Мимоза

Сергей Одзелашвили
                Мимоза.




Приближение  Восьмого  марта  неожиданно  наплыло  на  меня  воспоминанием  юности.  Этот  непередаваемый  запах  мимозы  висел  в  воздухе.  Почему  так  запахи  влияют  на  наши  воспоминания. 

Запах  мимозы  всегда  так  неожидан  и  необычен.  Его  трудно  спутать,  с  каким-либо  другим.  К  сожалению,  даже  на  широте  Киева  мимоза  не  выживает. 

Мало  кто  знает,  мимоза  никакого  отношения  к  настоящей  мимозе  не  имеет.  Это  один  из  видов  акации.  А  назвали  мимозой  из-за  того,  что  её  сложные  перистые  листики,  очень  похожи  на  листики  настоящей  мимозы  недотроги. 

И  если  настоящая  мимоза,  это  кустарники,  то  эта  мимоза - акация - невысокие  деревца,  иногда  в  несколько  стволов  с  гладкой  серебристо-фисташковой  корой.  Часто  со  скрученными  стволами,  даже  ещё  не  цветя,  она  обращает  на  себя  внимание,  какой-то  нежностью,  прозрачностью. 

А  когда  мимоза  зацветает,  и  если  перед  вами  небольшая  рощица,  попадаешь  в  какую-то  фантастику.  Несравненный  запах  окутывает,  проникая  незаметно  в  сознание.  Остановишься  и  смотришь  на  распушённое  лимонного  цвета  облако,  которое  присело  на  кроны  деревьев.

Не  было  ни  одного  приезжего,  который  не  замер  бы  перед  этим  чудом. 
Смотрю  на  туго  набитые  мешки  с  высохшей  мимозой,  цветки  которой  приобрели  ржавый  цвет,  и  стало  грустно  и  печально.  Странно,  но  всё  убитое  не  бывает  красивым. 

Вы  можете  мне  возразить,  розы  в  срезке  прекрасны,  но  вы  при  этом  забываете,  они  ещё  живые.  Растения  не  умирают  так  быстро,  как  организмы  животных.  Но  увядшие  розы  разве  вызывают  эстетическое  чувство.
Увидев  туго  упакованные  мешки  с  мимозой,  неожиданно  вспомнил  свою  юность,  мне  было  восемнадцать  лет. 

Весна  в  Батуми  обворожительна,  но  и  необыкновенна.  Начиная  с  океана  кистей  пахучей  глицинии,  магнолий  и  дурманящего  запаха  зацветших  мандаринов. 

Поехал  в  свой  любимый  Ботанический  Сад,  который  основал  знаменитый  Краснов,  брат  того  Краснова,  с  которым  воевала  Красная  Армия  и  красновцы  стали  нарицательным  всего  лютого,  ненавистного.  Это  они  шли  в  полный  рост,  выпившие,  под  барабанную  дробь,  на  красноармейцев,  в  своей  невероятной  психологической  атаке. 

Замечательный  ботаник  собрал  уникальную  коллекцию  растений  со  всего  мира,  интродуцируя  многие  виды  по  всему  черноморскому  побережью.  Начиная  от  чая  и  кончая  эвкалиптами,  которые  высушили  жуткие  малярийные  болота  колхидской  низменности. 

Я  стоял  под  сенью  эвкалиптовой  рощи  Австралийского  отдела,  которая  плавно  переходила  в  рощу  мимозы  в  самом  её  цвету.  Воздух  был  настолько  густ  и  дурманящ,  накатывая,  как  прибой,  под  порывами  ветра,  вызывая  чувство  восторга  и  нежности.

Подошёл  и  сел  в  развилке  мимозы,  два  ствола  почти  горизонтально  земле  образовали,  что-то  подобие  лавки,  вертикально  потом,  поднимаясь  вверх. 

Как  ни  странно  в  эту  пору,  мало  приезжих,  они  приезжают  массово,  когда  можно  покупаться  на  море,  а  сейчас,  оно  ещё  холодное.  Внизу  по  склону,  через  асфальтированную  пешеходную  дорогу,  высокие  драцены  и  юкки  новозеландского  отдела,  выделялись  на  фоне  лазурного  Чёрного  моря. 
Любил  я  эту  пору,  без  толчеи  многочисленных  групп  туристов  и  отдыхающих. 

Неожиданно  появилась  пара  женских  силуэтов,  идущие в  мою  сторону,  но  они  ещё  меня  не  видели.  Выйдя  на  открытое  пространство,  они  вскрикнули,  увидев  меня.  Одна  из  них  была  преклонных  лет  с  подкрашенными  седыми  волосами,  очень  ухоженная  и  элегантная. 

