А... а это водомерные счётчики всех типов

Юрий Комболин
Говорят, что на наши космические станции воду не берут: система жизнеобеспечения на них так устроена, что вся, потребляемая, а затем выделяемая человеком вода, в каком бы продукте и состоянии она ни находилась, аккумулируется, очищается, обогащается солями и вновь поступает «на стол» космонавтов.
Планету, увы, не устроишь по образу и подобию российской космической станции – масштабы не те, да и зачем это надо, скажет иной скептик. И будет прав и не прав одновременно. Прав потому, что пресная вода на Земле ещё есть, а не прав потому, что воды этой осталось не так уж и много.
Иллюстрацией последнего тезиса мне видится плакат, висевший в казарме, в бытность моей срочной службы в зенитно-ракетном полку в Заполярье. На нём был изображён подтекающий водопроводный кран и цистерна с нарисованной на ней цифрой с несколькими нулями. Надпись гласила, что струйка толщиной со спичку, за ночь составит количество потерянной воды объёмом с эту цистерну.
Я тогда представил великое множество наших неисправных кранов, в частности, скажем, петербургских коммуналок, из которых вода толщиной в палец сутками хлещет, и мне стало неуютно, будто и я повинен в том, что этот источник жизни столь бездумно тратится человеком.
В нашем государстве воду считать-учитывать стали с 1948 года. В нашем городе был тогда образован «Ленводоканал», на базе, одного из захиревших подразделений которого, и создалось в 1992 году акционерное общество закрытого типа А...а. К тому времени государство перестало содержать многие бюджетные структуры, и приборостроительному цеху в переулке В...м, дом ..., изготавливавшему и ремонтировавшему водомерные счётчики, суждено было тихо и незаметно исчезнуть.
Но коллектив посчитал, что установленные к тому времени в Петербурге двадцать тысяч счётчиков и ремонта будут требовать, и замены, да и хозяевам многочисленных офисов, малых предприятий захочется платить за воду не на глазок, а по факту. Поэтому резко возрастёт спрос на установку цеховой продукции, да плюс естественный рост города, да контрольные приборы Северо-Запада, оставшегося с перестройкой без обслуживания…  Учтя это и ещё местоположение цеха, наличие служб, позволяющих организовать весь цикл работ по производству и ремонту счётчиков, возможность расширения предприятия и его модернизацию, а также квалификацию и богатый опыт трудившихся здесь людей, коллектив объединился в акционерное общество и назвал его А...а.
Учредили его всё тот же Водоканал и совместное предприятие И...г.
Задачи, которые новое предприятие ставило перед собой, имели целью восстановить производство и ремонт водомерных счётчиков, наладить абонементное обслуживание водомерных узлов и наладить учёт потребления воды абонентами.
Видят здесь и перспективу: создание на базе А...ы Всероссийского сервисного центра по водоучёту. Реально? Несомненно! Ведь уже сейчас в фирме освоили ремонт и обслуживание всех типов водомерных счётчиков, которые эксплуатируются на территории России, и, даже более того,  в пределах бывшего СССР и за его границами. Это кировабадские, каунасские, луцкие, тверские, ленинградские, польские, немецкие, финские и французские.  Для этого заключены и заключаются прямые договоры с производителями на поставку запасных частей, отлажена технология ремонта.
- А как же адрес, - спросил я? – Не нужна ли реклама?
Оказалось, не нужна. По словам заместителя директора В. Н. А...о, адрес: Санкт-Петербург, В...й переулок, дом ... исторически известен всем настоящим и будущим клиентам. И сказал он это с гордость, за которой виделась надёжная работа ещё того, бывшего цеха.
Ещё одна перспектива – совместная работа с французской фирмой – производителем водомерных счётчиков – S...r i...s. Их продукция – бронзовый счётчик, умещается на ладони, в то время, как наш – чугунный – едва удержишь в двух руках. Немудрено, последний разработан ещё в том далёком 1948 году, и с тех пор конструкция его неизменна. Непохвальное, увы, постоянство.
С помощью этой французской фирмы А...а попытается данное постоянство нарушить – широко внедрить изящные счётчики, прежде всего сориентированные на владельцев офисов, которые хотят платить за реально потребляемую воду. А не за ту, что использует весь дом, а то и квартал.
Значит, появятся новые клиенты, которые разумно, рационально и бережливо относятся к потреблению величайшего богатства и блага – воды.
Хочется присоединиться к тем, кто считает (а среди них, несомненно, работники А...ы), что Земля у нас только одна. И прекрасный этот корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но люди не должны обращаться с запасами жизнеобеспечения и плавучести, как неразумные матросы, загулявшие втихую от капитана. Они, а вместе с ними и мы, должны помнить, что механизмы, обеспечивающие деятельность корабля, весьма прочны, но всё имеет свои пределы. И поломка одного из них может привести к аварии. Но у корабля-Земли нет ни спасательных шлюпок, и пересесть нам не на что.
Чтобы наш общий колодец не оказался до конца вычерпанным, акционерное общество закрытого типа А...а будет доказывать своей деятельностью, что потребление воды надо ставить под контроль, и этот контроль должен осуществлять каждый в своём доме. И тогда неудержимое стремление хозяйствующего на Земле к выгоде сегодняшнего дня через бесконтрольное потребление земных ресурсов, в том числе и воды, сменится пониманием, что ресурсы планеты конечны.


Журнал All information, 22 ноября 1993 г.