Не всем дано быть педагогом

Сария Мамадова
                Быть педагогом – это призвание, которое не всем дано
          
Задача учителя открывать новые перспективу
                размышлениям  ученика
                (Конфуций)
 
Плохой учитель – преподаёт истину,
   хороший  -  учит её находить

                (  (А.Дитервег)


 Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,                самым живым примером для ученика является сам Учитель.

                Воспитателем и учителем надо родиться;
                им руководит прирождённый такт.
(Дистерверг  Фридрих, немецкий педагог)
               
Педагог, наставник, учитель – это особый дар от рождения                независящий от стажа и возраста       и   без которого нет
 должного  воспитания и преподавания.
                (Автор)





    Педагогом, наставником и воспитателем нужно быть от рождения и если этот дар есть – идти по призванию.
Нельзя учителей готовить по узкому гуманитарному профилю. Поэтому, чаще сюда идут школьники, которым трудно даются технические предметы.
Многие,  в педагогические Институты поступают только потому, что там проходной балл ниже, чем по другим специальностям, да и приём абитуриентов больше.
Хорошо было бы в Педагогических Институтах производить набор абитуриентов по первой группе. Если человек всесторонне развит и хорошо знает математику, физику, химию, то из него получится грамотный учитель.
А ведь завтра им придется преподавать и в технических ВУЗах, где предпочтение отдают людям с педагогическим образованием и ясно, что преподавание будет заранее на низком уровне.
Пусть на меня не обижаются те, кому доверен основополагающий и весьма ответственный момент по подготовке и выпуску воспитателей, учителей дошкольного образования. Они должны быть действительно образованные, грамотные, растить и учить достойных строителей Высокоразвитого цивилизованного Общества с высоким техническим, духовным и моральным потенциалом.
Чтобы решить все эти трудные и первостепенные для общества задачи требуется настоящий грамотный, сильно компетентный. с широким размахом деловых качеств и  деятельности Лидер. Одним словом - незаурядная Личность. Он должен поднять уровень образования и вопросы воспитания подрастающего поколения на должный уровень, причём в самые сжатые сроки.
И отрадно, что это произошло и сразу стали заметны существенные и глобальные изменения в сфере образования, о которых всё чаще сообщается на официальной странице Министерства Образования в социальных сетях.  И в короткие сроки,   произошедших со дня  назначения нового Министра Просвещения, можно констатировать, произошёл настоящий переворот в  сфере образования Республики. Эта Личность - достойный пример для подражания и таких немного.
Уровень культуры и образования – главные критерии оценки развитых стран.
В своё время я училась в трёх школах № 160, 151, завершила среднее образование  в школе № 164. В наше время мы боготворили педагогов, не говоря о директорах. Все они, в силу бескорыстности и компетентности, оправдывающее их высокое назначение, казались недоступными, строгими. Их всех  почитали и даже побаивались. Хочу  напомнить что, и тогда профессия учителя не относилась к числу высокооплачиваемых.
Исходя из своего назначения, идеологии и понимания своей роли в становлении Личности, единственное на что они соглашались - это принять букеты цветов на женский день 8 марта!  Всё, больше ничего!
 Однажды мы классному руководителю на этот праздник купили в дополнении к цветам дамскую сумочку. Она открыв коробку, увидев подарок ужаснулась от нашей вольности и инициативы, хотя бы чем – то малым отблагодарить её за терпение и труд. Она  взяла только букет. Это не было показухой, нет - это была её (их) идеология, знание своего  высокого долга Учителя.
Потом мы с умным видом разглагольствуем о коррумпированности общества, на то, что занимаем высокую планку  по этому показателю в мире. Хотим, чтобы её уровень понизился. Неужели тем же неблаговидным педагогам, преподавателям и директорам не приходит в голову, какой пример они дают подрастающему поколению в главный период их становления, возмужания. Как можно приучать школьников и студентов к мысли, что всё покупаемо.  Мотивировка и ссылка на то, что педагогам мало платят и если им повысят зарплату, они будут меньше обдирать  родителей очень сомнительна. Нельзя  растить заведомо искалеченных членов общества, ранить и травмировать их душу, такую чистую от рождения. Все пороки прививаем сами, а потом разглагольствуем об их изживании. Это недопустимо для высокого звания педагога-воспитателя. А если у человека натура взяточника и он может это допустить и позволить – то ясно, что и в противном случае всё будет также. Тогда они, наверное будут всех уверять, что сейчас берут взятку в меньшем количестве.
Настоящие преподаватели должны высоко держать статус Учителя, воспитателя, своими действиями и личным примером заслужить должный авторитет среди своих воспитанников, их родителей и в обществе. Гераклит считал, «что характер человека определяет его судьбу». Так вот. Труд учителя состоит в том, чтобы надеяться, что путем учения характер человека можно изменить, а значит и изменить его судьбу.
  Почувствуйте, какая ответственная и важная миссия возложена на учителей по призванию.
 Человек, а особенно Учитель,  по жизни должен идти с высоко поднятой головой, а это зависит не от его материального положения, а от личностных  качеств: порядочности, понятия чести и совести. Главное это - неподкупность, непогрешимость, а не идеология примитивных людей, ездящих на джипах – вагонах, с толстыми золотыми цепями на шее и запястье, таких людей не замечают и не признают. Это и моя точка зрения.

