Последняя рюмка

Федор Быханов
Смертельным ударом ножа обернулся отказ хозяина поделиться с гостем последней рюмкой спиртного.

Душной летней ночью никто из горожан не закрывает окон, стараясь притоком свежего воздуха побороть бессонницу. И только в двухэтажном старом доме, каких немало в исторической части города Бийска, это не помогало заснуть. Поскольку, вместе с живительным дуновением сквозняка, в квартиры с улицы врывались и громкие голоса, звон стаканов, а также пьяная ругань участников застолья, устроенного соседом Анатолием Крыловым, принимавшего у себя гостей.
Когда это стало уже окончательно нетерпимым для всех, живущих через стенку и на другом этаже, они попытались хоть как-то повлиять на разошедшихся собутыльников. Сначала пристыдил неуёмных пирующих Сергей Уразов, а потом отругал их и младший брат хлебосола – Леонид, которому нужно было спустя несколько часов, оставшихся до наступления утра, идти на работу.
Оба они видели, что вместе с Анатолием Петровичем за столом сидит его младшая сестра Людмила, а на матрасе, брошенном в кухне прямо на пол, спит, как был – в черных спортивных брюках и такой же футболке, незнакомый мужчина в дешевых кроссовках, снимать которые он тоже не стал, сморенный алкоголем.
То ли словесное воздействие возымело силу, то ли опьянение сказалось и на брате с сестрой, но вскоре все затихло. Так что и для  остальных соседей  наступил долгожданный покой. А когда по сигналу будильника поднявшись ни свет, ни заря, Леонид Крылов случайно глянул в окно, то ему на глаза попались две фигуры. Это шаткой походкой преодолевали двор от подъезда – до калитки, сестра и ее очередной кавалер в черном спортивном одеянии.
Позавтракав, он заглянул к старшему брату, давно вышедшему на пенсию и теперь не нуждавшемуся в столь раннем подъёме. Тот спал прямо на полу у ножек кровати, тяжело выдыхая из себя водочный перегар. Перекинувшись парой фраз, по поводу неумеренного пьянства, которое рано или поздно может погубить старика, соседи – Крылов-младший и Сергей Уразов тоже разошлись кто куда. Один – на работу, а другой пошел умываться прямо на реку, так как  никаких забот, не считая, чисто бытовых, наподобие этой, у него, в тот наступивший  четверг не было.
Когда надоел утренний загар и появился после купания отчаянный аппетит, Сергей вернулся обратно. Проходя к себе в жилище, мимо, широко распахнутой двери соседа, он увидел того уже лежавшим на кровати.  Только теперь со стороны пенсионера не доносилось прежних звуков  сиплого дыхания.  Мертвый взгляд  упирался в потолок, а на боку зияла широкая рана с вывалившимися из нее внутренностями.
Опешившему от такого зрелища, Уразову стало не до приготовления обеда. Он выскочил из подъезда, где дождался с работы, тоже намеревавшегося дома перекусить, младшего брата убитого соседа. Леонид, побывав на месте кровопролития, подтвердил  страшное предположение. Анатолий был мёртв. А зарезали его керамическим ножом с зазубренным от долгого пользования клинком. Его брат покойника нашел на полу, когда поднимал матрас на кухне, чтобы унести ценную вещь к себе в квартиру до приезда, вызванных по телефону, полицейских.
Прибывшие на место происшествия оперативники, еще до появления следственной группы, успели расспросить и того и другого обо всем, что предшествовало убийству. Оба соседа поведали о визите Людмилы Крыловой в компании с незнакомцем. Вот только связывать с ними преступление не стали. Ведь, после их ухода Анатолий был жив и лежал на полу, а не на кровати, где его оставил убийца.
Их свидетельские показания опровергли и то, что помимо колото-резаной раны в брюшную полость, ставшей причиной смерти, в то утро получил жертва преступления и множественные кровоподтеки на теле и конечностях, отмеченных во время осмотра трупа, криминалистами. Ведь, как оказалось, набил себе шишек и синяков Анатолий Крылов еще за несколько дней до этого: когда в пьяном виде пытался навести порядок в сарае с бытовым хламом.
Зато явной зацепкой в деле поиска убийцы мог стать след обуви, четко отпечатавшейся на залитом кровью полу, как и отпечатки пальцев, найденные на рюмках и нескольких опорожненных поллитровках. А пока проверялись дактилоскопические карты в базе данных на лиц, имевших склонность к совершению преступлений, полицейские отправились искать сестру погибшего, в надежде узнать у нее что-либо о возможном преступнике.
Личность женщины была хорошо знакома участковому уполномоченному. Прежде он не раз составлял на нее протоколы за совершение административных правонарушений, как и на спутника Людмилы – бродяги без определенного места жительства Виталия Зернова в компании с которым опохмелялась Крылова. Его тоже доставили в отделение полиции, где в Виталии соседи убитого опознали того самого незнакомца, спавшего беспокойной ночью на полу в кухне Крылова.
Более пристальное внимание к гражданину, задержанному по подозрению в совершении убийства, возникло тогда, когда на его одежде обнаружили следы крови, а отпечаток на месте происшествия, оказался оставленным его кроссовкой, что и подтвердили в своем заключении эксперты-криминалисты.
Какое-то время Зернов запирался, не желал признаваться в жестоком умысле, с которым схватился за нож, чтобы броситься на жертву. Но под грузом улик, а также показаниями, данными свидетельницей – Людмилой Крыловой, он во всем сознался.
Оказалось, что в ту ночь Людмила получила согласие брата на то, чтобы остаться до утра в его квартире со своим новым знакомым. На это повлияла и водка, принесенная гостями с собой. С рассветом, убедившись, что разливать больше нечего, Людмила с Виталием отправились восвояси. Вернулись обратно лишь к десяти часам утра, раздобыв еще одну поллитровку.
Вот только допить ее сразу не смогли. Поняв, что на дне остается не так много водки, чтобы делить ее на всех, Анатолий Крылов отказался разливать последнее спиртное по рюмкам. Нашел и повод для того чтобы избавиться от нежеланных более, собутыльников. Устроил с Виталием перебранку и принялся выгонять того из квартиры. На что гость схватил со стола керамический нож, которым перед этим резали закуску и ударил  им со всей силы в живот хозяина. Тот, обмякнув от боли, упал на кровать. А гости сели за стол, где, не встречая более ничьих возражений, разлили остатки водки, выпили ее до последней капли и вышли вон, оставив дверь в квартиру распахнутой.
Судебно-психиатрическая экспертиза определила у Виталия Зернова признаки изменения личности, наступившие  вследствие хронического алкоголизма. Однако этот не лишает его способности отдавать отчет своим действиям и руководить ими. В его действиях не были установлены признаки необходимой обороны, поскольку Анатолий Крылов не предпринимал против соперника по ссоре каких-либо активных действий.
Обвинили Виталия Зернова в том, что он умышленно лишил жизни другого человека. Смягчающими вину обстоятельствами были признаны раскаяние, активное способствование расследованию, а также противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом для совершения преступления. Суд приговорил убийцу к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.