Будь я ротшильд мономюзкл

Леонид Тучинский
               

                Леонид Тучинский







                Будь  я  Ротшильд



                Либретто моно-мюзикла

                По одноименному рассказу Шолом – Алейхема
































                № 1 Тоху ва – воху (Хаос)


Нет людей, зверья и птицы,
Не чернеет лес вдали,
Над землёй пыль не кружится,
С неба дождику не литься –
Нет ни Неба, ни Земли.
Хаос.
Нету даже станового.
Хаос.
Ни порядка, ни основы.
Хаос.
Всё перемешано –
Ни Ночи, ни Дня,
Ни черта, ни лешего,
Нет даже меня!
Хаос. Хаос.
Мрак.
Но Мрака тоже нет –
Мраку нужен Свет,
А света нет ни лучика,
Так все закручено.
Хаос.
Где Вода? Нет Воды.
Счастья нет, нет беды.
Ни тишины, ни звука,
Ни тепла, ни холода,
Век за веком ходят кругом –
Время перемолото.
Хаос.
Где Начало? Где Конец?
Только Хаос и Творец.
Гевалт.
И ты сказал: «Генук»,
И ты сказал: «А ну-ка»,
Ты засучил рукава…

Брейшит бара элоим.
И был первый день.
И ты сотворил Небо и Землю, и отделил Свет от Тьмы.
Хорошо. Тут мне нечего тебе возразить.



                № 2 Брейшит

Небу - небово,
Земле - земное.
Ничего не было - 
И, вдруг, такое!

Воспарить душою в небо –
Это вам не ломоть хлеба!
Это важная идея
Для любого иудея.
А, мытарясь и кочуя,
Под ногами землю чуять –
Это значит очень много
Для идущих вслед за богом.
Светит Свет,
А во Тьме темно –
Да и Нет,
Вода и Вино.
Свет дает нам просветленье,
Отгоняет прочь сомненья.
Нам никак нельзя без света –
Всем на свете ясно это.
Но, однако, тем не менее,
Нас вперед ведут сомнения.
Лишь во тьме увидеть можем
Огонёк и искру божью.
Небо, Свет, Земля и Тьма –
Здесь к тебе вопросов нету.
Это здорово весьма,
Ловко ты устроил это!
Молодец!

 Потом ты отделил Воду от Суши, сотворил Траву и Деревья, Солнце и Луну.
 И тут у меня тоже нет к тебе претензий. Умница.

Волны бегут на песок,
Журчит в траве ручеек,
Деревья корнями вцепились в сушу,
Листья шумят – есть что послушать.
Солнце по небу гуляло,
Всех пригрело, приласкало.
Пар дымится над водой,
Дымка над полями,
Ночью месяц молодой
По небу гуляет.
А в нашей Касриловке радость евреям
Только одна – когда солнышко греет.
Когда ж над Касриловкой всходит Луна,
Грязь не видна.
При свете Луны лачуга любая
С дворцом потягается.

Нет, что здорово – то здорово. Это говорю тебя я, Хаим Цви, меламед  и талмудист.
Затем… Да. Затем ты створил рыб и птиц, зверей и скот, и ты сотворил Человека.
М, да-с, Человека…

                Птичка по небу порхает,
Птичка песенку поёт,
Попорхает – отдыхает
Или гнездышко совьет.
В речке рыба плещется,
Окуни да лещики,
Шевелит усами сом,
Им река – родимый дом.
Замечательно.
Зайчик скачет на полянке,
На лугу пасется скот,
Есть зверюшка обезьянка,
Есть зверюшка бегемот.
И лягушки, и букашки,
И змея, и крокодил…
Лишь в одном ты дал промашку:
Человека сотворил!

