Сюжет сериала Философия развода Глава 15

Валерия Андреева
Пока он был в Москве, я ему прямой вопрос задала. «Сынок, скажи честно. Ты не нагулялся? Чем тебя Аня не устраивает? Вы жили вроде бы нормально. Что-то случилось? Скажи! Мне скажи, ей объясни. Может, изменится она? Выводы сделает? Ребенок у вас»
«Да нет, никаких претензий я ей предъявлять не буду. Просто она не тот человек»

И чем ближе к возвращению, тем более нервными и короткими становились его фразы. «Мам, а что мне делать? Я не хочу с ней жить! Не буду! Не хочу!» Он вернулся, и теперь уже твердо заявил, будем разводиться. Как же выдержать это, сгладить острые углы? 

Цепляться он стал к ее словам. То она говорит неправильно, не дОговор надо говорить, а договОр. Скучать по вас, а не скучать за вами. Вот он ко мне приставал одно время, почему ты говоришь орхидея, правильно звучит твердо орхидЭя. Я пыталась исправиться и совсем запуталась, почему так? Он открыл мне википедию и прочитал, в каких случаях твердо говорят, например, свитер, компьютер, и я сразу запомнила. Я же не обиделась, это нормально, поправил меня и все. Хотя тон его мне не понравился, ворчливый и назидательный.

Вот и между ними тоже диалоги такие. Она скажет строго: «Алексей!» А он в тон ей: «Анна!»  А где же «кися»? «А кися сдохла», - грустно иронизирую я.
По тону ведь сразу заметно, как человек к тебе относится? Даже если малозначительные слова произносит. Сразу же ясно, что прежде чем говорить начала, она сердилась, думала. Злилась, готовилась, заводилась и  - простейшую фразу говорить начала, а голос уже сварливый и сердитый, «скрипучий». И то, что Аня его с таким презрительным смешком называет «наш мальчик», мне тоже совсем не нравится. «А что там, наш мальчик скоро домой сегодня?» «А что там наш мальчик думает насчет отдыха?» Я что, обязана ей на такой вопрос отвечать? И этим самым соглашаться с формулировкой «там наш мальчик»?

