Генри Лоу. Время скорбей

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВРЕМЯ СКОРБЕЙ
Генри Лоу (1873)

Дитя каждой женщины рождается как наследник - не дворца или короны, не обширных земель или золота, не родовых наделов и славы, не высокого ранга среди богатых и великих, не мягких кресел роскоши, но к наследию общей доли скорбей. Немногие призваны опередить других в мирских благах, быть  кумирами восхищенной толпы, наслаждаться крепким здоровьем и кряжистой силой, преизбытком всякого добра; но много призванных к страданию. Наш обычный путь пролегает по долине слез. Зыбкие волны скорбей вокруг нас, и бури бедствий, с небольшими перерывами, окружают нас. Где глаза, которые редко плачут? Где грудь, которая редко вздыхает? Утраты сопровождают нас едва ли не повседневно. Боли и болезни не дремлют. Плач не является редкостью. "Утром, если бы пришел вечер! Вечером, если бы пришло утро!" (Втор.28.67). Мы знаем, что множество в белых одеждах пришло от великой скорби.
Человек действительно наделен чудесными дарами разума и души, но они слишком малы и слабы, чтобы исключить приход скорбей и бед. Они не могут возвести крепость, в которую можно бежать от печали. От нее не возведешь преград. Беда - ключ для каждого замка, и занимает свое место на каждом сиденье. Она идет как тень за богачом, и лежит на ложе бедняка. Она шагает в каждый лагерь и раздувает паруса кораблей. Она живет под всеми широтами и имеет свои корни в каждой почве. Отшельничество в пустыне не поможет избавиться от нее; городская толпа не даст укрытия. Быть человеком значит переживать скорби и беды.
Об этой истине нет смысла спорить; каждое сердце подтвердит ее. Мы читаем ее во всех анналах человеческого рода. Это печать на челе истории. Бедствия едины в многообразии - столь большом, какое только можно представить. В саду Эдема солнце воссияло ярко, но ненадолго; вскоре надвинулись тучи, погрузившие землю во мрак. Грех вошел в мир, и все беды столпились сзади. Женщина слышит - "умножая умножу скорбь твою; в болезни будешь рожать детей". Мужчина слышит - "в печали будешь питаться от нее во все дни твоей жизни". Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх" (Иов 5.7). Скорбь - это наше общее достояние, река, по которой мы все плывем. Землю часто называют местом плача (Суд.2.5).
Несомненно, иногда приходят времена облегчения. В бурные дни ветер иногда может утихнуть, и солнце выглядывает сквозь плотные облака.  В песчаных пустынях попадаются зеленые оазисы. Так среди жизненных смут бывают промежутки покоя. Но они не являются достаточными, чтобы свести на нет правило, по которому беды пронизывают всю нашу жизнь.
Есть большое разнообразие внутренних состояний человека. Некоторые их нас рождены заново от Бога; они дети вечной любви, наследники бесконечной жизни, овцы паствы Христовой, Его невеста и супруга, они искуплены Его Кровью, призваны Его Духом, они Его радость, Его удел, Его восторг. Бог призрел на них любовью; Его власть защищает, Его мудрость руководит ими, Его ангелы вокруг них. Но разве вокруг них всегда светит солнце? Могут ли они парить там, куда скорби уже не могут прийти? Такой вывод был бы заблуждением.  Их драгоценные привилегии не приносят такого иммунитета. Это всегда так - «Много скорбей у праведного». "Многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие" (Деян.14.22).
Но все же есть большое, счастливое, славное различие. Других скорби огорчают; мы радуемся испытаниям. Мы поем Богу из самой глубины их. Мы радуемся в скорбях и благодарим за них. У нас есть более чем достаточные утешения, и в печали радуется наше сердце.
В поддержку этого можно привести многие соображения.   Время скорби - это время мысли. Христиане страдают, и они размышляют. Они смотрят внутрь себя и ввысь. Они спрашивают: "Откуда это испытание"?  Ответ очевиден. Это не действие слепого случая, но замысел воли Божьей. Его рука приносит наши испытания. Они задуманы в суде небес и в завете благодати. Кто будет роптать, когда что происходит в соответствии с волей Отца? Это драгоценное слово - "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр.3.19). Мы говорим об этом с замиранием сердца. Это якорь, который держит нас устойчиво в самых высоких волнах. Это может быть не по вкусу нашим слабым сердцам. Но меньше всех тревожит та беда, за которой свидетельство ее небесного предназначения.  Тогда мы можем лишь приветствовать испытания. Они - ради нашего духовного блага, или Бог не послал бы их.
