Кто ковал шлем Александру Невскому?

Лариса Студеникина
               
                Под покровительством бога Сварога

     В Московской Оружейной палате хранится шлем Александра Невского. Величественный головной убор истинного воина, увенчанный исполненным золотом растительным орнаментом,  жемчугом и драгоценными камнями (всего на шлеме 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов). Но кто же автор этого поистине «ерихонского» шедевра – до сих пор неизвестно. Да и арабская вязь среди традиционно русских рисунков, христианского образа архистратига Михаила на носовой стрелке, гласит: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (стих 13 61-ой суры Корана), вызывая недоумение у всех, кто когда-либо пытался разгадать её тайну.

     Согласно легенде, шлем Александра Невского  в XVII веке был приукрашен и поднесен царю Михаилу Федоровичу. Придворный мастер Никита Д. дополнил его драгоценными камнями. После реставрации шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича».

     Русские монархи со времен Ивана Грозного сравнивали себя с Иисусом Навином, победившим Иерихон. Но мог ли православный мастер начертать на шлеме арабскую вязь? Вряд ли.

     В XX веке историки подвергли шлем различным экспертизам и объявили, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда и арабские надписи) в XVII веке. Затем каким-то образом шлем оказался у Михаила Федоровича. Спрашивается, зачем привозить красный булат с Востока, если у самих железа не перековать, а мастеров – целые слободы, и каждый готов отличиться для любимого князя. Да, и никто из экспертов не объясняет,  почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо». По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало мудрецов, знавших чужеземные тайны.

     Арабская вязь украшала не только шлем Александра Невского, но так же присутствовала на шлеме Ивана Грозного,  других родовитых персон средневековой Руси. Возможно ли, чтобы вооцерквленные христиане  водружали на свои венценосные головы мусульманские символы, не глядя? Царственные особы и другие владельцы «ерихонских шапок» не могли не знать, что у них «на лбу написано», равно как и о происхождении надписей. Что же заставляло русских князей, христиан, поклоняться арабской вязи, до сих пор остается загадкой.

     "Восточный орнамент с растительными мотивами"- так описывает изделие метр Оружейной палаты Ф. Мишуков и отдает авторство златокузнецу «Н.Д.», совершенно не поясняя,  почему он решил, что  шлем изготовил  именно этот мастер, ведь на шлеме  нет ни имени Никиты Д., ни какого-либо другого имени.

     Для того, чтобы хоть чуточку приоткрыть завесу тайны над загадочным артефактом, обратимся к истории кузнечного дела. Холодная ковка возникла у индейцев Северной и Южной Америки до 16 века до н.э. Позже, в 4-3 вв. до н.э.  появилась горячая ковка: в Иране, Месопотамии, Египте. Древние кузнецы работали с особым видом сырья — болотной рудой, сохранившей промышленное значение вплоть до XVIII в. Болотная (озерная, дерновая, луговая) руда — бурый железняк органического происхождения (железистые отложения на корневищах болотных растений) — содержит от 18 до 40 % железа (черного оксида). Формула этого вещества  2Fe2O3-3H2O.5  По своим технологическим качествам болотная руда была наиболее подходящим сырьем для примитивной металлургии, так как восстановление железа из руды начиналось при температуре всего  400°.

     Все русские земли, на которых жили древние племена, а позднее раскинулись русские княжества, лежали на рудных месторождениях, и кузнецы повсеместно были обеспечены сырьем. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. По внешнему виду болотная руда представляла собой плотные тяжелые землистые комья красно-рыжего цвета и залегала в земле слоями около 30 см толщиной, иногда выдаваясь из берегов рек или озер. На дне болот и в озерах ее разведывали  шестом-щупом («рожном»), а добывали с плотов или лодок черпаками с длинной рукоятью. Добыча  железной руды  производилась в августе, затем ее сушили, обжигали на кострах, а осенью или зимой приступали к выплавке.

     Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога.

     В средние века кузнечное дело вышло на высокий уровень. В Новгороде и Москве возникли кузнечные корпорации, кузнецы селились «артелями», образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице).

      Таким образом, шлем ковали на территории  русских земель, но мастера, не иначе как потомственные,  тщательно скрывали свое родовое происхождение.

      В 15-19 вв. кузнечное ремесло в России специализировалось, например фонари, ограды, решётки, ворота ковали лучше в Петербурге (Царское село) и Верее.
      