Алексей признался: «Она слишком многого от меня хотела всегда, а я не мог ей этого дать. Даже когда еще не было ребенка». Даа, видимо, наша мудрая бабуля заглянула прямо в корень, когда на эту тему рассуждать начала:
 - Понимаешь, он покладистый парень, а у нее характер такой – ехать и погонять. Алексей – туда, Алексей сюда. Она хотела всего и сразу, она инициатором была всего: знакомства, секса, совместной жизни, ребенка. Чтобы возил на машине, как лакей всегда при ней был. Но нельзя же палку перегибать, она же задолбала его совсем, вот он из повиновения и вышел.
Она замолкает, а я спрашиваю:
 - А вы-то почему с ней ссорились?
 - Так у меня профессия такая была, голос учительский, я и не хочу, а слышно во всем доме, даже если шепотом говорю. Я только скажу: «Аня!» Она поворачивается: «Чтооо??? Что вы меня дергаете?» Когда она начала у нас жить, мне же интересно, я хотела с ней пообщаться. Если бы же она была идеальной внучкой…
 Я начинаю смеяться:
 - Идеальной? Ого! А так бывает?
 Мама не обращает внимания на мои смешки:
 - Так вот. Я бы так хотела, чтобы она сказала, бабушка, я сейчас хочу сделать блинчики, значит так, мука у нас есть, яйца есть, и раз-раз и разбивает и рассказывает, вот это, вот это, я бы ничего даже не спрашивала!
 Я хохочу в голос:
 - Мам, да неужели? Я валяюсь, я не верю ушам, ты бы ничего не спрашивала? Ты бы не нашла что спросить? А на какой сковородочке ты жаришь? А ты маслице в тесто добавляешь?
 - Да! Я на двух обычно жарила! Чтобы быстрее!
 Я, вытирая слезы от смеха:
 - Даааа! Оооо! Идеальная внучка! Да таких не бывает сейчас!
 - Кстати, она сейчас совсем изменилась, ты заметила? Понимаешь, прозрение и духовное созревание происходят только через страдания, если ты это не выстрадал, ты никогда этого не поймешь.
 - Да, только через блинчики! Прозрение.
 Мама, не обращая внимания на мои подколки:
 - Учиться надо каждый день и каждый час. Она не понимает, что нужно изменить этот менторский тон. Надо же быть немножечко хитрее. Вот ты. Я всегда говорила, что женщинам, живущим с мужем, нужно давать ордена за терпение. Я не смогла. Конечно, мне хотелось мужа, крепкое плечо, опору, но я понимала в глубине души, что я не могу подчиняться настолько другому человеку, особенно с возрастом. Я  хотела сама распоряжаться, куда поехать, что съесть, куда деньги потратить. Вот Алексей меня очень беспокоит. Он в детстве ни с кем не конфликтовал, ни с кем не дрался, как Коля. Может, это и плохо? Он замкнутый, он не привык отношения выяснять. Не ссорился, и не мирился. Где гарантия, что он с другой женщиной общий язык найдет? С другим человеком нужно тоже компромисс находить.
Бабушка глотает свои приготовленные вечерние таблетки и продолжает свою неспешую, продуманную днями и ночами речь:
 - Годик можно на влечении прожить. На узнавании друг друга, позы разные попробовать.
Я усмехаюсь:
 - Поза № 26. Какой дурак придумал эту позу? Он вообще ее пробовал?
Она продолжает:
 - Потом это уже не так интересно. Еще через годик ребенок появляется. Это стресс для обоих. Ей нужно выносить и родить его, трудно ей было, в глазах кровеносные сосуды полопались, месяц глаза красные были. Потом кормить нужно, молоко все время прибывает, в груди колет, по ночам вставать нужно, женщина чувствует себя дойной коровой. День дробится на мелкие части - от кормежки до кормежки. Нужно самой успеть поесть, и домашние дела успеть поделать, и голова кажется квадратной. А ребенок подрастает и хочется от него сбежать, несмотря на всю любовь к нему.
 - Да, да. Был такой момент. Она не сказала, что тяжело с ребенком, а скучает по работе, и ей кажется, что отстает от жизни. Жаловалась мне, что ей  не о чем с Алексеем разговаривать, ему неинтересно. Я отругала его - это ты внушаешь ей эти мысли? Поймите, ребята, с ребенком трудно, какое-то время маме надо сидеть дома, это кусок жизни, который нужно посвятить ребенку, все через это проходят. Она все равно не унимается: «А что я буду ему рассказывать, как она пописяла?»
Бабушка кивает, кивает, соглашается:
 - На шахматной доске много фигур.
Я шучу:
 - И все они кони и козлы.
Она улыбается и машет рукой:
 - Когда ходишь шахматными фигурами, надо думать, как походить, чтобы короля своего не потерять. Подумать ей надо, как изменить свое отношение к нему. Говорить нужно уверенным голосом, а не ворчливым. Помнить, что ты просишь, а не командуешь. И его мне жалко. Я подумала, что не знаю его совсем.  С девушкой какой-то в интернете познакомился. Понятно же, что девушка тут ни при чем, проблема в семье. Так бы мне хотелось поговорить с ним, но он на контакт не идет. Отвечает «все нормально, бабушка».
 - А что он должен был тебе ответить? Я хочу Аню бросить и уехать?
 - И еще. Знаешь, чего я боюсь? Что Аня забеременеет и родит второго ребенка!
Я сержусь:
 - Да что же она, совсем глупая? Он жить с ней не хочет, а она родит?
 - Ты не понимаешь. Во-первых, она знает, как он Марьянку любит, от двоих детей ему трудно будет отказаться, он же порядочный. Во-вторых, она не сомневается, что вы все равно поможете ребенка вырастить. И в-третьих, вдруг они мириться начнут? А это обычно бурным сексом сопровождается, со слезами и эмоциями, когда голова отключается. Так что вполне может случайно ребенок получиться. Кстати, ты не в курсе, как у них с сексом?

