Глава четвертая клетская почта

Борис Рябухин
Глава четвертая
КЛЕТСКАЯ ПОЧТА

В Клетскую Почту Полина взяла младшую сестру Настю.
На Дон Полина с Настей ехали на пароходе до Сталинграда, потом – поездом, машиной, и на быках – на всех видах транспорта.
Руководство Клетской Почты поначалу встретило молодую учительницу  не очень-то  дружелюбно.  Дали ей с сестрой  «заднюю горницу», как они называли полуразрушенную комнату, где складывали продукты. Полина с Настей ее отчистили,  отмыли, оборудовали, развесили везде белые занавески –  на крохотное окно и на двери. Все привели в должный порядок – и заулыбалась светелка. И стало уютно. Многие даже позавидовали.
Вспоминая это, Полина видела другую картину, как довольная и улыбающаяся, она отскабливала деревянные крашенные когда-то полы в квартире в центре Москвы, у Белорусского вокзала, которую Боре удалось получить после развода с Валей и квартирного обмена. Как же Полина  была в этот миг счастлива, что Боря развелся, наконец, с женой, нисколько его не уважающей! И счастлива, потому что наконец-то, отдала Боре долю от наследства Аксиньи. Эти деньги сын доплатил, чтобы получить однокомнатную  квартиру-распашонку  в центре Москвы.

А в Клетской Почте  была только семилетняя школа, которую Черновой  пришлось открывать и организовывать в ней весь учебный процесс вместе с местным учителем Лутковым. 
К учебному году школу восстановили. В Клетской Почте стали учиться дети–переростки. Пока эта школа была закрыта, многие ребята переросли.  Некоторые ученики были только на 2 – 3 года  младше учительницы Полины Алексеевны.
Настя пошла учиться в 6 класс, но у другой учительницы. У Полины Алексеевны   Настя  училась только в 7 и 8 классах, а в 9 классе  опять училась у других, но жила всегда со своей сестрой.
В Клетской Почте Полина Алексеевна приходила на занятия в школу в закрытом облегающем сером платье, подчеркивающем все ее выдающиеся формы. На шею подвязывала небольшой цветной платочек. Волосы расчесывала  на пробор в центре головы, а косы укладывала на голове короной. Это помогало выглядеть старше  своих высоковозрастных учеников.
Наверное, поэтому в  ГОРОНО Чернышевой предложили в 21 год стать директором школы. Но она отказалась, испугалась, что не справится.
«А напрасно, – сожалела Полина. – Взял директорство Лутков.  Хотя и не имел права, но – хутор решил».
Вот интересно, лукавила она в этот  раз? Ведь знала, что  она «дочь врага народа». Даже если вначале не разобрались с ее отцом, вскоре бы все равно узнали от органов НКВД.  Поэтому и «испугалась», только не ответственности, а НКВД. Просто Полина  не говорила маленькому сыну о том, что она дочь «врага народа». И старалась сделать из Бори активного, даже интересного  и заметного в школьном коллективе человека, чтобы его  не попрекали каторжным дедом. Полина  и сама из кожи лезла, чтобы быть в коллективе активной. Ведь ее могли просто выгнать из школы под любым предлогом  за отца.
Хутор Клецкая Почта располагался в степи около лимана.  Живописное место. Очень красиво выглядела околица  на закате, когда спускалось солнце за горизонт. Лиман весь почти зарос  камышом, но были островки и заводи. Полина с сестренкой катались на челноке по этому лиману. Романтично. Да и пора была беззаботная. Только где-то таилась грусть по друзьям, да страх и волнение, как примут новоиспеченную учительницу   дети и власти.
Хуторяне приняли ее  радушно. Величали по имени-отчеству, начиная с  первой встречи – «Полина Лексевна». А между собой говорили: «Учительша приехала». И даже приходили к дому, где она стала жить, посмотреть на нее и познакомиться.

