Двое

Татьяна Бронникова
- Итак, за нас! За наши счастливые двадцать лет вместе!
- ...
- ?..
- За двадцать лет вместе!
...
- А неплохое вино!
- Неплохое. И место тоже. Мне нравится. Спасибо. Ты умеешь выбирать.
- Старался!  ... Салат? Твой любимый.
- Спасибо. Немного.
- Я так давно за тобой не ухаживал! Ммм... Когда мы были последний раз вот так вот?
- Давно. ... Так давно, что уже не помню...
- Еще вина?
- Конечно! Достаточно.
- А помнишь, как я водил тебя по кафешкам?
-Конечно. У тебя дар находить уютные места. И ты так забавно ухаживал!..
-Забавно?
- ... Тебе не нравится слово "забавно". Хорошо, тогда мило. Мне нравилось. Ты так старался!.. Лучший кофе, лучшие пирожные, самые изысканные закуски.
- Для тебя!
- Да уж! Давай за это и выпьем!
- Давай! За все лучшее!
- За все лучшее!
...
- Ты совсем не ешь салат. Что-нибудь другое? Икра? Фрукты?
- Спасибо! Я пока подожду. Вино очень вкусное. Хочется посмаковать.
- Тогда еще? Я закажу еще одну бутылку?.
- Хорошо...
- Ты молчишь...
- Наслаждаюсь!
- Вином?
- И не только. Тобой. Атмосферой. Нашими совместными годами.
- Да. Нам было хорошо все эти годы вместе, нам и сейчас хорошо.
- Хорошо? Было замечательно.
- Тогда еще вина. И тост. За самую замечательную, самую изысканную, самую достойную и самую любимую женщину на этой планете. За женщину, которая дарит мне свою любовь!
- И за тебя! За мужчину, с которым я столько лет вместе!
...
- Кстати, счастливые годы!
- Ты действительно был счастлив все эти годы?
- ? Ты сомневаешься? С такой женщиной невозможно быть не счастливым. Если бы ты знала, как мне завидовали все друзья!
- Я знала.
- Да они и сейчас мне завидуют!
- Знаю. Мои подруги тоже мне завидуют.
- Ну вот и ответ на твой вопрос. Можно ли жить столько лет с человеком, с которым ты не счастлив, и чтоб при этом тебе еще все завидовали?
- Не знаю, может и можно. Люди по всякому живут. Когда-то в детстве я завидовала семье наших соседей: идеальные отношения, она всегда выглядит на сто, он постоянно дарит ей дорогие подарки, сын спортсмен, в юношеской сборной страны. Дома как в музее современного быта: чисто, уютно, комфортно. Идеальная счастливая семья...
- Ну,
- А потом я выросла и узнала, что сын был в сборной, потому что у мамы роман был с нужным человеком, а папа имел нескольких любовниц. А вместе были только потому, что с квартирным вопросом было сложно. Что-то они там никак разъехаться не могли. И все им завидовали.
- И что, может у них договор был.
- Я бы не смогла годами так договариваться...
- Так тебе и не надо. Только мы что-то о других... Давай лучше о нас. Давай вспоминать все хорошее, чему стоит завидовать!
- Давай! Начинай!
- Нннуууу... Я познакомился с самой чудесной девушкой на свете! Она шла в летнем платье по набережной, подставляла лицо ветру, улыбалась, и, казалось, ей никто не нужен для счастья. И меня это так задело: вот идет красивая девушка, стройные ножки, гибкая фигурка, тонкие руки, шея, распущенные волосы треплет ветерок, идет, улыбается сама себе, никого вокруг не замечает... Я подумал: я тоже хочу частицу этого счастья, пусть она лучше мне улыбается, пусть хоть раз мне улыбнется!
- И потому спросил "Девушка, а Вам не холодно?" ?
- Ну, я просто подумал тогда, что банальное "Можно с Вами познакомиться" не сработает, ты просто пройдешь мимо. А так по крайней мере неожиданно, да и ветер был не слабый, а у тебя платье без рукавов...
