Ч. 1 Подводная война на Балтике в 1914-1918 годах

Владимир Врубель
               
Самая героическая профессия в любом флоте - подводник. Перед первой мировой войной подводников набирали исключительно из добровольцев. Строго говоря, точно так же обстоит дело и сейчас. Стать подводником – добровольный выбор каждого будущего офицера и контрактника. В начале века подводное плавание было делом новым, как использовать в войне подводные лодки никто толком не знал, поэтому стратегия и тактика их применения вырабатывались уже в ходе военных действий во время первой мировой войны.

К началу войны в составе Балтийского флота имелась бригада подводных лодок и Учебный отряд подводного плавания, в котором готовили и офицеров, и матросов для службы на подводных судах. Бригада состояла из двух дивизионов, в одном лодки назывались именами рыб: «Минога», «Акула», «Макрель» и «Окунь», а в другом – рептилий: «Крокодил», «Аллигатор», «Дракон» и «Кайман». Командовал всем этим рептильно-рыбным хозяйством боевой офицер контр-адмирал Павел Павлович Левицкий.

Помимо подводных лодок, в бригаде числились два транспорта, служивших базами – «Хабаровск» и «Европа», а также торпедолов, в качестве которого использовали старичка-миноносца «Перископ». Все подводные лодки проектировались до или во время русско-японской войны. В годы перед первой мировой войной подводное судостроение развивалось столь стремительно, что нередко суда устаревали ещё на стапеле.

Столь древних подводных лодок не было ни у одной из ведущих морских держав мира.Одна лишь Российская империя берегла эти раритеты с изношенными механизмами, на которых смельчакам-подводникам предстояло воевать. В первом дивизионе только у «Акулы» механизмы были в исправности, а у остальных – самые различные повреждения. Например, у «Макрели» лопнул фундамент под дизелем, один из подшипников в машине закрепили на железных планках. Неудивительно, что подлодка не могла развивать ход больше восьми узлов.

А «Крокодил» вообще не мог ходить со скоростью больше шести узлов, потому, что у него из четырёх бензиновых двигателей работали только два. Их ремонтом не занимались, ожидая поступления новых двигателей из Германии. Немцы, по понятной причине, не спешили, Двигателей так и не дождались, а когда клюнул жареный петух в виде начала войны, принялись спешно ремонтировать старые двигатели, которые упорно отказывались работать.

Подводные лодки с рыбными названиями создавались под руководством полковника Ивана Григорьевича Бубнова, и построены на Балтийском заводе. А «рептилии» были все американского проекта, в России их только собирали из поставленных частей. Подводники называли их «большими деревянными сундуками», потому что над прочным корпусом лодок возвышалась деревянная конструкция.

Зачем она была нужна, рассказал в своих мемуарах подводник Василий Александрович Меркушев: «При погружении в эту надстройку помпами накачивалось пятьдесят тонн воды, что в свежую погоду представляло серьезную опасность, особенно при всплытии; когда первым делом освобождались от нижнего, внутреннего балласта, лодка теряла остойчивость и, если становилась поперек волны, могла быть опрокинута ее ударом.

Деревянная надстройка на солнце высыхала, коробилась и при надводном плавании начинала пропускать воду; то же случалось, если после многократных погружений доски разбухали и выпирали одна другую. И то, и другое причиняло массу хлопот личному составу, так как лодка получала переливающийся груз на самый верх, что в свежую погоду при недостаточной бдительности могло привести к опрокидыванию вверх килем».

В отличие от Черноморского флота, захваченного войной врасплох, на Балтике к ней готовились. Подводные лодки перевели из Балтийского порта в финляндские шхеры, где постарались сделать из них боевые суда, погрузив на лодки торпеды и всё необходимое.

Интересно, как в первый раз, по воспоминаниям того же Меркушева, выходили на боевую позицию: «Этот торжественный выход на позицию больше напоминал траурное шествие, так как всем пришлось равняться по самому тихоходному «Крокодилу». Линия растягивалась, причем, то та, то другая лодка на требование прибавить ход отвечала: «Имею повреждение в машине, скоро исправлю».

В начале войны Балтийский флот пассивно ожидал, когда нападут немцы. Любопытна и радость, с какой встретили на подводных лодках известие о том, что Англия объявила Германии войну. Офицеры отметили такое событие шампанским, в надежде, что теперь всё внимание немцев будет обращено на англичан, а русскому флоту придёт иметь дело только судами-разведчиками.

Только не нужно возмущаться по этому поводу. Когда читаешь, в каком техническом состоянии были русские подводные лодки, хочется сесть, закрыть лицо руками и горько заплакать. На позицию лодки выводил на буксире транспорт «Анадырь». Затем они своим ходом разбредались по назначенным местам. На одной из подводных лодок не успели поставить новый перископ взамен сломанного. Но свои умельцы заделали отверстие от перископа заглушкой.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/28/1810

На снимке: подводная лодка "Крокодил"