Было время, когда в музыкальных школах распространялись абонементы на посещение концертов в Филармонии по воскресным для специально для детей.
Наира Гасановна распространяла по умеренной плате абонементы на еженедельное посещение филармонии, где проводились концерты для учащихся музыкальных школ. Отличникам учебы их предоставляли бесплатно, в том числе мне. Это, в определенной мере, стимулировало учащихся на лучшую учебу в музыкальной школе. Мне представляется, что та любовь, с которой она это делала и чувство долга педагога передалась и нам, в частности мой приход в музыкальный мир, в  какой-то мере связан с ней, и я ей за это очень признательна.
Хорошо бы эту практику внедрить и сейчас, особенно среди учащихся музыкальных школ.
   Было бы отлично, если в общеобразовательных школах, на уроках пения изучалось бы творчество и музыкальная деятельность азербайджанских и европейских композиторов, слушались отрывки из их произведений, тем более что техническое оснащение школ в настоящее время позволяет это сделать, отрадно, что в школе № 23 это частично практикуется.
 На уроках рисования учеников знакомили бы с творчеством азербайджанских и европейских художников, с обязательным показом иллюстраций и репродукций их работ; можно к этому подключить Интернет и заниматься в компьютерном классе. Это был бы первый шаг к начальному духовному развитию детей, и знакомство с музеями Мира, если это не было сделано ранее с помощью родителей, бабушек и дедушек – уверяю таких немало.
  Было бы, замечательно, если бы во всех школах практиковались мероприятия, связанные с духовным и познавательным воспитанием школьников.
Планировались бы и включались в годовой план педагогов: посещение музеев, выставок, театров, передовых производств той или иной продукции, выезд на лоно природы; и эти графы четко выполнялись и контролировались.
 Хотелось бы, чтобы подготовке учителей-преподавателей уделялось пристальное внимание, а в Институтах на предварительных собеседованиях, определялась компетентность и готовность абитуриентов стать педагогами, от знания предметов до общего духовного развития.
Я не категорична в отношении того, чтобы человек имел деньги. Это очень хорошо, когда они есть и их можно вложить в развитие  и совершенствование своих духовных потребностей, расширения своего кругозора, знаний, профессионального роста. 
Можно  открыть  специализированные детские сады , и поднимать духовное развитие особо одарённых маленьких, будущих членов общества,  открывать детские студии, где талантливые дети будут заниматься рисованием, лепкой, прикладными видами искусства, организовывать  посещение ими музеев, концертов, постановок. 
Хотя бы раз в месяц предоставлять в их распоряжение залы Филармонии, Оперного театра, Мугам центра, шефствовать над интернатами, детскими домами.
В школах и ВУЗах организовать встречи с представителями Науки, Писателями, Композиторами, Дирижёрами. В школах и технических ВУЗах  проводить олимпиады, выявлять наиболее способных ребят и открывать для них  дополнительные курсы в тех областях знаний, которые для них предпочтительнее. Организовывать экскурсии в Научно-исследовательские лаборатории и Академические Институты, знакомиться с экспериментальной и научной базой лабораторий. Обязательно укреплять связи с производством и нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями Республики.