кедрового ствола, да мой себе –не хочу, обязательно намоешь «значков»(мелкие чешуйки золота),а не то и самородок с хороший кулак попадётся…Уж сколько про то историй мне было сказано… а только якуты и буряты свято верят, что золото – это большое Зло и не занимаются этим опасным и незаконным промыслом. Редко встретишь моющего золотишко «по- чёрному» якута или бурята, в основном этот народ -сплошь охотники да оленеводы. В былые , древние времена ходили за золотом да «золотым корнем», туда китайцы; попадаются в глухой тайге старинные шахты-рудники, кем и когда копанные неведомо. Много в тайге бандитов, те вот как раз и занимаются «чёрным старательством», да нападают на прииски; встречался я с ними и не раз, да сказ сейчас не об этом.

И уж конечно, происходят в местах тех истории весьма –весьма необычные и странные. Якутские , бурятские и христианские верования – всё смешалось там самым непостижимым , невероятным образом.

Буряты ,те веруют , в основном ,в духов , впрочем, они же и христиане, и буддисты.  С древних же времен буряты были шаманистами. Шаманизм или тенгрианство - на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера). Во всех случаях жизни они видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось у них Вечно Синие Небо - Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром. Чтобы стать шаманом, человек должен обладать , прежде всего,  наследственностью - утха, то есть,  иметь предка шамана. Шаманисты не имели специально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытом воздухе , в особо почитаемых местах. Считалось, что человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдением определенных правил и традиций.  Традиции эти сохранились и до наших дней.

Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Рождество, Пасха, Ильин день, Святки. Несмотря на поверхностную (иногда насильственную) христианизацию, иркутские буряты, в большинстве, оставались шаманистами, а восточные — буддистами. 

Что до якутов,те до принятия христианства  так же были язычниками, верили в духов и наличие разных миров. В соответствии с представлениями саха  Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир разделяется на несколько (до девяти) ярусов. Небо – круглое выпуклое, края его по окружности соприкасаются и трутся с краями земли, которые загнуты вверх, как тунгусские лыжи; при трении они издают шум и скрежет.

Верхний мир населен добрыми духами – айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад жизни отражает земной образ жизни. Айыы живут на небесах на различных ярусах. Самый верхний занимает Юрюнг Айыы Тойон (Белый созидатель), создатель вселенной. Это верховное божество, по-видимому, было олицетворением солнца. На следующих ярусах неба живут другие духи: Дьылга хаан –тоже божество судьбы, которого иногда называли Чынгыс хаан – именем полузабытого божества времени, рока, зимней стужи; Сюнке хаан Сюгэ – божество грома. По поверьям якутов, он очищает небо от злых духов. Здесь же живут Айыыhыт – богиня чадородия и покровительница рожениц, Иэйэхсит – покровительница людей и животных и другие божества.

Средний мир якутской мифологии – это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Поэтическим воплощением неувядаемой растительности на земле является огромное священное дерево Аал Луук Мас. В одном Олонхо (якутский героический эпос) такое дерево находится на земле каждого богатыря-прародителя. Средний мир населен людьми: саха, тунгусами и другими народами.

Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы. Когда абаасы прокрадываются в Средний мир, то приносят много вреда людям, борьба с ними и является основным сюжетом Олонхо.

Большим почитанием пользовались многие мифологические животные; в некоторых Олонхо можно услышать о фантастической двух- или трехголовой птице ёксёкюс железными перьями и огненным дыханием; богатыри часто превращаются в таких птиц и преодолевают в таком виде огромные расстояния. Из реальных животных особо почитался орел и медведь. Когда-то давным-давно люди почитали бога по имени Киис.

С появлением русских, якуты начали переходить постепенно в христианство.


Впрочем, подробно останавливаться  на религиозных верованиях местных жителей глухих таёжных земель я не буду. Потому как сказ мой сказывается, а я ,простите, кажется увлёкся…и увожу вас в сторону.

Много интересного узнал я за год пребывания своего в тех диких, окаянных местах. Видел и  загадочные долины Духов, куда живым ходу нету, кроме, разве местных шаманов…Ходил туда, да как-то остался жив…Встречал я и тех, и много беседовал с ними…Есть и совсем пропащие места, навроде,  Шаман-горы или Шайтан-гольца, или озера Горных Духов;  там же,  не так далеко, а всего-то  в пятидесяти километрах от горного посёлка Перевоз, что стоит на реке Жуя, находится и знаменитый на весь мир Патомский кратер – до ,него, я к глубочайшему сожалению своему так и не добрался…(Именно, в тот год туда организовывалась экспедиция учёных, совместно с  телевизионным каналом НТВ, смотрел я те передачи, уже потом, когда прибыл в родной дом из этих глухих и полных загадок и аномалий мест.). Часто встречал я в тайге непонятные сооружения , навроде невысоких пирамид, сложенных из дикого камня- что то было, я не знаю. Быть может, культовые сооружения ,быть может и древние могильники, а сколько не расспрашивал я у местных жителей- никто так мне правды и не сказал. Ходил в места столь загадочные, что пришлые из тайги якутские охотники на все мои вылазки и похождения только качали головами и цокали языком. «Отчаяный ты человек, Петлович!»-говорили мне местные охотники,- «Гляди , как бы не попал бы ты в нехолошее место!». А мест этих, самых аномальных и «нехороших»,скажу я вам,  в тех зловещих краях навалом!