Но эта точка зрения является общей и расплывчатой. Она может сбить с толку, а не наставить. На столь широком поле слабо видны отдельные предметы. Давайте сузим поле зрения и посмотрим на конкретные случаи, и это окажет нам помощь в том, чтобы понять свои страдания.
1. Болезни. Многие больны. Болезни постоянно преследуют нас и заставляют страдать. Это обычное дело. Многие ли дома долго свободны от этого вторжения? Чудо в том, что эти хрупкие тела знают столь долгую передышку! Подумайте о том, как сложно мы устроены. Наше тело состоит из множества частей, в том числе самых тонких и своеобразных. Каждая из них может стать дверью болезни, и любой нерв может причинить боль. Зараза рассеяна в окружающем нас воздухе и сопровождает нас всегда и повсюду. Причин для наших недугов очень много. Посмотрите вокруг:  везде вы увидите то, что может сделать вас добычей любого рода страданий. Какое множество людей из всех народов пьет чашу болезней!
Болезнь порождает страх, который отягчает множество испытаний.  Кто же тогда может ожидать освобождения? Кто будет роптать, потому что как человек он подвержен множеству человеческих страданий? Это неизбежная тягость плоти, и такая мысль смирит любой ропот и жалобы. Но когда это хорошо видно, возникает  страх, что болезнь является признаком Божия гнева. Может возникнуть вопрос: "Если Его любовь улыбается нам, почему Он не может предотвратить эти страдания?". В Вифании нам был дан сладкий ответ.   Об одной семье в маленьком городе сказано: "Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря" (Иоан.11.5). Лазарь, которого Он так любил, был смертельно болен, и его жизнь ушла. Разве Его любовь исчезла от этой болезни?  В болезни нет никаких доказательств неудовольствия Бога; страдания не есть вестник Его гнева. Разве не  желанна скорее надежда, что эти посещения будут милостиво посланы! Разве ветку не может сорвать любящая рука? То, что считается карой, если смотреть на это глазами веры, может оказаться милостью. Конечно, эта мысль умеряет горечь чаши и делает Мерру сладкой. Благословенны все страдания, которые приносит Божия любовь!
То, что делал наш Господь, когда Он жил на земле, должно быть предметом нашего постоянного изучения. Именно этим ключом мы можем открыть тайны Его сердца.  Это портрет Его характера. Его особое сострадание к больным бросается в глаза. Он приходил в Иерусалим в праздники, и первое место, куда Он направлял Свои стопы - это переполненный дом болезни. Из всего народа Он выбрал страдальца, лежавшего тридцать восемь лет. По одному Его слову здоровье вернулось к нему. Мог ли тот, кто испытал долгие годы недуга, не преисполниться счастья от одного Его нежного взгляда, задержавшегося на такой немощи? В каждом городе к Нему были приводимы больные. На всяком месте они толпились вокруг Него. Разве Он когда-нибудь, нахмурившись, отверг их? Разве Он когда-нибудь разочаровал  тех, кто, прикасаясь к Нему, исцелялись?   "Когда солнце садилось, все те, кто имели  больных с различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая руки на каждого из них, исцелял их" (Лк.4.40).
Иногда Он приходил туда, где Его уже не ждали. "Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.  Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.  И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лк.13.11-13). Так болезнь была избрана местом милости Христа, когда Он был на земле, и "Он тот же вчера, и сегодня и во веки" (Евр.13.8).
Множество драгоценных слов становятся достоянием больного. Музыка не прельщает глухих; никакие виды не пленяют слепых. Там, где нет смысла, нет и не может быть и радости. Но без скорбей сколько обетований остались бы пустыми! Так болезнь придает интерес ко многим сладким словам Господа. Для здоровых бессмысленно Его слово: "Я Господь, целитель твой" (Исх.15.26). Оно для тех, кто искалечен, истерзан болью, доведен до обморока нервами. Оно говорит о присутствии Иеговы, Который могуществен, чтобы исцелять, и приносит Его имя на уста.
Душа религии - это опыт. Блаженны те, кто вкусил и нашел! Только восстановленные могут     "Теперь мы знаем, что верен Господь; не слухом уха, не из чужих уст, но на личном опыте". Прилив телесных сил похож на сказку из уст другого, но что он значит для тех, кто сам знает, что это значит:  "Господь укрепит его на  одре болезни его" (Пс.41.3). И когда в час томления приходит поддержка под мышцами вечными, и слабость чувствует силу небесной помощи - как драгоценно знание того, что слово Божие всегда действенно!
