Нас водила молодость...

Вячеслав Вишенин
                Как-то накануне Дня Защитника Отчества ко мне в кабинет заглянула моя коллега Валентина  - наш общественный лидер:
- Вячеслав  Николаевич, а вы в каких войсках служили?
- А что такое, Валь? Почему спрашиваешь?
- Да мы с девчонками готовим для мужчин поздравление на 23 февраля. А оказалось, что в нашем коллективе тех, кто служил, не так уж и много. Вот мы и хотим о каждом немного подробнее  рассказать.
- Что, серьезно,   мало отслуживших?
- Да, вот, сами смотрите. Я все личные дела в отделе кадров проверила.

                Я глянул список. Действительно, картина выглядела удручающе. Из более,  чем 30-ти мужчин, работающих в нашей организации, отслужило только пять человек. Пять. Из тридцати.  Причем, это были те люди, которые проходили службу еще в Советской Армии. Большую же часть  сильной  половины  нашей компании на данный момент  составляли парни от 25 до 35 лет.Те, кто должен был бы служить в  нынешней, Российской Армии. Таковых не оказалось ни одного человека.  Я горько усмехнулся: « Вот так молодежь!Вот это орлы!» Нет, понятно, что у некоторых, наверняка,  были свои причины, чтобы не служить. Но чтобы у всех сразу?  Все вдруг в одночасье стали нездоровы, являлись опекунами или многодетными отцами?

                Невольно налетели воспоминания почти тридцатилетней давности. Совсем другая эпоха, совсем другие приоритеты. Совсем другое воспитание.  «Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими!», «Если партия скажет надо, комсомольцы ответят есть!»  Мы – мальчишки 70-80-х – были воспитаны в духе того времени: на героическом прошлом нашей великой страны, на бессмертных подвигах Алексея Стаханова и Валерия Чкалова, Зои Космодемьянской и Олега Кошевого,  Юрия Гагарина  и Германа Титова. Поэтому,  когда заходила речь о службе, ни у кого даже мысли не возникало о том, что можно  не пойти в армию. Как сейчас говорят - откосить. Ведь нам со школы внушалось,  что служба в армии – наш гражданский долг и священная обязанность. Мы с удовольствием ходили в старших классах на уроки Начальной Военной Подготовки,  разбирали автомат Калашникова, сдавали нормативы по одеванию противогаза, кидали учебные гранаты, маршировали в строю по коридорам школы и принимали  участие в военизированных эстафетах. Мы с гордостью носили рубашки защитного цвета и с нетерпением ждали  того момента, когда придется выполнить свой гражданский долг.  Мы были патриотами своей страны.  Мы хотели служить в армии, мы были готовы защищать нашу Родину.
 
                Поэтому,  когда мне пришла повестка из военкомата, я ощутил легкий трепет в груди и желание поскорее надеть солдатские кирзовые сапоги. Медицинскую комиссию я прошел без проблем. «Годен!» - был вердикт докторов. Еще бы я не был годен! К 18-ти годам  я был кандидатом в мастера спорта  по боксу, имел разряды по легкой атлетике и спортивным играм, и учился  на 2-ом курсе факультета физического воспитания.
- Вот что, парень, - сказали мне в военкомате, - раз ты – студент – иди доучивайся. Даем тебе отсрочку. А когда закончишь институт -  мы тебя призовем. С такой постановкой дела я был категорически не согласен. Что значит "иди - доучивайся"? Я что, зря комиссию проходил? Зря наголо обрили? Да и с какой стати  я должен идти в армию после института, когда мне исполнится уже 22 года? Чтобы какой-нибудь 18-летний сопляк надо мной командовал? К  тому же, на дворе стояла осень 1985 года. В Афганистане полным ходом шли военные действия. Ограниченный контингент Советских войск воевал с моджахедами.

                «  Не надо мне никакой отсрочки. Я хочу служить в армии. Прошу направить меня в Афганистан», - так написал я в заявлении на имя военкома. Седой полковник накричал на меня:
- Что, пацан, на подвиги потянуло? Ты хоть понимаешь, что такое война? Там людей убивают. Наши ребята гибнут десятками, сотнями… Ты, что,  хочешь вернуться домой к матери «грузом 200»? Не дури, парень, не надо...
Затем, уже, немного смягчившись, добавил:
-  Это все, что я могу для тебя сделать.
 Мое заявление порванными клочками полетело в ведро.
- Но раз ты такой боевой – найдем мы тебе подходящую службу. Поедешь на Северный Кавказ. Будешь служить во внутренних войсках.
-  А что такое – внутренние войска?- название этого подразделения мне ничего не говорило.
Полковник серьезно посмотрел на меня:
-  Есть пограничные войска. Они  защищают страну от внешних врагов, а внутренние войска – оберегают от внутренних: бандитов, воров, террористов, мятежников. Так что, давай, служи хорошо. И помни, что ты охраняешь мир и покой своих родных и близких.
 
                Через несколько дней я поехал служить на Северный Кавказ. Я честно прослужил два года во взводе специального назначения. Как спортсмена,имеющего подготовку в силовых единоборствах,  меня взяли именно туда.   Я многое увидел, много узнал. Служил хорошо. Имел ряд поощрений  от начальства за высокие показатели по боевой подготовке. 7 -го ноября 1986 года в Ростове участвовал в военном параде войск Северо-Кавказского военного округа.  Моим родителям пришло благодарственное письмо от командования части за хорошее воспитание сына, а сам я побывал в краткосрочном отпуске  за высокие спортивные достижения.
 
                Армия многое мне дала и многому научила. Научила мужской дружбе, чувству локтя, ощущению ответственности за себя и за своих боевых товарищей. Закалила меня как человека,  привила умение справляться с любыми  жизненными ситуациями, преодолевать испытания и выходить из них победителем. 

                Армия, конечно же,  изменила меня. Не внешне, нет. Внутренне.  Я ушел в армию зеленым салагой, домашним мальчиком, а вернулся домой возмужавшим, понюхавшим пороху, парнем. Армия не была мне в тягость. Она стала для меня хорошей школой жизни и солдатского братства. Такой хорошей, что до сих пор, порой, мне снится. Снится  наш военный городок, КПП,  казарма, плац, и, конечно, мои друзья – мое солдатское содружество. Украинцы и  молдаване, латыши и  казахи, армяне и грузины, литовцы и  эстонцы, азербайджанцы и  туркмены, кабардинцы и чеченцы. Мы все служили в одной роте – люди из разных республик одного большого государства.   Мы радовались друг другу, улыбались и обнимались при встрече,делились историями из жизни, ели из одного котелка, спали рядом и вместе выполняли боевые задачи по охране и защите государственных объектов нашей Родины. Никто из нас  никогда не считал себя выше и важнее других национальностей, потому что мы были воспитаны и выращены в одной большой семье, имя которой - Советский Союз. Со многими из своих армейский братьев я поддерживал связь после окончания службы. К кому-то приезжал в гости.

                Потом великое государство распалось. Республики отделились, и  в дальнейшем во многих из них проходили национальные междоусобицы,  войны, мятежи, восстания. Как сложились судьбы моих солдатских друзей после всех этих передряг,  я не знаю. Уверен лишь в одном. Что если кому-то пришлось вновь взяться за оружие, вновь встать на защиту мира и покоя своей страны, то они это сделали спокойно и уверенно. И защищали свою страну так же надежно, как тогда, когда мы были одной большой семьей. 

На фото - Северный Кавказ, 1987 год, Вячеслав Вишенин