Но основным же моим занятием ,кроме ненасытного исследовательского духа и любопытства, человека ,оказавшегося в неизведанной стране, раздирающего меня на части, конечно, была служба. А служил я в службе безопасности в золотодобывающей артели «Дальняя тайга». Собственно, «безопасником».Что входило в мои основные обязанности? В середине июня меня и ещё одного офицера, моего, впоследствии знатного друга – Саньку назначили прибыть на прииск Раковский. Прииск был старым и некогда заброшенным, но в том далёком теперь, как мне кажется, 2004 году артель «Дальняя тайга» взялась за его разработку. Геологи нашли там хорошее содержание золота, ещё с прошлого года началась подготовка к организации приисковой партии. Был подготовлен полигон для золотодобычи: вот только представьте себе огромный, размером с десяток футбольных полей участок тайги, где вырубили лес, произвели «вскрышу»-то есть взорвали верхний слой земли, добравшись до вечной мерзлоты и пластов, где по расчётам геологов в большом количестве залегал «жёлтый металл»; в зиму нагнали туда всякой  горной техники, бульдозеры, экскаваторы , «Уралы»-самосвалы;  ближе к весне, на реке Малый Патом, вблизи полигона,  построили привезённый Прибор для промывки, хитрое  сооружение, размером с трёхэтажный дом, типа систем огромных вертящихся «бочек»,куда загружают золотоносную породу и где, собственно, промывают её, добывая золотоносный «шлих».Старательский посёлок ,состоящий из десятка деревянных домишек, по- сибирски называемых «балОк», находился в устье ручья Раковский, километрах в полутора от полигона, в небольшой котловине, в месте впадения ручья в реку Малый Патом. Построили мосты из поваленных толстенных лиственниц, метров по пятьдесят длиной трёх охватные брёвна укладывали через Раковский ручей, в разных местах, чтобы техника и рабочие вахты могли добраться до самого полигона, провели на полигоне и в посёлке электричество…Что и говорить работа по подготовке прииска была проведена грандиозная! А когда вскрылись реки ото льда на прииск были направлены рабочие-старатели, инженеры, геологи, бульдозеристы, машинисты и прочие. Когда же прииск был полностью готов к работе поехали туда и мы, работники службы безопасности, потому как в таком деле без охраны, понятно, и нечего огород городить. Впрочем, рабочего народу на прииске «Раковский» было не так уж много, припоминается мне что-то около двух десятков человек. Прииск этот был самый дальний из всех приисков в тех глухих местах и небольшой. Как я уже говорил,  до Якутии километров двадцать ,если идти наперерез по сопкам-гольцам. Конечно, мы с Санькой были весьма удручены, что попали в такую глушь беспросветную, но это служба и тут выбирать уж не приходилось. Основным нашим делом была непосредственно охрана людей, добытого золота, отправка «золотых» конвоев, когда с Большой Земли приезжали специальные машины с охраной и обеспечение строго режима сохранности и безопасности на прииске. Занимались мы этим всем вперемешку с охотой и рыбалкой, а попутно исследовали эти загадочные места. Прииск начал свою работу в середине июня и уж не помню в каких числах мы праздновали первые добытые граммы(!!!) драгоценного металла. Помню только, что в документах строжайшей отчётности этот день, когда было добыто на участке первое золото стояла цифра 4,2 грамма! И это за сутки непрерывной, непрекращающейся работы полигона и промывочного прибора! Но мы радовались, как дети, надеясь, что в дальнейшем намоем гораздо больше…

Полигон работал круглосуточно, бульдозеры,  ревя сотнями лошадиных сил,  вгрызались в вечную мерзлоту, экскаваторы рыли землю и укладывали её на специальные машины «Уралы»-самосвалы(их ещё ласково называют «совки»), «совки» везли породу к Прибору, там её промывали, потом мы с Санькой, как ответственные офицеры , опечатывали Прибор - останавливался он всего лишь два раза в сутки, чтобы «снять» с него золотоносный шлих-  потом всё это в спецконтейнерах, под нашей охраной,  доставлялось в ЗПК(золотоприёмную кассу),где уже шла доводка и металл, отделённый от всяких примесей паковался в контейнеры и прятался в сейф. А само здание ЗПК, собственно ,представляло собой убогий одноэтажный балок, срубленный плотниками из лиственничных брёвен и стояло,  как гордая Крепость, на небольшом утёсе,  над Малым Патомом. Полтора километра до Промприбора, метров пятьсот до самого полигона, и внизу, под нашей «крепостью» , в небольшой котловине среди скал,  располагался старательский посёлок «Раковский». Мы же с Санькой были Хранителями добытого золота, единственными жителями ЗПК, нашей неприступной «Крепости», готовые в любую минуту отразить нападение бандитов … Впрочем, о моей жизни на Раковском вы ещё можете прочитать в рассказе «Листик»…