Вторая  была  моей  ровесницей,  с  изумительной  фигурой,  при  этом  стройной,  с  длинными  прямыми  чёрными  некрашеными  волосами.  Аккуратная  чёлка,  большие  миндалевидные  глаза,  некрашеные  розовые,  красиво  очерченные  губы. 

Передо  мной  была  молодая  богиня,  статуэтка  в  развивающемся  расклешенном  сарафанчике,  с  мелкими  голубыми  цветочками  на  белом  фоне.  Легкие  босоножки-танкетки  обрамляли  её  лепные  ступни.  Ошеломлённый  такой  красотой  приподнялся,  замерев  в  восторге.  А  в  их  глазах  была  растерянность  и  настороженность.

-Здравствуйте,  проходите,  присаживайтесь - рукой  указывая  на  стволы. 
Пожилая  услышав  правильную  русскую  речь,  улыбнувшись,  сказала. 
-Спасибо  за  приглашение,  оно,  как  ни  кстати  вовремя.  Я  немного  устала. 

-Вы  местный  да?!
-Это  по  мне  так  заметно?
Вновь  улыбнувшись,  ответила.
-Вы  так  радушно  на  правах  хозяина  пригласили  нас  присесть,  что  у  меня  нет  никакого  сомнения,  что  вы  местный. 
Я  улыбнулся.

-Да,  я  Батумец,  меня  зовут  Серёжей, – представился  я.
Пожилая,  опершись  на  руку  молоденькой  красавицы,  присела  на  ствол  мимозы.
-Очень  приятно  молодой  человек,  а  меня  зовут  Викторией  Игоревной,  а  мою  внучку  Анной. 

Она  внимательно  посмотрела  на  меня. 
-Вам  здесь  нравится  да?!  Приятно  меня  удивили,  редко  встретишь  молодого  человека  одного  в  Ботаническом  саду.  Вы,  наверное,  любитель  растительного  мира.

-Вы  мне  дали  точное  определение,  я  и  вправду  любитель - от  слова  любовь.  С  детских  лет  влюблён  в  растительный  мир  субтропиков.  Согласитесь,  чудесная  пора  и  красота.  Я  очень  люблю  Ботанический  сад  и  довольно  хорошо  его  знаю. 

-О,  он  так  прекрасен  в  любое  время  года,  вы  не  представляете  какая  тут  красота  осенью,  да  и  зимой  тоже.
Я  говорил,  и  не  мог  оторвать  глаз  от  Анны,  моё  сердце  грохотало,  как  ненормальное.  Губы  пересохли,  мне  трудно  было  говорить,  с  трудом  заставляя  себя  посмотреть  на  Викторию  Игоревну.  В  голове  лихорадочно  занозила  мысль,  я  должен  поближе  познакомиться  с  Анной.

Усердствуя  в  своём  красноречии,  я  рассказал  о  Краснове,  об  основателе  этого  замечательного   Ботанического  сада,  об  эвкалиптах  и  мимозе,  которая  не  мимоза.  Вокруг  одурманивающий  запах,  весенняя  любовная  трель  щеглов,  перекликалась  с  моим  неподвластным  мне  охмурением  Анны.  Они  обе  восторженно  слушали  меня. 

-Сережа,  а  вы  бы  не  могли  бы  нам  показать  свой  Сад,  вы  его  видите  иначе  и  интереснее  чем  экскурсоводы,  если  вы,  конечно,  этого  хотите.  Вы  очень  увлечённый  человек. 

Виктория  Игоревна  сказав,  вопросительно  смотрела  на  меня.  Не  показывая  своей  радости  в  душе,  я  просто  ликовал.  Они  мне  сами  предложили,  о  чём  я  не  мог  и  мечтать.  Как  прекрасна  Анна,  столь  совершенную  красоту,  пожалуй,  я  еще  не  видел  и  самое  радостное,  про  себя  отметил,  глаза  Анны  распахнулись,  и  она  с  восторгом  слушала  меня. 

-Виктория  Игоревна,  Анна,  с  радостью  вам  покажу  Ботанический  Сад,  и  если  вы  захотите,  то  покажу  вам   город.  У  меня  сейчас  отпуск,  так  что  я  свободен,  тем  более,  вы  благодарные  и  внимательные  слушатели. 

