Живи домком!

Федор Головин
 «Кто ломает ломком – тот не живет домком» - любимая поговорка Головина Константина Александровича, павшего в бою во время Советско-Финской войны. Пословицу он применял при виде человека отламывающего или разламывающего кусок хлеба, так как при данном действии неизменно сыпались крохи. Бережливость, бережное отношение к хлебу насущному. Что в жизни человека может быть дороже хлеба? Что, кроме Родины, кроме своих близких и родных людей

   Удивительно емкая пословица, вдумайтесь.  Она относится не только к нашей повседневной жизни, но и к взаимоотношению людей, к памяти о своих близких, к политике государства.

   Россия создавалась по крупицам, объединяя племена и народы, укрепляя свои границы. Прошли века и …

   Не будем вдаваться в государственную политику. Простые обыватели выполняют волю правителя. Подняв взор от земли, осмотревшись вокруг, человек начинает думать: Кто он? Чей?
Почему родословная его идет лишь по мужской линии? Чьи гены он получил от материнского рода? Где этот род? Чем он был славен? В старину за невестой засылали сватов к достойному роду, обсудив  достоинства и недостатки намечаемых новых родственников, обручали молодых и лишь, затем, вели под венец.

   Нынешние молодые люди считают такой подход к созданию семьи предрассудком. Согласилась лечь в постель и к утру, она уже гражданская жена, через неделю разбежались. Рожденный «случайный» ребенок отдан в детский дом… Семейные устои ушли в прошлое, стали анахронизмом. Развал семейных связей – одна из причин развала государства

   Оставим рассуждения и на данную тему. Поищем наших некоторых предков в глубинах прошлого.

   Кроме родителей нам самыми близкими и родными людьми являются  бабушки, дедушки, опекающие своих внуков. Их опека незабываема, быть может, по той причине, что дети постоянно находятся под их наблюдением. Когда я научился сидеть – меня усаживали на шесток русской печки, и приходилось наблюдать за кулинарным искусством бабушки Евдокии Егоровны, любоваться игрой пламени на горящих поленьях, за образованием красных углей.

    Едва научившись ходить, я начал гоняться за дедушкой Семеном Ивановичем Пешковым – отцом нашей мамы, он брал меня в  огород на прополку луковых грядок. Буква «Л» у меня не получалась и я говорил «ук пооть», насмешка над произношением помогла преодолеть данный недостаток. Особое удовольствие получал при нашем с дедом дежурстве на пожарной каланче. На самый верх подниматься не разрешали, но даже первая площадка завораживала, с нее открывался прекрасный вид на соседние крыши домов, излучину реки. Видна была и рёлка с колхозной отарой овец, чабаном которой был дед Николай – младший брат моего деда (Участник ВДНХ 1941 Г.). Я знал, что вечером он принесет мне от «зайчика» гостинцы в виде кусочка черного хлеба, но зайчика с вышки я не видел.

    Начиная поиск родословной по отцовской фамилии нельзя оставить без внимания и гены пришедшие к нам по материнской линии, чей род может быть не менее достойный, чем род отца.

   Наша бабушка по матери была Евдокия Егоровна рода Мокеева.

   Первые сведения о Мокеевых отыскались во Владимиро-Суздальском княжестве на речке Вохма.   Одну из видов сыроежки бабушка всегда называла вохменка. Быть может, данное название сохранило память о прародине данной фамилии. Удивительно то, что кроме своей бабушки более ни от кого не приходилось слышать данного названия. 

   Отростки корней мастеровых людей Мокеевых выходят из глубины Владимиро-Суздальского княжества и переносят нас в среду мастеров строивших Патриаршие палаты в Москве.

   Молодому растущему Российскому государству кузнецы, каменщики, плотники требовались не только в столице, но и для укрепления южной границы от набегов кочевников и иных недругов.

   Засечная Пензенская черта не могла обойтись без таких людей и одни из них остались в данной местности, другие направлены на строительство Закамской оборонительной линии. Третья веточка древнего рода оказалась на южной границе обширной Оренбургской губернии, вдоль реки Тобол. В семье сохранилось предание о том, как они долго ехали обозом по «бескрайной степи Саратова». Новоселы обосновались в местечках: Рыбное, Косулино, ныне Куртамышский район.

      Поиск корней своих близких и уважаемых людей по материнскому роду привел нас к городу ПЕНЗА.

      Будем искать значение данного слова в компьютере.

   Что такое "Пенза" в словарях: Ефремовой,  Ушакова,  Ожегова, Даля, синонимы к "Пенза" в словаре русских синонимов не найдены.