Но более всего времени , конечно, мы уделяли исследованию глухого медвежьего угла ,в окрестностях Малого Патома и ключа Раковского, сочетая с этим свою службу. А места там стоили того, уж будьте в этом уверены! По вечерам, мы собирались в своей «крепости»,топили печь -буржуйку, делились дневными впечатлениями, вели отчёты, я писал дневник, писали мы ,конечно же и письма домой…их забирали приезжие вахты…Скучать ,впрочем,  нам с Санькой было некогда. Два десятка человек старателей, несколько инженеров, геологи-  мы все выполняли одну единственную задачу - добыть золото. А сохранить его –это была наша задача. То есть, непосредственно, моя и Санькина. Забегая чуть вперёд, скажу, что выполнили мы её с честью. Бандиты в тот год на Раковский не нападали, приезжали, конечно же,  пару-тройку раз, пришлось нам с ними «познакомиться», но всё обошлось как-то мирно и без крови. Мы отправляли  «золотые» конвои и короткое сибирское лето «горело» прямо на глазах. В августе нас замело первыми метелями…Потом отпустило…В том годе погоды стояли аномально-тёплые для тех мест. И только на Покрова пошёл хороший снегопад и уж не останавливался долго-долго, вплоть до нашего отъезда с законсервированного на зиму участка.

«А как же те таинственные и загадочные случаи, что ты собирался нам рассказать?!»,-спросите вы. Что же и вполне законно! Но я предупреждал вас, что рассказчик из меня не ахти, так что простите, что отвлёкся на такое длинное вступление. Впрочем, это даже и не вступление, а сам рассказ и есть, только начинал я его длинно, потому, как очень хотел, чтобы вы прочувствовали ту атмосферу неведомой и глухой земли, тайные таёжные таинства,  атмосферу жизни в медвежьем углу, на ключе Раковский.

Итак, дорогие мои, вот вам факты.

Где-то в середине августа, числах в семнадцатых, экскаваторщик Айрат , обнаружил на чердаке своего балка деревянный ящик. В ящике хранились подшивки старых, ещё советских времён журналов «Наука и жизнь» и «Техника молодёжи». Это было настоящим событием! Сами понимаете, развлечений у нас на прииске было не то чтобы много- охота, рыбалка, баня;  в столовой ,что была расположена в городке старателей была спутниковая тарелка, и телевизор, но мы с Санькой редко смотрели спутниковые передачи, просто было недосуг. Конечно, когда-никогда , мы усаживались перед голубым экраном и глядели всё подряд:  были фильмы по каким-то каналам, боевики да триллеры, какие-то концерты, европейские новости и всяко разно. В основном, мы смотрели «телик» по ночам, когда одна смена рабочих отдыхала после дневной вахты, а вторая трудилась на полигоне. Да и бродить ночью из «крепости» в старательский городок было далеко и небезопасно. Мало ли на кого нарвёшься в ночи в глухой тайге! Опасались мы ,собственно, не людей, тех там и днём с огнём было не сыскать - такая глухомань, а …медведей. Не зря Раковский мы называли «Медвежий угол». Бурых медведей в тех местах было видимо-невидимо. И они очень активно интересовались человеческой деятельностью. Потому мы всегда таскали с собой автоматы и пару рожков с патронами в подсумках. Были у нас бронежилеты и каски, но мы такими вещами особо не заморачивались. Но повторяю, в старательский посёлок мы спускались не так часто…

И находка Айрата, вызвала у нас с Санькой бурный восторг. С этих дней наша «крепость» превратилась в ночную избу-читальню. Натопим печь, берёзовыми и сосновыми поленьями, в избушке жарко, так, что приходилось открывать дверь нараспашку, автомат ставишь себе поближе у стола, у нас горит настольная лампочка ,мы с Санькой читаем журналы. Самопальное радио что-то тихо вещает на китайском языке с подоконника, мы счастливы и довольны. В одном из журналов я как-то наткнулся на статью о Забайкальском Йети или Забайкальском снежном человеке. Статья была довольно большая . Учёный, который писал её утверждал, что в Иркутской области ,в Забайкальской тайге водится снежный человек. И приводил некоторые интересные факты и свидетельства очевидцев. Фотографий, понятно там не было, но были рисунки и на нескольких листах очень убедительно представлялась  гипотеза о существовании снежного человека в таёжных дебрях Восточной Сибири. За какой год был этот номер журнала я ,конечно, не помню…Но меня так поразил этот рассказ, что я несколько дней кряду приставал ко всем и в красках пересказывал прочитанное. Кто-то смеялся, надо мной подшучивали, что вот, вы ,мол, с Санькой живёте в удалении от всех, вдвоём, придёт к вам, снежный человек, что делать будете? Я тоже отшучивался, мол, мы ему чайку сварим на травах, олениной и жаренными грибами угостим…Всё это было ,навроде, какой-то весёлой взрослой игры, которую приняли все на прииске, а по вечерам в столовой даже велись дебаты на эту околонаучную тему, существует ли йети вообще и в наших местах, в частности. Кто-то откровенно высмеивал научную статью, кто-то был за то ,что необъяснимые явления случаются и случаи появления снежного человека не так уж редки в мире, и почему бы в такой глухомани не жить семейству снежных диких людей. А якут Мишка, который у нас был за банщика и выполнял всякую «чёрную» работу, тот воспринимал эти разговоры весьма и весьма серьёзно. И даже горячо утверждал, что его дед самолично сталкивался с «лесным человеком», в тайге ,  да насилу унёс лыжи  от того живым."Чучуна"-так называл снежного человека Мишка.

