Полярная сова

Сергей Одзелашвили
                Полярная  сова.




Снежная  пелена  незаметно,  крадучись,  закрыла  горизонт,  и  не  успел  я  оглянуться,  как  всё  вокруг  утонуло  в  молочной  белизне.  Именно  так - было  удивительно  светло,  но  невидно  ничего  более  чем  на  два,  три  метра. 

И  небо,  и  горизонт,  и  заснеженная  тундра  под  ногами  имели  один  цвет – молочно-белый  одинаковый,  без  каких  либо  теней. 
Я  замер  понимая,  что  потерял  всякие  ориентиры  и  не  знаю,  куда  мне  идти.

Охотился  на  куропатку,  проверяя  почти  две  сотни  силков,  которые  расставил  в  большом  логу,  где  были  её  откормочные  заросли  полярной  ивы – тальника.  Работа  тяжёлая,  потому  что  стенки  стоящие  перпендикулярно  зарослям  из  ломанных  ветвей  тальника  в  проемах,  которых  висели  силки,  заносило  позёмкой,  и  снег  слёживался  так,  что  его  впору  было  пилить. 

Попавшиеся  куропатки  вмерзали  в  снег  и  работа  по  их откапыванию,  и  расчистке  стенок  была  так  тяжела,  даже  двадцать  семь  градусов  мороза  не  охлаждали  разгоряченного  тела. 

За  плечами  у  меня  висел  рюкзак  с  хорошей  добычей,  в  силки  попались  почти  пятьдесят  куропаток.  И  вот  с  этой  добычей,  уставший  понял,  не  знаю,  куда  мне  идти,  а  до  нашего  посёлка  было  километров  девять. И  липкий  страх  потихоньку  заполнял  моё  сознание. 

Я  замерший  смотрел  по  сторонам,  боясь  пошевелить  ногами,  чтобы  не  потерять  направление,  по  которому  я  шёл.  Снял  рюкзак,  освободил  ноги  от  широких  охотничьих  лыж  подбитых  камусом,  не  сдвигая  их,  сел  на  рюкзак. 

Самонадеянно  не  надел  компас,  да  и  оделся  не  очень  тепло  и  в  какой  раз,  тундра,  наказывает  меня  за  мою  глупость.  За  то  пренебрежение  к  своей  же  безопасности. 

Сколько  людей  погибло  из-за  своей  самонадеянной  тупости.  И  всё  равно  каждый  раз  гибнут  и  гибнут,  и  теперь  пришёл  мой  черёд.  За  моей  спиной  был  балок  дяди  Коли,  известного  охотника,  у  которого  я  многому  научился. 

Я  там  смог  бы  переночевать,  да  и  идти  всего  километра  два.  Но  сейчас  это  было  физически  невозможно.   
Белая  мгла  окутала  меня,  как  саван,  горько  усмехнулся  своему  сравнению.  Похоже,  это  и  будет  моим  саваном. 

Прошло  часа  три,  и  моё  тело  начало  окоченевать.  Я  прыгал,  растирая  себя,  но  время  было  не  моим  союзником.  Уставший,  я  вновь  присел.  Мне  показалось,  что  слышу  какой-то  странный  звук,  похожий  на  клёкот.  Я  так  испугался,  что  вновь  запрыгал  и  начал  отжиматься  от  рюкзака. 

Не  хватало  мне  ещё  галлюцинаций. 
Нет,  я  не  брежу,  рядом  со  мной  где-то  в  метрах  пяти  я  услышал  звук,  и  это  был  звук  птицы.  Неужели  я  брежу,  какие  сейчас  птицы,  да  и  кроме  куропаток   других  тут  и  нет,  да  пожалуй,  полярная  сова. 

Я  замер,  а  ведь это  и  вправду  клёкот  полярной  совы.
Вспомнил,  месяц  тому  назад,  увидел  потрясающую  сову.  Она  сидела  на  палке  с  перекладиной,  которую  установил  дядя  Коля. 

Он  мне  всё  жаловался,  сова  разоряет  его  силки.  Вот  он  и  поставил  шест  с  маленьким  капканом,  в  который  и  угодила  полярная  сова.  Увидела  меня,  раскрыв  крылья  махая  ими,  устрашающе  раскрыв  свой  крючковатый  клюв,  издала  злобный  клёкот. 

Я  издали  видел  летающую  сову,  да  и  в  руках  держал  убитую,  но  вот  так   живую,  в  метре  от  себя  видел  впервые. 
Бог  мой,  какая  потрясающе  красивая  птица.  Её  большие  сверкающие  глаза,  вперившись  в  меня,  смотрели  зло,  огромные  кривые,  как  ятаганы  когти, были  грозным  оружием. 

