О древнем символе Чеченцев и Ингушей

Зерг Алдар
               
Прежде чем приступить к разговору о символе Чеченцев, стоит разобраться с самим понятием слова «символ». На сегодняшний день мы располагаем достаточными информативными ресурсами интернета, позволяющие  качественно и структурно подойти к изучению интересующего вопроса. Первым шагом нашего предприятия, обратимся к словарной статье из Википедии:
 
Символ (из греч. ;;;;;;;;) — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.
Фёдор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница "между знаком и символом", между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное.
Алексей Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи». Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.
В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия,искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

Это достаточно лаконичный материал представляет  возможность начать наши поиски символа Чеченнцев и Ингушей, в нужном направлении. Естественно, возникает вопрос: «А что, у Вайнахов до сих пор нет своего символа»? Конечно есть, и не один. Во времена так называемой Ичкерии символом Чеченцев являлся волк, отождествлявший свободу.Ингуши, с создание Респулики Ингушетия, реанимировали один из древних солярных символов. В настоящее время, символом Чеченского народа, являются  средневековая башня и нефтяная вышка. Но нас интересует  изначальный символ, тот самый, вокруг которого стал формироваться народ, известный сегодня миру как Вайнахи.

И вот, для того, чтобы приступить к данному вопросу, нам необходимо найти истоки этнонима Чечен и Ингуш. Естественно, следующим нашим действием будет набор в поисковике интернета слова «чеченцы». В мгновение ока перед нами появляется материал из той же Википедии:
Этимология
Название «чеченцы» является русской транслитерацией наименования этого народа у кабардинцев — «шашан», которое, в свою очередь, произошло от села Большой Чечень (Чечен-Аул), где, вероятно, русские впервые встретились с чеченцами в конце XVII века. Название села восходит к XIII веку, когда в этом месте находилась ставка монгольского хана Сечена. Вначале русские называли так лишь жителей села Большой Чечень, позднее, этноним «чеченцы» был перенесён на всех родственных обитателей прилегающих областей. В начале XVIII века обобщающее название «чеченцы» для всех восточных вайнахов стало встречаться в русских и грузинских источниках, позже этот этноним переняли и некоторые окружающие народы.
Альтернативная гипотеза этимологии названия чеченцев, согласно некоторым исследователям (напр. А. Вагапов), предполагает, что этот этноним был представлен у соседей чеченцев задолго до прихода русских на Кавказ.

Что же нам дает данная информация и насколько она верна?
Сказать просто – не верна, значит, ничего не сказать. Для того, чтобы опровергнуть данную информацию, необходимо представить более раннее упоминание о слове «чечен», чем появление монголов на Кавказе. И надо сказать, расширив географию поиска мы без труда находим слово «чечен», в разных языках, с разными значениями и произношением. К примеру, в русском языке слово «чеченя» (балованный ребенок) мы сближаем с чеченским «нана чеча» (мать Чеча).

В СИЭ (Советской Исторической Энциклопедии) мы находим слово «чеча» (богиня воды).
Дальнейший наш поиск приводит нас к слову из иврита «шошан» (лилия). Нахское «Жовжан» (лилия), по-видимому, восходит к «жужан». См. город «Сузы». Русское звукоподражательное слово «жужжать» указывает нам на пчелу, и вновь выстраиваем логические звенья «цветок – пчела».  Надо сказать, что если мы будем выбирать из разных языков все соответствия, то получим огромное семантическое поле, география которого охватывает целые континенты.  И для того чтобы не обрисовывать это поле, ограничимся теми логическими звеньями, которые способны кратко и наглядно продемонстрировать развитие мысли, приведшие к этнониму «Чечен».

 Полученную  семантическую связь «цветок – пчела» мы соединим с нахским «накхар» (пчела) и выйдем на слово «накха» (грудь).См.сл."нектар".См. арабское "нахль" (пчела).
Какова же дальнейшая связь «цветок-пчела-грудь»?  Ответ мы находим в звукоподражательном слове из русского языка «сися» (грудь),фонетически близким со словами "чеча" и "шошан". Теперь перед нами появляется более менее ясная картина формирования фольклорного образа, называемого нами символом.