Верил я или не верил этим его россказням? Скорее да, чем нет. Я, конечно, же не учёный и мало что знаю про Йети, но во мне есть такая черта - верить во всякое необычное, странное , волшебное и сверхъестественное. Над мишкиными рассказами про снежных, вернее «лесных людей», все потешались. Особенно, мой друг и коллега Санька. Он не верил во всяких «йети-метти», хотя я прилагал все старания ,чтобы его здорово напугать тем фактом, что Мишке врать резона нет и, возможно,  снежный человек кружит–бродит себе вокруг нашего прииска. Но Саньку нелегко было напугать дедовскими байками. Он носил с собой 9ти миллиметровый пистолет-пулемёт  «Кедр -71», ещё в кобуре пистолет «Макаров»,с запасными обоймами, жалел только он о том, что не было у нас гранат. «Хоть бы пару завалящих лимонок!»-сетовал Санька, на нашу нелёгкую таёжную жизнь, жаря в чугунной сковороде собранные боровики. «Хоть какой бы мне тогда йети –метти не приснился, дал бы ему прикурить!»."Придумали тоже,якутскими байками меня пугать!"Чучуна" какая-то!Смех,да и только!". Время шло, август подошёл к концу и наша игра в снежного человека изрядно всем поднадоела, всем, кроме меня. Я же свято верил мишкиным рассказам о встречах в тайге с «лесными людьми»,хотя тот кажется ,придумывал их чуть не на ходу. До Забайкалья от нас было, конечно же слишком далеко, но чем чёрт не шутит? И ,бродя по тайге,  я постоянно был готов встретить этого самого загадочного трёхметрового «лесного человека»,ужасного  якутского чучуну. Но кроме соболей, оленей, белок, бурундуков, да изредка медведей никто , даже отдалённо похожий на человека мне не попадался.

Настал сентябрь. Ласковый и необыкновенно тёплый. Гольцы окрасились во все цвета : от зелёно-синего и голубого, до жёлто-красного. Тайга была прекрасна своим осенним дыханием и красовалась необыкновенными сказочными одеяниями. Как-то в сентябре , мы отправив очередной конвой с золотом, отметили, что у нас подошли к концу запасы патронов. Стреляли мы много и постоянно. Учёт боеприпасов практически не вёлся. Ну сами понимаете: охота в тайге, потом мы частенько устраивали тренировки и соревнования, стреляя по соболям и белкам, а когда и просто так, от делать нечего нашпиговывая свинцом консервные банки. Что ещё можно делать в тайге, кроме как собирать ягоды , грибы и охотиться? И недолго думая, мы с Санькой решили отправить меня в «командировку»,  на соседний прииск, так же принадлежавший нашей артели, находящийся в сутках пути от Раковского. Решение приняли однозначно, вышли по рации на связь с соседями, договорились о деле. И седьмого сентября , утром,  я взял «Урал» и выехал на прииск «Малый Патом». Санька остался один, в карауле. Он обещал справиться и, хотя я немало волновался, он убедил меня смотаться за боеприпасами. «Ну чего ты так волнуешься, Петрович, тут патроны кончаются, а ты знаешь какой я охотник!(охотник Санька был и, вправду, хоть куда!)Нам без патронов, ну никак! А золота …так его после конвоя у нас не больше десяти килограмм сейчас в сейфе- кто сунется за этим барахлом?» И я понимал, что Санька прав. Без боеприпасов сидеть было глупо …и даже опасно. А следующего конвоя мы ждали не раньше начала октября. В общем, долго ли коротко,  я уехал, прихватив с собой автомат, а Санька, доблестный офицер остался , при золоте и всём арсенале нашего оружия , на прииске.

