Бунин Михалкова или баре о России
«Страшно далеки они от народа»
Ленин.
«Мы – само истребляющаяся нация»
Н.Михалков
Посмотрел нашумевший фильм Никиты Михалкова «Легкое дыхание Бунина» и в недоумении пожал плечами. Чувства противоречивые. О чем этот фильм? Точнее, о ком? О Бунине времен Революции или же о самом Михалкове наших времен? Или же это повторение старой демократической песни Российской интеллигенции о плохом народе, доставшемся им в дикой России? Поясню.
Во первых, большая часть фильма посвящена «Окаянным дням» Бунина, а не другим его произведениям. Книгу эту я читал еще в восьмидесятые годы. И меня еще тогда поразила открытая неприязнь, переходящая в нескрываемую, по словам Горького, злобу и даже ненависть, с которой Бунин писал о Русском народе и о революционных днях России.
В принципе, это естественно и понятно. Иметь в своей жизни все для безбедного и безмятежного своего существования в России, находится на вершине своих материальных благ и своего творческого успеха и потерять разом все по вине каких-то там низов, какой-то черни, копошащейся где-то под ногами, какого-то сброда, называемого Русским народом – это действительно трагедия! Здесь Бунин не оригинален в своей ненависти к Русскому народу, разом заявившим о себе самом и о своих поверженных правах в треклятом 17-м году, и следует в русле всех потерявшим тогда власть и богатства в России.
Они, эти сливки Русского общества и Русской буржуазии никогда не задумывались над тем, почему они живут богато и достойно, и кто обеспечивает им эту их богатую и достойную жизнь? Не задумывались они и о том, как сами живут те, которые обеспечивают им их высокий уровень жизни. Они просто не видели их, этих представителей народа. Как не видят «баре» кучера или дворника с официантом, принимая их за нечто обязательное, но не достойное их высокого внимания.
Они просто жили в свое удовольствие, не думая ни о ком и ни о чем, кроме самих себя. И тогда, опьянев от сытости собственной роскошной жизни, сладко срыгивая и потягиваясь от удовольствия, они ругали Царя и все царскую власть. А чего не по забавляться и не поругать их на сытый желудок, если тебе за это ничего не будет?
Поэтому после прочтения этих «Окаянных дней» я вычеркнул эту книгу для себя из творческого наследия Бунина. Вычеркнул, как лживую и не имеющую с моей точки зрения никакой исторической ценности для молодого представителя Советского общества.
Во вторых, Михалков в своей интерпретации Бунинского текста «Окаянных дней» полностью соглашается с точкой зрения Бунина на революционные события 1917 года, иллюстрируя мысли Бунина и свои собственные мысли документальными кадрами тех дней. На этих кадрах лица русских людей того времени в Петрограде и Москве.
Лица, как на подбор, отвратительные, безобразные, грязные, пьяные, орущие, кричащие, с вытаращенными глазами и щербатыми, широко раскрытыми ртами, лица бандитские, «ублюдочные», «дебильные» и «дегеративные». Это лица той части русского народа, которая по мнению Бунина и комментирующего его Михалкова, пошла в революцию и сделала из прекрасной Царской России «Советский Ад».
И здесь же, совершенно нелицеприятно показаны вожди этой проклятой Революции, что-то орущие с трибун. И Керенский, и Мартов, и Родзянко, и Шульгин, и Милюков и целый ряд других, менее известных политических и государственных деятелей России того времени.
Однако, эти снимки буржуазных ораторов 17-го года Михалков перемешивает со снимками ораторов нынешней Российской либеральной буржуазии в лице Немцова, Собчак, Удальцова, Навального, Яшина, Кудрина, Романовой, Каспарова, Гудкова и других, сравнивая и сопоставляя их друг с другом. Параллель проводится сама собой, без натяжек. Вожди Февральской революции России, как две капли воды похожи на вождей либеральной демократии в нынешней России.
Правда, затем Михалков добавляет сюда еще и большевицких, и эсеровских лидеров, Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского, Калинина, Спиридонову, Камкова и Натансона и даже Бела Куна, которых Бунин никогда не видел и о которых даже не слышал ничего. Зачем? Почему? Для пущего колорита? Или здесь запрятана какая-то своя, Михалковская тайная мысль? Вполне возможно!
И получается так, что этот фильм Михалкова под претенциозным названием «Легкое дыхание Бунина» не о творчестве Бунина, как такового. Этот фильм о прежней русской и о нынешней российской творческой буржуазной интеллигенции. В них Михалков находит много общего. В чем эта общность?