Скажи мне, ради бога, Бог:
Зачем его ты выдумал?
Какой от человека прок?
Какая миру выгода?
Всю траву он потоптал,
Повалил деревьев лес,
Птиц, зверей перепугал
И за рыбою полез.
Землю роет, воду травит,
Застит божий солнца свет,
Даже камни мелет в гравий –
От него покоя нет!
Небо ясное коптит,
Утоляет аппетит,
А пожрать горазд он шибко…
Боже, сделал ты ошибку.
Говорю, на всякий случай:
Без людей гораздо лучше…
Да-с.

 Я понимаю. Нужен был кто-то, чтобы молиться тебе. На кого ты мог бы посылать разные болячки за грехи его. Кто–то кто бы каялся и грешил, грешил и снова каялся.
 Ладно.
 Что сделано, то сделано.
 Человек? Пусть будет человек.
 Но вот потом!!
 Это ты ляпнул, так ляпнул.
 Нашло на тебя затмение.
 Если у тебя есть волосы, то ты здорово опростоволосился.
 Как тебе такое могло придти в голову?
 И где вообще была твоя голова?
 Что на тебя, вдруг, накатило?
 Ум за разум и так далее…
 Ты сотворил ДЕНЬГИ!!!

                № 3  Золотой Кумир


Дзынь-дзынь-дзынь, звенят монеты,
шур-шур-шур, шуршат банкноты:
вот вам сладкий пряник, детки,
вот вам пушки, дяди, тети.
Золотой Кумир, Золотой Кумир,
Вей ист мир!
И в халупе, и на троне
Все поклоны бьют Мамоне.
Золотой Кумир, Золотой Кумир,
Вей ист мир!
Деньги, деньги, деньги, деньги,
Обойди хоть целый мир –
За любою дребеденью
Золотой торчит Кумир.
Кто там бодро подпевает
Жадный, глупый и смешной?
Что за музыка играет?
Это чёрт трясет мошной!
Золотой Кумир – вей ист мир!

Дзынь-дзынь-дзынь, звенят монетки,
Ассигнации шуршат.
В золотой сидим мы клетке,
Нас поймали, как мышат.
Деньги, деньги, деньги –
Просто загляденье!
Пляшут все под звон монет:
И шинкарь, и Меламед.

Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь-дзынь!
И, куда ни кинь,
И, куда ни шасть –
Всюду денег власть.
Золотой Кумир, Золотой Кумир,
Вей ист мир!

Для чего ты деньги создал,
Объясни мне, ради бога?
Божий бич, батог и розги,
В Ад кратчайшая дорога!
Может это просто шутка
Или розыгрыш такой?
Или, Боже, на минутку
Помутился разум твой?
Золотой Кумир, Золотой Кумир,
Вей ист мир!

Боже,
Откупился ты от нас.
Кто же
Нам поможет в трудный час?
Деньги?
Разве есть у них душа?
Тренькать
Могут только и шуршать.
Рубль, гривенник, пятак,
Копеечка, копеечка…
Разжирел в загоне хряк –
Сдохла канареечка!
Дзынь-дзынь-дзынь!
Шур-шур-шур!
Вей ист мир!

 Ты, конечно, спросишь: зачем мне деньги, если у меня есть Талмуд и Тора, Тора и Талмуд?         
 Зачем!
 А скажи мне, дорогой, ты не забыл про седьмой день, а?
 Кажется, это была суббота.
 Что ты делал в седьмой день?
 Я тебе напомню: в седьмой день ты почил от всего произведения своего, которое, творя, создал.
 И благословил ты всесильный день седьмой и осветил его.
 Шаббат!
Суббота!
 Царица Суббота!

                № 4 Шаббат
Шаббат, шаббат, шаббат!
Чем богат, тому и рад.
Шаббат, шаббат, шаббат!
Чему рад, тем и богат.

Суббота, Суббота, Царица Суббота!
Одно только дело, одна нам забота –
Забыть суету всех забот.
Какая отрада – не надо, не надо
Ни землю копать, ни окучивать сада,
Пусть Мир от тебя отдохнет.

Суббота, Суббота, почил сам Всевышний,
И нам не пристало, не будет нам лишним
Побыть ближе к Богу чуть-чуть.
Все страсти и рвенья, старанья, уменья,
А так же намеренья все и хотенья
В Святую Субботу забудь.