У соседей я пробыл совсем недолго. Как того и требовала обстановка. Мне выдели целую кучу боеприпасов, мы составили акт о передаче, поужинали и в ночь мы с водителем двинулись в обратный путь. Обратно мы гнали по таёжным дорогам быстро, казалось быстрее, чем туда. Прииск оставлять, даже с до зубов вооружённым одним –единственным офицером службы безопасности было неприятно, незаконно и,главное, опасно.  И всю дорогу я думал о своём друге, как он там, один, в тайге…абсолютно забыв, что кроме Саньки на прииске работают люди, у каждого из которых под матрацем лежало, минимум , старое охотничье ружьё, а то и карабин ! Впрочем, это всеобщее вооружение так же меня беспокоило, как и возможное  нападение бандитов. Ведь мы –офицеры службы безопасности, а в тайге мало ли кому что в голову взбредёт…Съедет «крыша» у кого-нибудь из своих, нападут на ЗПК, убьют Саньку…Эти тревожные мысли не отпускали меня всю дорогу. Возможно потому, что я –хороший офицер и друг, возможно потому, что нас сплотили тяжёлые условия выживания в тайге, возможно потому…что у меня были НЕХОРОШИЕ предчувствия…

Предчувствия меня не обманули… Как только мы въехали на территорию прииска, к нам рысью кинулся Мишка-якут.

-Петлович,  дологой ты мой! - Мишка не выговаривал букву «Р»- Санька-то, Санька с ума сошёл!

- Как с ума? Что значит с ума?!!! - заорал я, соскакивая с подножки «Урала».

- А к нему «лесной человек» ночью плишёл !Чучуна плишёл! И он тепель в ЗПК запелся и никого пускать не хочет, всех, говолит постлеляю! Лугается стлашно! Беги, туда Петлович, ой беда, ой беда! - причитал и выл Мишка.

Я со всех ног помчался на утёс, в «крепость». Отмечая по пути, своим хозяйским глазом, всё ли на своих местах. И, кажется , всё было на своих местах, в точности, как я и оставил со времени своего отъезда: и горы, одетые в осенний жёлто-красный цветной наряд, и полигон, на котором крутилась техника, и промприбор виднелся вдалеке. Дверь в ЗПК ,как и положено была закрыта. Я позвонил в звонок.

-Кого ещё …принесла?-услышал в ответ Санькин голос.Голос его мне не понравился.Совсем не понравился.

-Открывай,какого чёрта там у тебя происходит!-орал я,  бешенно колотя ботинками  в запертую дверь.

Откинулось забранное решёткой окошечко и в него живо просунулся ствол автомата.

-Да ты,охренел,там что ли!"Крыша" совсем поехала?!Говорю же это я!

Через секунду ствол исчез, а ещё чуть погодя залязгали засовы. Мишка с двумя любопытными старателями и водилой «Урала» крутились чуть поодаль, у запретной зоны.

-Давай, только быстро! -прохрипел Санька и я пулей вскочил в полутёмное бревенчатое строение.

Поначалу я ничего толком не разглядел. Вот стол, вот журналы, вот наши нары, где мы спим. Сейфовая комната под замками и печатями. Оружейка нараспашку, но мы так её всегда и держали, на случай нападения. На столе пару стволов. Патроны свалены в кучу. Вроде всё так. Ладно. …Да не ладно. У Саньки бешено-сверкающие глаза безумца. «Точно, сошёл с ума!»- мелькнуло у меня в голове. Сейчас удар прикладом в подбородок, потом вязать его…

А потом…я разглядел, что Санька, мой друг Санька, наполовину седой!

-Да что, чёрт возьми,  случилось?!- орал я на него.

-Да ты не ори! – Санька присел на краешек нар. Отдёрнул занавеску на окне, забранном частой решёткой и тут же её задвинул.- Не ори. Приходила . Она! Ночью, понимаешь ночью сегодня приходила!

Я, абсолютно,  ничего не понимал. Кто ОНА? Кто мог прийти в запертое помещение ЗПК? Ночью? Да у него точно "крыша" съехала!Что же делать теперь...

-Да кто, кто ОНА?- не переставал орать я на Саньку. - Золото на месте?!

-На месте,- тихо сказал Санька – Не ори, пожалуйста. Она- это ОНА! Пришла вчера, после полуночи. Страшная! Рыжая вся! Я журнал читал.

-Да кто ОНА, мать твою? Синильга что ли? Знаешь, ты меня не пугай, ты в зеркало себя видел?

Санька удручённо кивнул головой.

-Давай,Саня по-порядку. Всё ,как было. Я уехал …и что?

- Да ничего. День как день, ночь как ночь. Съёмка прошла, утром, потом вечером - да все отчёты по золоту в журналах…А потом в баню сходил, попарился хорошо…А потом…

-А потом?

-Потом засел в «крепости».Приготовил ужин, картошку пожарил, с грибами, протопил сильно, дверь после полуночи открыл. Жарко сильно, знаешь…А потом слышу шарит у окна. Стук. Обо что-то споткнулось. Я схватил автомат…А тут ОНА! В двери ломится… Здоровенная, рыжая вся, волосатая! Понимаешь, лохматая, мать её!

-Да кто, Она-то?

