Театр одного ученика Рассказ из цикла Школа

Анатолий Кисельников
«Театр одного ученика». 

 Рассказ из цикла « Школа».

« С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он – добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить  или -  на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». ( В.А. Сухомлинский). 
           Необычно - сверхъестественно просто, но чудовищно сложно устроена память Человека! Она, случается, молчит неопределённо долгое время, не подает признаков деятельности, а то неожиданно подбрасывает нелепые мысли, от которых становиться неуютно на сердце, и от которых, призывая весь имеющийся потенциал воли, стараешься избавиться как можно скорее! Но чаще всего в глубинах сознания начинают эксистировать ассоциации, которые напоминают иногда дуновение Ветра из далёкого детства, периодами накатывают ощущения неудовлетворенности от совершённого проступка, о котором, казалось, Человек давно забыл! Но самым потрясающим оказывается чувство, на первый взгляд необъяснимое с точки зрения здравого смысла, но которое имеет место! Ну как объяснить ощущение причастности к деяниям давно прошедших веков! Человек живёт с ранами на теле, на которые невозможно смотреть без содрогания сердца и сотрясения Души!  Человек помнит, что раны получены в страшной сече, и что жестокая брань происходила у стен древнего града, потому что до сей поры перед его глазами в минуты просветления воссоздаются провидением  деревянные стены крепости, а в руках он ощущает рукоятку тяжёлого обоюдоострого меча! Помнит и противника, одетого в треухи и владеющего мастерски луком! Жужжание стрел сражения, кипевшего на заре Веков, до сей поры слышит Человек во сне, и вскакивает Он от этого звука в холодном поту! Так соприкасается Прошедшее, почти неосязаемый МИГ- Настоящее, подсказывая Будущее!!! Этим способом скручивается спираль Вечности, в которой каждому из Человеков отведена особая роль, и каждый властен, призывая Разум, устремить витки Спирали к высотам духовного Совершенства!!!
         Вот и сейчас, подходя к калитке школьной, Родионов ощутил уверенность в том, что он помнит волнение сердца, предвосхищающее встречу с учениками  уже не менее сотни лет! Да, Родионов - потомственный учитель, и его опыт общения с детьми, направленность его деятельности, его приоритеты в вопросах воспитания и методов общения с молодыми людьми дополняются мыслями и действиями его предков, которые в нём струятся серебряным потоком!! Его прадед, дед, отец присутствуют в нём в виде размышлений, высказанных и в стенах родового древнего деревянного дома, и в этом школьном здании! И эти мысли, изложенные в пожелтевших от времени дневниках, понятия и суждения, выработанные на протяжении многих лет его предками, не просто присутствуют в нём, но оказывают помощь, подсказывают пути для выхода из самых тупиковых ситуаций, ежедневно возникающих при общении с учениками!
       Вот они, весёлые и беззаботные лица детей, вот они, грустные и радостные глаза, улыбки, приязненные, натянутые, безразличные. И голоса детей, и Слово «Здравствуйте»! 
« Здрасте, Дмитрий Викторович, хи-хи-хи!» Это Бахарев Фёдор - ученик с несуразной прической, но в новеньких джинсах, лёгкой курточке с капюшоном, за спиной – школьная сумка с броскими наклейками! Голос его звучит с наглой весёлостью! Бахарев стоит на лестничной площадке между первым и вторым этажами в окружении рыжеволосого Рыбакова Сергея и толстушки Ивановой Татьяны!
« Здравствуй Фёдор. У тебя сегодня хорошее настроение, и я этому рад». Приветливо ответил Родионов. Губы Бахарева растянулись до предела в нагловатой улыбке. Он развернулся так, что под подошвами его кроссовок заскрипел линолеум, и, нелепо подпрыгивая, добежал до дверей учительской, и когда Дмитрий Викторович приблизился, Бахарев ещё с большей бесцеремонностью заговорил:
« Здрасте Дмитрий Викторович! А как ваши дела?»
« Что именно ты хочешь знать, Фёдор?»
« Хи-хи, ну, хватает ли вам денег!? Костюмчик на вас, я вижу, старенький, от дедушки достался!? Ха-ха-ха!» Наглую выходку Бахарева поддержал хихиканьем  и подошедший Рыбаков Сергей. К месту словесной баталии спешила и толстушка Иванова.
 « Фёдор, ответь мне на простой вопрос: что послужило причиной изменения твоего поведении? Обычно в конце четверти ты становишься необыкновенно вежливым, даже, я бы сказал, учтивым, а сегодня ты стремишься вывести меня из равновесия. Ты изменил взгляды на школу, учебу? В силу, каких причин  ты счёл возможным дерзить учителю? Возможно, ты уверен в своей  безнаказанности?» Родионов сдержал эмоции, он контролировал чувства, он спокойно смотрел в глаза ученика и ждал ответ. Бахарев на миг задумался. С его лица ушла улыбка, на лоб наползли складки! Вдруг он взмахнул рукой, ответил беззаботно – весело:
« Уверен!»
 « Спасибо за честный ответ. И ещё! Мой тебе совет, Бахарев! Если ты стремишься поддерживать хорошие отношения с окружающими тебя людьми …».
« Дмитрий Викторович, заканчивайте беседу с Бахаревым, мы вас заждались!»
« Буду через минуту, Софья Геннадиевна». Родионов  намеревался закончить разговор с учеником, но Бахарев неожиданно сорвался с места, за ним устремились Рыбаков и Татьяна Иванова!  Дмитрий Викторович проводил взглядом учеников до дверей кабинета и вошёл в учительскую, сказал с улыбкой:
« Доброе утро, коллеги».
« Доброе утро, Дмитрий Викторович! Опаздываете! Почему весь коллектив вынужден ждать вас на совещание! Кстати, куда запропастилась ваша ненаглядная Ольга Борисовна?» В учительской воцарилась Тишина!
 « С какой стати вы, Марина Николаевна, задали мне этот вопрос?» Удивился Родионов.
« Не лукавьте, Дмитрий Викторович! Всем известно, что вы вчера после работы зашли к Волжаниновой!»
« Вопрос о моей нравственности является приоритетным на этом совещании?» В это мгновение дверь открылась и в учительскую впорхнула Волжанинова! В её огромных синих глазах восторг! Её льняные волосы ниспадают на голубую кофточку! Быстрым шагом прошла Волжанинова через учительскую, остановилась рядом с Родионовым, улыбнулась ему, повернулась лицом к директору, замерла! Директор прокашлялась, не сводя взгляда с Волжаниновой, продолжила:
«Так вот, для Дмитрия Викторовича и Ольги Борисовны специально повторяю…. Вчера всех директоров школ района приглашали на совещание…. Был откровенный разговор о перспективах средней школы. Должна вам сказать, что от полученной информации я не в восторге. Я не намерена повторять всё, что было нам сказано, не вижу в этом смысла! Но вы, коллеги, должны уяснить себе как теорему Пифагора вот что: до окончания первой четверти осталось несколько дней. Некоторые учителя уже выставляют итоговые отметки, поэтому я всех предупреждаю! Чтобы нас не разогнали, не лишили куска хлеба, нам необходимо сохранить количество учащихся в классах. Интеллектуальный уровень у вас высок, вы все с высшим образованием, и вы понимаете, что от количества учащихся напрямую зависит заработная плата! Поэтому не слишком размахивайте ручками при выставлении итоговых отметок! Подробности вам разъяснит завуч по учебной части, Софья Геннадиевна». Вертева Софья Геннадиевна, высокая женщина с угловатой фигурой и пышной причёской. Одета завуч в деловой брючный костюм пепельного цвета. Лицо у неё  широкоскулое, примечательное.