 - Да вроде давно уже нет ничего. После той поездки на море они еще презервативы покупали, помнишь, Марьянка коробочку из пакета с продуктами вытащила и мне принесла? Это осенью было. Потом Аня говорила, приходится его уговаривать, то он устал, то не сегодня, то настроения нет. А то рассердится – давай по-быстрому и отстань, раз-раз, ну что? Нравится тебе, нравится?! Вот и не приставай! А как о разводе объявил, все, не может она его уговорить. Вот уже и белье красивое покупала, а он наотрез отказался.
 - Ну ты предупреди его, пусть осторожен будет.
 - Да, хорошо-хорошо. Я говорила ему, проблемы надо решать, а не бежать от них, иначе они возвращаются. Оба виноваты, если бы они подумали, где вели себя неправильно. Аня говорит, зачем на квартиру уходить, вам же лучше с нами, и бабушка под присмотром. Да какое это имеет значение? Думайте о ваших отношениях сейчас – это главное! Она говорит, ему удобно, ни за что не отвечает, поставил себя так – пришел, за комп сел и не разговаривает. Да если отношения нормальные, какая разница, кто где сидит? Мне в ответ тоже фыркать стала. Мы тут полчаса как приехали, а вы только и делаете, что орете. Я ору? Дай бог всем такую свекруху, чтоб так на них орала. Развернулась и ушла, пришла, носом шмыгает, глаза красные. Что вы на меня сразу орете?
 - Да, - мама отвечает мне. - Она еще не раз вспомнит свою свекровь. Ты аккуратно старалась что-то объяснить, доказать.
- Неет. Знаешь, как Алексей сказал? Мама ты замечательная, а вот свекровь не очень, как оказалось.
И мы невесело смеемся.
Конечно, мы все устаем. Каждый по-своему. Моя мама от слепоты и постоянной головной боли. Я от домашних хлопот, уборки, готовки, консервации и жары. Конечно, Ане с ребенком целый день трудно, и хочется иногда просто помолчать или в тишине выпить чаю. Конец дня, Алексей пришел с работы. Явно видно, что он устал и болит голова. Может быть, она думает, он на работе в интернете просидел? Она подсела к нему, рассказала подробно весь день, продемонстрировала, что Марьяна за день сделала нового. Потом вручила ему ребенка, посмотри за ней часик, а я отдохну пока, в одноклассниках посижу.

Честно говоря, я не знаю, как надо. Может быть, я не права? Я слишком много брала на себя и мало требовала от своих сыновей и мужа? Говорят, надо приучать. Получается, я не приучила. Думала, я хорошо воспитала своих детей, а они своим женам по дому помогать не торопятся. И я вижу, просто физически ощущаю, как бесит его это вынужденное «общение» с Аней. Странно. Не хватает в этой логической цепочке какого-то звена. У всех есть бытовые проблемы, лень, эгоизм, и охлаждение чувств, и конфликты. Но что-то перевешивает чашу весов. Важное и очень важное. Без_Чего_Никак_Нельзя_Обойтись. Для кого-то это духовная близость. Для кого-то секс с этим человеком. Важнее того, что он дурак и ревнивец или наоборот, гуляка и пьяница. Для кого-то неосознанно оказывается важнее всего само состояние ругани и конфликта, дающее разнообразие жизни и адреналин. Для кого-то ощущение суперзаботы и жертвенности – без меня он не проживет. Держит. Иначе бы люди бегали туда-сюда, как броуновские молекулы. Ни к чему я не пришла. Где же ответ?

Продолжение следует...

http://www.proza.ru/2014/04/03/196