8 дней в Париже или Приключения россиянки

Лариса Аристова
Записки от Лариски

«Восемь дней в Париже, или приключения россиянки»

Начну с того, что столица Франции манила меня с самого детства.. В школе, когда наш класс разделили на две группы для изучения  иностранных языков, я пошла во «французскую». А когда я стала подрастать, и перегнала по росту старшую сестренку, она стала (любя, конечно) называть меня «Эйфелевой башней»… Когда мне попадали в руки книги Александра Дюма, я, с восторгом читала о приключениях мушкетеров… В общем, все мои одноклассники, а позже однокурсники знали: Лариса мечтает о Париже… Однажды даже стишок придумался:

Я фанерой над Парижем
Полетаю, покручусь,
Хоть одним глазком поближе
На него я подивлюсь…

Упаду там на француза
s'et la vie, mon cher ami,
И вернусь домой, Тулуза
Завтра жди меня в любви!

А фанерку в антресоль я
Потихоньку положу,
Что летаю на ней часто
Никому я не скажу!))))

Короче, наконец-то все сложилось! Я полетела в Париж!!!!!!

Отправляясь в Париж, я рисовала себе картинки, как буду не спеша прогуливаться по узким Парижским улочкам, вечером сидеть в кафе с видом на мерцающую Эйфелеву башню и пить ароматный кофе с чудесной французской выпечкой… Буду слушать волнующе-музыкальную французскую речь. Пройдусь по каменным мостовым, которые помнят шаги Виктора Гюго и Хемингуэя, загляну в окна, которые смотрели на Наполеона, буду отражаться в зеркале, которое видело королей и королев… Вот так бы мне хотелось сблизиться с Парижем, узнать его улицы и жителей, затеряться среди них, даже поплавать по Сене… А еще волшебства добавляло время поездки – перед рождеством.
Но, к сожалению, слово «бродить» для меня стало иметь новый смысл.
  В первый же день, сразу из аэропорта мы отправились в обзорную автобусную экскурсию. Парижский декабрь – это примерно наш сентябрь, когда уже деревья пожелтели, но днем воздух еще прогревается. Парижанки позволяют себе в декабре носить туфельки. Частенько можно было увидеть даму в шубке и туфлях, а молодежь в футболке с коротким рукавом, и в вязаном шарфе и шапочке.
Нас провезли по знаковым местам города: Лувр, Елисейские поля, Опера, Дом инвалидов, через Новый мост (а на деле – самый старый) к острову Сите - колыбели Парижа.
Наш экскурсовод, милейшая женщина (бывшая соотечественница), пела чудесным соловьем, а я во все глаза смотрела за окно автобуса. Первое впечатление – Париж напоминает наш Питер, архитектура исторического центра  как-то перекликается с Питерским центром. Взглядом выхватываю узнаваемые места. Улицы на самом деле узкие, но наш большой автобус спокойно пропускают, никто не сигналит и не нервничает. На небольшой площадке толпится народ, там идет свадебная фотосессия. Молодожены японцы или корейцы (ну не различаю я их) позируют на камеру. Невеста с длинным шлейфом фаты счастливо улыбается, жених поддерживает ее под руку. Даже позавидовала им немного, свадьба в Париже, это так романтично… На короткой остановке возле Эйфелевой башни, пытаюсь уловить и запомнить запах Парижа… И не понимаю, кажется воздух ничем не пахнет, он просто чистый.

