записки в альбоме. 1. Вах. ханты-мансийск

Ольга Вересова
Записки  в  альбоме. 
Рассказ  нефтяника.  Ханты-мансийский  округ.  Река  Вах.
 
  Зимник  только  кажется  более  легкой дорогой.  Короче? Да,  но более трудной.
  В тайге  ли,  в тундре ли, никакой разницы.  Идет она по  болотам,  занесена пургой,  мороз под  40,  и  ты  один  в санях.  Гонишь  сутки,  пар  столбом, а прихватит  так,  что  рядом  бежишь  как тот конь. В общем,  погнал я  с Ларьяка  до  Сургута.  Летом,  по  Ваху,  пилишь  суток трое  на моторке,  а,  как выскочишь  на  Обь,  ещё столько и полстолько.   Ну,  а на лошадке  зимой,  суток полтора  с ночевкой.  За  зиму  раза  три скатаешь  таким  образом,  жизнь  сахаром  не  покажется.               

  Я за  пять лет  работы  столько раз  туда-сюда  смотался,  пальцев  на  руках  не хватит,  но  помню  до  мельчайшей  подробности  первую  поездку.   Не потому,  что  первая,  а потому,  что в ней  было.  Про  куклы хантыйские  слышали?  Две  дощечки, мужчина и женщина,  имеются в каждом доме,  как  ранее в  каждом доме на Руси  стояли иконы.  Вонючие  такие  куклы,  их  поливают  жиром,  умасливают  для  лучшей  жизни  в семье,  или  хорошей  охоты  просят  у них.  А наказывают  кукол,  раскладывая  их по разным  куженькам.   
  Приписывают им всяческие  чудеса  и каверзы.  Я  много про них  слышал,  за эти годы,  но  в тот раз,  когда я впервые  тронулся  в путь,   эти рассказы  воспринимал,  как  народные  сказки.               

  Выехал  я  из  Ларьяка  ранним  утром,  зная,  что где-то к ночи  попаду к  старой заимке  на  дороге.  Конюх посетовал,  что  пуржит,  а к вечеру  нужно  ждать  бурана,   и  я не успею  проскочить  эту заимку.               
  – Слух о ней  нехороший.  Ребята  говорят,  что жутко  там,  даже  заснуть  бояться.-               
    Пропустил  я его  слова  мимо, только  подивился  про себя,  слыша  такое  от матерого  таёжного  мужика.  В общем,  бежит  моя  лошадка,  вся  в  заиндевелых  кудрях,  сама дорогу  выбирает,  а я не подгоняю,  чтоб  силенки  хватило  до  заимки.               

  Она  остановилась  у заимки,  зная,  где ей  сено припасено.  Буран   так  поднялся,  что  ничего не видно  уже  метра  через  три   было.   Я  лошадь  за узду  протащил  до навеса,  и побрел откапывать  дверь  от  снега.  В сенцах  высветил  стенку  дров   и  внес  охапку  в  дом.  Нашел керосиновую  лампу  и  присел  у  топки печурки.  Печка  горит  себе,  я  потихоньку  оттаиваю  на лавочке  в  дреме,  как  вдруг  дверь резко  распахнулась  за спиной. Это  меня  пробудило,  я  закрыл  дверь  и  заварил  кипяток  сушенной  ягодой, что стояла  в  берестяной  куженьке  на  столе.  Вынес  лошади  ведро  теплой воды, пропоил  её  и, подбросив  сена, добрался  до  своей  печки.    
 
  Стылый дом не давал возможности уйти от топки, и я вновь устроился на  лавочке, потягивая  чай   и  делая  шашлыки  из  колбасы. Где-то,  через полчаса,  дверь  вновь  настежь  рвануло. Я  засунул  полено  в  дверную  ручку,  заведя  один конец  за косяк.  Каково же мне  было проснуться  от  треска  полена!  Его переломало  от  очередного  рывка! Я  выскочил  с  ружьем  на  улицу.               
 
  Было  тихо, всё  залито  лунным  светом  и  никаких  следов,  кроме  моих  собственных.  Буран  утих,  и  тишина  стояла  такая,  что  мне  показалось  концом  света.  На часах  было  три,  но у меня  было  дикое  желание  тронутся  в путь.  Под навесом  тихонько  заржала  лошадь,  её  надо было  выстоять  после  питья,  и  я вновь  шагнул  в дом.               
  Сна у меня  не  было  ни  в одном  глазу. Я просто тупо  смотрел  на  дверь.  Потрескивали  дрова,  коптила  лампа  на столе,  а  я  маялся  на  лавке,  вспоминая   напутственные  слова  конюха.               

  Потом  послышался  топот  ног…  на чердаке. Вот  тут  я  с ружьём  полез  на чердак  по  приставленной  лестнице  в сенях.  Но каково  было  моё недоумение   обнаружить  не  тронутый  слой  пороши  на чердаке.  Я  походил  вокруг  трубы,  там  никого  не было  лет сто. В  занесенной  пылью  куженьке  лежали  две  связанные   фигурки.               
  – А! Так  это  куклы  здесь  шалят!  Ну, так  если не  прекратите, разбросаю  вас по  углам.- Я  погрозил  им  пальцем   и спустился  вниз.
      
  Верите ли?  Прекратилось  всё!  Я даже  прикорнул  на часок,  и  часов  в  пять  выехал. На обратной дороге, я  там не остановился,  да  и  по времени  было  неудобно.  Ещё  светло  было. Так  и  ехал  дальше без  остановки  до  Ларьяка.               
  Конюх  вопросительно  посматривал  на  меня,  наконец,  я не выдержал. Сказал только,  что  поговорил  «там»  кое с кем, и он  понимающе  кивнул.