-Да йети эта твоя!Чучуна эта самая!- теперь уже орал Санька - накликал ты! Влезла в балок,  вся в шерсти, как обезьяна. Но не обезьяна, понимаешь, ты? Баба! Женщина! Голая абсолютно! И груди у неё…болтаются!Вот.  И руки ,понимаешь ты,не руки…Длинные! Лапы! Я и дар речи забыл , и память свою потерял! А она стоит, зубы скалит, жёлтые, как клыки! А лицо,  как у человека, и глаза…Глаза человечьи,настоящие,понятно тебе?! Только нижняя челюсть больно здоровая! Как у зверя, понимаешь…Огромная! Огромная рыжая баба!Волосатая!Под потолок, под потолок, понимаешь?-  и Санька захныкал, как ребёнок.

Я смотрел на своего товарища . Определённо он сошёл с ума! Но он - наполовину седой! Санька с волосами, чёрными ,как смоль, наполовину седой! Нет, тут, явно что-то не то! Но чтобы йети…мне не верилось в такую штуку. Я, который  сам рассказывал про Забайкальского йети, всем запорошил мозги -  теперь я сидел на старом матраце, застеленном солдатским одеялом, в избушке на курьих ножках, смотрел на своего наполовину поседевшего товарища и верил ему. Верил! И не верил, одновременно!

- И что дальше, дальше что? Что ОНА?

- Сковородку с картошкой забрала! Схватила лапой и назад в дверь пятилась…пятилась…и рычала! Рычала, как медведь!  Ох…Я домой хочу. Я никуда не пойду больше. Здесь сидеть буду.- И Санька с любовью погладил ствол автомата.

- А что потом? Ты что за грибы жарил? Что ел? Может мухоморов нажарил?! Обожрался? Глюки у тебя ,может, были?  Сковородка где?! - я лихорадочно оглядывал балок ,в поисках сковороды, но её нигде не было!

-А что потом? Сидел всю ночь со стволом , в распахнутую дверь глядел. Утром до двери дополз и закрылся. Да я даже забыл, что стрелять надо! Понимаешь, рыжая, как обезьяна, мать её! Огромная, метра два с половиной-три! И груди! Баба!Глазастая. Снежная. Волосатая вся! Спина покатая, горбом! Вот. Никуда не пойду больше. В лесу она сидит ,меня караулит! И тебя сожрёт! Всех нас переловит-передушит! По одному! И сожрёт! Да ещё своего хахаля рыжего приведёт сюда!Ой,беда!...- у Саньки явно начиналась истерика.

Я поднялся, хлопнул себя по колену. Аккуратненько прикрыл дверь ЗПК, вышел во двор. Там кружил коршуном Мишка.

-Ну что там, Петлович? Санька с ума сошёл?

-Нет, не сошёл! Мишка, сгоняй, найди водки. Тащи сюда бутылку. В миг, чтобы тут был! Понял?!

Мишка радостно закивал головой и умчался куда-то вниз, в сторону старательского посёлка.

Позже, я отпаивал своего друга самогонкой, настоянной на таёжных травах, сам тоже пригубил чуть. Историю эту мы решили ото всех скрыть. Во избежание лишних разговоров. Нам они были ни к чему. Но с тех пор Санька и ,взаправду, не ходил на охоту в тайгу. И это он, мой друг Санька -заправский охотник, бьющий соболя- он, который дрожал только от мысли, что вот он пойдёт добыть дичь! Выходил в тайгу он ,разве, что со мной, но постоянно ему что-то чудилось, боялся он страшно и леса , и этих вылазок. Человека ,будто бы, подменили. Я искал украденную йетихой сковородку, но безрезультатно! Слух, что Санька обожрался мухоморов и немного двинулся «крышей» обошёл весь прииск. До высокого начальства, впрочем, ничего  так и не дошло. С октябрьским золотым конвоем Санька попросился обратно, в Бодайбо. Естественно, ему отказали. Так мы и продолжали нашу службу на ручье Раковском , в медвежьем углу. Я и Санька, никогда не веривший в существование снежного человка,  а однажды ночью с ним, а точнее с Ней, столкнувшийся лицом к лицу.

Вот такой факт из моей жизни я хотел вам поведать. Верите ли вы в «снежного человека», йети,  сасквоча, бигфута, энжея,в якутского чучуну  —  в это легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли? Я не знаю. Не знаю , верить ли мне самому. Знаю лишь, что его существование утверждается многими энтузиастами,(в том числе, и моим другом Санькой, капитаном ФСБ из  Горького), но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен. Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу — чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный).

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Такие вот дела.

А теперь, если вам не наскучило , вот вам вторая история из моей насыщенной приключениями жизни. И произошло это так же в Восточной  Сибири, в тот же год, на том же участке «Прииск Раковский»,при моём и санькином  участии. Но несколько позже…

Впрочем,  всё по-порядку.