« Я перед совещанием просмотрела журналы, сделала некоторые выводы!» Софья Геннадиевна ткнула пальцем в сторону шкафа для хранения классных журналов, продолжила:
« В итоге вскрылись всё те же проблемы: намечаются двойки у Бахарева по истории, математике! У Рыбакова проблемы с литературой! Что он у вас, Ольга Борисовна, не может вызубрить стихотворение хотя бы на троечку захудалую!?  В общем, так, напоминаю тем, у кого память короткая: в основной школе я не позволю ни одному из вас зарезать хотя бы одного ученика. Нам просто не позволят выбросить ребёнка из школы! Таковы на сегодняшний день реалии! Что касается старших классов. Десятый и одиннадцатый класс являются очень важными для учеников, им поступать в высшие учебные заведения. Поэтому  учителям, работающим в этих классах, настоятельно советую уделять больше внимания вопросам, которые войдут в единый госэкзамен! Рекомендую набираться опыта у тех учителей, ученики которых успешно сдают Е.Г.Э.! Я должна вам сказать, что я рада реформированию образования! Ведь мы, от этого факта не открестишься,  ещё совсем недавно тянули ученика за уши, помогали! Единый госэкзамен разрушил эту порочную практику».
« Не восторгайтесь начинаниями, результаты которых скрыты Временем. Пройдёт немало лет, прежде чем мы, учителя,  обретём плоды деяний. Не вырастить бы нам горьких яблок, коллеги».
« Вечно вы со своими сомнениями и сопоставлениями, Дмитрий Викторович!»
« Не думаете ли вы, уважаемая Софья Геннадиевна, что за словами « реформирование образования»,  которое у всех сейчас на языке, мыслимо разглядеть дорогу, ведущую к совершенству Души?!  Или, возможно, вы наивно полагаете, что идея подобного реформирования родилась в умах наших лучших педагогов?! Лично я уверен в том, что новая форма итоговой аттестации выпускников средней школы приведёт к обрушению доверительных отношений между нами и учениками по той простой причине, что  экзамен станет вотчиной совершенно чужого для выпускника  преподавателя!»
« Это ваше сугубо личное впечатление, Дмитрий Викторович! К тому же мы собрались на совещание при директоре не для обсуждения перспективы реформирования образования, а для решения наших с вами проблем, от которых зависит заработная плата».
« Не лично моё, Марина Николаевна, и не впечатление, а убеждение незабвенного отца моего, Виктора Егоровича Родионова, проработавшего в этой школе более тридцати лет. И если вы не забыли, двадцать лет из них в качестве директора. Практика работы с учениками подсказала Виктору Егоровичу, что в процессе обучения учитель для ученика, прежде всего с большой буквы Человек, а потом уже учитель, хорошо знающий предмет и преданный профессии, увлечённый исследователь и оратор, советчик, консультант, строгий критик и принципиальный противник спекуляций воспитанника с домашним заданием и оценками! Но на экзаменах учитель обязан взять на себя роль  доброжелательного альтруиста, чтобы не травмировать психику выпускника!» Волович Марина Николаевна вперилась долгим взглядом в Родионова, далеко не приязненным, проговорила несколько резковато:
« Разрешите мне остаться при моём мнении! Продолжайте, Софья Геннадиевна!»
« Продолжать, собственно незачем, задача поставлена».
« Я всегда знала, что погода у нас в Заволжье неустойчивая, и среди Зимы случаются оттепели, приходится пробиваться до школы в резиновых сапогах! Какое счастье, что  дождю наши дикие степи обдрыгли!  Да, люди не Боги, и по сотовому телефону не могут заказывать погоду по своему желанию! Мы воспринимаем Дни таковыми, какие они есть! Посмотрите в окно, коллеги, Солнце светит! И завтра, и послезавтра будет сиять Солнце! Даже если тучи снова проглотят синее Небо, там, выше туч, Солнце будет совершать свой Путь! Повернуть Солнце вспять мы не в силах, но нам под силу принимать такие решения здесь, на Земле, которые не шли бы в разрез со здравым рассудком! Ну, скажите на милость, как возможно привязать заработную плату, мою лично, остальных учителей, к количеству учеников!? Два красных диплома пылятся в ящике рабочего стола и двадцать лет педагогического стажа за моими, нельзя сказать, что атлетическими, плечами! Я математик высшей категории! Как видите, с головой у меня всё в порядке, но вот этой кабинетной премудрости я не пойму! Мне, вероятнее всего, в десятом классе, в котором три ученика, нужно доносить информации на сумму, которую мне намеренны, платить в этом классе?! В этой ситуации к теореме Пифагора доказательство индусов окажется самым приемлемым. А выглядит так это действо: старейшина рисовал на песке два равных квадрата, обозначал длину каждой стороны квадратов  буквами «а» и «б», и говорил ученикам «смотрите»! Но существуют ещё интереснейшие рассуждения Эйнштейна, Мёльманна, Гарфильда, и других известных математиков». Выговорилась скороговоркой, не скрывая совершенно эмоций, учитель математики Фёдорова Наталья Алексеевна. Она потянулась белой ладонью к чёрным, как смола, волосам, и ещё она сумела скрыть чувство протеста под обворожительной улыбкой.
« А это уж как вам, Наталья Алексеевна, подскажет ваша совесть. Думаю, что разговор о деньгах в нашей с вами профессии затрагивать аморально!» Поучительно произнесла Софья Геннадиевна.
« Безнравственно!? Неужели учителя в нашей школе превратились в Существ из Мира тонких материй!? Что-то я этого не заметила! И все же  мне практика подсказывает, что работа мыслей с тремя учениками напряженнее! Разделите сорок минут на три, и разделите эти минуты на двадцать. Простая арифметика! С тремя учениками я смогу перелопатить информации в три раза больше, вдолбить её в головки деток, поставить контрольные вопросы, выставить отметки в журнал. И у меня еще останется время для беседы о существе Души!» Не сдавалась Наталья Алексеевна.
« Да прекратите вы свои антитезы, дорогая Наталья Алексеевна! После уроков педсовет, будет время для сравнений и выводов, а также для разговоров об итогах первой четверти! Звонок через пять минут, прошу всех собраться с мыслями и разойтись по классам!»
                Родионов и Волжанинова вышли из учительской вместе….

Глава 2.

                Особенно выглядит класс Дмитрия Викторовича Родионова! Круглолистная Герань с цветами красного, белого и розового цветов обжила подоконники и улыбается Солнцу! Яркие Настурции, Кактусы разнообразнейшего оттенка и образа, фиолетовые Лилии красуются на полках, с искусством  размещенных на противоположной от доски стенке класса!  Но особое место в этом царстве цветов занимает темно-зеленый Аспарагус! Его плети вьются по бечёвкам у самого потолка, образуя зелёный шатёр! С цветами, как с младенцами возится Надежда Прохорова! У Прохоровой круглое лицо и тонкий, вздёрнутый носик! Она увлеклась работой, и не замечает учителя! Мельчайшие капли воды вырываются из отверстия распылителя и окутывают листочки герани! Солнечные Лучи пронизывают водяные капли! Образовалась радуга! Разлетевшийся на цвета Луч Солнца спешит за каплями Воды, которые поднимаются вверх! Весь оконный проём осветился волшебным цветам! 
                До звонка несколько минут…. У доски стоит Шевцова Татьяна! Она одета в синие джинсы и красную кофточку с длинными рукавами! Радуга касается её одежды, её причёски! Радуга превратила хрупкую девочку в Ангела! Таня от усердия облизывает губы языком, в её тонких пальчиках мел! Она рисует Солнце! Солнце смотрит на Шевцову большими глазами, улыбается весело большим ртом! Лучи Солнца расцвечены радугой, четыре протуберанца вытянули космы на пол доски…!   