Если болезнь незнакома нам, то восстановление должно быть также незнакомо. И сколько песен тогда тоже окажутся незнакомыми! Тот, у кого нет опыта страданий, не взлетит на крыльях благодарности. Ему не будет в радость исполнение обетования: "Вот, Я приведу здоровье и исцелю, и буду лечить их, и открою им обилие мира и истины" (Иер.33.6). Но какой восторг воскликнуть, что здоровье вновь дано нам, мир и правда текут в изобилии!
Павел завоевал многих, когда он свидетельствовал:  "Мы имели приговор к смерти в нас самих, так что мы не должны верить в себя, но на Бога, воскрешает мертвых - Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет - и на Которого надеемся, что и еще избавит нас" (2 Кор.1.9-10). "Старое прошло, теперь все новое": вот залог будущего счастья. Болезнь теряет свой ужас для человека, который радуется словам: "Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои" (Пс.103.3).  Он не может отрицать, что Господь есть счастье в полном расцвете. Его дела всегда приносят радость.
Если мы трудимся каждый день, это требует времени, но и заставляет задавать вопросы. Человеку дела знакомы вздохи: почему гибнет мой виноградник? Я жажду чистого словесного молока, чтобы возрасти во спасение, но у меня нет досуга, чтобы прибегать к нему часто. Так вянут цветы души, а сорняки всходят и портят почву.  Но если приходит болезнь, она отвлекает нас от всепоглощающих трудов. Гонка прекращается, уединение превращается в образ жизни, и спокойные часы становятся необходимостью. Это время, чтобы получить богатые плоды. Для размышлений теперь есть полный простор. Можно выделить время и спокойно поразмыслить. Увы, какие грехи и неудачи откроются тогда! Это пробудит сокрушение и стыд, и заставит каждого хоронить свои преступления в глубокой могиле ран Искупителя. Вот возможность рассказать Ему обо всех ваших страданиях, и пройдя через суд, обрести Его прощение! Самоанализу теперь есть достаточно места. Слабые места крепости души будут теперь быстро обнаружены. Опасности пути станут более заметными. Необходимость помощи окажется более ясной. Все это мы получим, если захотим!
Кроме того, это время, чтобы постигать Христа более спокойно. Какое блаженство доставляют такие спокойные упражнения! Мы можем почувствовать всю Его благость и неторопливо созерцать то, для постижения чего коротка целая вечность. Часы болезни - это время читать тома  его любви, Его благодати, Его благости, Его неизменной истины, заботы и терпения, Его совершенного дела, Его великого правления и Его вечной славы. Благословенна болезнь, если она полна такими размышлениями! 
Когда здоровье находится в расцвете сил, многие уделяют Писанию лишь краткое время. Но теперь у Библии нет соперников. Теперь сердце может радостно воскликнуть: "О, какова любовь Твоя, о которой я могу размышлять весь день!" (Пс.118.97 KJV). "Твои слова были найдены сладкими, и я съел их - они радость и веселие сердца моего" (Иер.15.16). Многообразие красот Писания - это бесконечная тема. Это  слава великого откровения о Божьей любви во Христе. Сейчас настало время, чтобы полакомиться этим восторгом, купаться в этом освежающем потоке, бродить в этой галерее радости, и подчиняться голосу Спасителя утешающего:  "Ешьте, друзья, пейте обильно, возлюбленные" (Песнь 3.1).  Может быть, это томление не продлится долго. Несомненно, есть много величия в широкой перспективе. Глаз очарован обширным пространством. Но когда в таком видении будет отказано, разве это не радость - тщательно исследовать мельчайший цветок,  сосредотачиваясь на нем до мельчайших частей? Так краткие предложения могут быть пищей на многие часы, и несколько слов - богатым лакомством на целые недели.
Есть времена, когда плоть обременена болью настолько, что мучение затмевает взлеты духа. Тогда мы счастливы при мысли, что время исхода приближается. Когда приходит смерть, тело прощается со страданием. "Там не будет ни смерти, ни горя, ни плача, и не будет больше боли... ибо прежнее прошло" (Откр.21.4). Как драгоценна в бедствиях мысль: "Еще немного, и Тот, Кто придет, не умедлит" (Евр.10.37). Он "изменит наше уничиженное тело, что оно будет сообразно как сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет с Собою все" (Фил.3.21).