И вот начался учебный год, первый год ее работы. Первый год работы был для Полины, конечно,  незабываемым. Как, наверное, и для всех начинающих.
Полина Алексеевна  понравилась родителям, и  дети очень ее полюбили. Сколько усилий и волнений они вкладывали, когда выполняли контрольную работу. Пот с их лица лил, хоть  было не жарко. Каждому очень хотелось получить хорошую оценку, чтобы не отстать от других. Да и как им смотреть в глаза учительши, если получишь плохую оценку?
Когда Полина Алексеевна встречала родителей на улице, каждый спрашивал: «Ну,  как мой (или моя)? Не шалит?  Может, чем-нибудь вам помочь?»
 «Дети очень умненькие, решали задачи  несколькими способами. Меня уважали, – светло вспоминала своих первых учеников  Полина Алексеевна. – И родители  тоже относились хорошо. Я ничего ни  у кого не брала, а то было бы хуже».
«А что могло еще быть хуже? – спрашивал Боря бедную мать, когда не знал о репрессированном деде?

Жить первое время было трудно. Приезжим  на  хуторе  продуктов не найти.  Магазин пустой, хлеб редко привозили. Да и сам хлеб черный – жесткий, хоть  топором руби, а внутри жидкий – не пропеченный.  Местный  хлеб брали плохо. Казачки сами пекли. Мяса и прочих продуктов для чужих   нет, так как нет базара. Все хуторяне имеют свое хозяйство.  Этим и живут. Так же – и местные учителя, аборигены. А что делать приезжему учителю, у которого никакого хозяйства нет, да и не положено иметь. Полине  с Настей стало просто невыносимо.  И тогда Полина Алексеевна  пошла к председателю  сельсовета. Он заговорил издалека:
 – Я вот к вам все приглядываюсь. Хороший вы человек. Мы вас полюбили. Что-нибудь я устрою для вас.
И устроил. Обязал председателя колхоза все продукты выписывать Черновой  по твердым ценам. 

Председателю колхоза молодая учительша,  действительно,  понравилась.  Только она не догадывалась о его намерении. Председатель стал «шантажировать» свою жену. Как она закатит очередной скандал, так председатель ее начинает пугать: «Плохой я?  Уйду к учительше, она лучше тебя».
Та посмеивалась-посмеивалась, да и поверила. Даже к хозяйке квартирантки  приходила, чтобы «учительшу» посмотреть.

Выписали в урожай  тонну арбузов из колхоза.  Дали подводу и мальчика-возчика, и Поля с Настей  поехали на бахчу.  Арбузов была тьма тьмущая.  Набирали самых лучших арбузов и больших пахучих дынь.  Нагрузили полную подводу, без веса.  Лошадь еле везла. Пришлось переправляться через речку  Малая Медведица вброд. А колесо от телеги отвалилось. Арбузы поплыли. Что успели – выловили из реки. Кое-как довезли. Выгрузили в свою комнату в угол. Такой чудный запах от дынь пошел по дому.  Всех учителей приглашали в гости. Кто приходил – всех  накормили.
 А когда оставались одни, Поля с Настей – одной 20 лет, другой 12 лет – садились на вымытом полу, делили арбуз пополам, и усиленно каждая трудилась над сочной красной мякотью – блаженствовали.  От пуза.
Стали  учительнице выписывать продукты: мясо, яйца, молоко, по твердым ценам. Так было хорошо.
Выписали как-то учительнице в колхозе целого барана. А рубить – нет топора.  Повесили его за задние ноги в чулане.  Настя тогда была у Полины главным шеф-поваром. Учительнице некогда, надо работать в школе, потом тетрадки проверять, готовиться к урокам на следующий день. А хозяйством в основном занималась Настя. И вот маленькая Настя, чтобы сготовить обед, приходила в чулан, ножом отрежет кусок мяса и сварит.  Так она резала до тех пор, пока можно было резать. Полина как-то зашла в чулан – и расхохоталась.  Висит скелет  барана. Настя, как крысенок, его обгрызла.  А не решилась попросить у хозяйки топор, или сестре сказать. А учительница со своей работой упустила из виду эту деталь.  Вот таким жалким был барашек в чулане. Потом барана все же разрубили. И кости сварили на бульон.