   «Название города. Не ясно. Абсолютно гадательно отождествление с названием Bunda, Bundaz у венг. монаха-доминиканца Юлиана (Бромберг, FUF Anz. 26, 68); сближение с Бездеж (там же) ошибочно».

   Причем здесь иностранные монахи, мне не понятно. Разве они на Руси строили города, давали названия? Или кости Русов не лежат в основании городов?

   Пенза – на мордовском языке ПЕН ЦЗЯ, в переводе на русский  - КОНЕЦ ПУТИ.

   Конец пути это пограничная черта мордовских земель, там «В 1578 г. была основана засечная линия вдоль реки Алатырь, на ней же ... над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и заселен мишарями».

   Почему любители истории не нашли значения данного названия – ПЕНЗА, если оно лежит в самом основании?

   Первое: ПЕН ЦЗЯ – конец пути.

   Второе:   Засечная линия вдоль реки Алатырь состояла из высоко срубленных, и поваленных деревьев. Высокие пни и заслон из деревьев.

   ПЕНЬ, ЗАСЛОН.

   Название ПЕНЗА  может являться  и одним из первых технических сокращений  ПЕН-ЗА.

   При переезде на новое место Мокеевы сохранили обычай – метить мелкий рогатый скот. Метками на ушах были ПЕНЬ - (трехсторонний квадратный вырез на кромке уха) и ЗАСЛОНКА – вырез дугой  чуть ниже «пня» этого же правого уха.

   Сегодня мне известно, что в одном из хозяйств Белинского района, Пензенской области до сих пор метят животных подобным образом ПЕНЬ и КЛИН.

   ПЕНь, ЗАслонка – служили меткой на животных, сохранившись до наших дней, они служат и памятью о прежнем месте жительства, о ПЕНЗЕ.

   - Это бабушкины метки, метки её рода – Нежно говорил наш дед, сохранив на всю жизнь самые теплые чувства к своей жене. 

    Встретив незнакомого старожила на Каме, вблизи Закамской оборонительной линии, я невольно вздрогнул, поразившись портретному сходству Федора  Алексеевича Мокеева с близкими мне людьми. Данная встреча подтвердила правильность избранного направления поиска родословной Мокеевых.

   Пришло решение: найти древние документы, и они нашлись.

   След наших Мокеевых оттискался в селе Рыбное, рядом с тропой известного путешественника  Петра Симона Палласа, посетившего эти места в мае 1770 г.

   Примечание:
                В пензенских ли краях, или в другом месте, из-за ошибки рязанских дьяков образовалась родственная Мокеевым фамилия – Макеевы.

РОД  МОКЕЕВЫХ

Ж И Т Е Л И  К О С У Л И Н О 1795 года

Василей Яковлев сын Мокеев (1740-1801) в последнюю пред этим ревизию написан в деревне Рыбной. У него жена Дарья Фёдорова дочь, старинная деревни Рыбной. У ней сын, написан в последней пред этой ревизии. Степан (1756). У него жена Авдоья Каллистратова дочь, старинная деревни Рыбной. (ф.0091) У ней дети, записанные в последней ревизии. Иван 16 лет. Дочь Наталья. Рождённые после ревизии Алексей 12 лет (1783). Матвей 9лет. Дочь Мария.

Продолжение данного рода мы находим в

РЕВИЗСКОЙ  СКАЗКЕ 1811 года сентября 14 дня Оренбургской губернии,
РЕВИЗСКОЙ СКАЗКЕ 1834 года апреля 5-го дня Оренбургской губернии,
Р Е В И З С К О Й  С К А З К Е 1850 Г О Д А.

Егор Васильевич,(дата?) Василий Алексеевич (1826), Алексей Степанович (1784), Степан Васильевич (1756-1835), Василий Михайлович, (Яковлевич?) (1740 - 1801)

Василий Михайлович, (Яковлевич?) (1740 - 1801)
Жена: Дарья Фёдорова
Дети: Степан (1756),

Степан Васильевич (1756-1835)
Жена: Авдотья Каллистратовна
Дети: Иван, Наталья, Алексей (1783), Матвей, Мария.

Алексей Степанович Мокеев (1784)
Жена: Александра Петровна (1783),
Дети: Степан, Иван, Ефим,

Василий Алексеевич(1826)
Жена: Прасковья Игнатьевна 1825
Дети: Егор, … (Другие не известны)
   Рассматривая ревизскую сказку 1850 года,  видим, что нашим родственником является: « Алексея сын Василий» , т.е. Василий Алексеевич, его отец Алексей Степанович, жена Александра Петровна. Дети: «Степан, Алексея Степанова другой сын Иван 15 лет, отдан в рекруты в 1841 году, Василий» (1826) .