Шаббат, Шаббат, Шаббат!
Чем богат, тому и рад.
Шаббат, Шаббат, Шаббат!
Чему рад, тем и богат.

Мир такой, как создал Бог. Это стоит что-нибудь.
И не нам ему перечить,
Всё уродовать, калечить.
Хоть один денёк в неделю дайте миру отдохнуть.
Для чего топтать траву? Для чего деревья гнуть?
Для чего пугать зверюшек,
Всё крушить, ломать и рушить?
Хоть один денёк в неделю дайте миру отдохнуть.

Шаббат, Шаббат, Шаббат.
Уподобимся мы богу –
Ничего не будем трогать,
Переделывать, ломать.
Ша!
Шаббат!

 Ну, так скажи: я должен приготовить всё к субботе?
 Я должен положить на стол две халы, свежие халы, которые можно ломать руками?
 Поставить на стол бокал с вином, специальный бокал – субботний?
 А две свечи? А субботний сюртук?
 Должен?
 Вот. Вот почему я должен дать жене в четверг трёшницу, чтобы она сделала всё, как положено.
 Трёшница. А где её взять? А? Не слышу?
 И я каждую неделю ломаю голову, где мне взять трёшницу, чтобы дать её в четверг жене, чтобы она… ну, дальше я тебе уже говорил.
 Зачем мне нужны деньги! Ха, он еще спрашивает, зачем мне нужны деньги!
 Ладно, проехали.
 И Каин родил Ханоха, и Ханох родил Ирада, и Ирад родил Мехияэля, и Мехияэль родил Метушаэля, и Метушаэль родил Лемеха, и Лемех родил Ротшильда…
 Ротшильд!
 Скажите мне, пожалуйста!
 Где ты его выкопал?
 Кто он такой этот Ротшильд?
 У него, что две головы?
 Или, может быть, он мудрец из мудрецов?
 Может, он мудрее, чем царь Соломон и наш ребе Нахман-Локах оба вместе?
 Может, надо уже переназвать в его честь какую-нибудь улицу у нас в Касриловке?          Например, Кривой Тупик, по которому и днем ходить страшно – утонешь по колено.
  Нет! Пора поставить ему памятник посреди Касриловки прямо у Чёртова Оврага! А? Барон Ротшильд верхом на банковском билете в миллион рублей!
 Миллион!!
 И ты не мог дать этот проклятый миллион приличному человеку, у которого на плечах настоящая еврейская голова, а не пустая тыква?               
 Например, мне.
 Будь я Ротшильд…
 Если бы я был Ротшильд, ты мог бы почивать от трудов твоих не только в субботу.

                № 5 Будь я Ротшильд

Будь я Ротшильдом, богачом,
Не грустил бы я ни о чем.

Вот тебе, женушка, трёшница.
Сделай все, как полагается:
Свежая хала не крошится –
Свежая хала ломается.
Вот вам по трёшке, соседушки.
Что нам ругаться да ссорится?
Все у нас общие бедушки,
Всё у нас общее горюшко.

Будь я Ротшильдом, богачом,
Я б купил себе целый дом.

Вот тебе, женушка, комната.
Стряпай, стирай и так далее…
В Торе написано, помнится:
«хватит вам жить со скандалами».
Вот вам две комнаты, деточки,
Птенчики наши горластые.
В Торе написано: «светочи
пусть под ногами не шастают».

Будь я Ротшильдом, богачом,
Я б ходил себе калачом.

Вот вам приданое, доченьки.
С плеч вас долой – будьте счастливы.
Нынче жених стал разборчивый,
Что б не сказать заграбастее.
Вам на учение, мальчики.
Знания – дело почетное.
Может быть, станете стряпчими,
Или, не дай бог, учеными.

Будь я Ротшильдом, богачом,
Всех любил бы я горячо.