Анна  чуть  порозовела,  а  Виктория  Игоревна  улыбнулась,  скрывая  своё  понимание  моего  очарования  Анной.  Я  рассказывал,  вплетая  в  свои  рассказы  мифологию  древней  Греции,  да  и  просто  житейские  зарисовки,  обычаи  и  традиции  местной  культуры.

-Виктория  Игоревна,  Анна,  знаете,  время  уже  более  чем  полуденное,  давайте  перекусим,  я  знаю  тут  местечко,  где  нам  приготовят  еду,  ну  просто  пальчики  оближешь.  Не  отказывайтесь,  я  вас  приглашаю,  вы  мне  очень  симпатичны. 

Чувствуя,  как  мои  щеки  разгорелись.
-Серёжа,  это,  наверное    неудобно.  Давайте  мы  с  Анной  тоже  финансово  поучаствуем.  Нет,  нет,  я  вас  пригласил  и  мне  это  не  будет  обременительно. 

На  территории  Сада  в  окружении  ореховых  деревьев  и  мандаринов  находился  дом,  в  котором  проживала  семья  аджарцев,  работавших  по  саду,  и  заодно  у  них  тут  была  точка  общепита,  больше  похожая  на  таверну. 

Дядя  Заури  встретил  нас  приветливо,  мы  с  ним  были  знакомы,  я  довольно  часто  у  него  обедал.
-Дядя  Заури,  три  харчо,  яичницу  и  салат.

Мы  сидели  у  окна,  любуясь  огромной  магнолией  с  большими  бело-кремовыми  цветками.  Жена  Заури  принесла  горячий  лаваш,  который  они  пекли  сами,  и  огромную  миску  салата  с  тёмными,  как  кровь,  ломтями  помидоров,  молодой  белоснежной  редиской  и  звенящими  от  сочности  огурцами,  сверху  посыпанной  нарубленной  зеленью  кинзы,  укропа,  петрушки  и  тонко  пахнущего  лука  порея  нарезанного  тонкими  кольцами.  Всё  это  сдобренного  подсолнечным  маслом  и  виноградным  домашним  уксусом. 

У  нас  у  троих  разгорелись  глаза,  и  чуть  ли  не  в  прямом  смысле  потекли  слюнки.  Свежий  воздух,  запах  моря,  благоуханье  Сада  отозвалось  в  нас  урчанием  желудков.  Анна  восхищенно  произнесла. 
-Боже,  как  аппетитно  и  красиво. 

Дядя  Заури  уже  нёс  три  глиняных  горшочка  с  дымящимся  харчо  из  духмяной  баранины.  Мы  ещё  не  приступили  к  харчо,  как  дядя  Заури  принёс  литровую  бутылку  с  красным  вином  Мукузани. 

-Это  от  меня  вам,  вы  первые  посетители  и  хочу  поднять  этот  бокал  за  этого  замечательного   молодого  человека. 
-Серго,  генацвали,  этот  тост  за  твою  любовь  к  этому  Саду,  к  этому  растительному  красивейшему  безумию,  за  твои  знания  и  твою  помощь  нам.

Анна  удивлённо  и  вопросительно  посмотрела  на  меня. 
-Знаете,  я  здесь  живу  и  работаю,  я  крестьянин,  всю  жизнь  на  земле.  Но  этот  юноша  меня  поразил  своим  отношением  и  любовью,  искренней  любовью  к  Саду.  Он  знаете - уважаемые  женщины,  а  я  это  видел  своими  глазами,  разговаривает  с  растениями,  прижмётся  к  стволу,  обхватит  руками  и  здоровается  и,  что-то  им  говорит. 

-За  тебя  Серго, - он  выпил  свой  бокал  до  дна.  Не  буду  вам  мешать,  приятного  аппетита. 
Всё  это  было  произнесено  искреннее,  но  по-грузински  с  аффектацией,  артистично  и  с  непередаваемым  акцентом.  Но  мне  было  приятна  его  оценка,  зная  его  профессионализм.  Виктория  Игоревна  обратилась  ко  мне. 

-Серёжа,  откуда  он  вас  знает?
-В  позапрошлом  году  выпал  редкий  для  нас  снег  и  так  обильно,  многие  деревья  под  тяжестью  снега  ломались.  Я  и  приехал  сюда,  помогая  местным  служителям,  бамбуковыми  палками  сбивал  снег  с  ветвей.  Так  вот  и  познакомились. 

