За мостом граница с Украиной

Татьяна Завадская
Вот за этим стратегическим мостом через Десну начинается граница с Украиной. Моя милая Брянщина впитала в себя национальные традиции, языки и образ жизни трёх братских народов России, Украины и Белоруссии. Я побывала за свою жизнь  во многих уголках нашей необъятной Родины. Но уже по разговору безошибочно определяла своих земляков. Как бы ни старался человек по жизни следить за своей речью, диалект местности, где он вырос, всё равно временами даёт о себе знать.
Я родилась и  выросла в небольшом районном городке  Унеча. При строительстве Полесской железной дороги в XIX веке  был заложен крупный железнодорожный узел между Брянском и Гомелем – станция Унеча. Она располагается ровно на середине этого пути. Было построено  паровозное депо, а потом и другие инфраструктуры отрасли. До сих пор Унеча является вторым по величине железнодорожным узлом после Брянска.
И вот на мою малую Родину со всех приграничных районов  двинулся поток людей в поисках работы и лучшей доли. Сюда же в 1933 году, спасаясь от голода в Украине, приехал с женой и трёхгодовалой дочкой  мой дед Гордей. Эта маленькая девочка станет моей мамой.
У нас в семье есть представители  и братского народа Белоруссии. Никогда мы не делились по национальному признаку.
Ездили к родственникам в Николаев, купались в Южном Буге. На теплоходе посещали Очаков, привозя оттуда ракушки и медуз. И даже попугай, купленный на рынке в Николаеве, смешил нас своей русско-украинской речью.
И поездки в Киево-Печёрские лавры, и посещение святых мест в Чернигове, и встречи с милыми родственниками в городе Щорсе Черниговской области оставляли всегда в душе тёплые чувства. Кстати,  в Унече стоит памятник этому легендарному человеку, украинцу по национальности. Именно в Унече Николай Александрович Щорс сформировал Богунский революционный полк.
А теперь вот рыбаки вздыхают и не знают, стоит ли ехать на Десну в район станции Витемля, где стоит этот великолепный мост. Уже в 90-е годы украинцы разобрали железную дорогу за  мостом. Рыбаков и любителей грибов часто забирали  появляющиеся, как из-под земли, украинские пограничники.
А в советские времена через этот мост шли поезда Орша-Харьков, Орша – Донецк,  Унеча – Хутор- Михайловский, непрерывным потоком двигались грузовые составы.
Так что уже в 90-е годы, когда исчезла эта железная дорога, началось противостояние политиков, пытающихся разделить наши народы, посеять недоверие и вражду.
Сейчас часто слышу, что украинцы, проживающие на своей Родине, поссорились с родственниками в России из-за непонимания,  происходящего в Украине. Информация, которая противоречива и выливается потоком на их и без того страдающие головы, не всегда правдива. Поэтому в конце я хочу только сказать:
- Прислушайтесь к зову своего сердца. Неужели наши дети, смешанные братской кровью, должны поднять оружие друг против друга?  Нам нечего делить. Нам надо объединяться,  строить опять железные дороги и налаживать тот союз, который существовал и был уничтожен в Беловежской пуще, как теперь говорят пьяными руководителями наших государств, не смотря на волеизъявление народа. Ведь мы с вами тогда проголосовали за единство наших народов. А кучка тёмных политиканов приведёт только к хаосу и дальнейшему обнищанию народа. Только в союзе мы – сила.

Фото автора. Мост в районе ст. Витемля