 Детки, детки. С вами трудно, а без вас совсем худо. Шумите, галдите, а как жить без вашего шурум-бурум даже в Талмуде нет ни строчки. Как сказано в Писании: «и послал он им детей их, как кару за их пороки, и как награду за их благочестие».
                № 6 Наши детки.

Было у Янкеля восемь детей.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
Жили они без особых затей.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Утром лепёшка, в обед постных щей.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
В хедер ходили, пасли двух гусей.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Ох,
Был бы у деточек счастья полный дом,
А уж мы-то как-нибудь век свой доживём.

Вот разлетелись по свету они.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
Янкель с женою остались одни.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Трое в Егупец, в Варшаву один.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
В Жмеринку двое и двое в Берлин.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Ох,
Был бы у деточек счастья полный дом,
А уж мы-то как-нибудь век свой доживем.

Сами не едут и писем не шлют.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
Нету у деточек лишних минут.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Лягут в могилу отец или мать.
Цилечка, Иосиф, Барух и Исая.
То-то слетятся они горевать.
Симочка, Меер, Рахиль и Фаина.
Ох,
Был бы у деточек счастья полный дом…

 Ты думаешь: всё, генук.
 Да, будь я Ротшильд, я бы тяп-ляп, обставил все свои дела и лёг спокойненько почивать на твой манер.
 Но я же не Ротшильд.
 Нет, будь Я Ротшильд, я бы посмотрел вокруг себя: ай-я-яй. Срамотища какая. Содом и Гоморра! Разве так можно жить? Так жить нельзя. А ведь живем.
  Нет, будь я Ротшильд…
                № 7  Будь я Ротшильд - 2

Скажем, к примеру, стоит синагога.
Скажем, собрался молиться народ,
А в синагоге, ни мало – ни много,
Скажем, представь себе, крыша течет.
Ну, и кому же приятно молится.
Если за шиворот каплет вода?
Разве куда-нибудь это годится?
Нет, не годится оно никуда.
«Готэнью, Готэнью, залатай нам крышу.
Готэнью, Готэнью, крышу залатай».
Как же нас боженька, как он нас услышит,
Если у боженьки дела через край?

Скажем, к примеру, нам в бане помыться –
Надо помыться нам, да или нет?
Скажем, не дай бог, она загорится –
Если в обед ей четыреста лет.
Ну, и приятно вам будет до дома,
Скажем, к примеру, бежать голышом?
Нет, не приятно такое любому –
Голым бежать да ещё босиком.
«Готэнью, Готэнью, новенькую баню,
баню нам, Готэнью, сделай поскорей».
Боженька по уши важными делами
Занят, гуляейте-ка с банькою своей.

Скажем, опять же, вам прыщик случится.
Скажем, не скажем он именно где.
Надо, к примеру, вам срочно лечиться,
Что б не случиться похуже беде?
Ну, так нужна нам больница с врачами?
Надо беречь нашу слабую плоть.
Может больница поладить с прыщами,
Может больница укол уколоть.
«Готэнью, Готэнью, нам пошли больницу.
Готэнью, Готэнью, нам пошли врачей».
Как же! Сегодня же! Сразу же! Бекицер!
Боженька не Ротшильд и не казначей. 

Так, а кто у нас тут Ротшильд?
Вот именно, здесь появляюсь я.
Вот вам, ребе Нехаим, сто рублей, и пусть к субботе крышу хорошенько починят. А лучше пусть положат новую. Вот вам двести рублей, правители города – поставьте срочно новую баню с мыльней, с горячей водой и прочими причиндалами. И вот вам еще шестьсот рублей, и что б больница была не хуже других больниц: с койками, с докторами, с уколами, с бульоном каждый день для больных, дай бог им здоровья.
  Ша,ша,ша.
  У меня, кажется, кое-что осталось от моего миллиончика.               

