Крысиная история

Тамара Пригорницкая
 
На круглой тумбе с рекламными афишами увидела листок: «Убивая кошек, ты плодишь крыс». Господи спаси! Никогда я кошек не убивала. А вот с крысами встречаться приходилось, причем вплотную.

В начале 70-х жила я с детьми  в самом центре Тюмени, на первом этаже  «деревяшки»  без всяких удобств. Переехали весной и лето прожили без происшествий, а с наступлением холодов началось нашествие крыс.

Сначала они оккупировали подполье, куда я высыпала картошку. Спускаясь туда, я то и дело обнаруживала обгрызенные клубни, отбрасывала их в сторону со словами: «Раз начали, так доедайте!» Думала, это мыши пируют. С каждым разом испорченных картофелин становилось все больше, и следы зубов на них гораздо крупней, чем  мышиные.

- Мама, тут крыса! – закричал сын, отправленный за картошкой, и пулей вылетел из подполья. – Я боюсь!

- Подумаешь! – как можно спокойнее сказала я и, взяв миску для клубней, спустилась сама. – Это та же мышь, только крупнее, - бормотала больше для собственного успокоения, чем для детей. -  Чего бояться? Ведь вы ее гораздо больше.

Дети, стоя на четвереньках, наблюдали за моими действиями.

- Кыш! – крикнула я хвостатому зверю, сидящему  на картофельной горке. Крыса повернулась ко мне и посмотрела с вызовом. Поодаль  сидела еще одна. Нападать они не  собирались, но мне сделалось жутко. Вдруг они думают, что картофель - это их собственность, а я ворую?

- Пошли отсюда! –  крикнула еще более сердито  и посмотрела вверх. Над люком нависли две головы: одна - коротко стриженная, другая - украшенная бантиками. В глазах – страх пополам с любопытством.

 - Ладно, сварим сегодня манную кашу! – резюмировала я, стараясь без паники покинуть подполье. – Найдем для них какую-нибудь отраву или санэпидстанцию вызовем, вот и все.

Из санэпидстанции сообщили, что места общего пользования (мусорка и туалет) в нашем дворе обработаны, крысы должны вскоре исчезнуть. Но не тут-то было! Однажды ночью я почувствовала, что на меня что-то упало. Не выпрастывая рук из-под одеяла, сбросила с себя неизвестный  предмет, включила ночник и увидела огромную крысу, медленно уходящую под пианино. Остаток ночи не спала, ждала второго пришествия.

Утром мы втроем с трудом отодвинули инструмент от стены и обнаружили в плинтусе  дыру. Видимо, через нее и проникла в комнату крыса. А зачем она на меня залезла?
 
- Наверное, за молоком! – догадалась старшая дочка. Младшая, которой еще не было года, обычно спала со мной, а под ее подушкой, чтобы всегда наготове и тепленькая, лежала бутылочка с молоком.

Без ночника мы больше не спали. Заслышав шорох, я стучала тапочками  по полу. Естественно, не высыпалась. Дети учились в разные смены, передавая младшую сестру с рук на руки. В полдень я прибегала с работы, чтобы всех накормить. Как-то, примчавшись, обнаружила дочку в прихожей, не причесанную и не одетую.

 - Там крыса! – дрожащим голосом объяснила она. – Не подпускает.

Распахнув дверь, я увидела здоровенную особь, вальяжно устроившуюся возле стула, на котором висела школьная форма дочки. Схватила тапок и запустила в усатое чудище. Крыса грациозно увернулась. Стала бросать в нее все, что под руку подвернётся: кубики, кухонный инвентарь, шапки. Когда я, наконец, попала в крысу собственным сапогом, она издала резкий звук и пошла прямо на нас. Угодливо распахнув входную дверь, я схватила дочку в охапку, и мы спрятались за печкой. С трудом перебравшись через высокий порог, крыса ушла в кладовку. Кажется, она была на сносях.

В редакции, бурно обсудив мой рассказ,  коллеги пришли к выводу: срочно нужна кошка.

- Хочешь, я тебе своего Василия на время дам?- предложила секретарша.

 - Василий – кот, а нужна кошка! – заметил фотокор и успокоил: - К вечеру будет, не боись!

Действительно, в тот же день он принес маленькую, тигровой раскраски  Муську. Она позволила детям погладить себя, а, когда малая ухватила ее за хвост, не обиделась и когтей не выпустила.  Отважно спрыгнув в подполье,  Муська через некоторое время вернулась, брезгливо отряхивая лапки, обошла все наше жилище, на подоконнике посидела, обнюхивая герань, и улеглась в кресле.

Через три дня кошку забрали. Крысы больше не приходили. А вскоре мы переехали в благоустроенную квартиру, и постепенно крысиная история забылась.

… Много лет прошло. Из Питера на каникулы приехали внуки – дети младшей дочери, той самой, что спала  когда-то с молоком под подушкой.  По традиции отправились на Цветной бульвар, где много аттракционов. Нагулявшись, перешли в соседний сквер.

- Интересно, почему здесь памятники кошкам? Да еще так много!  - удивился младший внук  и стал считать. – Смотри-ка, двенадцать кошек и котят! У нас в Питере есть памятник чижику-пыжику, про него еще песенку поют. А тут кошки…

Пришлось рассказать:

- В вашем городе, тогда он еще назывался Ленинград, во время блокады съели всех кошек. И развелось большое количество крыс. Просто заполонили город. Если люди еще могли как-то отбиваться от грызунов, то спасти музейные сокровища было нереально. Поэтому в  Ленинград  стали завозить котов и кошек – для защиты Эрмитажа и других музеев.  Сибирь отправила более пяти тысяч кошек.  Из Иркутска, Омска и других городов. Вот  и тюменцы  собрали своих, всего 238 штук. Целый вагон получился.

- Выходит, ваши кошки наш город спасли! – догадался внук. – За это им столько  памятников? И ты знаешь, кто их  смастерил?

 - Конечно. Тут ведь табличка есть. Вот, пожалуйста, автор проекта Марина Альчибаева. Кошки из чугуна отлиты, покрыты золотой краской.

 - Хорошие, храбрые, сильные! – приговаривал мальчик, поглаживая скульптурного котенка. – Спасибо, что вы Петербург спасли. Мы вас не забудем!

 На снимке:  памятник кошкам в Тюмени.