- Сработало. Мне и правда было прохладно. Не то, чтобы холодно, но прохладно. Хотя знакомиться ни с кем не собиралась. Но ты так настаивал на своем пиджаке... Я подумала: "Ну вот дойдем до метро, а там..." А там ты взял и потащился за мной.
- Ну, а что было делать? Я тебя и так и эдак разговаривал, пытался на телефончик намекать, на новую встречу. А ты все молчишь и улыбаешься чему-то своему. И только да, нет, наверное. Вот и решил...
- Видимо, правильно решил. Я, конечно, от такой наглости обалдела, особенно когда ты у парадной заявил, что в благодарность я должна тебя хотя бы чаем напоить, да и не ел ты уже давно, но из любопытства пригласила.
- Вот так вот, не побоялась незнакомого парня...
- А чего бояться? У меня родители дома были. Это тебе надо было бояться их допроса с пристрастием. И любопытно было поглядеть, как ты от их вопросов отбиваться будешь.
- Да уж, про родителей я тогда даже не думал. Вертелся как мог! 
- Не пожалел?
- Подумал, что за такую подставу ты мне точно пару свиданий должна.
- А я-то подумала: вот она, любовь с первого взгляда!
- Нет, это я потом уже влюбляться начал. А тогда просто... Ну и в кино когда пошли, когда еще мои приятели нам там встретились, помнишь? Я тогда их реакцию на тебя заметил. То, как они тебя оценили. Васька ведь тогда у нас знатоком по девушкам считался. Ни одна перед ним устоять не могла. А тут он сам слюну пустил, клинья подбивать стал. Ну, тогда и взыграло: я что, его хуже? И потом, со мной девушка пришла!
- Ну, допустим, тогда не только у Васи слюни потекли, тогда все твои друзья передо мной перья распустили...
- Так ты заметила? А я думал, что такой ловкач, что ты только меня и видишь...
- И это тоже заметила. Возможно потому и не стала на остальных внимание обращать, раз ты так переживал. Опять  подумала: вот ведь как влюблен, страдает!
- Значит, если бы ты знала, что я тогда просто из упрямства и тщеславия, то переключилась на кого-нибудь другого?
- Тогда точно!
- Тогда выпьем за неправильное оценивание ситуации!
- То есть, за мою наивную глупость!
- То есть за твою наивность! И за правильный выбор!
- Выпьем! ... Ну а потом, все же, ты когда стал понимать, что тебе нужна я? Или в кафе ты тоже просто выпендривался? Пытался производить впечатление, чтобы я не перекинулась на кого-то еще?
- Нет, меня затягивало, интриговало, что такая девушка, которая легко могла бы получить любого, все же находится рядом со мной. Друзья, конечно же способствовали, но понять тебя интересовало все больше. Ты требовала, не знаю как, вроде бы ничего не просила, ни на что не претендовала, но всей своей отстраненностью от внешнего мира, все той же внутренней улыбкой самой себе, ты требовала самого необычного, самого изысканного обращения. С тобой было ощущение, что вот-вот не выдержу экзамен. И становилось страшно, что разочаруешься, что кто-то другой будет лучше.
- А сейчас?
- Что сейчас? Требуешь?
- Не боишься?
- ...
- Никогда не думала, что чего-то требую. А вот потерять боялась всегда. А ты?
- Ну, ты же со мной... Разве ты не выбрала меня, когда согласилась выйти замуж? ... Или я чего-то не знаю?
- ...
- Мой начальник, ... Он тогда так интересовался твоим здоровьем, даже приходил тебя в больницу навещать...?
- Твой начальник бабник, только и всего. Любитель легких побед, но совершенно не интересен ни как человек, ни как мужчина.
- Ффу, ты меня напугала! Ты пошутила? ... Ты захотела проверить...
- Не хотела. Просто спросила: сейчас, через двадцать лет совместной жизни, ты все так же боишься меня потерять или нет?