   Дополнение: Иван Степанович (1835) – дядя Авдотьи Егоровны, погиб на Шипке при освобождении Болгарии от османского ига (1878). Из его письма: « Здесь очень холодно и голодно». Воевал он в составе 36-го Орловского полка. Вот строки одного из авторов о русско-турецкой войне Василия Катанова: «… солдаты Орловского полка, засев на Шипке, выдержали небывалый напор наступающих. Под пушечным обстрелом стояли. В штыковые схватки бросались. Орловцы вместе с брянцами и болгарскими дружинниками стали главными героями битвы».


   "К началу боев за Шипку туркам противостояли только один русский полк (36-й Орловский), 27 орудий и 5 дружин болгарских ополченцев. И это против целой армии Сулеймана-паши… «Вся слава первого дня, — писал В. И. Немирович—Данченко, — принадлежит горстке орловцев и болгарским дружинам, среди которых находилось и 500 молодых болгар, совершенно неопытных, пришедших на Шипку за три дня до этого"
— Генов Ц. (Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и подвиг освободителей)

   Косулинцы могут гордиться своим земляком, павшим за свободу Болгарии.   

Василия Алексеевича сын Егор. (Согласно переписи других вариантов нет. Дополнительным связующим звеном поиска служит Иван Степанович – дядя Авдотьи Егоровны).

   ДАЛЕЕ следуют воспоминания нашей матери.

Егор Васильевич
Жена: Агафья Ивановна
Дети: Николай, Фёдор, Авдотья (1884), Степанида.
Дети Степаниды: Тимофей, Степан, Степан.

Николай Егорович
Дети: Александра, Надежда, Филипп, Степан, Иван, Петр, Дмитрий.

Фёдор Егорович
Жена Екатерина
Дети: Степан, Павел, Лидия, Катерина, Анна.

Иван Николаевич
Дети: Дмитрий.

АВДОТЬЮ ЕГОРОВНУ МОКЕЕВУ приметил на куртамышском рынке ПЕШКОВ СЕМЕН ИВАНОВИЧ и отправился со сватами в Косулино. Семья Егора Васильевича удивились:
   - Вы что, дорогие мои? Дуняше нашей нет еще и пятнадцати, вот если вы подождете годика три, тогда приезжайте! Мы вашу семью знаем, противничать не будем, отдадим. 
   - Хорошо! Я подожду. – Согласился Семен Иванович и вернулся к отчему дому в село Верхнее.
   Через три года состоялась свадьба Семена (1877) и Дуняши (1884). Так род Мокеевых породнился с родом Пешковых. Любовь и нежность пронесли молодые сквозь всю свою жизнь, что помогло им выстоять в суровые годы испытаний.



РОД  ПЕШКОВЫХ


   Интерес к фамилии родственников по материнской линии от моих догадок привел к глубинам истории. На обручальном кольце деда Семена, сделанного из серебряной монеты, была гравировка «Пешъ». Пешъ – пеший воин, пешкой называется и шахматная фигура низшего ранга, которая имеет право рубить фигуру по косой линии (диагонали клеток). Клеймо Пешковых – две шахматных клетки соединенных углом по диагонали привели к мысли, что предки Пешковых были воинами.

   Подтверждение мыслям нашлось в одном из самых ранних упоминаний фамилии.

   Из приправочной книги Дедиловского уезда 1588-1589 гг. " Козачьи придаточные земли, что им даны за Озовскую и Черкаскую послугу:
---За Васильем за Ивановым сыном, да за Яковом за Борисовым сыном Пешкова, а Яков в полоне в Крыме, взят в 92 году, в пустоши в Матюнинской, а в ней на их жеребей 6 мест дворов, пашни паханые наездом доброй земли 3 чети, да перелогу и дикого поля 87 четей в поле, а в дву потомуж, сена 50 копен"

   За отвагу в Азовских  Черкасских боях Пешковы получили вышеперечисленные наделы.
   Обратим внимание на Якова, бывшего в «полоне». Исследования в области родовой тамги, тавры и прочих знаков древности наводят на мысль, что знаки давались рабам и крепостным людям. Не смею утверждать, но, возможно тогда и получил род Якова клеймо «пешего воина»

    Поиск по «Книге Памяти» по концентрации данной фамилии привел к мысли, что корни их находятся в Воронежской губернии. В Интернете нашел подтверждение Игоря Георгиевича Пешкова

Результат:
   «Первым воеводой и строителем Воронежа был боярин Семен Федорович Сабуров по прозвищу "Пешек", от которого пошла фамилия Пешков: http://ru.wikipedia.org/wiki/
   Он же руководил покорением Вятки (восточное направление). В источниках голословно утверждается, что род Пешковых пресекся в конце 16 века, хотя у Семена Федоровича было 4 законных сына. Скорее всего, в смутное время род просто был репрессирован и понижен в ранге. В писцовых книгах Воронежскго уезда в середине 17 века упоминаются служилые люди Пешковы Иван и Игнат в звании стрельцов. Сегодня плотность Пешковых в г. Усмань (60 км от Воронежа) в 10 раз выше, чем в Москве.» «Воронежские стрельцы. 1667 - 1669 г.г Иван, Игнат.»
               