                Вокруг  Шевцовой Тани вертится Бахарев! Он вытягивает шею, через плечо стремится разглядеть рисунок и ржёт во всю глотку! Неожиданно он отталкивает Шевцову и пририсовывает Солнцу ослиные уши! Шевцова замахивается на Фёдора тряпкой, и когда тот отбегает, она стирает уши и снова рисует протуберанцы!               
                На создавшуюся ситуацию первый отреагировал Рыбаков Сергей! Он со смехом выкрикнул:
«Учитель в классе!»
Шевцова покраснела, огромными глазами  уставилась на своё творение, рожденное воображением под впечатлением вновь засиявшего, долгожданного Солнца, заглянувшего через окно в класс! Ученица схватила тряпку, занесла её над рисунком, но в силу глубинных, первозданных эмоций, которые взяли её в полон в минуты творчества, и которым она не могла не повиноваться, ученица не вытерла Солнце: бросила тряпку на полочку и заспешила к своей парте! А Прохорова повернула круглое лицо, с улыбкой воскликнула:
« Дмитрий Викторович, Солнце!» и ткнула тонким пальчиком в каплю Воды, повисшей на краю листочка Герани! Капля сияла подобно  чистейшему янтарю! Родионов улыбнулся, прошёл к столу, положил журнал, спросил:
« Как ты считаешь, Надежда, почему все мы радуемся Солнцу!» Прохорова повернула голову к окну,  посмотрела широко раскрытыми глазами на яркий, омытый дождями диск Солнца, ответила:
« Солнце тёплое!»
« Как можно ещё охарактеризовать Солнце по внешним признакам, подумай?» Подсказал Родионов.
« Солнце красное, ласковое утром, жаркое днём, прохладное вечером, большое, горячее, Зимой холодное, ослепительное, сияющее!» Выпалили Надежда скороговоркой!
« Назови однокоренные слова от слова « Солнце», Надежда».
« Солнце, солнечный, солнцеворот, солнцепёк…»
« Прекрасно! Здравствуйте девочки и мальчики, садитесь! Раз уж мы с вами заговорили о Солнце, нам необходимо довести беседу до логического завершения. Подумайте, возможно, есть ещё однокоренные слова к слову Солнце? Надежда назвала три слова, это « солнечный, солнцеворот и солнцепёк». Родионов подошел к доске и записал эти слова.
« Подсолнух!» Выкрикнул Гришин Никита, вмиг раскраснелся, взъерошил русые волосы!
« Я уверен  в том, Никита, что ты знаешь и поговорки с этим ярким Словом Солнце!» Поддержал Родионов ученика.
« Солнце на Лето-Зима на мороз!»
« Совершенно верно, и ещё пришла к нам из глубины веком поговорка « Солнце встает, так и День настает»! В этих Словах угадывается не только осведомлённость наших пращуров о Временах Года, но и о праздниках и обрядах, связанных с периодами солнечной активности!  Мои Слова надо понимать, что на Заре жизни Славяне считали Солнце живым Существом, конечно же, не только Солнце! » Родионов улыбнулся, его пальцы энергично застучали по клавиатуре компьютера. На мониторе появилась картинка – Солнце с лицом Человека, обрамлённое лучами и украшенное протуберанцами, направленными по направлениям частей Света!
« Для вас, девочки и мальчики, эта картинка - не новость. Точно такое Солнце нарисовала на доске Шевцова Таня! Это значит, что вы обладаете древними знаниями об окружающем Мире подсознательно.  Смысл состоит в том, чтобы, размышляя о непонятном, напрягая ум, а главное, проявляя любознательность и подчиняясь интуиции, вернуться к Истокам Бытия!»   Родионов помолчал несколько секунд, продолжил:
« Наши предки, древние Славяне, строили календарь по явлениям четырёх сезонных воплощений языческого Бога Солнца. Поэтому у Солнца четыре имени: Коляда, Ярило, Купала, Световит. Вы уже догадались, что имена Солнцу наши предки дали согласно времени Года. Слабое зимнее Солнце – это младенец Коляда! Коляда рождается утром после Ночи Зимнего Солнцестояния, обычно с двадцатого на двадцать первое Декабря! В День весеннего равноденствия Солнце воплощается в окрепшее Солнце-Юношу Ярило! Перерождение обычно бывает двадцатого Марта. Недалеко и День летнего Солнцестояния! С двадцатого на двадцать первое Июня Солнце превращается в Солнце-Мужа Купало! И последняя Ипостась Солнца приходится на Сентябрь. В День осеннего равноденства  Солнце обращается в стареющее, мудрое Солнце-Световит!  Световит - умирающее на Закате  перед Ночью зимнего солнцестояния Солнце, чтобы наутро возродиться Солнцем – младенцем Колядой!» Родионов улыбнулся, глянул на ручные часы, проговорил:
«Мне очень хотелось бы поговорить о том, что значили для древних Славян праздники Коляды и Купалы,  и почему мы с вами до сих пор отмечаем их по нашему разумению! Кстати, скажите мне, дом чьей семьи в нашем поселении самый красивый, и почему?» Спросил Дмитрий Викторович, и, не дождавшись ответа, заговорил:
« Ещё в сентябре, а вы, девочки и мальчики, знаете, что у нас в Заволжье в этом месяце Погода ясная, солнечная, возвращался я с работы и стал Солнца на фронтонах домов замечать! Пройдя три квартала, шесть Солнц улыбнулись мне! Подводя итог нашей беседе о Солнце, необходимо сказать, что Солнце – одна из четырёх Стихий Вселенной! В какое время суток, в какой сезон Года можно наблюдать соединение всех четырёх Стихий: Солнца, Воздуха, Земли и Воды? Подумайте над этим! И ещё поразмышляйте над важным вопросом,  полезно ли для нашего здоровья вставать с Рассветом?» Родионов сделал паузу, через минуту заговорил:
« Четверть заканчивается, пора подвести итоги. Многие из вас работали добросовестно, и поэтому я намерен почти всем вам выставить отметки за первую четверть. Но вот Прохоровой Надежде надо бы ответить. Наконец – то появился, как ясное Солнышко, Берёзов Михаил, и у Бахарева нет определённости». Родионов посмотрел внимательно в глаза Берёзова Михаила: глаза отрешённые, в них разочарование, безразличие. Михаил выдержал взгляд учителя, его губы тронула еле заметная улыбка. Учитель понимал, что утреннего  диалога матери и старшего брата Михаил не мог не оказаться свидетелем, и что всплеск эмоций, вызванных прозрением и покаянием матери, потряс психику Михаила! Поэтому….
« Но я по-прежнему не вижу в классе Макову Настю».
« Появится, ей оценка нужна!» Выкрикнул Бахарев, заржал по обыкновению.
« Дмитрий Викторович, между прочим, я ходила вчера к Шевцовой и взяла задание! Я готова отвечать!» Это Надежда Прохорова отчеканила каждое слово! Она смотрит на учителя ясным взглядом! Родионов улыбнулся, ответил:
« Очень рад, Надежда, выходи к доске». Прохорова резко встала с места, зашагала к доске!
