Выдающиеся Бакинцы Мстислав Ростропович

Сария Мамадова
Ростропович, Мстислав Леопольдович

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва) — советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991,1995).
Биография
Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов — виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932—1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.
Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.
В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.
Благодаря международным контрактам и турам М.Л.  Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.
По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После  Вместе М. Ростропович и Г. Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери — Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.
Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо  Леониду Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.
В 1974 году им были выданы выездные визы, в 1978 году они были лишены советского гражданства. Как сообщалось в газете «Известия» от 16.03.1978:
«Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали помощь враждебным СССР зарубежным организациям. Так, в 1976—1977 годы они дали несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу СССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил лишить советского гражданства М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую за действия, порочащие звание гражданина СССР».
Гражданство СССР было возвращено  М.Ростроповичу и Г. Вишневской только  в 1990 году.
С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.
Последними записями М. Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» — документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.
Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России Б. Н. Ельцина, в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.
В течение 26 лет Мстислав Ростропович преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории. С 1959 по 1974 годы  М.Ростропович — профессор, а с 1993 года — почетный профессор Московской консерватории.
Репертуар М. Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.
В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила М. Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал М. Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).
М. Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.
Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел , в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в клинике в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Семья
• супруга — Галина Вишневская (с 1955 г.)
• дочь Ольга (род. 1956), возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам;
• дочь Елена (род. 1958), руководит медицинским фондом «Вишневская—Ростропович».
Звания и титулы
• Заслуженный артист РСФСР (1955)
• Народный артист РСФСР (1964)
• Народный артист СССР (1966)
• Международный артист (Филиппины, 1982)
• Мэтр-архонт музыки Великой и Святейшей Православной Церкви Христовой (Высший церковный титул, присуждаемый гражданским лицам указом Вселенского Патриарха, 1989)
• Посол доброй воли ЮНЕСКО (Париж, Франция, 1997)
• Титул «Супер-Звезда» от Общероссийской общественной премии «Российский национальный олимп» (Москва, Россия, 2001)
Человек года:
• 1970, 1980, 1983 — во Франции;
• 1974 — в ФРГ;
• 1977, 1984 — в Великобритании;
• 1983 — в США;
• 1984 — «Артист года», Антидефамационная лига «Бнай Бритиш»;
• 1987 — «Человек года» по версии Национального еврейского фонда;
• 1987 — «Музыкант года» по версии общества «Музыкальная Америка» (США);
• 2004 — «Герой Европы» по версии журнала «Time»;
• «Персона года-2008», «За вклад в отечественную культуру и искусство» — по решению Дирекции и Попечительского Совета Российской Ежегодной Общенациональной Премии в области индустрии развлечений и досуга RUSSIAN ENTERTAINMENT AWARDS.
Память:
• В 1997 году после преобразования оренбургского музыкального училища в институт искусств, ему было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
• В 1998 году был открыт Дом-музей семьи Ростропович в Баку, в 2001 году — в Оренбурге.
• В 2006 году Ростропович провёл в Баку в честь 100-летия со дня рождения Д. Д. Шостаковича Международный фестиваль его имени. В декабре следующего года Ольга Ростропович посвятила Бакинский Международный Фестиваль памяти своего отца.
• В 2008 году авиакомпания Аэрофлот назвала один из своих самолётов «М. Ростропович».
• В 2011 году реконструированный теплоход проекта 92-016, принадлежащий компании «ВодоходЪ», был назван «Мстислав Ростропович».
• 29 марта 2012 года на углу Брюсова и Елисеевского переулков был открыт памятник Ростроповичу работыРукавишникова.
Интересные факты:
Начиная с 1974 года Ростропович играл на виолончели Дюпора.

Литература:
• Уилсон Э. Мстислав Ростропович / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Эксмо, 2011. — 512 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-699-43966-9
• Хентова С.М. Ростропович. — СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. — 303 с., ил., 100 000 экз., ISBN 5-8392-0068-9
Ссылки:
Ростропович, Мстислав Леопольдович на Викискладе?

