VI Тупики и обреченность идей гуманитарного общест

Виталий Розе 2
ТУПИКИ И ОБРЕЧЕННОСТЬ ИДЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ОБЩЕСТВА
Гуманизм и интеллектуализм (рационализм,либерализм) — центральные идеи, господствовавшие над людьми и над народами несколько веков, начиная с эпохи Возрождения, — и сегодня продолжают оставаться главенствующими, доминирующими.
Подавляющее большинство высоких и просвещенных умов пред этими идеями преклоняли головы и в их реализации видели залог прогресса и процветания человеческого общества.
Так было в прошлом, таково же, к сожалению, положение дел и сегодня. Человечество продолжает свое шествие «вверх по лестнице, ведущей вниз».
Почему это так? Дело в том, что эти идеи содержат в себе яд страшнейшего первородного греха, низринувшего человека с небес — греха гордыни.
Глубочайшее заблуждение гуманизма и интеллектуализма состоит в том, что в несовершенстве человеческого знания они видели единственный источник зла и считали, что достаточно «образовать и просветить» человека и общество, чтобы мир стал процветающим и счастливым.
Тем самым игнорировалась религиозная Истина о коренной поврежденности грехом всей человеческой природы, о том, что зло не есть простое невежество и отсутствие добра, что оно существует действительно, субстанционально, что оно активно присутствует во всех областях материального бытия, и прежде всего - в самом человеке!
Гуманизм — это попытка надменного человеческого разума самому, без БОГА, простым обучением и воспитанием добиться самоправедности и тем самым самоспасения. Этим опровергается главный постулат Христианства о невозможности самоспасения, о необходимости искупления греха падших чловеков невинным Искупителем! Поэтому нет для Церкви учений более чуждых, нежели учения о самоправедности и самоспасении, что как раз таки и составляет Пафос (центральный нерв!) идеологии Гуманистов.
По сути, те же самые пороки несет в себе и идеология либерализма, одного из ведущих течений и столбовых опор Гуманитарного (гражданского) общества.
Либеральная модель общества и экономики принципиально конфликтна, и этот конфликт (в рамках этой модели) - непреодолим!
Впервые этот конфликт явно проявился в годы великой депрессии, когда рухнула американская мечта об обществе, где каждый думает только о себе, а от этого хорошо всем.
Но и в благополучных ныне странах с развитой демократией либерального толка этот конфликт постоянно обнаруживает себя в том, что люди практически постоянно находятся в состоянии тревоги и беспокойства. Угроза потерять работу, должность, доход, престиж и другие тревоги вгоняют человека в состояние депрессии. Постоянная погоня за материальными благами, престижем, комфортом ведут к потере духовности, усугубляя последствия и без того мало радостных плодов либерального индивидуализма, приводя человека к классическому состоянию, характерному для греховной души: «Отвне нападения — внутри страхи».
Основная беда демократии, либеральной доктрины (доктрины материально-гуманитарного общества) — ее внутренняя патологичность, ущербность, ее полная неспособность решить проблему свободы — высшую и главную проблему человечества. Именно в этом суть краха идей французской буржуазной революции, суть краха идей эпохи просвещения.
Сегодня уже отчетливо осознается настоятельная необходимость расширить границы свободы человека за пределы, предлагаемые либеральной моделью западного образа жизни. Прежде всего, это:
• свобода от засилья культа силы, наживы, вседозволенности, всесилия денег;
• свобода от вечных страхов, беспокойств и унижений;
• свобода для солидарности, уважения, взаимопомощи, духовного совершенства.
Свобода для того, чтобы ВЕРА заняла снова подобающее ей Центральное Место, ибо развитие Духа должно являться (и является!) абсолютно приоритетной сферой человеческой деятельности. Для того, чтобы ВЕРА вернулась в школу, в семью, в культуру, в образование, стала вновь основой мысли и деятельности людей, ибо мир существует лишь постольку и и лишь для того, чтобы являться ареной Духовно- Нравственной деятельности всех Человеков и всех Народов.
Каковой же должна быть модель общества, чтобы разрешить этот онтологический конфликт?
Разрешается эта проблема только в рамках модели гражданского общества духовного типа или, как мы еще называем эту модель — в рамках Соборного Общества.
На чем же основана наша уверенность в том, что модель Соборного Общества снимает конфликт, присущий модели либерального общества, при этом не только не снижает свойственной либеральному обществу эффективности, но даже значительно увеличивает ее?
Эта уверенность зиждется на самой непоколебимой твердыне, из всех, которые только существуют в этом мире и Эта Твердыня — Обещания, данные людям Самим БОГОМ. Вот некоторые из них:
• «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного и Правды ЕГО и остальное приложится вам».
• « Я пришел для того, чтобы Вы имели жизнь и имели с избытком».
• «Моя земля: Вы пришельцы и поселенцы у МЕНЯ. Не обижайте один другого — бойтесь БОГА своего! Исполняйте Постановления Мои и храните законы Мои, и исполняйте их и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я пошлю мир на землю вашу, ляжете и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей. Призрю на вас и размножу вас, и Плодородными Сделаю Вас, и буду тверд в завете Моем с вами. Если же не послушаете меня, обнажу вслед вас меч и будет земля ваша пуста и города ваши — разрушены».
• «О, если бы народ мой слушал Меня и ходил бы Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их: ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а Их Благоденствие Продолжалось бы Навсегда».