Во первых, и та, прежняя, и эта, нынешняя интеллигенция, обслуживала власть и жила за счет этой власти очень даже хорошо. Жила хорошо, но, в то же время, в открытую смеялась и издевалась над самой властью, публично показывая ей кукиш. И когда ей, этой самой Русской интеллигенции, после Революции вдруг стало жить плохо, она возмутилась , причем, возмутилась искренне. С какой-это стати ей, избранной части Российского общества, стало жить плохо? И это самое свое «плохо» она стала связывать с неизвестным для нее простым Русским народом, который вдруг перестал выполнять богом предназначенную для него функцию – делать их жизнь безбедной, светлой и всегда радостной.
Точно также удивлялись и возмущались царские офицеры в первую мировую, когда пошедшие в Революцию солдаты, эта покорная и «нерассуждающая» ранее солдатская масса, вдруг стала их расстреливать или поднимать на штыки. За что, родненькие? Мы же вместе с вами сидим в грязных и вонючих окопах под пулями германцев? А за то, господа хорошие, что вы нас за людей не считаете и по всякому поводу и без повода хлещете нас по физиономии. А чтобы ручек своих беленьких не запачкать, лупцуете нас, ваших солдат, по «мордам», ибо у солдат не лица, а морды, не просто кулаком, а обязательно в перчатках. А некоторые даже еще и кастеты надевают на перчатки, чтобы пальчики свои не повредить.
И вот это четкое разделение Русского народа на них, на господ, и на народ, их обслугу, очень четко проявилось в фильме Михалкова. Нечаянно, ненароком, но проявилось. Он много говорит о Русском народе, читая постоянно отрывки из Бунина, сопоставляя Бунинское представление о народе России 1917 года со своим личным представлением о послереволюционном Советском народе и о народе нынешней Россией. Причем, читал Михалков Бунина менторски, барски, с удовольствием, и как бы даже свысока. Ах, как хороша была Россия до Революции и какой плохой, отвратительной она стала после Революции. И продолжает оставаться такой же плохой и сейчас.
И у меня во время просмотра фильма постоянно вертелся один и тот же вопрос к Михалкову:
-- Никита Сергеевич, а для кого Россия была хорошей до Революции? Для ваших предков, для богатых и знатных? Так она и сейчас для них хорошая! А вот для трудового населения России, для ее крестьян и ее рабочих, составляющих свыше восьмидесяти процентов ее населения, Царская Россия была плохой, иначе они бы не пошли так массово в Революцию и не поддержали бы в Гражданской войне большевиков.
Михалков в этом фильме красочно плывет на теплоходе по Волге, рассказывает, как он когда-то здесь снимался в фильме «Жестокий романс» и сожалеет о том, что тот колесный пароход «Ласточка», на котором происходила съемка фильма, нынешняя Россия не сохранила, а сохранить его надо было бы, потому что это память о той, дореволюционной и прекрасной России.
Он показывает нам заваленные мусором берега реки и говорит о русском народе, который не хочет работать, пьет, буянит и постоянно мусорит у себя под ногами, загаживая Святую русскую землю И Михалков делает вывод, что Русский народ потерял веру в Бога и занимается сейчас своим самоуничтожением.
А я смотрю на Михалкова, на этого барина, чьи потомки всегда прислуживали властям, то ли царским, то ли Советским, и у меня на языке вертится один вопрос к Михалкову:
-- Вот вы во всех бедах России вините темный Русский народ, а что вы сделали для «просветления» его сознания и оздоровления его души? Ведь вы, при ваших связях с властью, могли бы спокойно сохранить свою «Ласточку», если бы только захотели шевельнуть своим пальцем. Но вы не захотели! Вы упрекаете Русский народ в «засерании» святой Русской земли, а что вы сами сделали, чтобы очистить берега Волги от мусора? Вы, при своих связях с властью, спокойно могли бы организовать какой-нибудь фонд или фирму по очистке берегов Волги от мусора. И власть охотно пошла бы вам навстречу. Но вы ничего не сделали.
Вы, как и ваши предшественники и коллеги, Русская и Российская интеллигенция, можете только говорить, говорить и говорить. Говорить и обвинять. И прислуживать сильным мира сего. Ни на что другое вы генетически не способны.
Поэтому причину всех русских революций надо искать в вас самих, в безнравственности и импотенции, так называемой, русской творческой интеллигенции, неспособной на служение своей Родине, а способной лишь на услужение сильным мира сего. И сто раз был прав Ленин, когда сказал про таких, как вы, что русская интеллигенция, это не мозг нации, а ее «говно». Что и подтверждает ваш фильм.
Извините, если, что не так сказал!