Философия перелётов. Часть 6. Ангелы за спиной

Аннетта Сокольникова
Максу

Кафка писал: "Ангелы не летают." Разочаровался ли он в них или знал откуда-то правду - не знаю. Но я с ним соглашусь. По прошествии какого-то времени я и сама пришла к этому выводу. Ангелы не летают потому, что их нет на небе. Они или стоят у нас за плечами, или мертвы. Или... Мстят.

С какой-то точки зрения, летучая мышь - это тоже ангел. Да, возможно, она не лучший представитель этого вида существ. И что? Люцифер, если вспомнить, тоже был из ангелов. А тот факт, что он пал... Падший ангел - вдвойне виновен, считают праведники-фанатики, способные обелить любые свои, даже совершенно чудовищные поступки, с помощью истеричных криков о благих намерениях. Что тут скажешь?.. Ничего. Разве что, поможешь Люциферу пошире распахнуть двери в ад, приветливо улыбаясь при этом.

Однажды, во время полёта из Рейкьявика в Осло, я услышала от соседки по креслу интересную притчу. Смысл такой: каждый раз, когда идёт дождь, ангелы пытаются омыть людей от грехов. То есть, дождь - это слёзы ангелов.

Звучит красиво, но немного приторно. Или я слишком цинична, не знаю. В связи с этой притчей, я подумала - а слышат ли ангелы тех, кто не спит? Тех, у кого бессонница? На пустом месте, будучи вполне удовлетворённым жизнью человеком, с бессонницей вряд ли станешь жить душа в душу. Значит, причина для такого состояния есть. Можно глушить её таблетками, проваливаясь в чёрную противную пустоту. А утром с трудом вспоминать собственное имя. Можно платить деньги новомодным медцентрам, где тебе предложат стопроцентное, конечно же, уникальное (наше ноу-хау, мадам!) быстродействующее средство - гипноз, иглоукалывание, даже электрические импульсы. А можно... Можно просто жить с бессонницей.

Через несколько лет такой моей жизни я подумала о том, как тяжело ангелам каждую ночь  зашивать небо, в которое я будто стреляю, выкрикивая одно и то же имя. Бедные ангелы!

Где-то прочла: "Неужели ангелы не знают, на что способно человеческое сердце?" Не знают. Откуда им знать? Там, откуда они, всё иначе. Там иные законы, иные порядки. И иные ценности. Надеюсь, у ангелов есть прививка от нас, людей. От наших эмоций, от наших безрассудных поступков. Для того, чтобы эту прививку получить, нужно отпустить ангела на землю. На год-два, пожить среди людей. Не скурвится - прививка сработала, можно забирать наверх. Если не сработает... Ну, Люцифер не такой уж плохой хозяин, мне кажется.

Вроде бы, у каждого из нас есть свой ангел-хранитель. Пару раз я, дойдя до "ручки", имела возможность беседовать со своим. Возможно, это был диалог с самой собой, не спорю. Дело-то не в этом! Мой ангел-хранитель, изрядно устав от моих постоянных слёз и депрессии, спросил, чего же я хочу?

- Повтори всё, пожалуйста, снова! - попросила я.

Ангел опешил. Снова?! Наверное, когда человек сильно обжигается, он должен желать поскорее забыть свою беду, проблему, боль. Перелистнуть страницу. А я улыбалась. Жалкое зрелище! С текущей по лицу косметикой, с улыбкой, я просила ангела повторить всё снова. Дать мне ещё раз прожить отрезок жизни, который вызвал сегодняшнее состояние. Глядя на выражение абсолютного недоумения на лице ангела, я поняла, что ангелы действительно не знают, на что способны человеческие сердца.

Перелёты. Регистрация, таможенный контроль, багаж. Где-то наоборот, не важно.
Суть одна. Выход номер ... . Следом - посадка. Пассажиры занимают определённые им места, раскладывают вещи. Рулёжка. Разбег. Взлёт.
Стальная туша с крыльями, такая неуклюжая на земле, превращается в птицу, не боящуюся ни палящего солнца, ни гроз, ни дождя, ни холода. Самолёт ложится на заданный курс. Интересно, сколько обычно на борту ангелов? Их количество кто-то регламентирует или это - как повезёт? По логике, сколько пассажиров, столько и ангелов, раз у каждого свой хранитель. Конечно, бывают и исключения. Это те случаи, когда люди добровольно отказываются от своего хранителя. Не потому, что гордые или самоуверенные, нет! Просто им жалко ангелов. И те возвращаются на небо. Интересно, что они там делают? Наверное, каждую ночь зашивают небо.

С мстителями дело обстоит иначе. Само имя - ангел-мститель - уже чем-то не совсем ангельским попахивает. При этом... Если уж есть ангел всенародного похмелья, в чём уверяет БГ, почему бы и ангелу-мстителю не появиться? Месть считают чем-то плохим. Грязным, злым. Но что такое месть? Око за око, а зуб за зуб? Мне кажется, само слово "месть" исказили, как и многое в современном мире.

Месть в моём понятии - это урок. Урок тем, кто сознательно причиняет зло. Но... Бесполезно воздействовать на человека тем же, чем он воздействовал на другого. Пример: если один человек убил ребёнка другого человека, желая причинить тому боль, бесполезно мстить, отнимая детскую жизнь, в свою очередь. Почему? Потому, что тот, кто реально любит своего ребёнка, кто способен страдать от его смерти, никогда не пойдёт на то, чтобы убить ребёнка своего врага.  Значит, ангел-мститель, спустившись и забрав душу малыша, не достигнет цели. И мстители это знают, поэтому и мстят красиво: они лишают человека того, что им по-настоящему дорого, что страшно потерять. У одних это деньги, у других власть, у третьих - семья, у четвёртых - здоровье. То, что смешно одним, страшно другим. Это, впрочем, факт давно известный. Лиши художника, чей смысл жизни - рисование, зрения, и он сойдёт с ума. Как-то так. Вопрос: откуда ангелы-мстители знают, чего именно боятся их клиенты? Наверное, на то они и ангелы, чтобы всё знать. И, поверьте, ангелы умеют хранить тайны.

Те же, кто стоят за плечами, летать не умеют. Не то, чтобы разучились, просто им это не нужно. Тем лучше. Понять людей куда проще, стоя за их плечами, чем летая по небу. И прав был Кафка, говоря, что ангелы не летают. Да. Настоящие - не летают. Они не отходят от плеча. Отпустить их или нет - решать только нам.

В один из недавних моих полётов я, думая над ситуацией с ангелами все 10 часов подряд, пришла к выводу, что пенсия у ангелов незавидная. На пенсию выходят те, у кого нет клиентов. По воле судьбы или, как в моём случае, в результате добровольного отказа от услуг. Чем ангелы занимаются на пенсии? Думаю, они зашивают небо. Незавидная участь...