Отели

Парижские отели в центральной части города достойны отдельного описания. Я опущу такие отели как «Лувр» и «Вестминстер» и другие «пятерки», одна ночь в которых обходится в полторы-две тысячи евро… А расскажу про бюджетные «трешечки», которые наши туристы предпочитают за их месторасположение, и приходят туда только переночевать. Вот и наш отельчик «Эжени» из этих же бюджетных.
Во всех отелях винтовые лестницы, шириной метр-полтора. Пока ты один поднимаешься или спускаешься все в порядке, но если вдруг тебе навстречу кто-то решил двигаться, сразу встает вопрос -  куда деваться? Нет, конечно же я утрирую, разойтись можно, но как-то уж очень узковато… Да, можно подняться и спуститься в лифте, но это тоже для тех, кто не страдает клаустрофобией, потому, что он рассчитан на 2 персоны максимум. Та же песня и про номера. 2-х местный стандарт, в который нас поселили, представляет собой комнатку примерно в 8 квадратов, две кровати сдвинуты посередине, и сантиметров по тридцать с каждой стороны для прохода. Крохотный шкафчик, столик, а стульчик уже выдвинуть некуда. Помещение туалета примерно в таком же формате. (Вот сейчас моя курганская «хрущевочка» мне показалась королевскими апартаментами)))))))))))
И все равно, при такой скромности в квадратных метрах, здесь достаточно мило и уютно.
Нет батареи центрального отопления, зато над окнами встроенные тепловые завесы, температуру можно задать любую. За окном, небольшая выносная решетка с цветами. Водоснабжение в Париже разделено на питьевое и техническое. И в отелях из крана течет артезианская вода, которую можно смело пить. Да, и самое главное, что меня умилило: это французский флаг на углу отеля! Французы - большие патриоты!
Мы, вместе с моей компаньонкой Леночкой посмотрев нашу «обязательную программу», решили, что этого мало… Она уже в шестой раз приехала в Париж, очень неплохо здесь ориентируется, и составила для нас список мест, в которых мы непременно должны побывать в столице Франции. Вот с ней слово «прогуляться» превратилось в «пробежаться», все потому, что время наше очень ограничено, а Лена хотела показать мне город немножко изнутри.
Хочу оговориться, что прелести ночной жизни в районе Пигаль, канкан в мюзик-холлах и кабаре, таких, как «Мулен Руж» меня не привлекали, да и растущий курс евро не позволял отобедать хоть раз в знаменитом «Максим’cе» или «Фуке», где сиживал за столиком Хемингуэй.


Экскурсия по Сене

Вечером нас ожидает еще одна экскурсия – на катере по Сене. Начинается она как раз у подножия Эйфелевой башни.
 На современном катерке в спинки сидений вмонтированы трубки с аудио-гидом, выбираем «RUSS», и слушая исторические справки о местах, где проплываем, несемся по Сене под многочисленными мостами. Все замки на набережной красиво подсвечены, и ощущение нереальности происходящего никак меня не отпускает.
Мимо проплывает мрачноватый замок под названием «Консьержери». Возведенный еще во время правления Филиппа Красивого, Консьержери знавал и веселые разгульные дни, когда в обширную королевскую столовую (ныне носящую имя «Зала жандармерии») повара подавали бесчисленную череду блюд для тысячи разодетых вельмож. Сменились времена, и с XVI века здание стало государственной тюрьмой. Теперь любое упоминание «Консьержери» вызывает в памяти времена Французской революции. Дело в том, что в те горячие дни камеры замка были заполнены сотнями граждан, которые проводили здесь свои последние часы, прежде чем подняться на помост с гильотиной. Всех их уравнивала близкая встреча с палачом, который не знал снисхождения и к королям.
Аудио-гид повествует о названиях башен: одну из них прозвали «Болтушка», я улыбнулась ровно на секунду, дальше мне разъяснили происхождение этого названия…
В этой башне были камеры пыток, и в результате их применения, «развязывался язык» любого горожанина…
Дальше плывем мимо «колыбели Парижа» – острова Сите. Именно здесь, на острове, местное галльское племя паризиев (от его названия, естественно, и произошло имя французской столицы) заложило первые кварталы будущего Парижа. Остров Сите (что означает всего-навсего «город») был укреплен и привязан к берегам мостами, порт углублен, и, если начать, по выражению археологов, снимать один культурный слой за другим, то там найдутся развалины терм, арен, которыми можно сейчас полюбоваться на левом берегу Сены.  Этот остров, напоминает большой корабль, обращенный носом на запад. Говорят, что изображение судна на древнем гербе Парижа появилось именно из-за сходства острова Сите с кораблем... Среди многочисленных колоколен, непонятно как уместившихся на островке, призрачным великаном высится Нотр-Дам де Пари, известный у нас как Собор Парижской Богоматери.
Наш катерок возвращается к пристани возле Эйфелевой башни, которая вечерами в начале каждого часа начинает переливаться бриллиантовым светом, в дополнение к основной подсветке. И вот, только сейчас, я уловила запах вечернего Парижа – запах жареных каштанов.
 