   Значит мои мысли верны: Наши Пешковы потомки стрельцов Ивана и Игнатия. К Сабуровым-Пешковым имеют лишь косвенное отношение. Пешковы - это строители Воронежа и защитники южных рубежей государства Российского.

Мои ПЕШКОВЫ

Искренне благодарен Валентине Шушариной (Глуз) нашей землячке, живущей ныне в Воронеже, приславшей нужный материал. Удивительно! Воронежская губерния – прародина Пешковых прислала это известие:

   -« Просмотрела переписи за 1834-ый и 1850 -ый годы по Верхней. В то время в селе была только одна усадьба Пешковых. Хозяин Пешков Артемий Иванович, 1786 года рождения со второй женой Ариной Ивановной, 1794 г.р. воспитывали родных племянников Артемия Ивановича: Михаила Леонтьевича, 1809 г.р., Григория Леонтьевича, 1814 г.р. и Василису Леонтьевну, 1816 г.р.. В 1850-ом году у Михаила и его жены Ульяны Васильевны были дети: Агафья, 1834 г.р.; Федора, 1838 г.р.; Парасковья, 1842 г.р.; Дарья, 1844 г.р.; Варфоломей, 1848 г.р.. У Григория с его женой Дарьей Филатовной ,1820 г.р. были дети: дочь Александра, 1839 г.р.; сын Корнило, 1843 г.р.; дочь Марья, 1845 г.р.; сын Иван, 1849 г.р. Продолжателями рода Пешковых в 1850-ом году были  Варфоломей Михайлович, Корнило Григорьевич и Иван Григорьевич. Как я понимаю, кто-то из этих людей был вашим предком».

   Что за трагедия произошла в семье Леонтия Ивановича? Почему заботу о его детях взял на себя его брат Артемий Иванович со второй женой Ариной Ивановной? Найдем ли ответ?
   
   Повторим кратко полученное известие:

Леонтий Иванович
Жена: ?
Дети: Михаил (1809), Григорий (1814), Василиса (1816).

Михаил Леонтьевич
Жена: Ульяна Васильевна
Дети: Агафья (1834), Федора (1838), Парасковья (1842), Дарья (1844), Варфаломей (1848).

Григорий Леонтьевич
Жена: Дарья Филатовна (1820)
Дети:  Александра (1439), Корнило (1843), Марья (1845), Иван (1849).

   Продолжим найденную ниточку рода Пешковых.

   Нам известна могила Ивана Григорьевича под старой сосной, на которой Федор Иванович вырубил православный крест, чтоб потомки помнили своего предка.
   Известно нам и родовое поместье Ивана Григорьевича. Дом новые хозяева разобрали и решили перенести на новое место. Дом стоял на естественных кондовых пнях, потребовались немалые усилия для их выкорчевки.
Мы помним!

Иван Григорьевич
Его жена – Варвара Филипповна.
 Их дети дети:
Иван, Семен (1877), Николай, Матрена, Арина, Ефросинья.
 Ивана Ивановича дети: Анастасия, Андрей, Николай, Фёдор (1910).
 
Фёдора Ивановича жена - Лукерья
Дети: Анастасия, Клавдия, Михаил, Павел.

 Михаила Федоровича с Надеждой Михайловной дети: Вера, Александр.
Павла Федоровича с Надеждой  дети: Юлия, Ирина.

Семена Ивановича с Авдотьей Егоровной дети: Константин (1910-1941), Мария (1916-2005).
 
Николая Ивановича с Матреной (Бобыревой) дети: Михаил, Сергей, Анастасия.

Андрея Ивановича дети: Павел, Иван.
Павел Андреевич с Ниной дети: Александр, Павел,
Иван Андреевич с Ниной дети: Владимир, Андрей.
Владимир Иванович
Жена: Наталья.
Дети: Екатерина, Иван.
Андрей Иванович
Жена Любовь Геннадьевна
Дети:  Ольга, Ирина.


   Пока не установлены потомки Корнила Григорьевича и Варфаломея Михайловича, но они есть в округе.
   Будет интерес к своим корням у молодого поколения, они смогут продолжить данный поиск.

   фОТО: Пешков Иван Андреевич дает наказ младшей внучке Ирине Андреевне.