Дело было в конце глубокой осени, под Покрова. Или вернее, позже. Много позже. Тайгу засыпало снегом.  Обнажённые гольцы стояли занесённые снегом, чернея лишь верхушками лиственниц, сбросивших иголки, да ёлками и соснами. Участок готовился к консервации.  «Раковский» дал план, по добыче золота , в полном объёме. С Покровом пришли морозы. Медведи залегли в свои берлоги. По ночам мы слышали ,как трещат от мороза деревья. К утру температура опускалась до минус сорока. Патом сковало крепким льдом. Река превратилась в «зимник», по которому теперь могли свободно передвигаться автомобили и техника. При таком раскладе, естественно, промприбор остановился. Остановилась и работа на полигоне. Мы с Санькой отправили последний конвой. Отправили мы и старателей, тепло распрощавшись с людьми, с которыми бок о бок протаёжничали пол долгих года. Отправили геологов, инженеров, маркшейдеров…и остались вдвоём. Одни на сотни километров ,одни в этом заснеженном враждебном нам мире. С нами некоторое время оставался Мишка-якут, но как-то утром он стал на лыжи и заявил, что уходит. «Куда ты пойдёшь? Оставайся с нами, поедем в Бодайбо!»-спросили мы Мишку. Мишка оскалил свои ослепительно-белые зубы:

-Нет моя Бодайбо! Моя жить в лесу. Мишка-охотник! Лесной человек! Моя соболя бить, белковать! А ваша –голод езжай! - И закинув винтовку за плечо Мишка, по очереди, нас обнял и, свистнув своих собак, пошёл на лыжах прямо в тайгу. Куда он пошёл, одному ему то было ведомо.В это октябрьское утро нам стало грустно, неуютно и как-то не по себе. Впрочем, у нас было ещё много работы. Необходимо было упаковать вещи, перечистить оружие, «подбить» документацию, закрыть полностью весь опустевший старательский городок, который без людей стал похож на Город Призраков, подготовить промприбор к полной консервации. Связавшись по рации с соседями, мы узнали, что через неделю  за нами придёт вахта. Днём мы лазали по промприбору, опечатывая его блоки, возились в старательском посёлке, ходили на лыжах, но далеко от нашей избушки-крепости мы не уходили. Санька всё так же боялся встречи с йети, я,  впрочем, не настаивал. Снег был глубокий и сыпал, сыпал и сыпал. Еды нам оставалось вдоволь, у нас были сушёные грибы, кофе, тушёнка и картошка, а на НЗ сушёная сохатина, которую нам оставил перед уходом Мишка.

-В тайге всяко-лазно случается.- сказал он,на прощанье.- Вдлуг, вахта не плидёт. Зимовать будете,да. Моя сюда ланьше янваля не идти!

По вечерам мы запирались в «крепости»,готовили ужин, топили печь и мечтали, мечтали  о доме. Читали журналы, говорили обо всём, понимая, что вот-вот мы навсегда покинем эту ,приютившую и ставшую для нас , как бы неотъемлимой частью,  бревенчатую избушку. Сердца наши рвались домой, но какая-то часть всё же оставалась здесь,  в неприветливой глухой заснеженной тайге. Говорили мы и о йети, Санька уже больше не раздражался от этих разговоров, а даже наоборот, частенько и охотно заводил эту тему. Но я его понимал, ещё бы! Претерпеть такое! Однажды ночью мы услыхали протяжный волчий вой. А на утро невдалеке, на тропе ,уходящей в тайгу обнаружили волчьи следы. Мы стали осторожнее. А приход вахты, приближался с каждым днём.

Как-то мы сидели в балке и разговаривали о какой-то ерунде. Кажется, я рассказывал Саньке, уж в тысячный раз про тёплый юг, про Азовское море, которое самое мелкое море в мире…Как вдруг, где-то на полигоне раздался странный звук. Звук, будто бы был не живого существа, а что-то похожее на рёв мотора. Но этого же просто не могло быть! Бульдозеры были отогнаны по зимнику , а та техника, что оставалась на полигоне до следующего сезона,  была согнана в кучу и напрочь законсервирована. Звук стих.
 
-Ты слышал?-спросил меня Санька

-Ага! Что за ещё дела такие?

И, вот снова, рёв и частые глухие удары, будто кто-то бил кувалдой по тракам гусениц вездехода.

-Слушай, может, приехал кто?

-Дак какого сюда кто поедет?Край географии!

-Идём ,глянем?

Мы прихватили автоматы, вышли из ЗПК. Снегопад почти полностью прекратился. Над головой сияли крупные россыпи ночных звёзд. Мы надели лыжи. Закинули автоматы за плечи.

-Ну что идём?- спросил я, в надежде, что Санька скажет что-нибудь навроде: «Да ну его ,к чертям собачьим!».

Но Санька только мотнул головой в ответ, что означало: «Идём!».

Снег был глубокий. Не успели мы сделать и метров двухста  лыжни, как над тайгой, над полигоном …зажёгся свет! Слышите: ЗАЖЁГСЯ СВЕТ! Мы остолбенело стали, уперевшись в лыжные палки. Свет исходил откуда-то сверху, из ночного звёздного неба. Он был странного голубоватого оттенка и видом своим напоминал свет мощного прожектора. Свет этот был конусообразным .Верхушка конуса находилась где-то в темноте небес, а широкое световое пятно высветило круг или овал на полигоне, в полукилометре от нас.