Так боль провозглашает, что наше нынешнее состояние не будет вечным.  Но если земной дом, эта хижина, не разрушится, как мы можем иметь от Бога жилище, дом нерукотворный,  вечный на небесах (2 Кор.5.1)? Вот что способно придать болезни радость. Наши невзгоды не бессмысленны; они могут принести избавление. Сколько есть свидетельств тому, что в наших больницах встречаются сладкий мир и истинная радость! 
2. Бедность. Различие состояний составляет ресурс всего общества. Через него небесная мудрость устрояет общее благо и открывает дверь, через которую входят многие благословения. Но для бедных является общим правилом завидовать более благополучным. Они думают, что изобилие исключает множество забот, и что быть богатым легко. Нет нужды разоблачать эту очевидную ошибку. Лучше напомнить, что Писание оказывает особое благоволение бедным, и пусть это смирит нас. "Послушайте, братия мои возлюбленные, не избрал ли Бог  бедных  мира, чтобы быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его" (Иак.2.5). Если бы этой благодати не было, бедность вполне можно было бы оплакивать. Но пусть сердце поет, читая слова:   Видите, братия, как не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных... но немощное мира избрал Бог" (1 Кор.1.26-28). Пусть скромные труженики ликуют, когда слышат:  "Он поднимает бедного из праха, и поднимает нуждающегося от навозной кучи, так что Он может посадить его с князьями, с князьями народа его" (Пс.113.7-8).
Помните также, что любой скромный путь освятил Сам Иисус. Он владел всем миром, но не дворец был Его домом. Он всегда трудился, и когда Он вышел на Свое общественное служение, Он не имел где преклонить голову. Он нуждался в самом необходимом, бедные женщины делились с Ним своим скудным имуществом, и даже могила, в которой Он был погребен три дня, не была Его собственной. Не презирайте же бедных, ибо они освящены Им!
Но бедность имеет много оттенков. Ее темный оттенок- это крайняя нищета. Бывают случаи, которые никакая предусмотрительность не может предотвратить, когда потеря работы или здоровья, или другие тяжкие испытания лишают всех средств к существованию. Это действительно тяжелое бремя, и только сильная вера может его выдержать. Но это время для благодати, чтобы восторжествовать над страхами природы. Надежда способна пронзить самые густые облака, и увидеть Бога, царствующего на Своем престоле с любовью и благословением. Так открывается обетование:  "Бог восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил.4.19). Любой источник может пересохнуть, но Его полнота всегда полна. И потому наше сердце может петь: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!" (Авв.3.17-19). Это время, когда молитва позволяет Богу действовать, и разве такая молитва окажется безуспешной? Летопись Божьих святых изобилует свидетельствами о данных им великих ответах. Неожиданно открываются неожиданные каналы; нежданные руки приносят нежданную помощь. Истина проста: нет ничего трудного для Господа. Это навсегда останется правдой.  "Когда бедные и нищие ищут воды, и нет ее, и язык их сохнет от жажды, Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их" (Ис.41.17).
3. Несбывшиеся надежды. Желание процветания может быть от Бога. Не является подлинным смирением избегать достойного места в жизни. Успех может принести влияние, позволяющее трудиться для Бога. Пусть никто не осуждает поэтому напряженные усилия, чтобы чего-то добиться. Но неудача - дело обычное. Вместо чести бывает пренебрежение, вместо известности - забвение. Многое из этого ускользает от нашего понимания и приносит лишь меланхолию и печаль. Скорби несут сомнение: где Божье обетование, что во всем, что делает благочестивый, он преуспеет (Пс.1.3)? Но "ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Пусть в вас и не возникает недоверия к Богу. Он по-прежнему держит Свой праведный скипетр. Он знает изнутри каждого человека. Можно уверенно идти и вскоре от головокружения упасть. Не всякие плечи выдержат бремя успеха. Некоторых оно может сломать, и потому благодать в нем отказывает. Божия мудрость предотвращает то, для исцеления чего потребовалась бы очень болезненная дисциплина. Чтобы Павел не превозносился, ему было дано жало в плоть, ангел сатаны, чтобы удручать его. Пусть многие сбиты этим с толку, но мы таким образом избегаем ловушек, и Бог сохраняет нас в безопасности.  Величие не может сделать по-настоящему великим. Слава людская не есть почести свыше.