Эйфелева башня

Когда я любовалась ажурной башней, стоя у ее подножия, мне и в голову не приходило что-то критиковать. Эта башня, названная по имени своего создателя Эйфеля, - несомненное чудо инженерной мысли, достойное украшение Всемирной выставки 1889 года. Однако вокруг этого самого высокого по тем временам сооружения в мире разразился, как известно, настоящий скандал. Не могу удержаться, чтобы не процитировать один документ.
«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»
Этот протест подписали композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан и многие другие выдающиеся люди. Эйфелева башня создавалась в годы промышленной революции, когда инженерная мысль вторгалась в искусство, стараясь преобразовать его в духе времени... 
Хотя Эйфелева башня сооружалась как временная, и ее не раз собирались сносить, теперь этот символ Парижа размножен в миллионах значков и открыток, и на ее лифтах ежегодно поднимается более пяти миллионов туристов...
Я стою у подножия башни и наблюдаю, как суетятся вокруг продавцы сувениров, как толпы иностранцев стремятся сфотографироваться на ее фоне - это простительно обычным смертным, если и цари, императоры и президенты, поднимались на башню и фотографировались там.

Собор Парижской богоматери

Утром следующего дня я стояла на площади перед собором Нотр-Дам. Описать его лучше, чем это сделал Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери», - невозможно. Именно здесь когда-то танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой, отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло. По площади шествовали короли и королевы Франции, и чеканил шаг Наполеон, чтобы быть провозглашенным под готическими сводами собора императором. На соседней улочке есть небольшое кафе, которое называется, как вы думаете?.. Конечно же «Эсмеральда»! Площадь окружают старинные дома, (если рассказать французу о какой-нибудь старой русской церкви, сохранившейся с 18 века, он только снисходительно усмехнется). Это, конечно, самое древнее место в столице. На этой площади собора когда-то стоял древнеримский храм, затем христианская базилика, а «всего лишь» в 1163 году началось строительство Нотр-Дама.
А когда я вошла в небольшой круг, начертанный в центре площади - отсюда начинается отсчет расстояния по всем дорогам Франции, - я почувствовала и неохватность не только времени, но и пространства.
Заглянули мы и внутрь собора, прекрасные витражи, которым не одна сотня лет, радуют глаз яркостью и сочностью красок. Собор действующий, здесь проходят службы, даже есть настоящая исповедальня, да-да, та самая деревянная коробочка, в которой можно излить душу и покаяться в грехах, и если повезет получить их отпущение …

Провинция Шампань

Следующие три дня наша группа посвятила выезду в провинцию Шампань, с посещением самых знаменитых домов и погребов шампанского, и, конечно же, с дегустациями. Название провинции не просто говорящее, а кричащее о том, где началось производство шампанского.
Отсюда родом был тот самый монах Дом Периньон, который и придумал процесс производства. Настоящим Шампанским может называться только то вино, которое произведено в этой провинции. А тот напиток, которым в России величают «шампанским» - просто игристое вино. И здесь, в провинции Шампань, я поняла, что наше российское игристое я больше не хочу пить. НИКОГДА))))
В совершенно игрушечные сказочно-пряничные городки Труа и Реймс я просто влюбилась. Чудесные витрины маленьких магазинчиков, украшены рождественскими фигурками. Возле каждой такой витрины я могла бы стоять часами словно ребенок, и ее разглядывать. Теперь у меня было ощущение, что меня взяли за шкирку, и закинули в какую-то из сказок Шарля Перро.
Каждый камень здесь дышит историей, узенькие дома, плотно стоящие друг к другу ни одному французу не придет в голову снести, и построить современный гостиничный комплекс или коттеджи для «небедной» части населения. 
А вечером мы с Леной гуляли по центральной улочке, на которой стоят в ряд рождественские лавочки, украшенные гирляндами и торгующие всякими сладостями, новогодними сувенирами и горячими напитками, что было очень кстати.  Вечерний Реймс продувается северным морским ветерком поэтому, мы купили свежеиспеченные вафли, которые при нас обмакнули в горячий шоколад, и по пластиковому стаканчику горячего согревающего грога. А потом, вместе с франко-говорящим потоком людей (и с огромным удовольствием), отправились гулять по близлежащим улочкам. Завершением ряда лавочек является небольшая карусель, словно срисованная со средневековой картинки, с лошадками, слонами, там сидят не только детишки но, и степенные французы. Чуть дальше в окружении толпы зрителей, жонглирует молодой парнишка, в его реквизите кроме десятков белых мячиков, еще и бутылки с водой. Брызги воды попадают на людей, стоящих в первых рядах, вызывая у тех щенячий восторг))) Мы встали подальше на всякий случай, нам хватает и свежего ветра, который хорошо бодрит…
На следующий день идем на экскурсию по Реймсу. Этот город в сердце Шампани издавна служил местом коронации французских королей, первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство.
Добираемся до Реймского собора, который в связи с реставрацией частично прикрыт сеткой.
Собор был построен около 817 года. Несколько раз перестраивавшийся собор погиб в пожаре в 1210 году. Строительство нового здания началось уже через год, и продолжалось до 1481 года. Средства на строительство поступали от духовенства и частных лиц. Каждый раз, слушая гида, меня поражает привязанность французов к своей истории. Нежное отношение к своим корням они сумели пронести до нашего времени.
 И вообще, слово «провинция» совершенно никакого отношения не имеет к нашим российским селам и деревням. А тем более к дорогам, ведущим в них. Не даром у меня все время ощущение пребывания в какой-то сказке…
Домики небольшие и большие ухожены, я бы сказала «улизаны», деревья красиво подстрижены, кругом чистота. В общем, провинция Шампань с ее виноградниками, погребами шампанских вин (дегустация этих самых вин), замками и соборами произвели на меня незабываемое впечатление…
Возвращаясь в Париж, я уже начинаю скучать по этим милым неспешным городкам…
Не буду больше умничать, и утомлять вас датами и цифрами, люди интересующиеся и без меня все узнают, а лучше, конечно своими глазами на все посмотреть… Расскажу о том, что меня удивило, поразило, впечатлило (короче оставило след в моей нежной душе)))