 Приют для престарелых, общество «Одежду – нагим» и общество «Призрения невест»!
 И не только в Касриловке. Всюду, где живут наши братья евреи. Везде. По всему свету.
А для порядка назначаю над всеми обществами одно большое общество, которое заботится, чтобы люди везде имели заработок, жили дружно, сидели по ешиботам и изучали все премудрости, все на свете языки.
 И над всеми ешиботами ставлю главный ешибот – академию! В Вильне, разумеется. Академию Просвещения! Потому что просвещение – это спасение всего человеческого рода.

            № 8 Просвещение

Стоит в Вильне ешибот, ешибот.
В ешиботе круглый год, круглый год
Есть профессор по железу,
Есть профессор по воде,
Потому что знать полезно.
«что, зачем, когда и где».
Академик бородатый
Перечислит без труда
Имена, места и даты,
То есть, «сколько и когда».

Стоит в Вильне ешибот, ешибот.
Просвещает он народ, весь народ.
Просвещенье всё устроит,
Нравы буйные смягчит.
Беспокойных успокоит,
Беспробудных пробудит.
Просвещенная особа
Даже кушает особо.
Просвещенные мужи
Не полезут за чужим.
А у власти просвещенной
Всюду улицы мощёны.


Просвещения продукты:
Для всеобщих благ труды –
Вот они какие фрукты
Просвещения плоды.

Просвещенья роль хитра –
Сделать белым чёрное.
Беспросветно пьют с утра
Лишь не просвещенные.
Беспросветная нужда
Тоже страшная беда –
Тот, который просвещен,
Не нуждается ни в чём.

Стоит в Вильне ешибот.ешибот.
Он надежду нам дает и исход.
Не кричи, не суетись,
А пойди и просветись.

Почему урядник груб,
Любит зуботычины?
Почему ему не люб
Вид всего приличного?
Если глянешь на просвет –
Просвещенности в нем нет.

От привычки бить по роже,
Я прошу прощения,
Нам избавиться поможет
Только просвещение.
Просвещенные правители
Станут наши покровители.
Перестанут нас тиранить,
Беспробудно шкуры драть.
Даже где-нибудь в Иране
Вдруг наступит благодать.

Стоит в Вильне ешибот, ешибот.
Даст всему он разворот вот-вот-вот.
Чем слоняться всюду пьяным,
Кулачищами махать,
Сядем мы за фортепьяно
Или басни сочинять.
Повсеместно просветительство
Грубость грубую повытеснит.
Вот извозчик ломовой,
Он качает головой:
Мол, большой пардон, мадам,
Щас навозом вас обдам.

Просвещенные народы
Будут дружною семьёй
Славить царствие свободы,
Благоденствия покой.
Бог в беде нас не покинет,
Но и нам нельзя плошать:
Научись читать латынью,
Арифметику решать.

Стоит в Вильне ешибот,
Счастье прочное куёт.

  Ну?
  Как тебе мой план?
  Ха, будь я Ротшильд…
  Просвещение отвратит от зависти, от вражды.
  А от вражды берутся все несчастья, все горести, убийства, зверства, войны.
  Ох, война, война!
  Это, скажу тебе, зараза для всего мира.
  Война…
   
                № 9 Война

Как забрали Шимона
Во солдаты,
Жил он рыжий рыженький
Не женатый.
В Ямпель-Пище не было
Парня лучше,
А теперь фельдфебеля
Надо слушать.

А снаряды рвутся рядом,
Пули свищут ближе.
А кому нужны награды,
А кому так выжить.

Плюнули да дунули
Генералы,
Славный план придумали,
Очень бравый:
Стороною левою
Двинуть войско –
Первой роте велено
Лечь геройски.

А снаряды рвутся рядом,
Пули свищут ближе.
А кому нужны награды,
А кому так выжить.

Получили весточку
В Ямпель-Пище:
Путь других невесты-то
Себе ищут.
Веселиться можете –
Победили.
А кому положено,
Тех убили.

А снаряды рвутся рядом,
Пули свищут ближе.
А кому нужны награды,
А кому так выжить.