« Надежда, помнится, что о политике Бориса Годунова ты мне отвечала. Поэтому, расскажи о причинах роста приходских и частных школ Московского государства? И второй вопрос: какую систему образования закрепил Стоглавый Собор, и в каком году?» Прохорова надула щёки, выдохнула, снова глубоко вздохнула, затараторила:
« В связи с укреплением Московского государства возник дефицит квалифицированных кадров. Поэтому на высшем уровне было принято решение об учреждении многочисленных приходских и частных школ. В них обучались грамоте и счёту дети духовенства, из семей купцом и ремесленников. Поэтому допускается суждение, что образование в Московском государстве носило демократичный характер». Учитель слушает ответ ученицы внимательно, иногда останавливает взгляд на её лице. Непрошено возникло ощущение, что он видит эту ученицу впервые! Это оттого, что характер и поступки Прохоровой непоследовательны. Неумение контролировать мысли и поступки, спонтанное принятие решений в различных жизненных ситуациях отражается на её учёбе! Она, к тому же, часто меняет причёску и наряд. Вот и сегодня есть чему удивляться: светло-русые волосы Надежда собрала в пучок на темечке и закрепила резинкой. Открылось её круглое лицо с вздёрнутым носиком. У Надежды высокий лоб, взгляд её голубых глаз упрям и сосредоточен. Родионов любит слушать, как отвечает Прохорова потому, что она сохранила напевный выговор родного Заволжья, привитый ей родителями! Несколько протяжное произношение слов с ударением на «я» сродни течению великой Реки, на берегу которой родились и выросли многие поколения Прохоровых!
« В тысяча пятьсот пятьдесят первом году Стоглавый Собор узаконил систему православного образования в Московском государстве». Закончила ответ Прохорова. Растянула губы в довольной улыбке.
« Очень хорошо, Надежда. Позволь мне сделать замечание. В предложении «образование носило демократичный характер» слово « носило» не гармонирует с остальными словами. Я бы заменил его словом «приобрело».  Слово «носило», обозначает «ходило, таскало, несло, вынашивало», а слово «приобрело» значит « заслужило, завоевало, снискало, стяжало».  Надежда, постарайся ответить, кто из первых лиц государства принимал участие в работе Собора, и какие решения, касающиеся развития образования и обучения, были приняты в итоге? Я уверен, ты поинтересовалась этим историческим фактом». Спросил учитель. Прохорова надула губы, прищурила глаза, выдохнула, ответила:
« В работе Стоглавого Собора принимал участие Русский царь Иоанн Васильевич Грозный! И, так как сам царь принимал участие в работе Собора, то, следовательно, проявили заботу о развитии образования и обучения на Руси и Грозный, и церковь».
« Логично! Я рад за тебя. Если бы ты занималась регулярно, твои знания  были бы систематизированы, и тебе было бы легче ориентироваться в вопросах истории. Запомни, что об истории России писали такие знаменитые личности, как Татищев Василий Никитич, Карамзин Николай Михайлович, а также известный историк современности Николай Покровский. Естественно, что это не полный перечень имён известных историков. У тебя есть возможность познакомиться с их трудами».
Но Прохорова уже не слушала учителя! Она села на свой стул, достала их сумки планшет, спросила, не отрывая взгляда от проявившегося молодого человека с причёской из торчащих разноцветных клочьев напомаженных волосков:
« Сколько мне за ответ, Дмитрий Викторович?»
« Надо подумать. Ты, Надежда, умеешь правильно выражать мысль, и это очень хорошо, но знания твои не глубокие, бессистемные». Прохорова махнула рукой, проговорила равнодушно:
« Мне и тройки хватит, лишь бы папка не орал!»  Учитель не успел возразить ученице, потому что в это время дверь распахнулась и в класс влетела Макова Настя с файлом в руке. Она, как метеор, подлетела к столу учителя и бросила на стол распечатку со словами:
« Вы меня всегда, Дмитрий Викторович, ругаете и угрожаете двойкой в четверти! Вот вам реферат! Всё, довольны! Я могу сесть!» Родионов с удивлением взглянул в круглое, полное лицо Маковой, возразил:
« Не угрожал, а предупреждал, что если ты не возьмешься за ум, то я вынужден буду тебе вывести отрицательную оценку в итоге. И второе, отчего это я должен быть довольным, ведь я ещё не просмотрел твою работу, а ты не защитила реферат».
« Залёт, Настя, полный залёт!» Выкрикнул Бахарев, заржал. Настя покраснела, надула щёки, прошла к своей парте, бухнулась на стул, повернулась к Фёдору, огрызнулась:
« А тебе, Бахарев, только бы приколоться! Посмотрим, как ты будешь выкручиваться!»
« Ха-ха-ха! Выкручусь, у меня будет четвёрочка за четверть!» Родионов оторвал глаза от реферата Маковой Насти, взглянул в самоуверенное лицо Бахарева, покачал головой, обратился к ученице:
« Настя, реферат твой хороший, придраться не к чему. Я очень надеюсь, что это лично твой труд. И чтобы в этом убедиться, ответь мне на несколько вопросов. Выходи к доске». Макова покраснела ещё больше, заартачилась:
« Я вам принесла реферат, что вам ещё от меня надо!»
« Я бы хотел удостовериться, что ты не скачала реферат с интернета, поэтому тебе следует ответить на несколько вопросов».  Настаивал Родионов. Ученица опустила голову, её короткие пальцы крутили колпачок ручки….
« Выходи к доске, Макова, скажи пару слов!» Со смехом  выкрикнул Бахарев.
«Хорошо, ты не хочешь выйти к доске, можешь ответить с места. Так вот, Настя, в чём содержалась особенность внутренней политики царя Бориса Фёдоровича Годунова?» Но ответа не последовало. Настя схватила сумку за лямки, набросила её на плечо и демонстративно зашагала к двери! Прежде чем выйти из класса, она повернулась и выкрикнула:
«Дмитрий Викторович, пока, успешно вам закончить урок!»  Бахарев заржал, Рыбаков Сергей и Иванова Татьяна захихикали из солидарности! Шевцова покраснела от стыда, попыталась урезонить Макову:
« Настя, дура, ты с учителем разговариваешь!»
«Пошла ты…!» Выкрикнула ученица и хлопнула дверью! В классе воцарилась тишина! Она продолжалась около минуты…
                « Продолжим урок. Хорошо бы ещё ответить Бахареву. Фёдор, выходи к доске».
« Дмитрий Викторович, я на прошлой неделе отхватил четвёрку!» Возразил Бахарев Фёдор.
« Но ты не ответил мне на прошлом уроке. Кроме этого, у тебя с оценками непростая ситуация. Нужна определённость, и поэтому тебе необходимо ответить».  Настаивал Родионов. Бахарев заёрзал на стуле, выпучил глаза, заговорил:
« Давайте договоримся! У меня тройка и четвёрка, так? Так! Последняя четвёрка, поэтому поставьте мне за четверть четыре!» Наглел ученик.
« Фёдор, вспомни свой ответ на прошлом уроке! По существующей системе оценивания качества освоения программы учащимися он не классифицируется. Не могу же я лично для тебя использовать двенадцатибальную систему оценивания Дании, или десятибалльную - Исландии. Поэтому тебе необходимо ответить».
« Я забыл книжку!» Отмахнулся Бахарев. Дмитрий Викторович подошёл к полке, взял учебник, положил перед учеником, сказал:
« Хорошо, пойду на компромисс, дам тебе задание. В конце урока будешь отвечать. Проштудируй тему и выяви причину хлебных бунтов в период царствования Бориса Годунова».
Бахарев глянул на учителя исподлобья, скривил губы в ухмылочке,  стал вертеть книгу в руках. Родионов прошёл к столу, напомнил ученику:
« Фёдор, у тебя не так много времени для подготовки, начинай работать. Учись ценить время. Поверь, оно быстротечно. А если выразиться точнее - неуловимо, призрачно, нереально».  Однако ученик, казалось, не слышит учителя. Он вырвал из тетрадки листок, написал несколько слов в середине листа, скатал лист в шарик, бросил его в Шевцову Татьяну. Шарик угодил Шевцовой в щеку, покатился по крышке стола, свалился! Татьяна заглянула под стол,  наступила на шарик, повернулась к Бахареву Фёдору, покрутила пальцем у виска, обратила взгляд к учителю. Бахарев напыжился, хлопнул книгой о стол, прошептал:
« Шевцова, коза длинноногая, после уроков получишь».  Шевцова артистично взмахнула руками, ответила:
« Ой – ой, напугал, Бахарев, сейчас в обморок упаду! Я тебе не малышня, у которых ты деньги отбираешь!»
