Моя Цветаева

Римма Гумерова
Моя Цветаева

Однажды , в конце 70-х годов, я увидела на тумбочке в общежитии у сестры

 сборник стихов , маленький , жёлтого цвета. Цветаева. Фамилия ни о чём не
 
говорит. Не слышала о ней ни в школе , ни в университете. 

 Открыла , пробежала глазами - ничего не понятно. Теперь, спустя годы,

 спрашиваю у сестры : откуда он появился тогда у тебя ? Историк , она   

отвечает : не помню.

 Да и не читала она сборник. А я запомнила фамилию- Цветаева.. . Потом в

программе по литературе появился раздел : Возвращённые имена . Среди прочих -

 Цветаева . Надо читать, ведь должна я детям что - то рассказать. И начало - -о-о-сь!

 Что ни стих - открытие. То слёзы, то восторг узнавания себя, то вопросы ,

 то открытия... Прочла всё, что доступно было. Позднее  повезло

 взять в библиотеке и прочесть её прозу. Спустя годы  - купить  книгу- её

переписку. Прочла всё доступное. Интернета не было. 80- е годы.

Однажды в начале урока в 8 классе зашла в класс инспектор из отдела

образования. Тема - Цветаева. Какая случайность! А класс был вышколенный,

 исполнительные дети, так как в начальных классах их учительницей была жена

 директора школы: не пошалишь ! На прошлом уроке я детям рассказала о

Цветаевой всё ,что узнала самостоятельно ( ведь в учебниках тогда было - кот

 наплакал. Внесут чиновники в программу новую тему, а об учебниках не

заботятся) . Главное, дети увидели мою любовь к её творчеству, теперь по

 прошествии времени думаю именно так, ибо почему  они , дети - башкиры,

заинтересовались  ею , её непростыми для чтения и понимания стихами?
 

 Многое прочла им  наизусть (выразительно!)  и задание дала : выучить

понравившееся

 стихотворение Цветаевой. И что вы думаете ? У инспектора отвисла челюсть ,

 простите за выражение , иных слов не подберу : один за другим дети выходят и

 шпарят наизусть такие стихи ! Какие ? Да некоторые я сама не знала наизусть!

 Просто оттого, что это  исполнительные детки ? Не только! Теперь я понимаю :

 только любовь пробуждает любовь , и это относится далеко не только к личной

жизни человека.
 
Но и это ещё не всё. В конце

проверки приезжает инспектор и говорит завучу : подготовьте к пед.

 конференции выставку о её ( моём) опыте работы . Я, не желая причинять

 неудобства завучу, ( вот дура , правда?) вклиниваюсь : нет, я уезжаю из

 села, буду работать в другой школе , подготовьте лучше материал о нашей
 
заслуженной учительнице - и называю фамилию. Инспектор отвечает : откуда Вы

знаете, может, мы Вам собираемся дать Заслуженного , я , говорит, в первый

 раз вижу, чтобы все дети наизусть Цветаеву читали...

Когда я начала работать в другой школе , мне уроков не дали, стала работать
 
вожатой. Это значит, появилось свободное время - во время уроков . Начала я

писать стихи .

И раньше писала - в детстве, в студенческие годы. Но теперь писала «по-

 цветаевски « : с болью, с надрывом , копаясь в глубинах души.

Большое впечатление произвела  «Повесть о Сонечке" -   о чуде любви . Так

много времени, тепла души, а главное,

 стихов посвятила Марина актрисе Сонечке Голлидей.!

 Запомнился на всю жизнь "Пленный

 дух" - об Андрее Белом.  Прочла с трепетом письма к

Пастернаку . «Хотеть – дело тел , а мы с тобою друг для друга - души» . « Как

 странно, что при таком таланте ты – женщина».
 
«Рас – стояние: вёрсты, мили… Нас рас – ставили, рас – садили…»


Но главное в её наследии , конечно же, - стихи ! Такие стихи, что болела ими

 столько лет. А сейчас - ровная, спокойная любовь .

«Поэтов путь : жжа, а не согревая, рвя, а не взращивая, - взрыв и взлом -

твоя стезя, гривастая кривая, не предугадана календарём !»


А потом было чтение книги Анри Труайя « Марина Цветаева» , вышедшей в 2003

году. И обида за Марину. Хотя этот французский биограф и утверждает, что

 опирался только на факты , ( которые ему представлялись достоверными ) , но

 я не верю ему. Ибо написано без любви, ради информации … Нет , не такая моя

Марина ! Не может француз понять и полюбить образ русской женщины , поэта.




Придя на сервер «Стихи. Ру « , я прочла книгу Татьяны Костандогло «Версия

убийства Марины Цветаевой ". Да, убийства ! Журналист Костандогло сделала

всё возможное, чтобы доказать этот факт . Благодаря этой книге я

познакомилась с ней , она обратила внимание на моё стихотворение «Марине Цветаевой "

 и взяла его на страничку на сайте "Стихи.ру" «Альбом Марины " , открытый Рутой Марьяш.


А роман мой с Мариной продолжается . Её строчки всегда у меня в памяти , и я

 при каждом удобном случае знакомлю людей с нею , с её стихами.


«Кабы нас с тобой – да судьба свела - ох , весёлые пошли бы по земле дела !

не один бы нам поклонился град, ох , мой родный , мой природный, мой

безродный брат !»