Живое, заветное...

Валентина Телепенина
Наш парк был когда-то садом. Яблони и груши, несмотря на преклонный возраст, всё ещё радуют посетителей красотой и нежнейшим ароматом своих цветов, а по осени – вполне съедобными плодами.

С ветеранами конкурируют стройные стволы черёмухи маака, чудом внедрённые в парк в советское время. Медью блестит кора на солнце, ветер треплет её серую бахрому, – как же хочется почистить ствол до равномерного блеска!

В парке у меня есть любимая яблонька, похожая на ладью. Без хозяина крона сильно разрослась и превратилась в густую сеть переплетённых сучков и веточек, и теперь ни один ребёнок не сможет взобраться на верхушку дерева.
 
Без листвы яблоня похожа на старушку, но в мае она так преображается, что и не вспомнить, как дерево выглядело накануне. Она облачается в воздушное платье – живое, изменчивое: сначала оно нежно-розовое, как зефир, благодаря плотным розовым бутонам, а через несколько дней перед тобой стоит красавица невеста в чудесном белом платье, сдобренном розовым ароматом. Листьев почти не видно, одна лишь нежная пена укрывает невесту до самой земли. Цветочки, как ясные глазки, смотрят на тебя вопрошающе: «Хороша, не правда ли?» Да, хороша, дух захватывает! Вездесущие пчёлы без промедления образуют трепетную жужжащую вуаль поверх бело-розовой материи.    
         
Идиллия длится недолго. Отслужившие, всё ещё прекрасные лепестки покидают насиженные места и плавно опускаются на землю – невеста снимает свадебный наряд. Майский снегопад…

Обнажилась яблонька, стоит неприкаянно: листья ещё не разрослись, в местах завязи висят сухие скрученные лепестки коричневого цвета, выглядывает старая тёмная кора... Сердце сжимается, когда вижу её такой на фоне свежей зелени клёнов и лип. Ничего, родная, потерпи, это временно. Скоро окрепнут твои листья, сплетут уютную беседку, и я буду забираться в неё по вечерам. Обнимемся с тобой, постоим тихонько, и никто не догадается, что ты не одна... 

Мать Природа, как я люблю твоё творение, как оно мне мило! Оно такое же живое, как и я. Встреча с прекрасным всегда вызывает у меня жажду, я возвращаюсь в заветное место, пью, пью и не могу напиться красоты, мне всё мало её, мало... В такие минуты рождается благодарность Богу за устроение моей жизни.

Я выросла на Гродненщине. Через двор моего детства в избытке прошли куры, утки, гуси, коровы, телята, поросята. Я росла бок о бок с ласточками, воробьями, бабочками, жуками – всех не перечтёшь! Отец заботливо окружил усадьбу скворечниками: они висели на доме под крышей, на сосне, раскачивались на длинных шестах вдоль забора. Толстая сосна привлекала разнообразных пернатых, в том числе и пёстрых дятлов в красных шапочках. Мы с братом любили затаиться под сосной и слушать, как лесной Айболит неутомимо стучит молоточком по дереву.

А как мы радовались, обнаружив яичную скорлупу под скворечником! Подан долгожданный сигнал: птенцы вылупились! Теперь можно подолгу наблюдать, как родители носят корм своим малышам, как кошка крадётся к домику по шесту, как её атакуют скворцы.

Домашние животные становились нашей семьёй. Заботливо выхаживались немощные и больные питомцы. Однако частенько приходилось расставаться с кем-нибудь из своих друзей: то телёнка уводили со двора незнакомые люди, то вдруг корова давала мало молока – нужна замена, то кололи поросёнка на мясо, а гусей переводили на перо. Когда случались эти жуткие моменты, мы, дети, горевали, и мама плакала, прячась от нас, и только наша дорогая бабушка-хозяйка была невозмутима и деловита.

Мама очень любила лес. Она с удовольствием проводила выходные дни за сбором ягод, грибов, орехов. Когда я подросла, она стала брать меня с собой.
Через пару часов, собрав довольно много ягод, мама стелила под деревом заботливо прихваченную шерстяную кофту и просила: «Поспи, детка!». Можно ли спать, если по лесу мчится серый волк с известными героями на спине, а где-то рядом притаились гномы? Детка никогда не спала в лесу – она его слушала, потому что в эти минуты на ребёнка нисходило что-то волшебное, огромное, незнакомое. Верхушки деревьев раскачивались, лес что-то говорил…

Милая, дорогая мамочка, как много дали мне наши совместные походы в зелёный мир! Мы вставали в четыре часа утра и забирались в самый густой ельник, в котором легче ползать, чем передвигаться согнувшись пополам. Ложишься животом на усыпанную иголками землю, оцениваешь обстановку и ползи куда хочешь – грибов полно. Нас всегда ожидали чудные белые грибочки. Это было твоё место, мама, не каждому хотелось забираться в подобные дебри. Ты знала все ближние и дальние леса, исходила их вдоль и поперёк.

Вижу, ты останавливаешься на дорожке, прикладываешь палец к губам, а глазами указываешь на высокий одинокий дуб посреди поля. Под ним мирно пасутся две косули. Стоим молча, любуемся. Они всё-таки учуяли человека и неспешно скрылись в лесу, оставив нам тихий восторг и радость прикосновения к тайне.

А первая встреча с клюквой на болоте! Пришлось пройти немалое расстояние, и ты переживала за детские ножки, но тебе очень хотелось показать чудо дочери. Ты была права, мама, восторг того дня не забывается.

Земляничный аромат, гроздья брусники, глазки черники, соты малины – в каждой ягоде своя прелесть, и впечатлений – на всю жизнь.

Мама не только понимала красоту – она её создавала. Под окном спальни рос куст жасмина, и мы засыпали в аромате его цветов. Дом утопал в цветах, от простых лютиков до возвышенных лилий. Появлялись и редкие экземпляры, например, гиацинт – синий, душистый, его мы нюхали всей семьёй по очереди, стоя на коленях в сырой земле. Были у нас и комнатные цветы, высокие и кустистые, сочные, в больших самодельных кадках: широколистные фикусы, розовый олеандр, китайская роза, пальма.

Мама хорошо вышивала, вязала, строчила ришелье. Кружевные салфетки, накидки на подушки, скатерти – всё было сделано её руками, руками мастерицы с хорошим вкусом. Мама передавала нам своё восприятие мира, и теперь я вижу плоды её труда. Мне повезло родиться там, где я родилась, прожить с теми, кого дал мне Господь в качестве начальных учителей. Спасибо вам, милые мама и бабушка, за счастливое детство! Вы были хорошим примером для нас, ваших последователей. Благодаря вам я могу сказать: Жизнь – это чудо. 
          
И тебе спасибо, яблонька, за моё путешествие в детство, в прекрасные и дорогие сердцу уголки прошлого!