В Ямпель-Пище умники,
Ох, галдели!
Шуму было, шуму-то –
Две недели.
А, под отчей крышею
Воем выли:
Рыжий был прерыженький,
А убили.

А снаряды рвутся рядом,               
                Пули свищут ближе.
                Дали Шиману награду,
                Да не дали выжить.

  Нет, нет, Господи, будь я Ротшильд, я положил бы конец войнам раз и навсегда.
 - Тише, братцы, ша! Думаете, мы не понимаем, чего вы хотите? Ведь вам не тары-бары нужны – вам галушки подавай!  «Территория»! Территория сюда, территория туда… Территория это так – присказка. Для вас главное «пети-мети», контрибуция. О чем разговор! Вот тебе, долговязый англичанин в клетчатых штанах, сто тысяч! Вот тебе, глупый турок в красной шапочке, сто тысяч! А вот и тебе, тетя Рейза – матушка Россия, сто тысяч! Понятно вам?-
 И всё.
 И люди перестают резать друг друга, точно скот на скотобойне.

                № 10 Мир

Для чего стрелять из пушки,
Если можно есть пампушки?
Ей же ей!
Для чего штыками тыкать?
Ведь на скрипочке пиликать
Веселей.

Скрипочка, скрипочка, скрипочка, играй.
Расскажи мне, милая, где дорога в рай.

Что нас сабельками тюкать?
Фаршированная щука
На столе!
Что в окопах пачкать брюхо?
Дома сыто, дома сухо
И в тепле!

Скрипочка, скрипочка, скрипочка, играй.
Расскажи мне, милая, где дорога в рай.

Для чего бежать в атаку?
Можно в рюмочки накапать
До краев.
К чёрту ранцы и шинели!
Слышишь: скрипочки запели –
Будь здоров!

Скрипочка, скрипочка, скрипочка, играй.
Расскажи мне, милая, где дорога в рай.

Ни к чему нам смерть и раны.
Или вовсе мы болваны,
Без души?
Что нам турки, что нам персы –
Распуши, приятель, пейсы
И пляши!


Скрипочка, скрипочка, скрипочка, играй.
Расскажи мне, милая, где дорога в рай.


Контрибуции не надо,
Мы всегда соседу рады –
Стол готов.
Слева Моня, справа Хаим,
Ну, лехаим так лехаим!
Мазл тов!

Скрипочка, скрипочка, скрипочка, играй.
Расскажи мне, милая, где дорога в рай.

     И тут, скажу я тебе, самое главное, чтобы всё велось по плану, по порядку, чтобы не было никакого «ты – мне – я тебе – хап – лап». Ротшильд я или не Ротшильд! Но – но, у меня не забалуешь!

                № 11 Миллиону нужен счёт

У меня не жди поблажки,
Чтобы не было хап – лап,
Заведу на всё бумажки,
Заведу на всё дела.
Я учёт налажу строгий –
Каждый рублик знай свой ход:
Этот – сирым и убогим,
Этот – немощным в уход.
Этот рваненький – судье,
Чтоб судил он без огляда.
Знаем мы кого и где
Поддержать финансом надо.

Миллион – он любит счёт,
А не то в миг утечёт.

Бухгалтерию кристальную
Наведу я тут и там.
Кто там лапу тянет сальную?
Как сейчас по лапе дам!

Будь ты даже губернатор,
Распрекрасная душа,
Даже пробовать не надо –
Не утянешь ни гроша.

Миллион – он любит счет,
А не то в миг утечёт.

Всё растащат, разворуют,
Разнесут по кабакам…
Только лучше уж помру я,
Чем сваляю дурака.
Ротшильд я или не Ротшильд,
Миллионщик или нет?!
До копеечки, до гроша –
Всё пойдет, куда им след.
Хоть ты пристав, хоть урядник –
У меня один порядок!