- А знаешь, я, оказывается, даже не задумывался над этим. Я просто был уверен в тебе. Ты никогда не давала повода усомниться. Ты была безупречна. Потому и друзья завидуют, что им не подступиться. А хотели бы. ... Но вот ты меня сейчас конкретно напугала, черт, у меня все внутри перевернулось от мысли... Испугался. Правда испугался.
- Тогда, может выпьем за это? За то, чтоб не было поводов сомневаться, чтоб не бояться потерять?
- Конечно, с удовольствием. За отсутствие поводов для сомнений!
-  ... Так значит, ни разу не засомневался? Я сама безупречность? Приятно слышать! А зря, наверное, не сомневался!
- ?...
- Я вот в себе сомневалась... Мне всеж-таки нравились и твои друзья, и другие парни... Я колебалась и долго решала.
- Я, выходит, оказался лучше!
- Не знаю. Ты оказался шустрее. Ты просто никому не дал шанса попытаться сделать меня счастливой. Поэтому не могу сказать, лучший ли ты...
- Это уже какой-то пессимизм! Но хоть в чем-то я все же лучший! Если оказался шустрее?
- Да, ты прав. За тебя! За то, что рядом со мной столько лет!
- И за тебя! ...
- ... Значит, я тоже в чем-то лучшая?
- В чем-то? Ты лучшая во всем!
- Например? Ты так давно не говорил мне комплиментов!
- Ты хочешь комплиментов?
- Очень! Хочу! Много!
- Ну, тогда слушай: ты самая красивая девушка, женщина,которую я знаю. Не потому, что я твой муж, а потому, что так оно и есть. Не скажу, что с возрастом ты не меняешься, но ты меняешься красиво, и остаешься красивой. Мне нравится любоваться тобой.
- Еще!
- Ты необыкновенно интересная женщина. Интересная как личность. Притягательная, как магнит. Я каждый раз восхищаюсь твоей способности быть отстраненной, но в то же время искренне интересоваться всеми, кто встречается тебе в компании. Я вижу, как на тебя смотрят. Не только мужчины, но и женщины.
- Еще!
- Ты легкая и приятная в общении, ты не навязываешься. У тебя есть еще одна удивительная способность быть незаметной.
- Это не противоречие?
- Нет. Ты заполняешь собой все пространство, когда этого хочется, но когда хочется быть одному, тебя как-будто нет. Ты, вроде, и дома, но тебя незаметно. Не ходишь с дурацкими просьбами, не нудишь о своих делах, не звонишь с контролем "где ты, когда дома будешь?"
- Еще!
- Еще ты умна.
- Неправда!
- Почему? Ты умна!
- Я давно перестала быть умной. Мне так вообще кажется, что пора получить еще одно высшее.
- Вот видишь: два высших и тебе мало! Не логично!
- Не логично, что мало или что не умна?
- Что не умна.
- Не умна. Вспомни, когда я в последний раз вступала в дискуссии?
- А разве нет? Мне кажется, ты все время высказываешься.
- Уже давно я просто слежу за ходом. И если ты или кто-то спрашивает мое мнение, я просто присоединяюсь к более соответствующему. На самом деле, мне кажется, что я и половины не понимаю из того, о чем вы говорите.
-  Значит, просто тебе это не надо. Или так: значит, ты счастлива рядом со мной настолько, что весь иной мир перестал тебя интересовать.
- Возможно...
- Ты сомневаешься?
- В чем?
- ... Ты снова меня пугаешь! ... Сомневаешься во мне? ... Или в том, что мир перестает тебя интересовать?
- Кто кому вопрос задавал?  Вот видишь, ты меня уже и запутал. И где тут ум?
- Смешная! Я люблю тебя! Только в этом не сомневайся! А то сама ведь говорила, что двадцать лет невозможно делать так, чтоб тебе завидовали.
- Я говорила, что не могла бы договариваться, впрочем, неважно.
