Бунин Михалкова или баре о России

Виталий Овчинников
 

«Страшно далеки они от народа»
Ленин.

«Мы – само истребляющаяся нация»
Н.Михалков


                Посмотрел нашумевший фильм Никиты Михалкова «Легкое дыхание Бунина» и в недоумении пожал плечами. Чувства  противоречивые. О чем этот фильм? Точнее, о ком?  О Бунине времен Революции или же о самом Михалкове  наших времен? Или же  это повторение  старой демократической  песни  Российской интеллигенции  о плохом народе,  доставшемся им в дикой России?   Поясню.
 
                Во первых, большая часть фильма посвящена «Окаянным дням» Бунина, а не другим его произведениям.  Книгу эту я читал еще в восьмидесятые годы. И меня еще тогда поразила   открытая   неприязнь, переходящая в нескрываемую, по словам Горького,  злобу и даже ненависть,  с которой Бунин писал о Русском народе и о революционных днях   России.
 
                В принципе, это естественно и понятно.   Иметь в своей жизни все для безбедного  и безмятежного своего  существования   в России, находится на вершине  своих материальных благ и  своего творческого успеха и потерять разом все по вине каких-то там  низов,   какой-то  черни, копошащейся где-то  под ногами,  какого-то сброда, называемого Русским  народом – это действительно трагедия! Здесь Бунин  не оригинален в своей ненависти к Русскому народу,  разом заявившим    о себе самом и  о своих  поверженных правах в треклятом 17-м году,  и следует в русле  всех потерявшим  тогда власть и богатства  в России.
 
                Они, эти сливки Русского общества и Русской буржуазии никогда не задумывались над тем, почему они живут богато и достойно,  и кто обеспечивает им эту их богатую и  достойную жизнь? Не задумывались они и о том,   как сами живут  те, которые обеспечивают им их высокий уровень жизни.  Они  просто  не видели их, этих представителей народа.   Как не видят  «баре»  кучера или дворника  с официантом, принимая их за нечто обязательное, но не достойное их  высокого внимания.

                Они просто жили в свое удовольствие, не думая ни о ком и ни о чем, кроме самих себя. И тогда, опьянев от сытости собственной роскошной жизни,  сладко срыгивая  и потягиваясь от удовольствия,  они ругали Царя и все царскую  власть. А чего не по забавляться и  не поругать их  на сытый желудок, если тебе за это ничего не будет?

                Поэтому после прочтения этих «Окаянных дней»   я вычеркнул  эту книгу  для себя  из творческого наследия  Бунина. Вычеркнул, как лживую и не имеющую  с моей точки зрения  никакой исторической ценности для молодого представителя    Советского  общества.

                Во вторых, Михалков в своей интерпретации Бунинского текста «Окаянных дней»  полностью соглашается с точкой зрения Бунина на революционные события 1917 года, иллюстрируя  мысли Бунина и свои собственные мысли документальными кадрами тех дней. На этих   кадрах лица русских людей того времени в Петрограде и Москве.
 
                Лица, как на подбор,  отвратительные,   безобразные, грязные, пьяные, орущие,  кричащие, с вытаращенными глазами и щербатыми, широко раскрытыми ртами,  лица бандитские,  «ублюдочные»,  «дебильные» и «дегеративные».  Это лица той части русского народа,  которая  по мнению  Бунина и комментирующего его Михалкова, пошла в  революцию и сделала из прекрасной Царской России  «Советский Ад».

                И здесь же, совершенно  нелицеприятно показаны вожди   этой проклятой Революции, что-то орущие с трибун. И Керенский, и Мартов, и Родзянко, и  Шульгин, и Милюков и целый ряд других, менее известных политических и государственных деятелей России того времени.
 
                Однако, эти снимки  буржуазных ораторов 17-го года Михалков перемешивает  со  снимками ораторов нынешней Российской либеральной буржуазии в лице Немцова,  Собчак, Удальцова, Навального, Яшина, Кудрина, Романовой, Каспарова, Гудкова и других, сравнивая и сопоставляя их друг с другом.  Параллель проводится сама собой, без натяжек. Вожди Февральской революции России, как две капли воды похожи на вождей либеральной демократии в нынешней России.

                Правда, затем Михалков добавляет сюда еще  и большевицких,  и эсеровских лидеров,  Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского, Калинина,   Спиридонову, Камкова и Натансона и даже Бела Куна, которых  Бунин никогда не видел и о которых даже не  слышал ничего. Зачем?   Почему? Для   пущего  колорита? Или здесь запрятана  какая-то своя,  Михалковская тайная мысль?  Вполне возможно!

                И получается так, что  этот  фильм Михалкова под претенциозным названием  «Легкое дыхание Бунина»  не о творчестве Бунина, как такового.  Этот фильм о прежней русской и о нынешней российской творческой буржуазной интеллигенции. В них Михалков находит много общего. В чем эта общность?