Парижское метро

По городу мы с Леной передвигались в основном на метро. Парижское метро – одно из самых «возрастных», там нет мозаики и лепнины, все просто  и функционально: спустился, поехал. Это достаточно экономичный и быстрый вид транспорта. Над перроном висит световое табло, сообщающее, сколько минут и секунд осталось до поезда…
Все бы хорошо, если бы не  некоторые «но», о которых нужно знать…
Во-первых, спускаясь в подземку, ты должен точно знать направление, в котором нужно двигаться. К примеру, в Московском или Питерском метро можно спуститься на станцию, а после сориентироваться по направлению. А в Париже спустившись, можно ехать только в одну сторону, т.е. возле входа висит табличка с названием конечной станции по этому направлению, ты достаешь карту и сверяешься с ней, если конечная не совпала, нужно внимательно осмотреться, и поискать другой спуск. Но у меня голова не болела, ведь со мной всегда была Лена, а точнее – я с ней.
Следующий момент: в наших вагонах двери открываются автоматически и синхронно, а здесь встречаются такие вагоны, в которых двери закрываются на такой маленький крючочек… я, не зная об этом, конечно растерялась… справа и слева двери распахнулись, а моя - ни-ни… Есть, также и автоматически открывающиеся, а еще есть с «волшебной» кнопочкой, но, про все это нужно знать!..
Один раз, мы стали свидетелями драки в метро, один парнишка набросился на другого, практически в метре от нас. Всего лишь через несколько секунд прибежали сотрудники подземки, а еще, буквально через пару минут вокруг стояли ребята из полиции.  Пареньков мигом растащили в разные стороны. Мой респект сотрудникам за оперативность. Ну и конечно, ребята, смотрите за своими вещами в метро!!!