Миллион – он любит счёт!
Ох, всё равно ведь утечет…

 Зачем ты только сотворил деньги?
 Эти маленькие, гаденькие штучки, сколько за ними ни приглядывай, рано или поздно, в основном даже именно рано, оказываются в чужих, больших карманах. Здесь ничего нельзя сделать – такой у них норов.
 Ох-хо-хо, и зачем только ты сотворил деньги?
 Хоть сто миллионов потрать, нищие будут нищими, а власть имущие будут иметь и все прочие бебехи.
   Будь я Ротшильд…
   А знаешь что, Готэнью, будь я Ротшильд, я бы вообще отменил деньги!!
   Да-да. Исправил бы твою промашку.
   Никаких денег! Кончай базар – денег больше нет!

  № 12  Гуляй, ребята
Казнокрад, казнокрад,
Ты чего, браток, не рад?
Если вовсе нет казны,
Казнокрады не нужны!
Господа грабители,
Воры и бандиты,
По-хи-хи-хитители,
Ваши карты биты.
Денег нет – гуляй, ребята!
Все свободны, все равны!
Нет ни нищих, ни богатых,
Если деньги не нужны.
               

Никто тебя не купит,
Никто нас не продаст.
Такая жизнь наступит –
Сплошная благодать.

Фу-ты, ну-ты, едет барин,
Золотые вензеля,
Рысаки шагают в паре –
Аж трясется вся земля.
А как денежек не стало,
Стал он просто шматом сала,
Только пузо и бока,
Если нету кошелька.

Взятку нечем взять.
Взятку нечем дать.
Раньше был ты знать,
Стал другим подстать.

В роковой борьбе не пали:
Денег нет – зачем страдать!
Даже рупии в Непале
Все пропали – благодать.
Нет червонцев, нету злотых,
Закладных и векселей.
Ты сначала поработай,
Чтоб плясалось веселей.
А проценты-то, проценты –
Загрустил наш ростовщик.
Где копеечки, где центы?
В поле их ищи-свищи.

Встань, проклятьем заклеймённый,
Денег нет - и нет рабов.
Вот под дубом или клёном
Стол и дом тебе готов.

Денег нет – гуляй, шлимазл!
Все свободны, все равны.
Откипел твой пылкий разум –
Деньги больше не нужны
Даже дьявол – искуситель
-Караул, кричит, спасите!
Как куплю я ваши души –
Нет в кармане ни полушки!-

Денег нет – гуляй народы!
Мажь на хлебушек свободы.
А кому не нравится,
Заправляйся равенством.
               
Ветерок прохладный веет,
Солнца свет.
Денег нет – гуляй евреи!
Денег нет!

  Нету денег, денег нет… нет.
  И тут, собственно говоря, остается только один вопрос: где мне взять трёшницу, чтобы дать её жене в четверг, чтобы она приготовила к субботе всё как полагается?
  А, Готэнью?
  Где мне взять эту проклятую трёшницу?
  Ты не знаешь?
  И я не знаю.
                № 13 Дух и Плоть

Боже, Готэнью, Господь,
Примири мой дух и плоть.
Я не плут и не бездельник,
Научи, как жить без денег,
Ведь восславить имя божье
Без копейки мы не можем.
Что б построить синагогу,
Надо денег очень много.
Даже талес, даже Тора
Хоть каких-то денег стоят.
Я могу молиться сутки,
Но урчание в желудке
Все молитвы заглушает,
Богонравным быть мешает.
Я б читал Талмуд до корки
От зори и до заката,
Только, знаешь, хлебной корки -
Для детишек маловато.
Ты поверь мне: вера шатка,
Если нет в семье достатка.
Вразуми хотя б немножко –
Как Субботе быть без трёшки?


Шаббат, Шаббат, Шаббат.
Дзынь-дзынь-дзынь.
Шур-шур-шур.
Чем богат, тому и рад.
Дзынь-дзынь-дзынь.
Шур-шур-шур.
Суббота, Суббота, Царица Суббота,
Одно только дело, одна нам забота…
Дзынь-дзынь-дзынь…
Ша!
Шаббат!

*********************************