« Докажи, Шевцова! У тебя есть компромат на меня!?»
«Фёдор, остынь! Тебе через несколько минут отвечать, готовься!» Попытался урезонить Бахарева Дмитрий Викторович.
« Была нужда!» Огрызнулся Бахарев. Учитель задумался на мгновение, глядя на ученика, сказал с акцентом на каждое Слово:
« Ты, Фёдор, нахватался словечек из детективных фильмов и уверился в том, что это круто, современно. Ты стремишься быть похожим на бессердечных монстров, вырабатываешь в себе их искусственно созданный, отвергающий духовность, поведенческий кодекс. Поверь мне, что в реальной жизни важно уметь энергией наших мыслей организовывать пространство взаимоуважения вокруг каждого из нас. Подумай над моими словами на досуге.  Но в данный момент я проявлю терпение и  предоставлю тебе шанс получить четвёрку за четверть. Вот тебе карточка, прочитай задание и постарайся ответить».
« Вы мне и так поставите четвёрку за четверть! У меня четвёрка последняя стоит!» Огрызнулся Бахарев.  Родионов всё же положил перед учеником карточку с заданием, прошёл к учительскому столу, сел на стул, посмотрел на часы. До конца урока осталось несколько минут, пришло время выставить итоговые отметки. Родионов взял ручку. Выставляя и комментируя отметки, краем глаза он видел, что Бахарев Фёдор отодвинул карточку на край стола и ведёт интенсивные переговоры с рыжеволосым Рыбаковым Сергеем. До слуха учителя долетали обрывки фраз:
« Уморишься, слышь ты, Серый! Я ему грю, ты борзой, да!? Ты наехал на моего кореша, Серого! А тот, слышь Серый, стал отмазываться, грит, что не думал наезжать, задрожал весь, как пёсик драный, стал прощения просить…»  Лицо Рыбакова Сергея расплылось в блаженной улыбке, щёки его покрылись румянцем! Рыбаков хихикал угоднически, смотрел преданно в глаза Бахарева….
                Прозвенел звонок…. Бахарев выскочил из класса первым…. Карточку потоком воздуха унесло в угол класса. Шевцова простучала каблучками, подняла карточку, положила её перед учителем, сказала:
« До свидания, Дмитрий Викторович». Родионов закрыл журнал, сказал:
« Танечка, я доволен твоей работой в первой четверти. Мой тебе совет: постарайся за время каникул отоспаться, ни о чём не думай, просто отдыхай, занимайся своим любимым делом. Кстати, кроме верховой езды у тебя ещё есть увлечение?»
« Конечно, есть, Дмитрий Викторович. В моё сердце врываются разные ощущения!
Они волнуют, заставляют думать! Я пытаюсь запечатлеть их в стихах и музыке». Родионов улыбнулся, спросил:
« У тебя тетрадка с собой? Давай прочитаем твои стихотворения, вместе подумаем». Шевцова достала общую тетрадь из сумки, протянула учителю.

 Дорога полевая,
Ширь родных полей!
Я Земли не знаю,
Краше и милей!

Жаворонка пенье,
Льётся с вышины!
Ветерок примчался,
С дальней стороны!

А над Волгой чайки,
Машут мне крылом!
Облака застыли,
В Небе голубом!

Нет тебя привольней,
Край Заволжский мой!
Здесь степей раздолье,
Здесь мой дом родной!

« Танечка, актуальность твоего стихотворения неоспорима, потому что оно патриотично! Патриотизм проявляется в том, что ты не просто восторгаешься Заволжьем, но и говоришь о том, что этот Край тебе дорог, и что ты живёшь у Волги! Обратим внимание на метафоричность, потому что поэзии без метафор не бывает. « Дорога полевая», « Ширь Полей», « Ветерок примчался», « Машут крылом», « В Небе голубом»! Танечка, как ты думаешь, хорошо ли сочетаются слова  «Ширь полей»? Прислушайся к ощущениям, возложи миссию узнавания совершенства на интуицию! Что тебе говорит она? Хочется кричать от восторга при любовании весенним Полем, усыпанным тюльпанами, « А-а-а!!!». Напрашивается слово « Да-а-а-ль родных Полей!» Во втором четверостишье мы видим нарушение ритма. Обрати внимание на ударение в словах: в первой строке « Пенье» первый слог ударный! В третьей строке в слове « примчался» ударение падает на последний слог, ритм четверостишья в целом нарушен. Такая же ошибка допущена и в третьем четверостишье. А вот окончание стихотворения в этом плане написано хорошо.  Однако не отчаивайся, в целом стихотворение наполнено эмоциями, восторгом от созерцания родной Сторонушки! А это самое важное, потому что поэзия и призвана воздействовать на чувства и эмоции читателя! И запомни, Танечка, как бы тебе не было тяжело, не гони эти загадочные и волнующие ощущения, напоминающие дуновение Ветра, или запах Цвета, из души!  Эти таинственные вибрации тебе посылает Небо. Постарайся научиться их понимать. И ещё: не отчаивайся от того, что твои стихотворения пока не совершенны, главное -  мысли в них хорошие. Возможно, что тебе стоит изучить более досконально науку стихосложения? А музыка, Танечка, сама зазвучит в тебе, когда придёт время. Музыка - это состояние души, как и поэзия. Чтобы жизнь стала музыкой, а музыка дыханием жизни, надо очень много трудиться, совершенствовать знания о беспредельных возможностях нашего Мозга, выработать в себе культуру чувств. Когда  ты ощутишь Жизнь во всем её многообразии: в совершенстве форм, в гармонии внутренних процессов во Вселенной, в целесообразности противоречий, казалось бы, не логичных,  а скорее жестоких, прекословящих Замыслу, когда твоё сознание сольется с Проявлением, Вселенной и ты почувствуешь себя причастной к этому Творению, только тогда тебе станет под силу охватить внутренним взглядом Вселенную, и посетит тебя Озарение, и в тебе зазвучит Музыка, Музыка высокая и неповторимая». Родионов заглянул в глаза ученице, и увидел в них восторг, надежду на успех.
    
Гл. 3.
                « Дмитрий Викторович! Почему я вас всегда должна ждать! Зайдите ко мне в кабинет! И возьмите с собой журнал седьмого класса!» Родионов постоял минуту посреди учительской! На его лице удивление, скорее недоумение! В учительской воцарилось молчание: коллеги обратили взгляды на Родионова, ждут реакции. Родионов, чтобы отвоевать минуту и, возможно, успокоиться,   подошёл к зеркалу, достал расчёску из внутреннего кармана пиджака, привёл голову в порядок, поправил галстук, взял со стола журнал, вошёл в кабинет директора.