Лувр

Конечно же, в Париже исполнилась моя детская мечта: я побывала в Лувре. Вооружившись картой, мы небольшой компанией отправились в музей. Идем вроде бы в нужном направлении, а Лувр никак не появляется…
Я, чтобы не повторять подвиг Сусанина решила обратиться за помощью к местным аборигенам. Выбрала из толпы прохожих приличного такого дядечку, и направилась к нему. «Месье, Лувр, сильвупле!» Месье замер с таким видом, словно какой-то зверек вдруг заговорил. Потом широко улыбнулся, и воскликнул «О, лё Лювре» и показал рукой, оказывается, мы не дошли всего пару домов…
Купив билетик, (кстати, по весьма доступной цене – всего 13 евро), молча протягиваю его контролерше, а она из своей будочки отвечает «спасибо». Как они нас опознают? Не понимаю… В Лувре я сумела обойти только несколько залов (по площади этот знаменитый музей занимает целый квартал).
Главная цель, конечно  же одна, и к ней ведут все указатели. Мона Лиза дель Джоконда, кисти великого Леонардо да Винчи. Когда подхожу поближе, вижу, что полотно совсем небольшое, меньше листа ватмана, но при этом – единственная картина в Лувре, которой отдали стену целиком, она защищена пуленепробиваемым стеклом, и еще дополнительно огорожена.. Вокруг картины в несколько плотных рядов стоят японцы (или корейцы?)одетые в одинаковые тёмные костюмчики. Издалека вглядываюсь в знакомые с детства черты Моны Лизы, стекло отсвечивает, и очень хочется подойти поближе, но увы, нельзя. Когда я попросила меня сфотографировать, иностранцы деликатно расступились (все-таки это японцы). Теперь у меня на память осталось фото: я и ОНА, тет-а-тет.
Кстати, порядки в Лувре вполне демократичные, можно присесть и выпить водички, даже схомячить конфетку, можно фотографировать, никто не требует дополнительной оплаты, только подойдут тихонько, и попросят выключить фотовспышку. Обойти все залы за одно посещение просто нереально, даже если прийти сюда с раннего утра.
В одном из залов древней Греции, прямо на полу сидят несколько подростков с небольшими подставочками типа мольбертов, и делают зарисовки карандашом. В годы моей учебы в художке, даже в голову никому не могло прийти, что вот так, в Лувре, можно расположиться на полу и рисовать с натуры. Я только слюну сглотила от зависти, и пошла дальше - искать Венеру Милосскую…))))))

Фонтенбло и Версаль

Если у вас будет возможность, обязательно возьмите выездные экскурсии в Фонтенбло и Версаль.
Замок Фонтенбло находится в 40 км от Парижа, туда нас повезли на туристическом автобусе. В очередной раз поразили дороги, правильнее сказать, национальные автострады. В настоящее время золотые ворота – это главный вход в замок. Ранее на этом месте находился старинный монастырь, основанный Людовиком Святым.
Замок Фонтенбло был одной из излюбленных резиденций французских королей. Он располагается посреди леса, площадь которого составляет 17 га. В лесу водилось много зверья, и охота всегда была удачной, поэтому французские короли приезжали сюда часто; с удовольствием улучшали архитектурный облик замка и его внутреннее убранство. В результате этого сложилось многообразие дворов и зданий, представляющих широкую панораму архитектурных и декоративных стилей.
Дорожки двора, мощёные крупными камнями, оказались достаточно непростыми для быстрого передвижения. В парке, на ровненько подстриженном газоне местные школьники играют в футбол, чему я была очень удивлена. Возможно, что они вышли размяться после экскурсии, никто не шумит, и детей не прогоняет. И, как правильно, на мой взгляд, что детей в таком нежном возрасте знакомят с историей страны, дают возможность увидеть и прикоснуться к прекрасному.
Здесь всё как-то по-домашнему, без помпы. Внутри - бюсты короля и королевы Франции. Пол – мраморный с рисунком. Слева и справа – балконы без излишних украшений. Место на них отводилось музыкантам и певцам. Конечно же, замок Фонтенбло нужно смотреть до посещения Версаля. При этом не теряется его обаятельная скромность.
Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, — это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции. Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. 
В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру и величию в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать «Король-Солнце», историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, которые с ним связаны, поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.
Людовик XIV, второй в этом мире после бога, был главой чрезвычайно могущественного государства. Его подъемы и отходы ко сну, приходы и уходы были расписаны по минутам и строго закреплены в королевских церемониях, присутствие на которых было высокой честью, которой его придворные жаждали удостоиться.
Версаль был штаб-квартирой для всех государственных деяний, поэтому весь двор, состоящий приблизительно из 3500 человек, одновременно жил во дворце (согласно современным представлениям, в антисанитарных условиях).
Сооружение замка началось в 1664г. и, по существу, длилось до самой смерти Людовика XIV в 1715г., после чего он некоторое время стоял покинутым, пока в 1772г. здесь не поселился Людовик XV. Дворец оставался королевской резиденцией вплоть до Французской революции 1789г., когда его прекрасная мебель была распродана, а бесценные картины отправились на хранение Лувр. Настоящая реставрация началась только в период между двумя мировыми войнами, но сегодня она осуществляется гораздо быстрее, чем раньше, а руководство дворца постоянно занимается поисками на аукционах подлинных предметов мебели эпохи Людовика XV. Залы, которые сейчас можно осмотреть, носят название «Официальные апартаменты», поскольку они использовались для официальных королевских приемов и аудиенций. Отсюда вереница позолоченных гостиных ведет к тронному залу и сверкающей Зеркальной галерее, где после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор.
В Версале можно потратить целый день, даже если вы будете просто бродить по его прекрасному парку. К большому моему сожалению, наша экскурсия очень сжата по времени. После выхода из дворца, наша гид сообщила: там - сувенирные лавки, там - парк, через 40 минут встречаемся в автобусе…((( В парке мы промчалась (как праздничные кони) по ближайшим аллеям, конечно весной и летом, когда все в пышных цветах здесь еще красивее. Но и в декабре все кустарники и газоны идеально подстрижены.
Дальше мы обнаружили еще некоторые свидетельства королевских увлечений — это дворец в итальянском стиле Большой Трианон, для «сельского отдыха» Людовика XIV, и также более скромный Малый Трианон, построенный для любовницы Людовика XV, мадам де Помпадур. 
Возвращаясь в Париж, мы проезжаем по туннелю, в котором погибла принцесса Диана. Рядом памятник в виде факела. Первоначально, после трагического происшествия та колонна, которая прервала жизнь Дианы, была отмечена надписями и цветами, а сейчас она ничем не отличается от остальных, чтобы не отвлекать водителей, проезжающих на скорости.