Я  разлил  вина,  поднимая  свой  бокал. 
-Согласитесь,  жизнь  странная  штука,  ещё  несколько  часов  тому  назад  вы  не  знали  меня,  а  я  вас,  случай,  точнее  тяга  к  прекрасному  столкнула  нас  там,  у  цветущей  мимозы.  А  теперь  мы  сидим  за  столом  и  нам  так  хорошо  от  общения  друг  с  другом. 

-Вы  уедете  к  себе  домой, - смешно  только  что  подумал,  я  даже  не  знаю,  откуда  вы,  из  какого  города -  а  нам  так  хорошо.  Такая  близость  не  возникает  и  годами. 

-Мне  хочется  выпить  за  вас,  чтобы  там,  у  себя  дома,  хотя  бы  изредка  вы  вспоминали  бы  нашу  встречу  и  ваши  сердца  наполнялись  бы  счастьем  воспоминаний  об  этом  замечательном  дне.  Счастья  вам  и  любви.

Мы  выпили,  харчо  оказалось  таким  свежим  и  вкусным,  а  мы  проголодавшимися,  и  когда  дядя  Заури  принёс  огромную  сковороду  с  яичницей  из  двенадцати  яиц,  посыпанной  мелко-рубленым  укропом,  нам  это  не  показалось  лишним.

-Серёжа,  как  вы  правы,  я  взрослая,  много  повидавшая  женщина  ошеломлена,  на  меня  нахлынуло  такое  море  чувств.  Вы  не  представляете,  как  я  благодарна  провидению,  оно  толкнула  нас  на  встречу  друг  другу. 
-А  ты,  что  думаешь,  Аннушка. 

Анна  всё  это  время  почти  молчала,  но  я  чувствовал  её  нарастающее  напряжение  и  изучающий  взгляд.  Анна  встрепенулась,  краснея,  но  не  отводя  своих  изумительных  глаз,  смотря  прямо  мне  в  душу. 

-Серёжа,  я  в  восторге,  и  это  какое-то  волшебство,  мне  ещё  никогда  так  не  было  хорошо,  как  сейчас,  спасибо  тебе  за  эту  встречу.  Всё  пронизано  такой  искренностью  и  красотой,  я  ошеломлена,  такое  со  мной  впервые.

                ***
Грязный  снег,  подтаивая,  тёк  в  сторону  бордюров,  а  я,  остановившись,  смотрел  на  пожухлую  мимозу  кучками  лежащую  на  импровизированных  столиках.  Столько  лет  прошло,  а  я  вспомнил  до  мельчайших  подробностей  этот  удивительный  день  моего  знакомства  с  Анной  и  её  бабушкой.

Они  пробыли  в  Батуми  ещё  одну  неделю.  Жизнь  разбросала  нас  в  разные  стороны.  Анна  училась  в  ГИТЕСЕ,  мечтала  стать  актрисой,  а  у  меня  была  масса  всяких  прожектов  на  будущее,  но  та  неделя,  которая  нам  выпала  осталась  в  моей  памяти  невероятно  красивой  сказкой.

Я  до  сих  пор  помню  её  жаркие  губы  и  слёзы,  мы  оба  знали,  мы  никогда  не  будем  вместе,  и  поэтому  наши  чувства  были  сродни  взрыву. 
Была  ли  это  любовь?  Да,  безусловно,  чувства  были  невероятно  сильны  и  проникновенны,  но  нас  просто  разметало  в  разные  стороны. 

Анна  стояла  на  перроне,  не  выдержав,  крикнула  -  бабуля  прости,  и  бросилась  мне  на  шею. 
-Серёжа,  Серёженька,  я  тебя  буду  любить  всегда,  ты  слышишь.  Я  буду  всегда  тебя  помнить.  Ты  дал  мне  такой  мир,  неведомый  мне,  и  главное  ты  во  мне  открыл  меня,  о  которой  я  и  не  подозревала. 
Она  жарко  меня,  целуя,  не  стесняясь  бабушки,  шептала  мне  в  ухо. 

-Мой  любимый,  мой,  мой.  Помни  меня  и  нашу  любовь. 
Виктория  Игоревна  меня  обняла,  троекратно  поцеловав. 
-Будь  счастлив  Серёжа,  и  тихо  прошептала  мне  в  ухо - спасибо  тебе  за  Аннушку,  а  то  я  думала,  что  она  самовлюбленная  холодная  эгоистка.

                ***
Вокруг  сновали  мужики,  выбирая  мимозу,  а  я  застыл  и  жарким  весенним  днём,  во  мне  набатом  грохотало  имя. 
Анна,  Анна,  Аннушка.


18  декабря  2010