Мне  так  стало  жалко  эту  красавицу,  но,  как  её  мог  отпустить,  если  к  ней  не  подойти.  Я  тогда  приблизился  к  ней  на  полметра,  смотря  в  глаза,  тихо  свистел.  Сова  шипела,  но  я,  не  шевелясь,  смотрел  и  свистел  разные  мелодии. 

Удивительно  красивая  птица  наклонила  голову,  опустив  крылья  и  столько  было  тоски  и  боли  в  этом  наклоне  головы  и  безвольно  опущенных  крыльях.

Я  заговорил  с  совой,  говоря,  что  её,  отпущу,  если  она  меня  не  будет клевать.  Сова,  успокоившись,  смотрела,  изредка  моргая,  я  протянул  осторожно  руку,  но  перчатку  не  снял.  Сова  приподняла  крылья  и  зашипела.  Я  снова  засвистел. 

Мне  трудно  в  это  поверить,  но  сова  удивлённо  смотрела  на  меня,  напряжённо  прислушиваясь  к  свисту.  Я  очень  осторожно  дотронулся  до  её  крыла,  чуть  поглаживая.  Её  глаза  закрылись,  и  она - мне  даже  показалось,  что-то  то  ли  просипела,  то  ли  просвистела. 

Осторожно,  тихо  разговаривая  с  совой,  протянул  ладонь,  сняв  перчатку,  дотронулся  до  её  лапы  в  капкане.  Она  встрепенулась,  расправив  крылья,  наклонила  голову,  вновь  её  подняла,  и  мы  смотрели  друг  другу  в  глаза. 

Понимаю,  что  вряд  ли  мне  кто  поверит,  но  в  глазах  совы  была  просьба  и  надежда  на  освобождение.  Не  знаю,  почему,  но  я  обвязал  её  ногу  кордовой  ниткой  для  силков,  хотел  её  пометить.  Поднял  дугу  капкана,  освобождая  лапку. 

Неожиданно  сова  перебралась  на  мой  локоть,  замахав  крыльями,  она  издала  серию  щелчков,  пристально  посмотрела  мне  в  глаза  и  бесшумно  взвилась  в  небо.  Сделав  круг  надо  мной,  и  исчезла,  улетев  в  сторону  зарослей  тальника. 

И  вот  сейчас,  замерзший,  я  услышал  клёкот  полярной  совы.  Клёкот  раздался  рядом  и  неожиданно  прямо  на  моё  плечо  села  та  сова,  которую  я  освободил  из  капкана.  Я  её  сразу  узнал  по  кордовой  нитке  обвязанной  вокруг  её  лапки.

Потрясённый  я  не  мог  поверить  в  происходящее,  огромная  белая  сова  сидела  у  меня  на  плече,  склонив  голову,  заглядывая  мне  в  глаза.  Бесшумно  вновь  взлетела  и  кружилась  надо  мной.  Её  клёкот  о  чём-то  говорил,  он  был  настойчив  и  требователен. 

И  тут  до  меня  дошло,  она  меня  звала  за  собой.  Боже  мой,  такого  быть  не  может.  Вскинув  рюкзак  за  плечи,  надев  лыжи,  я  пошёл  на  звук  совы.  Да,  чёрт  побери,  сова  меня  вела.  Периодически  подлетая,  чуть  ли  не  в  плотную.  Она  вновь  летела  и  вела  меня  за  собой. 

Через  два  часа  я  вышел  на  окраину  посёлка. 
Тусклый  свет  еле  угадывающегося  уличного  фонаря  красноречиво  говорил,  я  выбрался  к  жилью.  Сова  вновь  села  мне  на  плечо,  склонив  голову,  посмотрела  мне  в  глаза  и  бесшумно  взлетев,  растворился  в  белой  мгле. 

Моя  жена  была  в  панике  когда,  отряхиваясь,  вошёл  в  предбанник.  Выскочив  мне  на  встречу,  обвила  мою  шею.  -Господи,  ты  пришёл,  пришёл, - по  её  щекам  текли  слёзы.  Она  понимала,  что  значит  заблудиться   в   белой  мгле   в   зимней   тундре.

Уже  сидя  за  столом,  уминая  вторую  миску  кислых  изумительных  щей  с  пампушками,  рассказал  ей  о  произошедшем.  Ошеломлённая,  моя  жена  зачаровано  слушала. 

-Если  бы  не  знала  тебя,  никогда  бы  не  поверила  в  этот  невероятный  рассказ,  а  тебе  безоговорочно  верю.  Но  как  невероятна  эта  история.   

Вот  такая  необычная  история  произошла  со  мной.  История,  в  которую  никто  не  поверил.



19  октября  2009.