Еда

К сожалению, съездить в тур «Париж гастрономический» мне не грозит, столько мне не заработать. Покушать вкусненько я люблю, а еда в Париже стоит очень прилично. Конечно утреннего завтрака, который включен в стоимость проживания, на целый день не хватало, хотя чудесные круассаны и чашка крепкого кофе задавали с утра хорошее настроение.
Перекусывали мы почти всегда на бегу, в недорогих забегаловках быстрого питания. Был забавный случай, когда одна девушка из нашей группы случайно съела мою пиццу… Заказывать еще раз не было времени, и я рассмотрела в этом намек от вселенной: хватит питаться фаст-фудом. Наверно, если бы мне (словно студенту) не хотелось бы в Париже постоянно есть, мне бы и в голову не пришло специально на этом заострять внимание.
Очень вкусно мы с Леной покушали дважды. Один раз в Реймсе, в ресторанчике возле нашего отеля со смешным названием «3 бразильца».  За день мы  находились и достаточно промерзли, и вечером я стала нудеть, что мечтаю съесть горячую сосиску, и лучше с пивом. Ресторанчик с оригинальным дизайном (внутри он стилизован под пивоварню) оказался забит людьми. Нам тоже нашлось место в уголке. Мне принесли тарелку больше обычной раза в два с горячими сосисками, куском жареного мяса, а на гарнир тушеная капуста с вареным картофелем и литровую кружку чешского пива. Да, жизнь удалась…))))))))))) Рядом с нами сидела пара лет семидесяти, они передвигали одну кружку пива друг другу и беседовали. Так они сидели больше часа, просто общаясь. Во Франции принято ужинать в кафе, и по вечерам они все заполнены. Второй раз мы чудесно поужинали в Париже, в китайском ресторанчике. Лена с первого дня рассказывала, какая там вкусная утка, и не попасть туда было бы обидно. Точно сказать, что я там ела не могу, я просто пальцем показала на блюда, которые мне внешне понравились, но это было очень вкусно!))))))

Потеряшка

Потеряться я исхитрилась за день до отъезда. Моя Леночка вечером отправилась по магазинам за сувенирами и подарками, а я вдруг поняла, что у меня больше нет физических сил. Я направилась к автобусной остановке, и поехала отдыхать в отель. Не сориентировавшись, я вышла на пару остановок раньше. И тут со мной случился приступ «географического дебилизма»… Среди женоненавистников бытует мнение, что слабому полу присущ географический дебилизм — будто бы праправнучки Евы совершенно не ориентируются в пространстве. И вот теперь, выйдя из автобуса, я совершенно не понимала, куда мне идти.
 К тому же вечерний Париж очень отличается от того, каким я его видела в дневное время. Рождественские гирлянды, мчащиеся автомобили… Короче в голове - хаос и паника. И ведь понимаю, что я нахожусь очень близко. К счастью, я вовремя вспомнила совет наших гидов: всегда можно добраться до места на такси.
Все такси в Париже заметного желтого цвета, сверху стоит маячок, если он красный, значит, внутри есть пассажир,  желтый - машина едет на заказ, а если горит зеленый огонек, можно смело поднимать руку и останавливать такси. Наконец – то в потоке машин я увидела зеленый огонек, и подняла руку. Усевшись в машину, я просто протянула водителю карточку отеля, на которой есть его название и адрес. Водитель переспросил «Отель?» отвечаю «уи, месье». Он помолчал некоторое время, видимо не мог понять, зачем брать машину, если отель находится рядом. А когда он убедился, что вытряхиваться из салона я не собираюсь, вздохнул, и поехал. Через пару минут, я стояла у дверей своего отеля)))).


