Люди воли. Как цыгане спасают карму

Светлана Лазебная
Грузина от армянина, корейца от киргиза отличить довольно трудно. Но цыгана (рома) узнаешь всегда. Даже не смотря на то, что знакомые по кино «традиционные» костюмы претерпели серьезную трансформацию.
Пиджак у цыгана с серебряными (золотыми) пуговицами. Штиблеты лаковые. Рубашка цвета «вырвиглаз». Женщины любят длинные сборчатые юбки, кардиганы («настоящий ангор»), сорочки с глубочайшим декольте. И конечно же, цыганка, выпрашивающая «рубль для ребенка» будет увешана золотом.
Некоторые к цыганам относятся с опаской, спешат пройти мимо. Другие охотно останавливаются «всю правду узнать». Из 182 этносов, проживающих в России, этот – самый  загадочный…

О содействии желающим
Годом появления цыган на территории края называют 1839-й, когда был рассмотрен «вопрос о зачислении в казачьи войска кочевых цыган Новороссии». Предполагалось, что казаки увлекут их «примером хлебопашества и добросовестной воинской службы». Некоторые «увлеклись», но большинство изменить привычному укладу не захотели. Таборы курсировали, прибиваясь то к одной, то к другой станице. Вечерами жгли костры, и далеко слышны были цыганские песни. Казачки приходили погадать, казаки несли заказы цыганским кузнецам. Периодически вспыхивали и скандалы, поскольку иные цыгане не брезговали воровством. Кочевников возвращали с полицией в станицы первоначальной приписки «с воспрещением отлучек на два года» -  не помогало.
Газета «Отклики Кубани» в 1914 году писала: «Несмотря на запрещение, вблизи Армавира, расположился табор. Цыгане снуют по базарам, а цыганки ходят по домам и просят милостыню, ворожат и предсказывают доверчивым людям будущее...»
«Увлечь» цыган пытались и Советы. В 1926-м вышло постановление о содействии «желающим перейти к оседлости». Цыгане охотно получали пособия и исчезали. Воспользоваться правом на жилье, учебу и труд (для них создали 20 цыганских колхозов) спешили немоногие. И даже состоя в колхозе, каждая цыганская семья два-три раза в год срывалась на «кочевку». В 41-м году 600 из 3000 кубанских цыган кочевали постоянно.
В войну немало цыган ушли на фронт. Многие таборы  откочевали в Грузию и Абхазию. Оставшиеся, в оккупации пряталась в плавнях. Фашисты с цыганами расправлялись зверски. По данным 49-го на Кубани насчитывалось 839 цыган. И лишь 100-120 - оседлых. Свободно кочевали до середины 1950-х. Когда бродяжничество и тунеядство стали сурово караться, влились-таки в ряды рабочих и крестьян. Трудились в колхозах, на заводах, занимались кузнечным и сапожным ремеслом. В годы застоя зарабатывали, в основном, торговлей. (На рынке извести до сих пор монополисты). С оглядкой на ОБХСС приторговывали дефицитом: джинсами, помадой и пр.

Каждому по труду
Сегодня на Кубани проживают 23-25 тысяч цыган. Шатры, костры, кибитки для многих лишь предание. Цыгане любят говорить, что «живут как все». Тем не менее, никто не встречал еще цыганку-вагоновожатую, цыгана-водителя маршрутки. Потому что над цыганом нет хозяина! Потомственные кочевницы летом съезжаются на традиционный «чес» по побережью: гадать, ворожить, порчу снимать. В межсезонье «отрабатывают» рынки и частный сектор: город за городом, станица за станицей. Оседлые цыгане, как правило, «держат» какой-нибудь вполне легальный бизнес, пусть небольшой, но свой. Основное занятие сельских цыганок – торговля на рынке. Мужчины продают металлолом. Уровень достатка в семьях чаще средний. Но в любом поселении найдутся и свои «олигархи».
Дом Иры из поселка Ильского не особенно большой, но красивый и «упакованный» как в рекламе – и снаружи и внутри. Ира прорицательница, несколько известных в крае особ не принимают без нее важных решений. Ира говорит, эксплуатировать свой дар ей приходится. Раньше зарабатывал муж, его застрелили. Главная ценность в доме - парадный портрет погибшего кисти именитого кубанского художника. Настоящие цыганки замуж выходят лишь раз, Ира верна его памяти. Одна «тянет» двоих взрослых неработающих сыновей, невестку и слепую мать-старушку, окуривающую дом сигаретами «Прима» без фильтра.
Самый богатый среди местных цыган - Карло. (В его хоромах полы с подогревом). Он построил самые «крутые» особняки в поселке.
- Построил – продал – часть выручки вложил, чтобы снова построить, - рассказывает Карло. - Построил и продал, и снова построил. Если людям нужно, почему не строить?

Скользкая тема
Цыгане обижаются, когда заходит речь о криминальнальной составляющей их жизни. Эта тема болезненна, но тем не менее... У меня была одноклассница, цыганка Катя. В первый класс пришла в 10 лет, в 13 бросила учебу, потому что засватали, в 14 родила, мы ходили смотреть ребеночка. Но запомнилось другое. Папа Кати убил ее маму – из ревности. Этим летом родственник Кати зарезал другого родственника. Мужчины поссорились, один сказал: «Принесу нож и зарежу!». Принес и зарезал. Мать зарезанного скончалась от разрыва сердца. Автобус остановили для досмотра, а при ней были наркотики.
Недавно, средь бела дня, прогремели выстрелы на вещевом рынке Краснодара. Один цыган убит, двое ранены. «Убрать пытались меня», - прямо заявил Владимир Смаилов, председатель краевой цыганской национально-культурной автономии. Как выяснилось, столкнулись не только экономические интересы двух кланов (у каждого на рынке бизнес). Оппонент Смаилова проявил дерзость – разрешил пришлой семье поселиться в пригороде. По субординации, решения такого уровны принимает только сам Смаилов, барон.
Как считает историк Николай Кирей, одна из главных проблем сегодняшних цыган в их разобщенности. Раньше конфликты «разруливал» цыганский суд старейшин. Сегодня суд вершит оружие. Традиционная иерархия отношений разрушена.
Почему забываются традиции, по каким законам живет община? Барон обещал рассказать. Переговоры об интервью заняли две недели, но разговор не состоялся – по независящим от редакции причинам.

200 лет спустя
Цыгане очень интересный народ. Начнешь интересоваться – на каждом шагу сенсации. Оказывается, попрошайничество для них - лишь в последнюю очередь заработок. Просто для улучшения кармы нужно быть щедрым, давать подаяние. Соответствено, должны быть и люди, его принимающие - цыгане.
У цыган интересные традиции. Гаже (не цыган), побывавший на цыганской свадьбе, не забудет этого никогда. Томительное ожидание: когда, наконец, вынесут простыню с доказательством непорочности невесты? Вкус цыганских яств (савилко, сарми, паприкаш). Ошеломляющая дороговизна свадебных подарков. А песни?! 
Совместная еда у цыган – знак уважения, дружеского расположения, уверенности в чистоте помыслов. Поэтому приглашение гаже на свадьбу - честь, оказываемая единицам гаже.
К сожалению, цыгане очень закрыты в быту и общении и «интегрироваться в общество», как и 200 лет назад - не хотят. Ира, прежде чем в дом позвать, долго меня «сканировала» рентгеном хитрых зеленых глаз.
2012 г."АиФ-Юг"