4. Упреки. Верующие должны ожидать ненависти от мира. Вот четкое предупреждение: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан.15.19). Ненависть постоянно готова нападать. Ее арсенал полон смертоносного оружия, главным среди которого является язык, разжигающий ад. По-прежнему верно сказанное о нечестивых: "гортань их открытый гроб; яд аспидов на губах их". Иногда вред несут искажающие преувеличения и правда, примешанная ко лжи. Иногда ядовитые намеки указывают, каков корень пышных стеблей. Так ранит хитрость, пороча честное имя клеветой. Иногда ложь наглеет и смело рассеивает семена своей мерзкой отравы. Больше всех от этого пострадал наш благословенный Господь. "Мир возненавидел Меня прежде, чем вас возненавидел" (Иоан.15.18). Если безгрешное совершенство не могло избежать этого, как злой язык пройдет мимо нас? Именно Его безупречность вызвала на себя отравленные стрелы упреков растленного человека, приписавшего Ему то, о чем и не помышлялось. Его поносили хуже чем худших из людей, считая, что в Нем бес.   Но как бы Его ни поносили, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открывал уст Своих, кроме как в кроткой молитве: «Отче, прости им, ибо не знают, что они делают". Все, кто несут хотя бы некоторые черты святого Господа, навлекают на себя такие нападки и испытания на узком пути; все благочестивые наследуют эту ненависть. Но  когда буря бьет безжалостно, небесный приют заставляет боль стихнуть. Правдиво слово: "Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков" (Пс.30.21). Нельзя проигнорировать то, что незаслуженно гонимые - предмет особой заботы Бога, и, «если Бог за нас, кто против нас?". Разве не написано: «Бог справедлив:, кто беспокоить вас и дать облегчение труждающиеся». "Ибо праведно для Бога - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его" (2 Фес.1.6-7). "Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как шерсть, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов" (Ис.51.7-8). То, что вас поносят, даст вам право получить особые благословения. Где из уст людей исходит упрек, там из уст Иисуса - утешение. Что же больше? Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Мтф.5.11-12). Блаженны те, кто наследует дух Моисея. Он "думал, что лучше страдать ради Мессии, чем владеть Египетскими сокровищами, ибо он взирал вперед на великую награду, что Бог даст ему" (Евр.11.26). Верны слова, освежающие сердце: "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас" (1 Пет.4.14). Благословен тот упрек, который таким образом, приносит славу Господа! 
5. Вред. Иногда боль причиняют не только слова. Несправедливость может причинить любое зло. Угнетение совершает свою работу. Нас могут обмануть. Вера позволяет понять, зачем все это. Истинного богатства здесь нет. Оно там, где ржавчина и моль не могут ему повредить, где не подкапывают и не крадут. Никакая грязная рука не сможет до него добраться, ибо Бог защищает бесценное наследие Своих детей. Оно хранится на небе чистым и непорочным, недосягаемым для перемен и распада. Оно только для тех, кто силой Божией через веру соблюдается ко спасению, готовому открыться в последнее время. По вере святые с радостью принимали, когда у них отбирали все, потому что они знали, что у них есть наследие лучшее и непреходящее. Христианские летописи пестрят рассказами о ярости гонителей. Но в этой темноте есть свет. Вот свидетельство, в котором мы можем быть уверены: "Все ваше, настоящее и будущее" (1 Кор.3.21). "Кроткие наследуют землю". Труднее всего задеть того, кто может сказать: в Боге все принадлежит мне.
6. Одиночество. Сладка нежность сочувствия. Испытания лишены горечи, когда любящий друг рядом разделяет скорбь и шепчет поддерживающие слова. Добрая улыбка облегчает самое тяжелое бремя. Но не всегда можно найти эту поддержку. Родники часто пересыхают. Усталый путник ищет свой поток напрасно. Так страдающие могут встретиться со страданием в одиночку; на земле нет руки, на которую они могут опереться. Но вера напоминает нам: это одиночество было известно Иисусу. Он прошел по этому темному пути. В крайней нужде все оставили Его и бежали. Слушайте жалобный вздох  Павла: "Ты знаешь, что все, кто в Азии, отвратились от меня" (2 Тим.1.15).