« Родионов, прожить хотя бы один денёчек, чтобы не вызвать вас к себе для официальной беседы! Я посчитала, что конфликт с Бахаревым исчерпан был ещё вчера! Но, оказывается, что я ошиблась! Бахарев принёс настоящее сочинение! И в нём он описал причину конфликта! Вы, Родионов,  никак не поймёте перспективу педагогической деятельности! Поучились бы у коллег, имеющих громадный опыт в преподавании, умеющих найти подход к ученику! Откройте журнал, откройте!» Потребовала директор. Голос её с каждой новой фразой набирал силу! Родионов выдержал паузу, ответил:
«Марина Николаевна, я очень хорошо понимаю ситуацию, в которой находиться сейчас средняя школа. Я приветствую ваше стремление сохранить школу как единственную причину выживания нашего поселения. Я так же отдаю себе отчёт в том, что все мы трудимся на голом энтузиазме, почти бесплатно, что с каждым годом у нас всё меньше остаётся положенных льгот и что к нашему мнению в администрации не прислушиваются. Поэтому, давайте не будем горячиться и уважать друг – друга. Пусть толерантность выразится в разговоре без повышенных тонов, тем более, оскорблений, хорошо? Так в чём состоит ко мне претензия?» Директор слегка покраснела, подошла к Родионову, взяла из его руки журнал, села в кресло, открыла журнал, долго изучала оценки. Наконец заговорила. Голос её звучал безразлично, глухо:
« У Бахарева последняя четвёрка, и почему вы не хотите поставить ему итоговую отметку четвёрку, Дмитрий Викторович?»
« Насколько мне известно, для того, чтобы выставить итоговую отметку в четверть, необходимо опираться на три хороших ответа».
« И что же вы, не имеете опыта, и не знаете, как склонить ученика к работе на уроке? Кстати, согласно закону о правах и обязанностях учителя, вы обязаны стремиться создать стимулирующую ответ ученика обстановку! А это значит, вы, Дмитрий Викторович, должны найти тропинку к сердцу ребёнка и быть с ним доброжелательным!  Меня тревожит ваше противостояние с учеником, оно может иметь последствия! Вот послушайте, что он мне написал. Бахарев утверждает, что он сидел спокойно и ничего не делал, а вы вызывали его к доске и заставляли отвечать, что  вы всегда к нему придираетесь и спрашиваете на каждом уроке, хотя у него стоят в журнале две отметки и последняя четвёрка. Как вы это прокомментируете?»
« Я ничего не собираюсь комментировать, тем более оправдываться, Марина Николаевна. Разве вы не понимаете, что ситуация парадоксальная! Ученик оценил её соответственно личным представлениям и амбициям, отыскал в ней изъян, и он заключается в том, что Бахарев уверен, что я, и другие учителя вынуждены будут вывести в четверти положительные отметки! Ведь вам, уважаемая Марина Николаевна, в отчёте для вышестоящего руководства нужны триумфально высокие показатели! Бахарев очень хорошо это понимает, ему незачем грызть в поте лица гранит науки, тем более уважать учителя. Именно поэтому отношение Бахарева ко мне снисходительно – презрительное! Мои увещевания для него – пустой звук! Уж эту обстановку я не стремился создавать! Ситуация родилась из реалий сегодняшнего дня, и она усугубляется с каждым годом. Вы это прекрасно осознаете, уважаемая Марина Николаевна. Я оказался на краю залитой дождём дороги, и все проезжающие машины проносятся мимо меня и не сбавляют скорость!» Родионов оставил журнал в кабинете директора. Учительская оказалась пуста, начался урок. Родионов по привычке пробежал глазами по доске объявлений. Педагогический совет состоится в три часа. Родионов посмотрел на часы: до собрания больше часа, есть время для размышлений,  оценки событий и выводов….  Родионов сел на стул, вынул блокнот, достал из кармана пиджака ручку.
                Неожиданно открылась дверь. В учительскую вошёл Александр Прохоров, отец Надежды.  Прохоров – крупный мужчина около сорока лет. У него светлые волосы и голубые глаза. Прохоров одет в простую одежду, но чистую и выглаженную. Он смущённо улыбается, обращается к Родионову:
« Дмитрий Викторович, уделите мне, ради Бога, несколько минут. Я пришёл узнать о том, как учится моя Надежда. Вы понимаете, закрутился совсем…. Вы же знаете ситуацию на сегодняшний день. Работы нет, приходится выворачиваться на изнанку, чтобы прожить» Родионов встал, протянул руку Прохорову, ответил:
« Вам, Александр Юрьевич, незачем оправдываться. Хорошо, что вы пришли, присаживайтесь. Надежда очень способная. Я люблю слушать её ответы, не только потому, что они логичны, и аргументированы, но и потому, что слова она произносит с нашим родным,  заволжским напевом! Широки они, слова, как наша степь заволжская, как наша Волга – Матушка, глубокая и вольная. Вот только занимается Надежда не регулярно, поэтому её знания не основательные.  Для того, чтобы ответить на вопрос по теме, пройденной две, три недели назад, ей требуется время, чтобы освежить память». Прохоров покраснел как ученик, вынул из кармана пачку с сигаретами, ещё больше засмущался, сунул её в карман, заговорил:
« Не глупа, согласен. Частенько ей говорю, что ты, дочь, умница! Но она, как шип акации!  Она упрямо смотрит мне в рожу, отмахивается от моих слов, как от мошки в мае, смеётся! Руки чешутся. Выдернуть бы из штанов ремень, да прогуляться им по мягкому месту! Но будет ли толк, Дмитрий Викторович? Надежда понимает, что после школы ей больше нигде не учиться, а таскать вместе с нами бидоны с молочком на базар – большого ума не требуется».
« Ты что же, Александр Юрьевич, считаешь, что только тот Человек достоин уважения, который овладел важной профессией, имеет перспективу повышения в должности, имеет высокую заработную плату!? Вот с этим твоим мнением я не могу согласиться. Кроме знаний профессионального характера, существует система ценностных ориентаций, которые определяют мотивацию поведения Человека в обществе. Совсем недавно я беседовал на эту тему с учениками, использовал работы современных учённых. Николай Константинович Мурашев в работе  «Перечень жизненных ценностей Человека» выразил убеждённость, что особо важными жизненными ценностями для каждого из нас являются потомство, любовь к себе, ребёнку, родителям, родственникам, любовь мужчины и женщины. Семья в этой связи является основой жизни общества, и для её счастливого существования важнейшими условиями являются единство, взаимная любовь, благоприятная и притягательная информационная среда, взаимно одобряемые действия, обстановка радости, взаимопомощи и гордости друг другом. Вслушайся в эти могучие, древнейшие слова: потомство, любовь к себе, ребёнку, родителям, родственникам, любовь  мужчины и женщины. Эти Слова – хранители жизненных ценностей, которые мы перестали уважать!» Родионов открыл папку, отыскал нужный лист! Лицо его преобразилось: оно просветлело от улыбки и в глаза влилось мощным потоком вдохновение:
« Впусти в душу мудрое старинное изречение, Саша! Чем больше детей будет в Родах ваших, тем больше любви, радости и счастья пребудет в Родах ваших. Ибо все Боги - покровители ваши есть могучие корни Родов ваших, источник жизни и процветания Родов ваших». Я обратился к заповедям Лады Богородицы, чтобы ты, Александр Юрьевич, встряхнулся, изгнал растерянность и отчаяние из сердца. Род твой, исходя из родословной, которую подготовила  Надежда, очень древний. На протяжении века род Прохоровых занимался крестьянским трудом!  Семьи Прохоровых из поколения в поколение были многодетными! А ты растерялся, одолели трудности? А разве легче было твоему прадеду, раскулаченному за прилежание и сосланному? В сибирской глуши он не пал духом, только поэтому и ты есть на Белом Свете. И не считай, что наука продолжения Рода легка! Она важнее и актуальнее, чем овладение профессией!»  Прохоров глубоко вздохнул. Стул заскрипел. Создалось впечатление, что он сейчас развалиться под этим сильным, простодушным Человеком! Вот Прохоров выпрямился, глянул в глаза Родионову, протянул ему жёсткую, привыкшую к простому крестьянскому труду ладонь, сказал просто:
« До свидания, Дмитрий Викторович. Вы правы! Нас в семье было семеро человек: Родители, четверо братьев и сестра! А вы заходите на чай, я вам фотографии покажу!»