-Да какого чёрта здесь творится??!-заорал мне Санька

Я сам стоял в полувменяемом состоянии, открыв от удивления рот. Вдруг, откуда-то с небес, именно оттуда, откуда исходил этот странный голубой конус света раздались глухие удары ,будто кто-то колотил по железу. Потом всё внезапно стихло. Свет погас. И вновь возник голубой конус, но вот уже почти рядом с нами. И опять гулкие глухие удары. Мы ошалело глядели в ночное небо, но откуда исходил этот свет мощного прожектора ,так и не могли понять. А потом нам стало страшно. Липкий страх перед неведомым просто сковал нас. Мы стояли и смотрели на этот конус света, как два идолища, изваянных братьями-якутами  изо льда. Потом свет внезапно погас … и возник через минуту над прибором, в полутора километрах от нас! Промприбор явно освещался откуда-то сверху. Сверху! Но ведь не было слышно ни рёва вертолётных турбин, ничего.Тишина. Это был, явно, не вертолёт! Но что?! И среди этой зимней морозной тишины только гулкие частые удары. Загадочный свет перемещался с поразительной быстротой. Потом всё погасло снова. И зажглось, но уже через две минуты где-то в восточной стороне ,у края полигона, довольно далеко от того места, где мы стояли. Мы смотрели на это чудо, будто зачарованные.И нам было по-настоящему страшно.

-Всё! -заорал мне Санька -Ходу отсюда! Ходу!

И мы рванули к нашей «крепости». Я плохо хожу на лыжах, но так быстро мне кажется не бегали и лучшие биатлонисты! У избушки мы ,запыхавшись скинули лыжи и ворвались в неё, как сумасшедшие, лязгая зубами от страха. Задвинули засовы, быстро выключили лампу. И притаились. Будто две дрожащие, потеющие  от жуткого животного страха мыши. Через окошко мы видели этот конус света над полигоном. Он ПЕРЕМЕЩАЛСЯ! Перемещался рывками, часто меняя направление, как будто бы, тот, кто им управлял хотел высветить разные участки тайги и нашего полигона. А ,я клянусь, клянусь всеми святыми - этим светом управляли. Откуда-то сверху. Так продолжалось около часа. Мы сидели в темноте ,не говоря ни слова, наблюдая голубой конус перемещавшегося по тайге света. И слушали частые глухие удары железа по железу. А может быть, это стучали наши зубы или сердца? Часа в два ночи свет вспыхнул последний раз, высветив промприбор, находящийся в полутора километрах от нашего балка. Раздались мощные удары и затем всё внезапно стихло. Голубой конус загадочного света погас. И не зажигался боле до самого утра.

Надо ли говорить, что до утра мы не сомкнули глаз? Уж чего только мы не напридумывали, сидя в темноте, судорожно вцепившись в свои автоматики. Говорят, что в тех краях бывает полярное сияние. Я ,лично, его никогда не видел, да и Санька тоже. Но на полярное сияние, то что я видел по телевизору,  этот голубой свет, свет от мощного прожектора, свет конической формы ,явно не походил. Утром, как только рассвело мы с Санькой двинулись в путь. Сходили на полигон, сходили к опечатанному промприбору - никаких следов ночного происшествия! Абсолютно! Как будто ничего и не было. Но это же нам не приснилось! И мухоморов мы не ели! Точно не ели! В общем, вы как хотите, а мы решили, что это был инопланетный корабль. Вот только,  какого лешего он ошивался в глухой ночи над законсервированным полигоном? Знаете, сейчас много выходит фильмов  и фантастических книжек, как инопланетяне охотятся за золотом. Ну, вроде бы, на их планетах – это сверхредкий металл или его вообще там не существует, а он нужен им для каких-то неведомых целей? Не знаю, я насчёт всех этих фильмов и книжек, но то что мы видели той ночью, не поддаётся никакому моему определению. Я не знаю, что это было. Но ЭТО я видел своими глазами! И кроме меня ЭТО же САМОЕ видели ещё две пары глаз. Санькины.Моего коллеги и друга.  Что до меня, я так думаю, что инопланетяне каким-то образом, контролируют добычу золота на Земле. Нет, я не сошёл с ума и не пересмотрел Х-файлов! Просто у меня такое чувство, что я это знаю. Знаю,только и всего.

Вахта пришла за нами на следующее утро. Мы с Санькой с радостью покидали далёкий и дикий таёжный край. Край природы неземной ,сказочной красоты. Край бесконечной голубой тайги. Край, нам знакомый, но всё же  полный загадок и странных, непостижимых  явлений и удивительных тайных тайн. Впереди нас лежали тысячи километров пути к родному дому…

И, вот теперь, по прошествии многих лет, когда я беру в руки свои сибирские дневники, где-то в глубине души мне становится немножечко грустно. Грустно оттого, что где-то там,  в Сибири, в синей, как море, тайге я оставил кусочек своего сердца.




Таганрог, январь 2012г.



На фото река Жуя, Восточная Сибирь. Где-то там,в горах, и прииск Раковский, в паре суток пути...



© Copyright: Светозар Афанасьев 2, 2012
Свидетельство о публикации №212010900269