Ник Малахов. Кто в доме хозяин я или кошка?..

Архив Конкурсов Копирайта К2
Предисловие к конкурсу о животных

Первая сказка, осознанная мною в детстве, была «Красная Шапочка». Я плакал – мне было жалко бедного волка. Что такое одиночество и недостаток внимания, я ещё не понимал, а сочувствие уже проявилось. Дальше были и другие сказки. Конец «Колобка» казался мне справедливым – зазнайство должно наказываться. Петушка, который всё время выглядывал из окошка за горошком, считал откровенно глупым. Возмущался обману Кота-в-сапогах, неуклюжести медведя в «Теремке», наглости Козы-дерезы…
Нет, не думайте, восприятие мира у меня развивалось без отклонений, тем более, что были персонажи, которым хотелось подражать – другой Петушок, который прогнал лису из заячьей избушки; Комарик, храбро бросившийся на паука; Колибри, не побоявшаяся дружить с крокодилом… Дело в том, что у меня была уверенность, что все эти, плохие и хорошие, герои живут в том же мире, который окружает меня. Поэтому и примерял их поступки на себя.
С возрастом я узнал, что этих героев выдумали, наделив их человеческими качествами. Так же узнал, что кроме сказок существует художественная литература, где главные действующие лица – животные. Каштанка, Му-му, Белый Бим Чёрное Ухо, недопёсок Наполеон Третий, Серая Шейка, лисёнок Людвиг Четырнадцатый, Винни-Пух со своими друзьями и многие другие безраздельно принимали участие в становлении меня как личности. Переживая за их судьбы, я понимал: им сложнее отстаивать свою жизненную позицию в мире, где царём природы человек назначил себя.
Причём, чем больше человеческих качеств приписывается животным, тем  сложнее им приходится на страницах книг. Вспомните трусливых зайцев, пришедших топиться на болото и понявших, что кому-то живётся ещё труднее. А лягушка-путешественница? А гадкий утёнок? Герои с нелёгкой судьбой вынуждены принимать ответственное решение. И выбор получается разным, как у людей.
Многие произведения экранизировали. Я взахлёб смотрел сериалы «Лэсси», «Флиппер», «Четыре танкиста и собака»… Нравилась находчивость двух шимпанзе из фильма «Приключения Донни и Микки», непревзойдённый юмор всё того же Кота-в-сапогах (изменился таки взгляд на героя с годами) и многое другое.
Есть три книги, которые меня потрясли.
«Домино» Сетон-Томпсона – история лиса, столь насыщенная драматическими событиями, что хватило бы ни на одну человеческую судьбу. К слову сказать, у Сетон-Томпсона каждый герой его многочисленных рассказов – личность, достойная уважения и подражания.
«Чайка Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха – философская сказка, заставляющая задуматься над смыслом жизни. Все мы рождены умеющими летать, но каждому из нас что-то мешает осуществить эту мечту.
И «Белый Клык» Джека Лондона – реальная история волка. Не важно, какую ты шкуру носишь, важно – какое у тебя сердце!
Будучи уже взрослым, я часто задумывался и выпускал на волю разные «почему».
Почему так завораживают произведения с животными? Видимо, люди не до конца проникли в природу поступков животных, и эти поступки неизменно вызывают удивление, восхищение и, в некотором роде, стыд. Вот, слабое, бессловесное существо смогло, а где же были всемогущие люди?
Ещё одно «почему» – действительно ли животным присущи человеческие качества, которыми наделяют их авторы? Не бывает злой собаки – есть злой хозяин. Животные адаптируются под поведение людей. На доброе к себе отношение они никогда не могут ответить агрессией. Даже в природе дикие (только человек мог придумать это слово) животные не нападают сами без провокационных действий человека.
Обладают ли животные человеческими чувствами? Ведь не они же пишут книги, а люди. Лично у меня возникло парадоксальное мнение: это не животные обладают нашими качествами, это мы у них переняли в ходе эволюции. К сожалению, лишь частично. У нас произошло смешение и смещение этих чувств. Прежде, чем совершить поступок, мы подвергаем себя сомнениям, размышляем о последствиях. Этого нет у животных – они сразу реагируют адекватно ситуации. Именно это и является импонирующим моментом и вызывает немалый (а главное, неподдельный) интерес к произведениям о животных. Заметили, я не сказал: где животные являются главными героями? Они всегда главные и притягиваю к себе внимание.

P.S. Я невольно обошёл вниманием многих и многих героев-животных. Надеюсь, в предстоящем конкурсе мы увидим много серьёзных и вдумчивых работ, в которых животные являются настоящими героями и хозяевами своей судьбы!

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ УЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2014
Свидетельство о публикации №214012901798


 
Обсуждение  http://proza.ru/comments.html?2014/01/29/1798