 Исходя из русского «сися», мы приходим к выводу, что нахское «чеча», изначально имело значение «сосок материнской груди», так как слова «сися» и «чеча» имеют одну звукоподражательную основу. См. слово "чечакх" (бубенчики). Одну основу имеют и слова "няня"(русск. воспитательница), и "нана"(нахск. мать). Оба слова произошли от звуков кормления ребенка (придавливая сосок к небу). Отсюда и коммуникативное  слово «нахь» (возьми), сохраненное в ингушском языке. См. богиня воды и плодородия «Анахита». См. переход: «анахита < анхушт < ангушт < ингуш».

От слова «нахь» и образовалось слово «накха» (грудь). См. семант. развитие: «нахь» (возьми) > «на1» (шкура, покров) > «накх» (грудь) > «накъ» (путь, дорога). См. переход «нахь > нохь» (рыхлить, измельчать, жевать). См. «нохь» (плуг) > «нохчо» (плужник, пахарь)
Примечание:  Переход слов «нахь > на1» обусловлен тем, что прежде чем приступить к кормлению грудью, надо было раскрыть одежды, которые в древности были из шкур. Переход слов «накх > некъ» обусловлен тем, что первый путь человека лежит к материнской груди.

Обратив внимание на переход «нахь > на1»,  видим, что эти слова произошли за долго до изобретения ткани, а соответствия «сися - чеча» говорят о заре человеческой истории.  Другие соответствия такие как: нахск. «чечакх» (бубенчик) и тюркск. «чичакх» (цветок),  показательны для понимания развития семантики. Это понимание заключается в том, что слово «чечакх» (бубенчик), как образ, берет свое начало с пестика цветка лилии, а само слово «цветок», на нахском будет как «зезаг», имеющее звукоподражательную основу от жужжания пчелы.

Краткий, но достаточный анализ словообразования, привел нас к символу «материнства и плодородия» древних нахов - цветку лилии. А самое удивительное, это то, что данный символ мы обнаруживаем в персонифицированном образе «наны чеча», документально засвидетельствованном в барельефе развалин Баальбека. Сегодня этот, как оказывается древнейший символ, известен нам как «звезда Давида».

И не только. Не только Баальбек раскрывает нам древний символ  Вайнахов.  Другое не маловажное свидетельство мы находим в индийской духовной культуре. Это так называемая «чакра Анахата».
См. богиня Анахита и чакра Анахата.

Внимательно вглядевшись в  знак  чакры, мы видим русскую букву «ч», а в профиле, материнскую грудь.  Изображение Богини Анахиты мы видим с оголенной грудью, как бы указывая нам на ингушское слово «нахьи» (возьми)  и  ивритское «нахим» (утешать). Внутри гексаграммы мы видим пчелиную соту, а за спиной Анахиты – пчелиные крылья.

Происхождение знака гексаграммы, как видно из этих рисунков, напрямую связано духовной культурой древних людей (нахов), началом которой, является культ почитания матери. Красивейшим образом этот культ отображен в аллегории с цветком лили, пестики которого ассоциированы с сосками материнской груди (чеча – чечакх).См. русск. "цацки" и "цацкаться".См. русск. "чеченя" (балованный ребенок).  Необходимо подчеркнуть, что  гексаграмма, графически, берет свое начало от цветка лилии, а получившиеся скрещенные треугольники, в умах последующих поколений, образовали целые ветви абстрактной мысли.

Мать, и  в особенности ее грудь, вскормившая все человечество, не могла остаться незамеченной в умах древних людей.  Не знаю, удалось ли древнему человеку отдать дань уважения матери,  но стараясь это сделать, он создал  достойный и красивый  культ ее почитания.  Именем матери назвали небеса и ей же  даровали титул «мать воды». Глядя на историю древних народов, почти в каждой из ней прослеживается присутствие культа материнского начала.

