Софья

Сергей Одзелашвили
                Софья.

Самая  безжалостная  жестокость  проявляется  детьми. 
Это  неоспоримый  факт.
***
В  нашем  классе  была  девочка  с  заячьей  губой  и  немного  заторможенная.  Заторможенность  была  следствием  её  характера  и  того  увечья,  которое  обезобразило  её  лицо,  точнее,  скорее  её  реакцией  на  восприятие  других  на  её  увечье.

Не  было  урока  и  дня,  чтобы  над  ней  не  потешались.  Я  и  сам  в  классе  был  обособлен,  не  потому  что  был  увечен,  или,  что  иное.  Характер  такой.  Я  часто  сбегал  с  уроков  на  море,  или  в  порт,  где  часами  смотрел  на  корабли  и  как  буксиры,  бухтя,  пришвартовывают  танкеры  к  пирсу. 

Смотрел  с  пирса,  как  огромные  медузы,  шевеля,  ритмично  своим  колоколом  и  щупальцами,  поражали  меня  своей  необычной  красотой.  Учился  отвратно  и  при  этом  обладал  цепкой  и  любознательной  памятью. 

Читал  я  запоем,  увлекался  многим,  много  знал  и,  конечно  же,  поверхностно.  Но  язык  был  подвешен,  что  надо.  Возвращаясь  домой,  шёл  под  моросящим  дождём,  и  увидел  впереди  идущую  Софью.  Как  всегда,  она  шла,  согнувшись,  уйдя  в  себя,  но  сейчас  она  шла  и  плакала.  Не  знаю,  что  на  меня  нашло,  мне  так  стало  её  жалко,  обидно  и  горько. 

Я  рос  в  бедной  семье,  ходил  не  в  рванье,  но  в  стареньких  вещах,  которые  перелицовывала  и  заштопывала  моя  бабушка.  И  сполна  хлебнул  насмешек  и  высокомерие  своих  зажиточных  одноклассников.  Наверное,  поэтому  я  ни  с  кем  не  дружил,  был  сам  по  себе.  И  именно  поэтому,  несправедливость  всегда  ранила  мое  сердце.  Я  подошёл  к  Софье. 

-Софушка,  давай  понесу  твой  портфель. 
Она  торопливо  кулачками  вытирала  слёзы,  ошеломлённо  и  жалобно  смотрела  на  меня.  В  её  глазах  был  страх:  не  новая  ли  насмешка,  или  злая  шутка. 

Я  выхватил  у  неё  портфель  и  молча  понёс  до  самого  её  дома.  Мы  шли,  задумавшись,  каждый  о  своём,  нас  обгоняли  одноклассники,  удивлённо  оборачивались  и  ехидно  смотрели.  Так  же  молча,  я  поставил  портфель  перед  порогом  её  дома  и  ушёл. 

Наследующий  день  в  классе  был  аншлаг,  все,  кто,  как  мог,  изгалялись  над  Софьей  и  надо  мной.  Жених  и  невеста,  так  нас  окрестили,  и  это  было  самое  мягкое  из  того,  что  они  говорили.  Я  не  обращал  внимания,  чем  выводил  ребят  из  себя,  у  меня  были  три  слова,  доводящие  до  бешенства  моих  обидчиков:
- Ну  и  что? 

Соглашаясь  с  любыми  их  нападками,  я  выбивал  из  их  рук  оружие  и  в  своих  же  глазах  они  выглядели  полными  идиотами.  Бедная  Софья  таким  иммунитетом  не  обладала,   рыдала,  уткнувшись  в  свои  руки. 

После  уроков  демонстративно  подошёл  к  Софье,  взял  её портфель  и  пошёл  к  её  дому,  за  нами  шёл,  улюлюкая,  почти  весь  наш   класс. 
На  следующий  день  Софьи  в  классе  не  было. 

Меня  подкалывали,  -  где  твоя  сопливая  невеста.  На  середине  второго  урока,  мне  так  стало  неспокойно  и  тревожно,  так  до  сих  пор я  не  знаю,  что  меня  вытолкнуло  из  класса.  Но  я  вскочил,  на  середине  математики,  что  было  просто  неслыханно,  не  спрашивая  разрешения,  бросился  из  класса. 