• Ростропович, Мстислав — статья в Лентапедии. 2012 год.
• Ростропович Мстислав Леопольдович — Жизнь и творчество
• Ростропович Мстислав Леопольдович — Биографическая справка на РИА Новости
• Мстислав Ростропович в программе «Без антракта», 2002 на YouTube
• Интересные факты о Мстиславе Ростроповиче
• Артем Гальперин. Путешествие с виолончелью // Кругозор, № 3, 1964
• Александр Ивашкин. Подсолнух // Музыкальная академия, № 3, 2007
• Очарованный струнник // Власть, № 17, 2007
• Награды М. Ростроповича
• Фонд Мстислава Ростроповича
• Материал из Википедии — свободной энциклопедии


      
  2. О пребывании Великих музыкантов  Современности, какими были Мстислав Ростропович и Галина Вишневская в Баку.
 
     «Самый удивительный день рождения отца – это когда Президент Азербайджанской Республики, господин  Гейдар Алиев пригласил нас всей семьей в Баку» – Ольга Ростропович.
 И с этого началось всё замечательное и прекрасное в культурной жизни Республики и почитателей Большого Искусства в лице Величайших Музыкантов Современности – Мстислава Ростропович и Галины Вишневской.
Помню, как каждый год весной я с нетерпением ждала приезда этих замечательных людей в Баку. Это был большой праздник для всех любителей музыки. М.Ростропович исполнял на виолончели произведения, написанные специально для него и для этого инструмента с оркестром.
  В последующие приезды, дирижировал Государственным симфоническим оркестром, давал мастер-классы в Консерватории, некоторые из которых в качестве документальных и телевизионных фильмов, показывали по местному телевидению. Надо было видеть как терпеливо, с необычайной теплотой он проводил эти мастер-классы. Бережно относился к каждому выступающему.
Он не любил, когда кто-то смотрел в ноты, считая, что они (ноты) отвлекают исполнителя от главного - звучания, контакта с инструментом, отбирал их и просил прочувствовать исполняемое произведение. Советовал при игре вспоминать  о чём-то приятном. Он был неутомим и неподражаем.
В фильме «Элегия жизни», о котором я ещё упомяну, была показана профессиональная сторона жизни каждого из них. Надо было видеть и слышать с какой самоотдачей и страстью проводит мастер  классы Галина Вишневская. Это неповторимо.
Да! Память о настоящих Личностях продолжает жить на века! В рамках юбилея на суд зрителей было также представлено пение нескольких воспитанниц вокальной студии им. Галины Вишневской. Конечно же они обладали отточенным профессиональным исполнительским мастерством.
К большому сожалению, Галина Вишневская  давно ушла со сцены, но показали кадры из фильма-оперы «Катерина Измайлова» на музыку Дмитрия Шостаковича.
  Галина Вишневская, играющая главную роль Катерины , потрясает драматизмом игры  и восхищает силой своего исполнения музыкальной партии. Она обладала редчайшим дарованием, и исполнительским мастерством. Я не побоюсь использовать эти эпитеты.               
Во время фестиваля, посвящённого   100-летнему  юбилея    Дмитрия Шостаковича в Баку, проведенного по инициативе и личном участии М.Л. Ростроповича,  состоялся ретроспективный показ фильма «Екатерина Измайлова».
Было бы замечательно снять многосерийный фильм о пребывании великого музыканта в Баку, его мастер-классах в музыкальной школе имени Мстислава и Леопольда Ростроповичей и Национальной Академии. Это был бы замечательный подарок тем, кому дорога память о высочайшем, гениальном музыканте Современности. Кстати, во время одного из фестивалей – состоялось  открытие Дома-Музея Ростроповичей!    
  Когда  не стало этого музыкального гения, я тяжело переживала невосполнимую  утрату и была просто в отчаянии, что теперь он никогда не придёт в Баку, не будет этих праздников для любителей искусства и лично для меня.
И только узнав, что заветная мечта маэстро – проведение в Баку ежегодных Международных музыкальных фестивалей осуществилась и стала реальностью, была чрезвычайно взволнована и бесконечно рада. Теперь – ежегодно, как прекрасная традиция и дань Великому музыканту Современности, нашему соотечественнику, проводятся Международные фестивали имени  М.Л.Ростроповича,  а Президентом Фонда  является необыкновенная и прекрасной души Ольга Ростропович.
Вспомним первый фестиваль имени М.Ростроповича в Баку в декабре 2008 года, в рамках фестиваля, в Азербайджанской Государственной филармонии. Кстати немалая роль в реставрации филармонии принадлежит Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу,  Ему принадлежит  идея создания молодёжного симфонического оркестра, которая была реализована и руководит им народный артист Теймур Геокчаев.
На фестивале был показан фильм Александра Сакурова «Элегия жизни Ростропович – Вишневская». Обе части этого фильма расширили наше представление о личной жизни и деятельности великих музыкантов-личностей. Низкий поклон их жизни и деятельности!
  Такие фильмы надо представлять не только в узких рамках фестиваля, но и широкому кругу не только любителей и почитателей их таланта, но и всем остальным - как в пример и в назидание. Фильм производит сильнейшее впечатление своим сюжетом, смотрится с благоговением и глубокой симпатией, является гимном  жизни, гениальной деятельности и Большой Любви.
Фонд, руководимый очень деятельной и энергичной  О.Ростропович, проводит большую работу. Это только – небольшая хроника деятельности Фонда:
Азербайджан, Баку, 10 декабря 2010г.
Три молодых азербайджанских музыканта - Ниджат Мамедов, Нияз Багиров и Исрафил Расулов стали стипендиатами Фонда Ростроповича.
"Я горда тем, что молодые азербайджанские музыканты стали стипендиатами нашего Фонда", - сказала , как передает Trend Life, на пресс-конференции в Баку в преддверии IV Международного фестиваля им. Ростроповича один из его организаторов, президент Фонда Ольга Ростропович.
Она отметила, что эти музыканты недавно замечательно выступили в Баку и заслуженно стали стипендиатами.