В Клетской Почте интересные были обычаи. Например, суп не ели. Казаки ели по-особому, не как в Астрахани. Да и было у них, что поесть. Мясо вареное вытаскивали из чугуна и ставили его зажариваться, «обсыхать». Потом все его ели и запивали  разведенной  в родниковой воде кислой капустой. Или портошное молоко (скисшее, перебродившее квашеное молоко, откинутое через тряпку) разбавляли тоже родниковой водой. Почему портошное? Бабка хозяйка говорила, что казаки его с собой возили в торбе, в калашинах старых портков. И не расстраивались у них желудки?  Блины хозяйка пекла на большой сковороде, ели их с кислой капустой. А на закуску один или два блина ели с каймаком (сметана, снятая с топленого молока). Очень жирный и вкусный каймак.

Полина Алексеевна преподавала физику и математику. Работала с подъемом. С ребятами у нее был полный контакт. Все очень хотели учиться. Была у детей большая тяга к учебе. Многие ходили в школу пешком с других хуторов, расположенных за 6 – 7 километров от Клетской школы. И это их не тяготило, удивлялась Полина.
Но конечно, тяготило, только и учиться хотелось.
Это был незабываемый класс. Как учились! Задачу решали многими способами, даже девочки. За урок выполняли 2 – 3 плана. Не оставалось ни одного примера, чтобы на занятиях  не решили. Поэтому им был любой материал по плечу.

Полина Алексеевна ходила между рядов, смотрела, как пятиклассники, сопя, сами решали задачи или примеры. Учились в охотку. Вскоре прошли всю программу. На уроках по физике девочки  затемняли все окна своими платками, если была нужна темнота для опытов. Учительница поняла, что многие ребята уже курят. Попросила у них папироску, нужно было показать прямолинейность света. Приходит на другой день в класс – а на столе лежат две папироски. Ребята посмеиваются, на учительницу поглядывают. А она и держать-то ее  не может.  Вызвала к доске ученика, он показал, как закуривать, продолжили опыты.
Ученики помогали учительнице. Ребята  постарше влюбились в Полину Алексеевну. Писали ее стихотворения и добавляли: «Посвящаю… П.А.»
В общем, Полина была довольна всем –  и учителями, и особенно ребятами.
Молодая учительница стала получать 400 рублей в месяц.  Зарплату делила пополам. Высылала маме  Аксинье 200 рублей. А 200 рублей с Настей тратили сами на питание и одежду. У той и другой  не было ничего путного из вещей, так как 1933–1935 годы  были скудные. Стало лучше в 1938 году, но для Полины и он стал тяжким. Так как она только начинала работать. И была  единственным источником  обеспечения большой астраханской семьи.  Но все равно на  200 рублей Полина с сестрой постарались одеться.  Полина купила себе много платьев и костюм за 90 рублей. Справила одежду и Насте.  Ходили не хуже других. А то приехала – в бязевой сорочке  и в пиджачке  из дерюжки.
 Но вот начались холода, в этой задней комнате жить стало невозможно. Дверь не прикрывалась, как следует. И Полине дали комнату на  другом конце села. Вскоре у молодой учительницы  появилось много друзей. Народ к ней  привязался.
В общем,  в Клетской Почте Полине теперь работалось и жилось хорошо. Она чувствовала, что имеет большой авторитет. И стар, и мал ее почитали.
Хуторяне после работы шли в Народный дом в своих лучших нарядах, как в гости. Полина Алексеевна  организовала им «Живую газету». Ребята побойчей составляли и пели частушки. Ставили пьесы. Многие учителя были молодые, и с большим желанием разучивали роли и участвовали в школьном  спектакле.  Вырученные  от выступлений деньги шли на нужды бедных и раненых сельчан. Ведь в  1939 году  была  война с финнами. Тогда прорвали «Линию Маннергейма». Сколько было погублено и искалечено людей!
Враги затаились. Много поработали коммунисты, и темный народ тянулся к светлой жизни, хотел все новое, интересное впитать и освоить. Полина Алексеевна  иногда ездила с докладом на антирелигиозные темы  в другие хутора.

