Хуторочек

Мира Папкова
  Многим знакомы и слова, и мелодия...
          
       За рекой на горе
       Лес зеленый шумит,
       За рекой под горой
       Хуторочек стоит.
 
  В хуторе жила молодая вдова. Ее поклонники  перепились, перессорились  и  поубивали друг друга.

     С той поры в хуторке уж никто не живет
     Лишь   один соловей звонко  песни  поет.

  Это  любимая  песня  моей  бабушки  Юдифи.

  Если охарактеризовать Юдифь в двух
словах, то слова такие: "железная леди".

  Высокая,   стройная,  с  тонкой  талией,   очень темными глазами и светлой кожей. Она видела  мир  в  черно-белом  варианте.   Не  признавала компрмиссов.  В  людях  разочарована  не  была, поскольку не была и очарована.  Считала своим долгом  за  добро  платить добром и делала это с удовольствием.

  Основным предназначением человека считала работу.  Когда   я   родилась,  мама  села  со мной  дома  и  стала то  мыть-стирать,  то  обед  варить.
Но  бобинька  ей  запретила:

- Сиди с ребенком! Без тебя обойдется! Или ты все будешь  делать,  а  я сидеть, сложа руки, и смерти ждать?

  Покончив с дневными заботами, сообщала:

- Сегодня  на  кусок хлеба я себе  заработала!

  Такой  образ  бобиньки,  сложившийся  по рассказам  мамы и теток, ее дочерей, никак
не  вязался  с  выбором   любимой  песни.   

  Что общего у "железной леди" и бойкой вдовы?
 
  Вопрос многие годы оставался без ответа,
но  я  его никогда не забывала. И, наконец,
узнала ответ.

  Вдова  действительно  жила  под  Черниговом,
у  реки  Десны.   Она  была   еврейкой,  держала шинок.  Звали  ее  Сарой. Питейные   заведения   
и   так   никогда  не  пустовали,  а   шинок Сары посещали  вдобавок  из-за  ее  редкой  красоты.

  Все,  о  чем поется,  случилось  на   
самом деле, об этом писали газеты.

  И  в  первоначальном  варианте   баллады  упоминалась  и  ее имя,  и национальность. Текст  забраковала  советская  цензура,  его  подправили.

  Узнав все это, я поняла, почему
Юдифь  любила песню "Хуторок".