Огнедых

Игорь Беляевский
  Еще не совсем старый, но уже довольно потрепанный «Уазик-буханка» с надписью на борту «Кинопрокат», громыхая всеми своими железными суставами и отчаянно скрипя тормозами перед кочками и поворотами, поднимая клубы пыли, несся по тракту. «Кинщик» дядя Коля с водителем Яшей, по совместительству помощником, несли-везли в «народные массы» культуру и просвещение.
В каждые пятницу, субботу и воскресение они ездили по разнарядке отдела культуры по деревням и «крутили» кино. Особым разнообразием кинопоказ не блистал. Обычно мультфильмы «Ну, погоди!», «Веселая карусель», да несколько индийских фильмов на выбор. Обязательно с мужественным главным героем, который одним ударом побеждает десяток хулиганов, с прекрасной, но несчастной возлюбленной и, конечно же, индийскими песнями, жонглерами, факирами и прочими карнавальными представлениями. В кино шли все и взрослые и дети. Сельские клубы, перед сеансом, напоминали встревоженный пчелиный улей. Но как только раздавался треск кинопроектора и из динамиков громкий звук, в зале наступала тишина. Смотрели затаив дыхание и переживали за героев как за близких родственников.
  «Уазик» пропылив по деревне, подъехал к клубу, проскрипев тормозами, остановился. Завклубом уже ждала. Долго не мешкая, вытащили из машины кинопроектор и коробки с кинолентами. В 19ч.30мин. должен начаться сеанс. Успели все вовремя. Только открыли двери, и народ повалил валом, занимая свободные места. Девятилетний Дениска с другом Виталькой вместились в одно кресло. Мультики прошли быстро, волк не съел зайца и получил по заслугам. Начался фильм.
 Сначала героям приходится туго, но затем, стараниями доброго и сильного героя гармония восстанавливается и начинается карнавал. На экране появляется человек в чалме в широких штанах. Он что-то подносит ко рту и вдруг выдыхает огонь. В этот момент по залу, перекрывая звук динамиков, разносится восхищенный детский крик:
- Смотри огнедых!
Дениска не мог поверить, что человек может выдохнуть огонь. Ведь огонь может выдыхать только змей горыныч - чудище треглавое.
 Кино закончилось, обсуждая фильм, мальчишки, незаметно для себя увязались за пацанами постарше. Те пошли за клуб покурить. И тут Дениска увидел, что не только в кино люди могут выдыхать огонь. Один из пацанов постарше поднес ко рту стакан, отхлебнул какой-то жидкости и, поднеся зажженную спичку ко рту, с силой выдохнул из себя. Он выдохнул из себя огонь! Для «мелких» это было фантастическое зрелище. Но тайна вскоре  была раскрыта. Женька налил в стакан из бочки на колесах, стоявшей у стены клуба, солярки и, набрав в рот, с силой выдохнул, при этом он держал у рта зажженную спичку. Получился факел или факир. Дениска с Виталькой тут же захотели побыть «огнедыхами», но Женька сказал, что солярку зажечь трудно и маленьким это не под силу.
  На следующее утро в доме тетки Кати с подоконника, странным образом исчез коробок спичек. Дениска бежал за клуб, там его уже ждал Виталька. Как партизаны они прокрались к бочке. Оглядевшись по сторонам стали открывать кран. Кран провернулся, но солярки не было. Крутанули еще раз. Что-то внутри щелкнуло, и толстая струя полилась на землю. Друзья не испугались, а просто прикрыли вентиль. Немного налили в консервную банку, поставили на землю. Дениска вытащил из кармана спички. Неумелыми руками чиркнул раз, другой. Спичка сломалась. С третьего раза огонь добыть удалось, но ненадолго. Закинутая в банку горящая спичка потухла. Детский пытливый ум не мог допустить явного не соответствия. Там горит, а тут не горит. Опыт продолжили. Спички зажигаться стали лучше. Но солярка в банке загораться не хотела. Идея пришла неожиданно. На глаза случайно попала газета. Облитая горючим газета загорелась нехотя, но каждой секундой разгоралась все сильней и сильней. Виталька бросил газету на землю, пытаясь затушить огонь. Но тут загорелась земля, насквозь пропитанная соляркой. Поняв, что им не справится, а еще больше испугавшись, поджигатели бросились наутек.Они бежали не чуя ног, а за их спинами поднимался черный столб дыма, облизывая стену сельского клуба.
 Как оказались в строительном вагончике за деревней не поняли. Обоих, от страха бил озноб. Что делать не знали. Так и просидели в вагончике до позднего вечера.
 Голод и жажда погнали сорванцов домой. Подходя к деревне, в сумерках увидели крышу клуба. Крыша была целая. Когда подошли к клубу немного успокоились. Клуб не сгорел. Бочки на месте не было, вместо неё на землю был набросан силос, о пожаре напоминала полоса черной  копоти на стене от земли до крыши и стойкий запах сгоревшего топлива. Пошли по домам. Первому идти Витальке. Когда за ним закрылись ворота, в вечерней тишине над деревней пронесся отчаянный крик:
- Мамка это не я!
14.03.14 г.