« Обязательно зайду. До свидания, Александр Юрьевич! И, пожалуйста, не считай, что Жизнь твоя втиснута в пределы возможностей твоего тела. Жизнь по протяжённости не поддается исчислению, потому что она начинается в наших Предках, и продолжается в Потомках! Пространство Жизни Человека – Вечность!»  Родионов сел на стул, открыл записную книжку, намереваясь обдумать вопросы, которые он хотел бы обсудить на педсовете. Мысли не шли. Родионов засмотрелся в окно! День красовался в полуденных солнечных лучах! Золотой клён тихо переговаривался с соседом, таким же золотисто – красным Великаном! При каждом порыве Ветра масса красных листьев срывалась с ветвей, воздушные потоки подхватывали их, разносили по школьному двору, размалёвывали, преображали Пространство, вносили в сердце успокоение!
                « Вот ты где! Довёл моего сына до невроза, и пописываешь мемуарчики!  Не пройдёт у тебя этот номер! Знаю я вас, нищих педагогов! Вынужден был устанавливать контакты с цветом интеллигенции в институте, в котором дочь учится! И тебе деньги нужны!? Сколько тебе надо денег, чтобы ты поставил моему сыну четыре в четверти!?» Разразился гром среди ясного весеннего Неба! Родионов от неожиданности вздрогнул, встал со стула, повернулся к посетителю, ворвавшемуся без стука в учительскую! Перед ним стоял Бахарев Валерий Георгиевич. Лицо Бахарева выражает гнев, глаза мечут молнии! Он вытирает платком бритый череп, ждёт ответ!
« Здравствуйте, Валерий Георгиевич, что это вы так сразу на крик сорвались, тычете мне, оскорбляете, взятку предлагаете. Я требую объяснить причину вашего гнева». Как можно спокойнее возразил Родионов.
« Не считай меня идиотом, педагог! У моего сына последняя четвёрка, и если ты не хочешь ставить ему в четверть четыре, значит, вымогаешь взятку!»
 « Я стремлюсь подвести Фёдора к пониманию, что ему в жизни просто необходимы прочные знания. И чтобы их добыть, нужно ежедневно и упорно заниматься.    Понимаете, ваш сын уверен в том, что ваши деньги, уважаемый Валерий Георгиевич, являются гарантом его успешной карьеры. И ещё, я не считаю, что выкручивание рук учителю – приличный и законный жест!».
« Понял, не идиот! Взяток не берёшь, ты - честный педагог! К тому же ты - принципиальный педагог и на сделку не согласишься! Не по-современному думаешь и живёшь, педагог! Будь здоров, педагог!» Бахарев старший хлопнул дверью, стёкла задребезжали…. Родионов стоял посреди учительской, сердце его зашлось от боли и возмущения! Где- то в кармане валидол, но сил нет пошевелить рукой….
                « Дима, Дима, выпей Водицы, тебе сразу станет легче. Господи, сколько ещё тысячелетий Твои ангелы обречены на страдания? Дима, попей Водицы, выпей! Господи, за чьи грехи расплачивается этот Человек, подскажи! Люди, в каком омуте увяз  ваш Разум, в какую бездну свалились Совесть и Сострадание?!» Это Волжанинова! Она, полагаясь на предчувствие, вбежала в учительскую, как только Бахарев – старший с громогласным хохотом, хлопнув дверью, прошагал к лестнице, ведущей на первый этаж! Она успела подхватить Родионова под руки и усадить на диван. В отчаянии она достала сотовый телефон, стремясь дрожащим пальчиком набрать номер медицинской сестры, но в это время Родионов открыл глаза, судорожно вздохнул.
« Слава Всевышнему, ты пришёл в себя! Попей Водицы, вот валидол…» Волжанинова дрожащими пальцами сунула Родионову под язык таблетку. Она не замечала, что дверь приоткрыта, и что в щель просунута голова Бахарева Фёдора, и что он снимает сцену на телефон! Вот дверь тихо закрылась, и ученик понёсся, сломя голову, по коридору с дикими криками:
« Love! Love! Хa - xa - ха, Love!»
                Несмотря на плохое самочувствие, Родионов не отпросился с педсовета. Он рассеяно слушал отчёты учителей младшей школы по итогам первой четверти, иногда делал пометки в блокноте. Итог проделанной работе в младшей школе подвела завуч по учебной части Софья Геннадьевна. Она энергичным движением руки поправила пышную причёску, улыбнулась ослепительно, заговорила:
«  Итак, коллеги, подведём итог работы младшей школы за первую четверть. На мой взгляд, необходимо отметить, что учителя младшей школы активизировали работу с родителями. Это проявилось в том, что родители стали принимать участие в проведении мероприятий. Мастер-классы посвящались беседам о семейных традициях, озвучиванию родословных. Бабушки, дедушки и родители делились воспоминаниями о жизни, о своих школьных годах, о том, как школа помогла в выборе жизненного пути. Второе: повышение успеваемости в младшей школе я связываю с улучшением работы учителей в области самообразования. Лекции на тему  «Психология младшего школьника» освежили память. Не будем скрывать проблему, наш, да и не только наш педколлектив на семьдесят процентов состоит из учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Поэтому не считаю зазорным полистать книгу, послушать лекцию, или поработать с компьютером. Итог этой работы очевиден: улучшился моральный климат в классах. Ученики почувствовали поддержку и понимание истины, что у каждого из них присутствует врожденный талант, и учитель стремиться помочь ученику понять это, развить способности. Я уверенна в том, что чем больше души мы вкладываем в ребёнка, чем больше мы поощряем его в старании, тем более открытым становится ребёнок, отношения учителя и ученика делаются более доверительными, а это сказывается на результатах учёбы».
« Рай! Может и мне пересмотреть Жизнь, перейти работать в младшую школу!? Я бы гладила Ангелочков по головкам, с восторгом бы потворствовала их любознательности, совершенствовала бы и свою Душу! Как то в Сентябре, этом Месяце-красавце с золотыми волосами и синими глазами, я забежала в класс нашей уважаемой Екатерины Андреевны и умилилась! Сентябрь ввиду своей неуёмной щедрости,  одарил каждого ребёнка яблоками! Дети, словно Ангелочки, собрались в кружочек! Они откусывали от красных, сочных плодов и смеялись, уразумеваете, коллеги, смеялись. Разговаривали о том, какой приятный вкус у яблок! Прозвенел звонок, а мне, понимаете, мне не хочется выходить из класса! Так бы и смотрела на эту почти идиллическую картину!» С блаженной улыбкой на сохранившем былую красоту лице проговорила учитель биологии Доброва Елена Фёдоровна.
 Софья Геннадьевна всплеснула руками, с сарказмом ответила:
« Не обманывайте себя, не переоценивайте возможности, Елена Фёдоровна! У вас за плечами сорок лет работы в школе! Приступим лучше к обсуждению итогов четверти в старшей школе. Пожалуйста, Наталья Алексеевна, слушаем вас».
 Наталья Алексеевна, классный руководитель пятого класса, вынула из сумочки зеркальце и губную помаду, внимательнейшим образом, придирчиво осмотрела красивое лицо, поднесла помаду к губам, задумалась, будто стала размышлять, стоит ли подводить, утаивать их прекрасный естественный цвет!
« Наталья Алексеевна, не тяни время! Мы все устали, а ты прихорашиваешься!»
