Время снов
или размышления о нашем мире.
Размышляя о нашем мире, который, увы, скоро мне придётся покинуть, подумал я об австралийских аборигенах. Они до сих пор уверены, что духи их предков и ещё не родившихся людей невидимо окружают их и находятся совсем рядом, что человек - такая же часть природы, как трава, животные и птицы. Если это так, значит, жизнь бесконечна.
Завершилось время снов,* и, войдя в этот мир, мы стали менять его по своему разумению, и чем более развивался наш разум, тем сильнее забывали мы о душе. А эти странные тёмные люди, никогда не строившие храмов, согнанные вглубь материка, которых осталось так немного, выжили, не забыв своих древних верований и не утратив своих удивительных способностей.
Так what I am driving at**, как говорят англичане - это: в верном ли направлении мы идём, так меняя природу и уничтожая следы прошлого?
В 1788 году в Австралии была основана первая британская колония. Первыми европейскими поселенцами этой земли были британские каторжники и разорившиеся фермеры. За отвесными скалами, преграждавшими путь вглубь материка, начинался необъятный океан кустарников - австралийский лес, который европейцы называют бушем. Он был населён необыкновенными, никогда не виданными зверями и птицами. Прибывшие пионеры занялись устройством своего выживания в этом новом для них мире. На местное население они смотрели с превосходством и вскоре согнали их со своих земель вглубь материка, где были в основном пустыни, перемежающиеся со скалистыми горами.
Белые стали уничтожать буш, отвоёвывая себе новые пространства для сельскохозяйственной деятельности. Они стали разводить овец, привезённых с собой из Старого Света, строить дороги, добывать золото, многие, отвергая труд, вооружившись, уходили в буш и становились разбойниками - «бушрейнджерами».
Появился австралийский фольклор белых. Он был по-детски наивен; но тем не менее это было началом австралийской литературы.
Ребята, слушайте меня, я расскажу о том,
Как я из Англии приплыл, покинув отчий дом.
Судья сказал: - Он виноват. - Вот что сказал судья.
- Пожизненно за океан тебя отправлю я. -
Судья сказал: - Смотри, нахал, в тюрьме не веселись -
Там ни за грош ты пропадёшь, в петле закончишь жизнь.
....................................................
Над морем сильный ветер дул, и вот пиратский бриг
Мою плавучую тюрьму в один из дней настиг,
Но было больше во сто крат на корабле солдат,
Солдаты начали стрелять, и бриг уплыл назад.
Ах, лучше б я пиратом стал, чем каторжным рабом!..
Мы трудимся здесь день и ночь и в кандалах умрём.
Но час придёт, я цепь свою кувалдой разобью,
Я в буш уйду и там найду бродягу Донахью.
....................................................
Джек Донахью был романтизированным героем-разбойником.
А сам он был разбойником, грозой больших дорог.
Он рабство презирал всю жизнь, тюрьму терпеть не мог.
А звали его Донахью, именовали Джек,
И был он очень храбрый и хороший человек.
В балладе описывается его трагическая смерть:
Сержант достал свой пистолет и громко крикнул: - Стой!
Сдавайся, или сразу же мы начинаем бой.
- Нет, никогда! - воскликнул Джек, - не сдамся я врагу,
Я в трудный час сильней в сто раз, и я не побегу.
..........................................
Шесть раз его полиция ловила, но потом
Попался он и был сражён безжалостным свинцом,
И, медленно закрыв глаза, сказал он всем: - Адью,
Молитесь, люди добрые, за Джека Донахью.
О’Хара, Фрэнси, Бреннан, Грант и даже Робин Гуд
С бесстрашным Джеком Донахью в сравненье не идут.
Зато теперь на небе он средь ангелов в раю,
Так будь же милостив, Господь, к страдальцу Донахью.***
В январе 1808 года в Австралии начался ромовый бунт. Стихийное восстание началось после того, как губернатор запретил платить за работу спиртными напитками. Это событие отразилось в народном творчестве.
Из песен ромового бунта:
Натяните мою шкуру
На солдатский барабан,
Отошлите в Пинчгат-Айленд,
Там - конец для каторжан.
Вырежьте любое слово
На моей спине ножом.
Буду я плясать чечётку,
Только принесите ром!
Потребность в песнях у человека была всегда и везде. Уделом несчастных каторжан был труд, и помогали им только песни. В них они пели, как стригут овец, корчуют пни, бродят по лесу и дорогам Австралии, скрываясь от полиции… Так появилась «баллада буша» - первая поэзия европейцев на этой новой для них земле. В конце ХIХ века была уже целая плеяда поэтов, писавших баллады, чрезвычайно близкие к народному творчеству.
Всё новые и новые акры сельскохозяйственный полей теснили буш, через материк перегоняли стада овец. Появлялись города, первое поселение Сидней-Коув превратилось в Сидней. В ХХ веке в Австралии выросла промышленность, новое государство как член Британского содружества приняло участие во II-й Мировой войне. Сегодня это развитое современное демократическое государство, с официальным названием - Австралийский Союз, в котором коренное население может следовать своим традициям и вести привычный ему образ жизни. Цивилизованное общество сейчас изучает и поддерживает этот удивительный народ, сохранившийся после тяжёлого времени колонизации; но, вероятно, многое потеряно.
Цивилизация и культура - вещи разные, хоть и имеют много общего. Термин «цивилизация» появился в ХVIII веке. Считают, что его ввёл шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. У многих сейчас закралось сомнение: по верному ли пути идёт человечество, благодаря более науке и оставляя культуре периферийное место? Не упустили ли мы ещё что-то важное, относящееся к духовному совершенствованию? Не утратили ли многое безвозвратно?
*Время сновидений (англ. Dreamtime, в австралийских языках Malchera, Alcheringa, Mura-mura, Tjukurrpa) — понятие австралийской мифологии. Время сновидений — это описание периода перед сотворением Земли, когда ещё не существовало физического...
** What I am driving at - что я хочу сказать (англ.)
*** Перевод Р. Сефа