- Точно. Важно, что мы вместе.
- "Все говорят, что мы вместе, но немногие знают в каком..."
- Ты злишься? На что?
- Да нет, не злюсь, просто слова вспомнились... Извини. Видно, никак отключиться от рабочих проблем не могу. Ты любишь меня, мы вместе - и это главное. Так?
- Умница! Ты умница! А говоришь, что не умная! Ты главное всегда сечешь! Тебе не обязательно высказываться о теориях заговора или квантовой механике. Ты умна по сути.
- Это тост?
- Конечно тост! За мою гениально умную женщину!
...
- Так все-таки за умную или за счастливую?
- Ты снова меня пугаешь! У тебя сегодня день дилемм? Разве одно мешает другому?
-  У мужчин нет. У женщин да.
- Вот как! Это что-то новенькое! Ну-ка, поделись!
- Все просто: ум, рассуждения - это территория мужчины. Не потому, что женщины глупее. Просто в обычной жизни женщине нужно держать в голове столько разной информации о доме, о детях, о муже, о себе, что остальное уже впихивать некуда. Когда на повестке дня вопрос: что приготовить на ужин, если муж вчера просил треку по-польски, у ребенка аллергия на рыбу, а самой ей хочется что-нибудь с рисом; если женщина держит в голове, что сегодня на работе надо сдать отчет, и пока она его не сдаст, ей никуда не уйти, а ребенка просили забрать пораньше, так как в садике короткий предпраздничный день, а ей самой еще надо заскочить в парикмахерскую, или к врачу, или в контору какую, потому как муж на сменной работе и заступил на сутки, то тут не до того, какая партия может прийти к власти на ближайших выборах и почему.  До этого только тогда, когда это ее работа, если дети выросли, живут самостоятельно и отдельно или если нет рядом мужчины, о котором она думает. Исключаем работу. Остаются взрослые дети, живущие где-то далеко и отсутствие мужчины. И без детей и без любимого мужчины женщина не может быть счастливой. Ты разве не замечал?
- Мдааа! ... Умеешь ты загнуть! В любом случае, я в проигрыше получаюсь! Либо ты не умная, либо не счастливая. И вот это ты тоже умеешь очень здорово делать!
- Тупик? Тогда просто пьем за меня! ... Хорошее вино! Легко идет и не сильно в голову ударяет. Вторая бутылка уже заканчивается...
- Не проблема! Твой мужчина легко способен это решить! И, кстати, это тоже одно из твоих достоинств!
- ?...
- Дать почувствовать мужчине его необходимость в любой момент.
- Я рада.
- Помнишь, как мы жили первые годы? Проходная комната, кровать за ширмой, бабушка, которая не поймешь спит или слушает...
- Да, было весело, ничего не скажешь! Как мы тогда старались не дышать и не скрипеть по ночам, чтоб не давать ей повод! Я каждый раз думала: только бы не застонать! А уж крикнуть - так вообще криминал!
- Точно! Так вот тогда ты как-то сказала мне: с этим надо  что-то делать! И я понял, что мужчина в доме я и решать надо мне.
- Устроился на еще одну работу, чтобы накопить на квартиру.
- Точно!
- Я или не я, но это было весьма удачное устройство!
- Да! Мне повезло! Я попал в нужное место в нужное время.
-  И вскоре у нас появилась не только маленькая отдельная квартирка, но и машина, и возможность не перебиваться с хлеба на воду.
- Точно, а потом возможность приобрести другую квартиру, отдых за границей, неплохое вложение... Кстати, опять-таки не без твоей подачи!
- Спасибо! Вот теперь я утопаю в комплиментах!
- Я рад, что ты довольна.
- Ты правда, давно мне так много хорошего сразу не говорил... Я очень по этому скучала.
- Скучала? Я думал, тебе это не нужно. Думал, ты и так все про себя знаешь.
- Знать это одно, а понимать, что кто-то тоже это знает - совсем другое. Помнишь, мы устраивали вечера комплиментов? Я говорила тебе, а ты мне?
