ЮЗы18. От подполковника до генерала за одну минуту

Тимофеев Владимир
                ЮЗы.  От подполковника до генерала за одну минуту!

       Ваня Шаповалов родом из - под Сыктывкара, необширной, но самостоятельной национальности коми. Потомственный рыбак и охотник, он был чрезвычайно вынослив, небольшого роста, жилистый, без видимых мышц, был крепок и силён, особенно в гимнастике.

      У нас была одна тумбочка на двоих и никогда не было никаких конфликтов. В столовой сидели за одним столом с Заки Салиховым и Толиком Клементьевым. Все три года  учёбы они не переставали удивляться; куда в меня лезет вся потребляемая еда.

      Расширяя свой кругозор, я всё время пытал Шипчика, так мы называли его в своём кругу, есть ли на их языке мат, как у русских. Заки на такие притязания сразу отрезал, что у татар мата нет, а если надо выразить запредельные эмоции, то они пользуются русским матом, благо он достаточно цветистый и обширный.  Шипчик, в конечном счёте, раскололся и выдал нам пару самых сильных у коми "матюгов", один помню: "туля(ю) рож", переводом он нас так рассмешил, что замкнулся в себе и больше секретов языка коми нам раскрывать не стал. Я переводить тоже не буду, т.к. думаю найти другую тему повеселить читателя.

     После Латузы мы встретились в Киеве, где он с Заки  на момент моего поступления заканчивали третий курс. Отучились вместе один год и опять судьба развела нас от капитанов до подполковников.

      Уборочная, середина 80-х. После Алтайского края прибываем в Новосибирскую область для продолжения оказания помощи народному хозяйству. В Новосибирске для встречи эшелонов Облисполком выделяет мне белую "Волгу", т.к. моя машина загружена в последний эшелон. Объявилось свободное время, уточняю у Облвоенкома месторасположение  зенитного полка, которым командует подполковник Шаповалов.

    Приезжаю в полк, прошу водителя напористо посигналить звуком и светом, ворота распахиваются и я вкатываюсь на территорию полка, подъезжаю к штабу. Надо сказать, что на уборочной с формой одежды мы обращались достаточно вольно, чаще ходили в техническом танковом костюме без погон, сапоги и фуражка при этом присутствовали.

     Надеваю противосолнечные тёмные очки и выхожу из машины, вылетает Шипчик, по принадлежности машины определяет приезд неведомого начальника.  Подаёт команду: "Полк, смирно!" , подбегает ко мне и , не видя на мне погон, на всякий случай повышает меня в воинском звании, докладывая: "Товарищ полковник, в ввереной мне части  происшествий не случилось. Командир полка подполковник Шаповалов". Строго задаю вопрос: "С чего это Вы взяли, что я,- полковник?". Шипчик, стремительно повышая меня в звании: "Виноват, товарищ генерал!"

     Не выказывая удовлетворённости карьерным ростом, брюзгливо спрашиваю: "Вы уверены, что происшествий не случилось?" Зенитно - артиллерийский полк около пятисот человек личного состава, ответить на такой вопрос можно только приблизительно, тем более что Ваня по жизни так и не приобрёл ни моего оптимизма. ни моего нахальства.

    Ощущаю, что по ЕГО  спине обильно потёк холодный пот, прекращаю розыгрыш и снимаю очки. Он меня не узнаёт; степной загар, да и времени с последней встречи утекло не мало. "Подай команду "Вольно" и пошли к тебе в кабинет",- говорю ему уже своим, подполковничим голосом.

      Он кидается обниматься, я уговариваю его подать необходимую команду.
 Вечером я был у него в гостях.

   P.S. Для сравнения; у первого космонавта Ю.А. Гагарина  в пути от старшего лейтенанта до майора прошло чуть более часа.