У древних египтян этот культ известен под именем «Нут», а у этрусков,  это "капитолийская волчица". Территория восточной части средиземного моря известна под именем «ханаан»,  то есть, по вайнахски «хи нана» (воды мать).  Естественно, у нас, как у взрослых детей, возникает тот же детский вопрос: «если есть мать воды, а кто же отец воды»? И надо сказать, что мы находим этого «отца». Находим под именем «Хадад» (нахск. «хи»-вода; «дада» - отец), или «Венадад» (нахск. «вена» - наш; «дада» - отец).

Удивительно! Удивительно то, что эти слова, географически  отдаленные от  места нынешнего проживания  вайнахов, так легко поддаются этимологическому анализу. Настолько легко, что возникает вопрос: неужели на этих землях, до семитов жили вайнахи?  Этот вопрос заставляет задуматься над привычным сегодня для нас слова «вайнах», понимаемым нами как «наши люди». Но, как показывает этимология слова  «нах» (люди),  восходит к изначальному ингушскому слову «нахь» (возьми),  указывающее  на материнскую грудь.

По всей видимости,  древние  вайнахи  имели  в виду не только значение «наши люди», но и «наша земля», «наша  мать», «родина». В абстрактной  форме это лучше видно глядя на папирус с изображением «Нут» или   глядя на  кормящегося от волчицы Рома и  Рема.
Библейский Ханаан  или точнее Хинан (мать воды)  имеет еще название Финикия.  По поводу происхождения названия Финикия существует несколько версий.

 В Википедии они описаны так:

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. ;;;;;; — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей[1].
Другое объяснение — греч. ;;;;;; — «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока.
Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы»


Действительно, Финикия  некогда славилась производством пурпурной краски из особого вида моллюсков. Но вероятней всего словом «пурпур» называли самих моллюсков  из-за небольших отверстий в их раковине. Для того, чтобы выдавить тело моллюска из раковины требовалось сильно подуть в отверстие и это действие сопровождалось звукоподражанием «пр-пр». Аналогичное название имеет  армянское слово «дудук» (дудка)  и  русское «дудка». В этом случае, название Финикия  имеет иное  происхождение.

Связано ли название Финикия с мифической птицей Феникс, появлявшейся с востока?  Если мы обратим внимание на небосвод, то увидим, что каждое утро на востоке появляется эта мифическая птица в виде солнца. Рождение мифа об огненной птице,  видно посредством звука от утреннего раздувания,  еще тлеющего костра. Эти звуки, такие как: «ф», «фр», легли в основу обозначения огня (feur – огонь), а звукокомплекс «пр» мы видим в слове «прах».  Вторая часть слова «феникс», связана с нахским «нех» (зола, пепел, мусор), которое восходит к слову «нихь» (ингушск. верхний слой земли, шкура). Вот отсюда и родился миф о возрождающейся из пепла птице.
   
Вот что говорится о ней в Википедии:

 Фе;никс (греч. ;;;;;;, перс. ;;;;;;, лат. phoenix; возможно от греч. ;;;;;;, «пурпурный, багряный») —мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Пожалуй, сюда же стоит отнести и происхождение египетского Сфинкса.  Но, самые последние археологические данные из Гебекли Тепе, говорят, что образ крылатого человека льва,   появился на исторической арене ранее 9 тыс. лет до н.э. Сопоставив слова «Феникс», «Сфинкс»  и  «Финикия»,  мы видим  общую структуру  образования  мифов  и слов.

Стоит обратить внимание и на египетское «фенеху», (строитель кораблей). Трудно говорить о происхождении этого слова не имея сопутствующих данных египетского языка, но внимательно просмотрев папирусы с изображением небесной ладьи, невольно обращаешь внимание на связь с образом плывущего по небу солнца. Возможно, эта солнечная ладья времени, так искусно вплетшаяся в общую панораму ковра под именем «возрождение».
 
Продолжение следует.