- Да, надо было не повторяться и не говорить другому то, что сказали тебе...
- Мы проявляли столько изобретательности! Помнишь, один раз нас хватило на полтора часа беспрерывных комплиментов!
- Да! Только не забывай, что после каждого надо было отпить по глотку,так что, боюсь, возможно мы уже плохо понимали, какие комплименты уже говорились, и возможно, начали повторяться.
- Нет, я следила. Но пьяные были...!
- Точно! Хорошо хоть в постели, никуда передвигаться не надо было! 
- Да.
...
- Похоже, ангел пролетел.
- Похоже. А может не ангел.
- А кто?
- ...
- Неужели ты до сих пор так переживаешь?
- Уже не так. Уже поздно.
- Не надо! Так бывает! Это не повод! Ни ты, ни я не виноваты. Это был выкидыш, просто что-то не срослось.
- Я очень хотела ребенка! Очень.
- Я тоже. Но ведь всякое случается. Ты ведь делала все, что надо. Видно организм не справился.
- Это я.
- Что я?
- Ты был бы хорошим отцом, я знаю. Мне жаль.
- Ничего, мы ведь справились. Да?
- Ты справился, не я.
- Невозможность иметь детей не повод обвинять себя.
- Ты не понял. Я не справилась.
- Я понял, не надо.
- Не понял. Это был не выкидыш.
- Что??!!
- Это был не выкидыш!
- Замолчи!
- Послушай,
-  Я не хочу, чтобы ты начинала снова!
-  Я сделала аборт!!!!
- Ты понимаешь?... Что???!!! Что ты сделала??
- Аборт. Это был аборт...
- Но... Как? Зачем? Почему? Ты... Ты понимаешь
- Понимаю.
- И кто ты? Почему? Объясни, я не... Все было замечательно, я знал, что буду папой, я ждал, я мечтал... Я тогда... Я думал, мы вместе скорбим, я думал... Я пытался поддержать тебя как мог, а ты, оказывается... Я не... Я не нахожу слов!!!! Ты хоть понимаешь, что ты сделала??!! И ты молчала об этом!!!!
- Не кричи, ты кричишь...
- Я буду кричать! Я имею полное право кричать! Ты убила моего ребенка! Ты плакала, ты притворялась, ты убила и жила...
- Прошу, не кричи...
- Но почему??? И почему сейчас?? Это такой сюрприз? Подарок за все?
- Я не собиралась...
- Что не собиралась? Говорить? Или делать аборт?
- Я не собиралась
- Не надо!
- Я не соби...
- Не стоит! Не оправдывайся, все понятно. Ты решила не принимать меня в расчет. Тебе плевать на меня, на мои чувства, на нас. А я ...
- Ты.
- Что????
- Ты. Ты! Ты!!!! Я ждала, я верила, я хотела. Ты убил!
- Что? Что ты несешь??? Теперь.. Тебя положили на сохранение. Это была ложь? Прикрыть аборт? И я виноват??
-  Меня положили на сохранение, все было не так уж и плохо, но мне нужно было кое-что из дома.
- Прекрати... Я не хочу тебя слушать!
- Ты будешь!!!!
- я!.....
- Я отпросилась, потому что ты не брал телефон, я пришла. Я слышала голос, твой голос, как ты говорил комплименты, повторял то, что говорил мне. Я хотела зайти на цыпочках, неожиданно, сделать сюрприз, дать тебе закончить про то, какая я незабываемая, нежная, чуткая, какая я страстная, какая волнующая... Я приоткрыла дверь...
- Не надо!
- Почему? Ты все понял, да? Ты вспомнил? Она лежала в моей постели! В моей! В нашей! Я переживала за жизнь нашего ребенка, а ты...
- Не надо! Но ведь это не повод!
- Не повод, да!
- Надо было...