Обо всем

Подводя итог своего путешествия, просто перечислю, куда мы с Леной еще сходили. После официальной программы, уже поздним вечером мы поднялись на Монмартр.
Холм Монмартр — высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. На  холм мы поднимались по знаменитым лестницам. В наше время Монмартр наравне с Лувром и Эйфелевой башней является излюбленной целью туристов. Толпы туристов осаждают главным образом Сакре-Кёр и площадь Тертр. Сегодня он оккупирован художниками. Для меня побывать на Мормартре было практически «делом чести». Здесь в сувенирной лавочке я приобрела несколько постеров с видами Парижа, и сувенирчики на память о Франции.
Еще мы сходили на экскурсию в музей духов Фрагонард. Марка Фрагонард гордится своими южно-французскими корнями. Продукты самого высокого качества, создающиеся Домом Фрагонард, получили международное признание, но в России не продаются… Чудесные духи этой марки можно купить только во Франции.
Прокатились на колесе обозрений высотой 60 метров, с которого открывается великолепная перспектива, её выстраивали лучшие архитекторы Парижа на протяжении последних 200 лет.
Еще осмотрели десяток отелей, находящихся в исторической части Парижа. Рекламировать их не буду, их описание с фотографиями есть в каталогах.
Несколько раз забегали в «Галери Лафайет» - самый известный магазин в Париже. В стенах этого торгового комплекса, занимающего свыше 30 000 кв.м. торговых площадей, уютно расположились более 300 брендов, производящих мужскую и женскую одежду, обувь, аксессуары, а также товары для дома и детей. А для удобства покупателей действуют отличные кафе, рестораны, большой отдел продуктов, вина и деликатесов. В общем – это рай для шопоголиков!!!
В музей Жоржа Помпиду мы не попали, но посмотреть на него и погулять вокруг мы смогли. Это, бесспорно, жемчужина французского современного искусства. Парижане окрестили это место Помпизавром и Бобуром  благодаря слишком оригинальным формам и конструкции, ежегодно привлекаемыми миллионы туристов со всего мира. История создания необычного здания, похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический завод, не менее интересна самого его внешнего вида. Авторы хотели вынести все технические конструкции здания за его периметр, чтобы освободить максимальное количество полезной площади. Проект одобрили единодушно и уже 31 декабря 1977 года в полночь состоялось торжественное открытие нового музея. Под бой часов со здания сдернули скрывающие его ткани. Перед парижанами открылся монстр, все трубопроводы, эскалаторы и лифты, арматурные соединения находились снаружи. Водопроводные трубы выкрашены в зеленый цвет, вентиляция - в синий, электропроводка – в желтый, а лифты и эскалаторы – в красный.
Жители Парижа, находясь в шоковом состоянии, были уверены, что это ультра необычное здание совсем не походит на музей, даже на музей современного искусства. Консервативные парижане не желали мириться с тем, что Музей Жоржа Помпиду  будет портить архитектурный ансамбль изысканного города. Самые активные горожане устраивали даже пикеты возле строения. Но спустя несколько месяцев работы музея, это место стало излюбленным среди туристов и местных жителей. Парижане вскоре поняли, что этот центр не изуродовал город, а добавил ему современную изюминку.

Предвижу справедливый вопрос: как же я все это успела за 8 дней? Сама не знаю. За эти дни у меня прошла еще одна жизнь. Жизнь яркая, стремительная, пахнущая жареными каштанами и звучащая голосом Шарля Азнавура.


(Все справки мною позаимствованы в «Википедии», но клянусь, что нам рассказывали об этом-же!!! видимо Парижские экскурсоводы тоже к ней обращаются за информацией.)))))))