                Во первых, и та, прежняя, и эта, нынешняя интеллигенция,  обслуживала власть и жила за счет этой власти очень даже хорошо. Жила хорошо, но, в то же время,  в открытую  смеялась и издевалась над самой властью,  публично показывая ей кукиш.   И когда ей, этой самой Русской интеллигенции, после Революции вдруг стало жить плохо, она возмутилась , причем, возмутилась искренне.  С какой-это стати ей, избранной части Российского общества,  стало жить плохо?  И это самое свое «плохо» она стала связывать с неизвестным для нее  простым Русским народом, который вдруг перестал выполнять богом предназначенную для него функцию – делать их жизнь безбедной, светлой и всегда радостной.
 
                Точно также удивлялись и возмущались царские офицеры в первую мировую,  когда  пошедшие в Революцию солдаты, эта  покорная и «нерассуждающая»  ранее солдатская   масса,  вдруг стала их расстреливать или  поднимать  на штыки. За что, родненькие? Мы же вместе с вами сидим в грязных и вонючих окопах под пулями германцев? А за то, господа хорошие, что вы нас за людей не считаете и по всякому поводу и без повода хлещете нас  по физиономии.  А чтобы ручек своих беленьких не запачкать, лупцуете  нас, ваших солдат,   по «мордам», ибо у солдат не лица, а морды, не просто кулаком, а обязательно в перчатках.  А некоторые даже еще и кастеты надевают  на перчатки, чтобы пальчики свои не повредить.

                И вот это четкое разделение Русского народа на них, на господ,  и на народ,  их обслугу, очень четко проявилось в фильме   Михалкова. Нечаянно, ненароком, но проявилось. Он много говорит о Русском  народе, читая постоянно   отрывки из Бунина, сопоставляя Бунинское   представление о народе России 1917 года  со своим личным   представлением о  послереволюционном  Советском народе  и о народе нынешней  Россией.  Причем, читал Михалков Бунина  менторски, барски, с удовольствием, и как бы даже свысока.  Ах, как хороша была Россия до Революции и какой плохой, отвратительной  она стала после Революции. И продолжает оставаться такой же плохой и сейчас.

                И у меня во время просмотра фильма постоянно вертелся один и тот же вопрос к Михалкову:
                --  Никита Сергеевич, а для кого Россия была хорошей до Революции? Для ваших предков, для  богатых и знатных? Так она и сейчас для них   хорошая! А вот для  трудового населения России, для  ее крестьян и ее рабочих,  составляющих свыше восьмидесяти  процентов  ее населения,  Царская Россия была плохой, иначе они бы не пошли так  массово в Революцию и не поддержали бы в Гражданской войне большевиков.

                Михалков в этом фильме красочно   плывет на теплоходе по Волге, рассказывает, как он когда-то здесь снимался в фильме «Жестокий романс»  и сожалеет о том, что тот колесный  пароход «Ласточка», на котором происходила съемка фильма, нынешняя Россия не сохранила, а сохранить его надо было бы, потому что это память о той, дореволюционной и прекрасной России.
 
                Он показывает  нам заваленные мусором берега реки и говорит о русском народе, который не хочет работать,  пьет, буянит и  постоянно мусорит у себя под ногами, загаживая  Святую русскую землю  И Михалков делает вывод, что Русский народ потерял веру   в  Бога  и занимается сейчас своим самоуничтожением.
 
                А я смотрю на Михалкова, на этого барина, чьи потомки  всегда прислуживали властям,  то ли царским, то ли Советским, и у меня на языке вертится один вопрос к Михалкову:

                -- Вот вы во всех бедах России вините темный  Русский народ, а что вы сделали для  «просветления» его сознания и оздоровления его души? Ведь вы, при ваших связях с властью,  могли бы спокойно  сохранить свою «Ласточку», если бы только захотели шевельнуть  своим  пальцем. Но вы не захотели! Вы упрекаете Русский народ в «засерании» святой Русской земли, а что вы сами сделали, чтобы очистить берега Волги от мусора? Вы, при своих связях с властью, спокойно могли бы организовать какой-нибудь  фонд или  фирму по очистке берегов Волги от мусора. И власть охотно  пошла бы вам навстречу. Но вы ничего не сделали.

                Вы, как и ваши предшественники и коллеги, Русская и Российская интеллигенция, можете только говорить, говорить и говорить. Говорить и обвинять.  И прислуживать сильным мира сего. Ни на что другое вы генетически не способны.

                Поэтому причину  всех русских революций надо искать в  вас самих, в безнравственности и импотенции, так называемой, русской творческой  интеллигенции, неспособной на служение своей Родине, а способной лишь на услужение сильным мира сего. И сто раз был прав Ленин, когда сказал про таких, как вы, что  русская интеллигенция, это не мозг нации, а ее «говно». Что и подтверждает ваш фильм.

                Извините, если, что не так сказал!