- Надо было что? Зайти, сказать? Выгнать? Устроить бурю в стакане, чтобы показать, кто главный? Потому что мне деться некуда? Я ребенка жду, куда я денусь? Я не стала, я хотела вернуться, просто вернуться, лечь в палате, успокоиться, дождаться тебя. Я упала по дороге обратно. Поскользнулась и упала. Ударилась животом, еле доползла до больницы. Я еще надеялась сохранить его. Несмотря ни на что. Врач сказала: практически нет шансов. И тут позвонил ты, сказать, как ты скучаешь и как тебе одиноко без меня. Бомба! Взрыв! Ты даже не понял!
-  Я думал...
- Ты не думал, в том-то и дело, что ты не думал. Ты врал. Кому? Ей, мне, нам обеим? Себе? И. Пошла к врачу, я приняла решение. Какая разница! Все взорвалось, все стало другим.
- Но ты даже не сказала мне...
- А зачем? Может и сказала бы... Просто меня опустошили. На только мой живот. Мой мозг и мою душу. Когда я пришла в себя, я позвонила тебе и сказала, что мы потеряли ребенка. Думала, что вот моя месть... Но ты, ты примчался, ты был рядом. Рядом! Ты переживал. И знаешь, тебя спасло то, что ты не стал утешать меня говоря, какая я замечательная. Ты просто молчал. Молча был. Эти двое суток не отходя от меня... И я подумала, что ты наказан больше, чем того заслуживаешь...
- ... ... Я...
- Не говори ничего, не надо. Мы встречались с ней. Случайно. А может и нет. Она сказала, что завидовала мне, тебе, нашим отношениям. Она сказала, что это была ошибка. И твоя, и ее. И поняла, что теперь ты точно не уйдешь от меня, потому что горе связывает людей крепче всего, если не сумело их разлучить.
- Ты, мне нужна была только ты...
- Не надо, я знаю. Не говори.
- Прости! Прости меня!
- Ты давно прощен. И за нее, и за других.
- За других? Ты и это знала?
- Знала.
- И ни слова мне не сказала? Ни упрека, ни скандала???
- Ну, ты же сам говорил, что быть незаметной это одно из моих достоинств. И потом, после ребенка многое стало другим. Какая разница, какие слова мы говорим друг другу, в чем клянемся, о чем мечтаем?
- Но как? ...
- ... Ты все еще не поймешь? Как же плохо ты знаешь женщин... Они хотят привязанности, хотят крепких чувств, им нужна гарантия. Они ждут ее от тебя. Ты начинаешь врать, или не врать, а просто недоговаривать. И они сами начинают обманывать себя: верят в то, что их любят, исключительно их. Им кажется, что объекту их страсти просто кто-то мешает быть рядом постоянно. Они начинают делать глупости. Хотя думают, что умны. Помнишь, я же говорила, что счастье и разум у женщин несовместимы? Одна из них решилась позвонить, объявить, что у вас все хорошо, только я зачем-то не хочу тебя отпустить, еще одна долго молчала в трубку, когда ее поднимала я, а не ты...
- Ты что-то говорила им? Да! Я понимаю. Они как-то неожиданно находили повод и исчезали...
- Говорила. Говорила, что не стоит верить словам, да и ничему не стоит верить.все, что стоит - это любить себя и только себя
- И ты тоже? Ты тоже любишь только себя?
-  А ты как думаешь? Ты говорил, что я умная. Ты все-таки прав.
- Ты... Я не сделал тебя счастливой. Поэтому ты отказалась пить за счастливые двадцать лет?
- Я???
- Я удивился. Ты повторила: за двадцать лет вместе. Ты пропустила слово счастливые. Поэтому?
- Ты меня не услышал. Слова есть пустота. Их наполняем мы. Я пила за нас. За двадцать лет вместе. Я не могу договариваться так долго.
- Ты снова ставишь меня в тупик. Я думал, что знаю тебя, но ты... Мне снова кажется, что я пытаюсь сдать экзамен. Оказывается, я всю жизнь сдаю тебе экзамен. Похоже не очень удачно. Совсем неудачно. Скажи, родная, столько боли, а ты рядом. Почему?