Был такой случай. Однажды на общем собрании сельчан Полину Алексеевну спутали с ее сестрой Настей.
В Народный дом собралось много народу. «Учительша доклад делать будет», – говорили тихо между собой хуторяне.
А после собрания должен был состояться  концерт, где Настя Чернова и другие учащиеся выступали с разученным новым танцем. Председатель сельсовета вел это собрание. И вдруг объявил:
– А сейчас будет выступать учительница, всеми нами уважаемая Чернова Полина Алексеевна.
Полина  и глаза вытаращила. Хотела сказать, что не ей выступать, а сестренке. Но было поздно – грохот  аплодисментов. Нужно было идти на трибуну без подготовки. Что знала, тем поделилась с хуторянами от души.
Народный дом был полон народу. Начала говорить о школе, о детей, благодарила родителей за их старание. И в ходе выступления как-то перешла к астрономии. Это публику  очень заинтересовало. Учительница рассказывала, что знала из книг. Но, как верующая, темы Бога не касалась. Прочитала стихи Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне  дна». А с места спрашивают со смехом: «А что дальше – за звездами». «Кто знает?» – закончила свою речь учительница, под бурные аплодисменты.
А потом выступала и  Настя, от пионерской организации. Так весело танцевала с подружками, что на сцене с нее юбка упала на пол. И смех, и грех.

Когда кончился учебный год, из райцентра Зимников  приехали инспекторы принимать экзамены. Учительница трусила, но ученики ее не подвели. Полина Алексеевна  старалась занижать оценки, боялась переоценить. Ставила четверку, а проверяющий  ставил пятерку. Тройку ставить было некому. А члены комиссии восхищались детьми, что так прочно усвоили весь материал. Да еще    решали задачи различными способами. Удивлялись, как дети хотели учиться.  Все окончили 7 класс на 4 и 5.  Тогда этот класс был выпускным. Выпускники могли  поступать в техникум или учиться до 9 класса.

Работая, Полина  и учебу в Астраханском пединституте  не забывала. Выполняла все задания по программе. Приезжала с Дона в Астрахань на сессию два раза в год. Весной  – с Настей, а зимой  – одна. 
Сдавала экзамены в числе 17 человек заочников-астраханцев. А на  госэкзамен приехала уже беременная сыном.  В таком интересном виде Полину  заставили дарить букет председателю комиссии, потому что красивая.
Фактически, еще не родившись, Боря сдавал вместе с матерью  Полиной государственные экзамены, толкал осторожно ее ногой в живот, чтобы она чувствовала его поддержку.

«Все время меня одолевали женихи, – вспоминала Полина, и с гордостью, и с грустью одновременно. – Их было много, а толку мало».
Председатель колхоза так и продолжал Полине Алексеевне  выписывать  продукты до весны.  Но оказалось, у него был брат – милиционер, не женатый, и председатель  прочил учительницу ему в жены.
И вот раз  к дому, где жила  Полина Алексеевна,  подъехали сани. Остановилась пара гнедых, большие лошади с толстыми ногами. Полина таких мощных  коней в жизни не видела. Из саней вышли два здоровых мужчины в тулупах.  Это председатель привез своего брата для знакомства с учительшей.
Такой  оказался мужик-простофиля.  Очень Полине  не понравился, и Насте – тоже. 
Повадился он потом к невесте похаживать, а его не пускают. Как постучит, Настя отвечает: «Она в школе».
Ходил он, ходил, и все впустую.  Видимо, пожаловался брату председателю. А тот раз – и закрыл продуктовую лавочку. Пошла Полина Алексеевна за продуктами – ничего не выписали.  Говорят: «Весна, все продукты кончились».
Жаловаться некому. Стало туго с продуктами.  А тут и конец учебного года.

В Клетской Почте Полина  работала один год, пока ее не перевели в райцентр – на хутор Зимняцкий.