Но если мы не чувствуем Его близости - неужели нет поддержки рядом? Видит ли Он наше одиночество? Слушайте об опыте Павла: "Несмотря на это, Господь же предстал мне и укрепил меня" (2 Тим.4.17).  Он чувствовал: «Я могу делать все в укрепляющем меня Иисусе Христе». Мы никогда не потеряем ничего, утратив людскую дружбу, если перед нами Его улыбка. Нам не нужна человеческая опора, когда мы можем полагаться на Него. Блаженны те, кто могут принять к сердцу сострадание Христа нам: "У нас не такой первосвященника, который не может сострадать немощам нашим, но был искушен во всем, подобно нам, кроме греха" (Евр.4.15). Если друзья оставили тебя, послушай: "Не бойся, Я с тобой; не смущайся, ибо Я Бог твой;- Я укреплю тебя, Я помогу тебе, и Я поддержу тебя десницей правды Моей" (Ис.41.10).
 Можно добавить еще длинный список подробностей, и мы не преувеличим наших бед. У большинства сердец есть своя особая горечь. В их списке не будет всех мыслимых испытаний. Но общее положение дел применимо к большинству случаев, и потому тот, кто в скорби и беде, всегда может найти утешение в таких словах:  "Он избавит тебя в шести бедах, и  в седьмой не коснется тебя зло" (Иов 5.19).  «Ты покров мой; Ты будешь хранить меня от скорби, и порадуешь меня радостями избавления" (Пс.32.7). "Ты позволил мне пострадать многими бедами, но Ты восстановишь меня к жизни снова и поднимешь из глубин земли" (Пс.71.20). 
Вот некоторые простые правила, чтобы сделать скорби полезными.
1. Трудитесь с искренним усердием к возрастанию веры. Благодать не даст вам утонуть в волнах. Возьмитесь за руку Спасителя и держитесь за Него! Посмотрите на Его улыбку, и тьма исчезнет. Вот Его нежные и несущие помощь слова: "«Да не смущается сердце ваше, верьте Богу, и Мне верьте" (Иоан.14.1 KJV). Так ваша вера станет барьером, который беда не сможет преодолеть. Кто из вас не молится: "Господи, укрепи нашу веру!".
2. Часто и с неослабным постоянством прибегайте к престолу благодати. Здесь готова помощь во всех ваших нуждах.  Нет никаких ограничений в предписании: "всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил.4.6-7). Пусть бедствия будут призывом к молитве и хвале, и тогда мир потечет к вам, как река.
3. Поддерживайте святость жизни. Благочестие есть обетование жизни и нынешней, и будущей (1 Тим.4.8). Господь Бог есть солнце и щит,  Господь дает благодать и славу, ничто доброе Он не удержит от от ходящих в непорочности" (Пс.84.11 KJV). Нечистая совесть многократно усиливает все остальные неприятности. Облегчение может исходить только от Бога, и никто не может претендовать на Божью помощь, не исполняя Его воли.
4. Используйте назначенное вам бремя. Христос есть все для Своего народа. Его дело дает Его людям полное спасение. Он не только приобрел для них избавление от гнева и дал вечную жизнь, но Он выступает в их защиту от каждого шторма, Он их убежище в каждой нужде, Он их настоящая помощь в каждой беде. Поэтому мы призваны возложить на Него всякое наше попечение, зная, что Он заботится о нас (1 Пет.5.7). Наши силы очень слабы, но почему мы должны нести на своих плечах то, что Он готов удалить или взять на Себя?
5. Рассмотрите, как кратковременны наши скорби. "Кратковременное легкое страдание наше, которое всего лишь на мгновение, производит в преизбытке вечную славу" (2 Кор.4.17 KJV). Какими бы ни были резкими и острыми наши нынешние страдания,  верующий знает, что еще немного, и он станет много выше их досягаемости. Пусть беспокоятся те, у кого худшее впереди, его худшее не может длиться долго.
6. Пусть ваш самоанализ будет искренним и глубоким. Наказание предназначено нам от Бога. Оно не является немым. Оно задает вопрос: нет ли в этой скорби какой-то Божией цели для меня? Пусть же наша молитва будет такова: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня, и узнай помышления мои, и посмотри, каков путь мой, и направь меня на путь вечный" (Пс.139.23-24). Благословеннны те беды, которые обнаруживают некое сокрытое зло, спасают от тайных сетей, показывают, где протекают наши сосуды, изгоняют долгие похоти и устанавливают господство праведности, мира и радости во Святом Духе!
Вот заповедь Господа: "призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс.50.15 KJV). "Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс.34.6). Святой Утешитель, исполни Свое служение и дай нашим сердцам расслышать эти слова!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn