Последнее письмо

Малахова Оля
Последнее письмо.

«На память моей любимой жене Любочке и моим малышам
с фронта. Берегите память.
Никогда не забывай, что об вас думает и заботится ваш папа.
Целую всех. 25.03.42 А.Н.Малахов»
(Надпись на фотографии)

25 марта 1942г.
«Привет с фронта!
Здравствуйте мои малыши. Шлю тебе свой сердечный привет и крепко-крепко тебя мой милёнок целую. Крепко целую своих малышей Валю, Вову и Боричку, а вобщем поцелуй их за меня ты сама Люба, ведь я далеко от вас и поцеловать не сумею. Люба, здоровье моё пока что ничего жив и здоров, того и тебе желаю, во первых быть здоровой, что самое главное и не скучай. Сейчас не время до этих роскошей вот разобьём врага, а тогда можно и похворать и поскучать и покапризничать. Я не знаю сейчас ты также нервничаешь или нет, Люба, ребятишек береги, пусть закаляются достойными детьми нашей Родины.
Любочка, писем я от тебя ещё не получал, последнее получал в начале января, наверно, если твои письма собрать писем целая пачка, вот закончим операцию и получу. Тебе посылаю самолетом , да вот сфотографировался с товарищем и посылаю тебе Любань на долгую добрую память. Помни и жди что где-то находится близкий человек, который мыслями живет с вами и думает о вас, чтоб жить вам было лучше и такое зверье фашистское чтоб вас не беспокоило и тебе Люба краснеть за своего друга, и нашим ребяткам за своего папу краснеть не придется выполним с честью поставленные перед нами задачи родины.
Любочка, а порядочно прошло времени, как мы с тобой не видимся, и скучновато иногда бывает, но это когда минуты свободные выпадают, а то некогда, жизнь такая боевая, что не время до этих роскошей.
Ну Любочка, что тебе еще написать. Погода начинает теплеть, весна. Нахожусь сейчас в доме у одной бабушки и у неё трое маленьких ребятишек. Один как Борька, лет пяти. Я спрашиваю, откуда бабушка у тебя ребята, а она говорит у меня в Москве две дочки и летом привезли на дачу ко мне внучат  и их застала война и вот матери и отцы в Москве, а ребята у бабушки. Вот Любанчик я рад, что наши ребятки на глазах и вместе со своей мамочкой находятся в безопасности. Ну, Любовь, до свидания. Остаюсь тебе любящий твой Алешик.
Р.С. Береги себя, свое здоровье, оно нужно. Целую вас крепко-крепко. Привет бабушке и Клавдии. До свидания мои милые. До скорого свидания. Целую всех.»
Пожелтевшие треугольники писем. Хрупкая бумага. Едва различимый след карандаша. Торопливо бегущие строчки, написанные во время короткого затишья. Это письма моего деда домой. Я смотрю на расплывшиеся кое-где слова. Это слёзы, -говорит мне тетя Валя. Она одна из нашей семьи живой свидетель тех далеких и страшных дней.- Это мамины слезы. Она читала и плакала, а я хоть и старшенькая среди детей была, четырнадцать мне было, но мама своими горестями со мной не делилась, ничем я ей помочь не могла…
Скупые строки сайта « Мемориал» : Политрук Малахов Алексей Николаевич 113 сд 644 отдельного батальона связи пропал без вести в апреле 1942года. То, что это точно мой дед , подтверждают слова , написанные ниже: Дочь Малахова Валентина Алексеевна, г. Москва, ул. Дружинниковская, дом 18кв 14. Там они жили до войны…
113 сд входит в состав 33 Армии. Переименована из 5 Московской стрелковой дивизии народного ополчения, которая формировалась в июле 1941 года в здании педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза.
В ночь на 9 июля 1941 года дивизия выступила из Москвы и походным маршем прошла в район станции Катуара в 30 км от столицы. Затем была переброшена в район Боровска. Они защищали Москву, освобождали Наро-Фоминск, Верею, сотни  деревень Московской, Калужской , Смоленской областей. В ходе контрнаступления 31 января 33 армия вышла в район Шанского завода и Доманова. 3 стрелковых дивизии первого эшелона 33 Армии под командованием генерал-лейтенанта М.Ефремова(113,338,160 сд) подошли к Вязьме и попали в окружение.
Невозможно представить всех трудностей, которые выпали в тот период на долю бойцов и командиров западной группировки войск 33-й Армии, о чем свидетельствует донесение начальника Особого отдела НКВД Западного фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга Л. Цанавы:
«СПЕЦСООБЩЕНИЕ
Начальнику Управления Особых отделов НКВД СССР
комиссару госбезопасности 3 ранга АБАКУМОВУ В.С.
За последнее время положение частей Ударной группы 33 АРМИИ стало еще более затруднительным. Отрезанность ее от баз снабжения чрезвычайно осложнила положение со снабжением боеприпасами, продовольствием и лишило возможности частям группы пополняться личным составом.
В результате такого положения значительная часть артиллерии законсервирована из-за отсутствия горючего и боеприпасов.
Потери с 1.02. по 13.03.1942 года составляют: убитыми — 1290 человек; ранеными — 2531 человек.
Пополнение личным составом не производится. Особенно напряженное положение со снабжением частей группы с продовольствием. Питание личного состава состоит из небольшого количества разваренной ржи и конины. Соли, жиров и сахара совершенно нет. В 338 СД личному составу выдается разваренная рожь и жидкий суп. 13 и 14 марта бойцы 1297 СП 160 СД получили по 60 грамм сухарей и бульон из конины. На почве недоедания участились случаи заболевания бойцов. В 160 СД зарегистрировано более 40 случаев кишечно-желудочных заболеваний. В 338 СД имеются бойцы, у которых от недоедания появилась опухоль. В ночь на 15 марта 1942 года в 1138 СТР. ПОЛКУ умерли от истощения два бойца.
На посту от истощения замерз боец из артподразделения.
В отряде подполковника КИРИЛЛОВА из 160 СД с 10 по 15 марта 1942 года имело место 6 случаев освобождения санитарной частью бойцов от несения службы вследствие сильного истощения.
(НАЧАЛЬНИК Особого отдела НКВД ЗАПАДНОГО ФРОНТА) (комиссар государственной безопасности 3 ранга) (Л. ЦАНАВА.) (8 апреля 1942 года».)

В течении двух с половиной месяцев , в полном окружении, 33 Армия вела ожесточенные бои и сковывала резервы немцев. На 6 февраля 1942 года в окруженных дивизиях 33 Армии насчитывалось 9580 человек. В апреле прорваться к своим войскам в составе небольших групп смогло всего 889 человек. Был ли шанс у моего деда?
Пересмотрев массу документов, фотографий, материалов тех военных лет, убеждаюсь в очередной раз, что слова о проявленном мужестве, героизме и отваге Советского народа во время Великой Отечественной войны – это не пустой звук. Это не приукрашивание Истории. Просто это правда. О наших дедах и прадедах, о народе. А ещё…Прости меня, дед!