    
                «Черный Смит» и первые металлурги

     По официальной версии, кузнечное дело возникло у индейцев Северной и Южной Америки примерно в 16 веке до нашей эры. Но тогда между словами «кузнец, кузнь, казнь, ковать, ковка, кузница» в английском языке должны были сохраниться общие корни. Что же на самом деле? В английском переводе слово «кузнец» – это «Черный Смит» - «black smith», что свидетельствует лишь об отголосках работорговли, с которой в Америку и англоязычные страны поступали  кованые изделия. В Древней Греции мы так же не находим исторических корней кузнечного дела, на греческий язык слово «кузнец» переводится как «металлург». Черкесы снаряжали торговые караваны по всему миру, продавая, в том числе, и булат, но и в языках коренных кавказских народов не прослеживается такая тесная коренная связь вышеназванных слов, как в русском языке. Словом «кузнь» на Руси назывались все металлические изделия – дело рук кузнеца, а кузнецами - мастера по металлу. Причем, в древности гласные буквы в словах опускались, согласные разделялись твердым знаком, и прочитать слово «къзънь» можно было и как «кузнь», и как «казнь», и как «казна».   

     Археологи нашли на всей территории России немало  курганов дославянского происхождения. С антропологической точки зрения древние заселения Московской и прилегающих областей в так называемый курганный период свидетельствовали о том, что население средней России было представлено людьми, а не человекообразными существами. Это были очень умелые, смекалистые, сильные люди, и даже фенотипически немного отличались от современного человека формой головы и крепостью скелета. В их курганах археологи нашли изделия из кожи и ткани, как грубой, так и парчи, медные перстни и проволоку, другие изделия из металла, бубенчики, минералы, стеклянные бусы. Об этом свидетельствовал русский антрополог А.П. Богданов в своем научном труде «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии», вышедшем в Москве в 1867 году.

     Наряду с перечисленными находками, в захоронениях были найдены горшки из черной глины, по-видимому, окрашенной оксидом железа. 

     Недалеко от г. Вереи, в селе Крымское,  в 19 веке проводил раскопки известный Анатолий Богданов. Курганы в этой местности песчаные, и многих из них еще не коснулась археологическая наука.

                Египетские «кузни», или почему утонул фараон

     Вернемся к дате, упоминаемой в официальных источниках, и посмотрим, какие события сопутствовали 16 веку до нашей эры. Обнаружим сразу, что примерно этим временем датируется  потоп, указанный в библейском повествовании, как Всемирный. Но такой ли уж «всемирный», если в Египте, как утверждают археологи,  нет захороненных один над другим городов, как в Месопотамии, вследствие чего историкам очень трудно определить, какой фараон или какой памятник существовал раньше другого.   

     Следовательно, потоп был не «Всемирный», и, возможно, не единственный,  во всем мире произошло несколько потопов, в том числе и на Русской равнине.

     Наиболее вероятной причиной представляется вскрытие природных хранилищ пресной воды, находившихся под железорудными месторождениями. Как только первые люди научились добывать болотную руду и получили первые металлические изделия, они стали добывать руду повсеместно и нарушили естественную защиту подземных водных хранилищ. Вода хлынула и затопила сушу. И, возможно, впервые это произошло на Русской равнине, из которой во все концы света потянулись мастера по металлу со своими знаниями и умениями. Пришли они и в Месопотамию, из которой затем – накануне библейского потопа – в Египет. Только в этом случае смекалистые «кузнецы» долины Ефрата и Тигра могли предвидеть потоп и уйти из Месопотамии в Египет накануне потопа.

      Историк И.А. Крывелев в своей книге «Раскопки в «библейских» странах» пишет о том, что во времена правления фараона Тутмоса одно небольшое племя (семья) без определенной национальности попросила приюта у египетского владыки. На стенах древнеегипетских сооружений сохранились изображения труда белокожих людей под присмотром африканских слуг фараона, но нигде не назывались они рабами.