« Не тяну время, а осмысливаю слова уважаемой Елены Фёдоровны. Кстати, саркастическим замечанием по поводу высказывания, вы, Софья Геннадьевна, внесли в Душу уважаемой Елены Фёдоровны смятение, убили мечту! Она права в том, что в младшей школе учителям удаётся сохранить врождённое мышление ребёнка. Я уверена в том, что ребёнок не только Ангел, но и Творец! В его сознание уже в период пребывания в лоне материнского тела формируются душевные составляющие! Это врождённое программное обеспечение, которое призвано служить формированию мозга, мы и обязаны сохранить и развить! Справляемся ли мы с этой важнейшей задачей? Возможно, да, но только в младшей школе! В силу каких причин старшая школа далека от идеала? Повинны в этом наше невежество, или хуже того – амбиции на грани снобизма? Вот теперь я перехожу к отчёту об итогах первой четверти в моём обожаемом классе. На каждом педсовете вот уже на протяжении десятилетий, включая и советский период, мы ломаем копья при обсуждении вопроса о целесообразности оценивания усвоения учащимися программного материала в четверти, или по итогам года. Не следует ли нам утвердиться в уверенности, что, в случае, если мы бессильны повлиять на ситуацию и переломить мышление ученика, что оценка, это не панацея, значит мы, учителя, и все, причастные к образованию, делаем что-то не должным образом! Иначе я не в силах объяснить тот факт, что я, учитель высшей категории и имеющий двадцатилетний стаж педагогической работы, не в силах убедить ученика в том, что нелогично, неправильно, нерационально для жизненной перспективы расходовать энергию на изобретения способа получения отметки с наименьшими напряжением мозга!  Убеждена в том, что ученик не может выработать в себе устойчивое убеждение, что стало возможным для получения оценки повлиять на учителя наглостью, или банально попрошайничать или бесцеремонно потребовать нужную оценку за ответ низкого качества!  При этом «милом» диалоге ученик смотрит в глаза учителю с уверенностью, что это не противоречит,  во первых, моральным нормам общения учителя и ученика, а во вторых, современно и вписывается в рамки общепринятых на сегодняшний день коммуникативных форм!  И самое страшное в этой ситуации заключается в том, что родители приняли сторону детей! И ещё я убеждена в том, что предпосылки для подобных поступков не единичны и носят не случайный характер. Следовательно, системной ошибкой в нашей работе считаю уверенность в том, что одним из лучших способов стимулирования работы ученика является оценка его ответов, и как следствие, отметка по итогам работы ученика на уроке, в течение четверти, по итогам года! Вероятнее всего, мы очень сильно ошибаемся?  К какому результату мы пришли в итоге? В результате мы получили в классах по несколько учеников - отличников, которые совестливы и в ущерб здоровью тянут непосильные для ребёнка количество и объём предметов средней школы! На этих пяти отличниках и держится наша работа во время показательных уроков, разного рода образцово-показательных мероприятиях!  Итак, уважаемые коллеги! С одной стороны мы получили в классах подавляющее большинство учеников, склонных,  как отметил в работе « Новая школа» Николай Константинович Мурашев,  «к самоопределению согласно своим пристрастиям». Мурашев также говорит о том, что «школа предоставляет услугу образования формально: кто, сколько и как усвоил? - данные для отчётности, не более того». С другой стороны, следовательно, мы ещё больше увлеклись погоней за пресловутым процентом успеваемости! Борьба за процент успеваемости, как показатель работы администрации, была живуча и изворотлива при власти Советов, и стала ещё более изощрённой в современном…»
 « Наталья Алексеевна, говорите по существу! В повестке дня педсовета один вопрос: итоги первой четверти! Не убеждена в том, что ваши наблюдения, основанные на излишней эмоциональности, свойственной вашей натуре, кому – либо интересны!» Потребовала  Волович Марина Николаевна. Голос её звучал властно. Она постукивала карандашом по столешнице, строго смотрела на учителя.
« Я и говорю по сути!» Не сдавалась Наталья Алексеевна.
« Не уверена! Вы отрицаете обучающую, воспитательную, ориентирующую, стимулирующую роль оценки в процессе обучения!»
« Отрицаю, и ещё уверена в том, что ученики ведут оценку своих знаний вместе с учителем, и чем слабее ученик, тем он более неадекватен в самооценке, тем более завышены его представления о собственном умственном потенциале! А это, согласитесь, прямой путь к зарождению конфликтов между учителем и учеником!»
                На протяжении монолога Натальи Алексеевны Родионов делал пометки в блокноте. Однако при диалоге её с директором он перестал писать, стал внимательно слушать. И когда речь зашла о природе конфликта вокруг оценки, Родионов, улучив момент, когда наступила пауза, попросил разрешения высказать сугубо субъективное мнение по этому поводу:
« Уважаемые коллеги, я не рассматриваю отметки, полученные учеником по итогам четверти, тем более текущие отметки, как показатель уровня развитости мозга ученика, степени его общей культуры. Оценка сигнализирует об уровне усвоения материала предмета, который донесён учителем на уроке. Полученная на уроке информация трансформируется в необходимое знание лишь в том случае, если она в перспективе будет востребована. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы наиболее полно и интересно проинформировать ученика о возможностях математики, физики, другого предмета. И от этого зависит выбор молодым Человеком будущей профессии. Как уже отметила уважаемая Наталья Алексеевна, отметка для руководителя стала панацеей. Причина этого явления кроется в пресловутом проценте успеваемости, отчётность по итогам четверти, года. В новейшее время от отметки учеников стала зависеть заработная плата учителя. Эта тенденция с каждым годом совершенствуется, и она проявилась в виде портфолио.  Работа  учителя с учеником перекочевала в область бумаготворчества, контакты учителя и ученика ослабли, стали формальными. Именно поэтому я поддерживаю Наталью Алексеевны в её уверенности, что назрело время для пересмотра роли оценки в обучении. Уверен в том, что основным стимулом получения образования для молодого Человека является Перспектива Жизни! Пожалуйста, не считайте мнение Натальи Алексеевны, и моё чем-то неординарным, не вписывающимся в современное представление о тенденции развития образования. Приведу дословно высказывание современного философа, Валентины Анисимовой, об оценках. Я поделился с ней информацией, что в древнейшем обществе воспитание и обучение проходило на фоне совместной жизни взрослых и детей. Выработка у детей необходимой нормы поведения являлось предметом заботы всей общины. Физическое наказание детей отсутствовало. Об отметках также не говорится. А теперь я приведу дословно мнение Валентины Анисимовой:
« Удивительно! Не было своего рода диктата, тирании, не подавлялась свобода личности! Оценка – это  диктат, наказание – тирания! Так воспитывается рабство сознания! Действительно, насколько сейчас общество свободно в самостоятельности? Скорее (всего) индивид потерял способность к собственному мышлению, предпочтя спокойную жизнь по стереотипам, не им созданным. Унижение всегда приводит к потере самодостаточности, к неуверенности. Система устарела, усложнившись. Всё гениальное просто!»
«Совершенно уверена в том, что вы, Дмитрий Викторович, поддерживаете точку зрения Натальи Алексеевны, преследуя индивидуальные цели! Согласитесь, вы не ладите с Бахаревым из – за оценок, и не только с ним. Можно ещё назвать десяток учеников из других классов. Естественно, что у школьников вопросы к учителю появляются, в том числе и об адекватности оценок ответу. И это правильно, потому что и ученики имеют собственное мнение по этому поводу! Они сравнивают ответы свои и ответы других учеников. Невозможно отрицать, что пятибалльная система устарела, потому что очень слабый ответ, и слабый ответ приходится оценивать отметкой «удовлетворительно». И в этом я вижу причину расхождений. Но на то вы, Дмитрий Викторович, и учитель, чтобы обосновать правильность оценивания ответа, проявить толерантность, сдержанность.  Если вы найдёте подход к ученику, то он в порыве благодарности возместит пробел в знаниях активностью на последующих уроках! Считаю, что дискуссию об оценках необходимо немедленно прекратить! Прошу всех учителей говорить по существу вопроса….»

Волгоград, 2014 Год.
Продолжение следует.