       3.  ПРИМЕР СЧАСТЛИВОГО БРАКА

А сейчас, в продолжение  темы о том, какая важная роль в воспитании детей  принадлежит  семье и ещё, если союз двух Личностей – оказался Счастливым, то он  достойным для подражания всем поколениям.
          
     В качестве примера Счастливого брака хочу остановиться на союзе двух знаменитых Личностей, какими были величайший музыкант – виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович и блестящая певица и редкой красоты женщина Галина Вишневская.
  Их дочь Ольга Ростропович даёт удивительно тонкую и точную оценку их образов.   «Личность отца ассоциируется у неё со словами «лучезарный», «необыкновенный» и ощущением особой энергетики, теплоты и вихря чувств».
«Мама - сильная властная, непоколебимая в правильности своих решений».
«При всех различиях их объединяла любовь к красоте и музыке. Их величие в том, что они в жизни придерживались понятий справедливости, чести и профессионализма. Их художественные вкусы совпадали, они были страстными коллекционерами живописи и других предметов антикварного искусства». (Журнал Boutique-Baku №3, 2008 год)
Как-то в  одной из телевизионных программ в Баку Мстислав Ростропович с удивительной теплотой рассказывал о своей коллекции фарфоровых фигурок и статуэток. Он говорил, что помнит где, откуда он приобрёл каждую из них.
 С особым обожанием отзывался о своей супруге. Видно было, что он её очень любит, восхищается и почитает. В передаче, посвящённой их пребыванию, в очередной раз в Баку, он рассказал, как познакомился с Галиной Вишневской.
В Чехословакии проходил конкурс, в жюри которого был приглашён тогда ещё молодой Мстислав Ростропович. Он улыбаясь рассказывал про свой единственный костюм, который он разнообразил, меняя галстуки, которых у него было несколько больше.
 В первый день конкурса после прослушивания, он сидел и обедал,  и вдруг увидел, как по лестницам  спускается, как он выразился – красота.
«У меня ком застрял в горле», продолжал он, но, на мой взгляд, самое замечательное и трогательное было то, что свой рассказ он закончил фразой: «этот ком у меня до сих пор в горле». Посмотрите силу его любви и обожания к этой удивительной и красивой женщине, великолепной певице, которая проявила себя и как сильная драматическая  актриса в кино.
Как непростительно много  потеряли ценители искусства, когда эти величайшие дарования были незаслуженно надолго отлучены от Родины, но их Большое Искусство живёт в проводимых Фестивалях, изданных дисках, снятых кинофильмах, книгах и в нашей памяти!
                ********