      Прошло 400 лет, и плодовитое племя, работавшее на фараона,  размножилось до двухмиллионного населения. Вместе со строителями работали и мастера по металлу, они изготовляли замки и петли для ворот. По всей вероятности, умные кузнецы получили предостережение от своих предков, и если бы добыча металла в Египте не прекратилась, он разделил бы участь ушедшей под воду Месопотамии. Но фараон не хотел отпускать работников, пожелавших покинуть Египет. Тогда под предводительством Моисея египетские рудокопы пошли на хитрость. Они пригрозили фараону бедствиями, которые Господь нашлет на Египет. Когда фараон отказался отпустить работников, свершилась первая «казнь» египетская – воды Нила окрасились в красный цвет. Известно, что бурый, красноватый,  цвет воды появляется при подъеме рек, если по берегам расположены рудные месторождения. Например, река Руть (старое название Рудь) под Вереей всегда словно окрашена в красно-бурый цвет из-за руды. Вторая и последующие «казни» являлись лишь следствием предыдущих, и Моисей умело «предсказывал» их фараону. Когда же число их дошло до десяти, фараон, наконец, поверил, и отпустил людей. И они пошли по болоту за Моисеем, в руках у которого был шест. Это говорит о том, что Моисей повел свой народ по тому пути, где рудокопы оставили нетронутыми запасы железной руды. Спустя некоторое время  фараон раскрыл хитрость Моисея, но догнать и вернуть людей не сумел, потому что не знал, где можно было пройти по руде, и повел свое войско по болоту, утопив его в болотной трясине.       
               
                Боги небес и земли

     Это были «люди из шема». В шумерских текстах они именуются «богами небес и земли». Слово «шем» (shem) переводится обычно как «имя» и в библейских текстах встречается в сказаниях об «издревле славных людях». В соответствии с достоверными исследованиями, слово «шем» изначально происходит от слова «шамах», что в переводе означает «то, что в вышине», следовательно, его можно перевести, как головной убор славного воина.  И даже целиком – облачение славных воинов. Это латы, шлемы, щиты, словом, металлические изделия,  которые делают воина неуязвимым. «Люди из шема» - воины, снявшие свое воинское облачение. О наличии металла в облачениях древнего воина – «бога небес и земли» - свидетельствуют рельефные оттиски, изображающие «богов» внутри конусообразных камер – «шлемов». Откуда же в слове «шлем» появилась буква «л»?   В результате раскопок в Месопотамии и Сирии оказалось, что корень «эл» входил в состав имен большого количества месопотамских и сирийских богов (множественная форма – Элохим), а имена шумерских богов очень близки к человеческим именам, упоминаемым в Ветхом завете. Следовательно, «богами небес и земли» в древнем Шумере называли людей в металлическом воинском облачении, а буква «л» закрепилась в слове «шлем» в память об этих «богах».  Откуда же пришли в Шумер эти боги? При том, что пришли они в Шумер тогда, когда во всей Месопотамии, Африке и Америке кузнечное дело еще не упоминалось.

     И здесь мы подошли к самому главному вопросу. Чью Родину защищали русские цари, водружая на  головы безымянные шлемы, невзирая на Коран, языческие и христианские символы?  Дмитрий Донской,  Иоанн Васильевич, и даже поэт Александр Пушкин указывают нам на величественный, славный коренной народ, населявший русские равнины, когда здесь еще не было славян, кривичей, вятичей, исчезнувший под сенью древних курганов. Именно на кургане, под Рязанью, князь Дмитрий Донской сажает сосну после победы в Куликовской битве, подчеркивая свою благодарную память о коренном курганном народе, обучившем весь мир кузнечному ремеслу. В 1569 году царь Иоанн Васильевич, назвав Святою Синичью гору под Псковым, указывает устроить алтарь на вершине холма, на том самом месте, где росла сосна «с явленною иконой Одигитрии». И не те же ли курганы не давали покоя экс-президенту США  Эйзенхауэру, который просил в 1956 году, чтобы спилили сосну, мешавшую ему играть в гольф… Сосна эта стоит на месте до сих пор.

     Но только если русские цари укрепляли памятью безымянных предков свои венценосные головы, нынешние князьки превращают древние земли в делянки добычи недр. Конечно, согласно  А.П. Богданову,  «не курганные предки дают право народу на уважение, могут унизить или возвысить русский народ и ход его истории», но та глубокая духовная сила коренного народа русских равнин,  которая была святыней для всех русских царей.

     Кстати, если следовать русскоязычной общности слов, связанных с кузнечным делом, то  родовые корни прародителя А.С.Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее («эритрея» в греческом переводе означает «красный»), следовало бы искать не в Лого Чова, а в Лого Кузаи около Хазому на длинной прибрежной верее.