-  Потому что ты никогда меня не слышишь! Я уже говорила: ты не дал шанса никому другому сделать меня счастливой.
- Значит, мне надо было уйти... Нет, тебе надо было. Черт возьми! Ты молчала, ты врала, каждый день врала, улыбалась мне. Я верил, верил, что ты счастлива!
- Счастлива? Мужчина правда может верить, что его жена счастлива, когда ложится в постель с другой женщиной?
- Это другое, это ничего не значит, это повод почувствовать себя свободным. Почувствовать себя мужчиной.
- А кто мешает? Но только не думай, что твоя жена от этого будет счастлива.
- Но ведь... Разве ты не поняла, что я люблю только тебя. Всегда одну тебя. Ты же знаешь. Мне нужно было утешение. Тогда я просто сглупил, она так классно соблазняла, я подумал: вот, никто не узнает, главное, ты не узнаешь. Потом проводил ее, почувствовал вину, позвонил тебе. Я и правда скучал, и чувствовал себя одиноким. Мне некому было говорить комплименты, не к кому было прижиматься во сне...
- Достойно!
- Не хочешь - не верь. Ты - женщина, я - мужчина. Мы по разному воспринимаем.
- Точно. Я думала об этом. Потом. Когда все было позади. Простила, смирилась. Знаешь, даже сама нашла тебе оправдание. Именно такое. И каждый следующий раз. Винила себя. За ребенка. Видела, как ты хочешь. Думала, может кто-то родит его тебе... И боялась, что оставишь меня...
- Оставить тебя? Что ты! Никого не было лучше чем ты. Видно не мог справиться. Мне казалось, что ты справилась, казалось, что буду выглядеть нытиком, если покажу тебе. Искал поддержку в других. С другими так просто выглядеть сильным!
- Я знаю. Мне тоже иногда хотелось. Забыться в чьих-нибудь руках.
- Значит, все-таки..?
- Не напрягайся, я же сильная. Ты забыл? Это тоже одно из моих достоинств. Сильная и одинокая... Всегда.
- Но я же с тобой!
- С тобой не значит вместе. Это тебе казалось, что мы вместе, потому, что думал о себе.
- О себе? А цветы, подарки, поездки? Для кого? Для меня?
- О, да, их было много. Только ты никогда не замечал, когда мне действительно этого хотелось и чего. Мы делали все так, как хочешь ты.
- Тогда почему ты никогда не говорила? Я думал, что все нормально, я думал, что ты рада!
- Конечно рада. Рада, потому что ты это делал, в отличие от многих мужей моих подруг. Боялась, что ты перестанешь делать...
- Тебе так трудно было угодить! Я пытался, я ждал твоей реакции, твоего мнения, а ты только говорила "спасибо". Всегда спасибо. Я не знал, какие колье тебе нравятся больше, или браслеты, какие цветы, какие курорты. Я старался, выбирал, ждал что ты подскажешь мне.
- А я молчала и улыбалась...
- Именно так. Разве мог я догадаться?
- Я говорила. Только не тогда, когда получала их. Говорила, когда шли мимо цветочного магазина, обращая твое внимание на красивый букет, на украшение у какой- нибудь знакомой. Но ты не слышал. Вот и сейчас, я верчу в руках пустой бокал, а ты не видишь...
- Ты хочешь выпить? Хорошо. Но за что?
- За нас, конечно.
- За нашу неудавшуюся жизнь?
- Неудавшуюся? Нет.
- То есть, после всего, что я узнал... А может, ты хочешь расстаться?
- Нет. Я пью за нас. За наши двадцать лет. За мое несчастливое счастье. За тебя. За то, что ты назвал меня родной. За предстоящие впереди огорчения и невыплаканные слезы. За то, что ты рядом, каким бы ты не был. И за то, чтоб никому не давал повод сделать меня счатливой без тебя.