Софья  жила  недалеко,  в  трёх  кварталах.  Окна  её  квартиры  выходили  на  улицу,  они  были  глухо  зашторены,  а  из  верхней  части  окна  вился  дымок.  Я  стучал  в  дверь  и  мне  никто  не  открывал,  из  окна  повалил  дым.  Разбивая  окно,  открыл  шпингалеты,  влетел  в  их  двухкомнатную  квартиру,  Софья  лежала  на  кровати,  а  на  полу  вокруг  кровати  лежали,  источающие  неприятный  запах  и  дым,  горящие  тряпки. 

В  руках  она  держала  вышитый  болгарским  крестиком  мой  портрет,  который  так  удивительно  был  похож  на  меня,  а  под  портретом  надпись.  Спасибо.
Даже  я,  мальчишка,  содрогнулся  от  ужаса:  она  не  хотела  жить,  подожгла  дом. 

По  моим  щекам  текли  горькие  слезы,  я,  задыхаясь,  вытаскивал  её  из  квартиры,  к  нам  бежали  соседи,  с  вёдрами  воды.  А  я  сидел  на  асфальте  тротуара  и  плакал.  Я  не  мог  понять,  как  надо  ненавидеть  эту  проклятую  жизнь,  чтоб  свести  с  ней  счеты,  будучи  такой  юной. 

Приехала  с  воем  сирен  пожарная  машина,  скорая  помощь,  вскоре  прибежала  растрёпанная  с  безумными  глазами  мать  Софьи.  Бросилась  к  своей  дочери  и,  что  самое  страшное,  она  не  рыдала,  а,  молча,  глотая  слёзы,  прижав  голову  дочери  к  себе,  осыпая  её  поцелуями,  дико  тряслась,  её  колотило,  как  в  падучей. 
Софья  неотрывно  смотрела  на  меня,  и  я  был  потрясён  тем,  что  её  глаза  были  счастливы.  Я  тихо  встал  и  ушёл. 

***

На  следующий  день,  меня  вызвали  к  директору  школы: о  моём  вызывающем  поведении  на  уроке  математики  поставили  вопрос  на  педсовете,  об  отчислении  меня  из  школы.  Вызвали  мою  мать,  которая  была  скорая  на  расправу.  И  я  получил  дома  по  первое  число. 

Я  сбежал  в  горы  и  три  дня  не  появлялся  дома,  но  голод  не  тётка,  на  ворованных  фруктах  долго  не  проживёшь,  да  и  ночью  в  моей  землянке  уже  было  холодно. 

Дома  вновь  получил  за  побег,  потом,  рыдая,  мать  меня  обняла,  прося  у  меня  прощение.  К  ней  приходила  мать  Софьи  и  целовала  ей  руки,  благодарила  за  меня. 

В  школе  была  открытая  общешкольная  пионерская  линейка,  где  стоял  вопрос  об  исключении  меня  из  рядов  пионеров  и  из  школы. 
При  всех  с  меня  сняли  галстук,  когда  на  площадку  ворвалась  мать  Софьи,  она  подбежала  к  директору  школы.  Тот  ошеломлённо  её  слушал. 

Потом  зычно  начал  кричать  в  оцинкованный  рупор,  рассказывать  про  историю  с  Софьей  и  пожаром,  так  же  зычно,  как  только  что  обличал  мое  поведение,  он  говорил  про  школу,  которая  воспитала  такого  героя.

А  я  повернулся  и  пошёл  домой.  Меня  окликали,  пытались  остановить,  но  я  никого  не  слушая,  шёл  и  думал,  как  всё  в  этом  мире  несправедливо  и  жестоко  и  что  я  никогда  не  смогу  смотреть  в  глаза  своим  одноклассникам,  они  мне  были  мерзки.  И  перед  глазами,  всё  время  светилась  надпись,  вышитая  крестиком,  из  ниток  мулине.   
«Спасибо».

***

Мне  шёл  тринадцатый  год,  я  ушёл  из  школы,  пошёл  работать  кочегаром  в  роддом  и  учиться  в  вечерней  рабочей  школе.  Уже  потом,  взрослый,  я  узнал,  что  Софья  с  отличием  окончила  художественную  академию,  стала  известным  художником.

 Август,  23,  2006