  Суть всех этих обетований сводится к тому, что если люди будут, прежде всего, ставить перед собой духовно-нравственные цели, если будут поступать по заповедям, данным им Творцом, то их жизнь будет преизобильной и безопасной!
  Бог был всегда тверд в своих заветах (в своих обещаниях), и вся история мира — лучшее тому подтверждение!
Беды и напасти постигали народы тогда, когда падали нравы в обществе, когда люди отвращались от БОГА и от ЕГО заповедей.
И напротив, когда восстанавливалось Блогочестие (Нравственность!), тогда возвращалось и Благополучие, а напасти и беды — уходили.
  Каковы же ключевые идеи Соборного общества, т. е. из чего состоит идеологический каркас, который сможет интегрировать общество и дать уверенность, энергию и силу всему народу для мощного подъема на всех направлениях своего развития?
Большинство этих идей уже изложены на предыдущих страницах, но если их свести в единый фокус, то краеугольной, ключевой, фундаментальной идеей станет идея «Человек человеку БОГОЧЕЛОВЕК», а путь, которым эта идея воплотится в жизнь, — путь «Религиозного Индивидуализма» (путь личного Благочестия,путь личного самоотречения, путь личного Подвижничества каждого человека).
Коротко поясним эти мысли.
Мы уже выше приводили ключевое для нас утверждение: «человек есть по сути своей Духовно-Нравственная Личность, Образ и Подобие БОЖИЕ». Исходя из этого библейского постулата выражение «Человек человеку БОГОЧЕЛОВЕК» следует понимать как призыв: «Человек, возлюби БОГА в ближнем своем, ибо в сокровенных глубинах каждого смертного обитает Всесвятый Господь».
Не о том ли самом говорит и устами Иисуса Христа Евангельская Истина: «То, что вы сделали для ближних своих, вы сделали для Меня самого».
  Теперь поясним, в чем суть и цель пути "религиозного индивидуализма"(подвижничества в миру). Суть — постоянное совершенствование своего духа. Цель — обожение, святость, достижение полноты совершенства. Средство — активная деятельность по преобразованию действительности, Преображение цивилизации материально-гуманитарного типа в цивилизацию духовно-божественного типа.
  Многие обыватели считают, что Евангелие не приветствует активность в мирской деятельности, что поощряет пассивность. Ничего подобного! Напротив, отход от активной деятельности в миру под предлогом надежд на загробную жизнь Церковь рассматривает как измену Евангелию и делу веры.
Евангелие не приветствует активность лишь тогда, когда она направлена на стяжательство. Когда же деятельность людей направлена на созидание Благочестия и Благоденствия — это богоугодное дело!
  Очень часто, к сожалению, многие библейские изречения трактуются не точно, а иные и вовсе превратно.
Изречения Господа «Не можете служить двум Господам сразу — Богу и Маммоне» чаще всего трактуют в том смысле, что предпринимательская деятельность — не есть служение БОГУ. Не так! Это изречение говорит о том, что материальное само по себе не должно быть целью. Целью может быть только служение БОГУ, ближним, созидание себя и мира, духовно-нравственное совершенствование.
Материальное при этом выступает только средством. Апостол Павел прямо говорит об обладании богатством этого мира так: «Я могу обладать всем, но ничто не должно обладать мною».
  И кажущаяся неразрешимой извечная дилемма «Иметь или Быть» может быть совершенно просто разрешена принципом «БЫТЬ, ИМЕЯ(и земное и небесное!)от Бога».
  Люди желают мирских успехов, а не совершенства своей Души — вот в чем корень всех бед! Страшно должно быть тогда, когда человек сердцем прилепляется к богатству. Когда же мирское богатство служит средством стяжать богатства нетленные, духовные — это является благом для всех. Именно об этом говорит притча Иисуса Христа, где он советует приобретать себе друзей богатством неправедным.
  Здесь под друзьями надо понимать добродетели, т. е. истинные блага, а под богатством неправедным — материальные ресурсы — блага временные, и к тому же не являющиеся собственностью человека.
Земля и все, что в ней и на ней — Собственность Творца. Человек же только временно управляет этой собственностью. Поэтому она и названа в притче богатством неправедным, т. е. не истинным, не настоящим.
Из этой притчи следует еще один важнейший вывод. Богатство материальное может и должно быть использовано только так и только на те цели, какие угодны БОГУ — Истинному Хозяину всего, что есть на земле. А ему угодно, чтобы мы употребили эти средства так, чтобы они приносили пользу всем, и прежде всего, пользу духовного и нравственного совершенства и роста.
  С тем, чтобы глубже и отчетливей показать, в чем сущность "религиозного индивидуализма"(подвижничества в миру) как новой теории личности, воспользуемся еще силою Истин, скрытых в парадоксах, ибо самые великие истины сокрыты именно в парадоксах.
Рассмотрим некоторые примеры для наглядности:
  В чем сила Океана, позволяющая ему господствовать над реками? В том, что он ниже их, и это позволяет ему вбирать в себя воды рек. Стало быть, парадокс Господства таков: чтобы стать выше всех, надо быть ниже всех!
  Углубляясь в природу этого парадокса, мы сумеем понять и тайную силу самой великой Христианской добродетели — СМИРЕНИЯ! Здесь сущность парадокса состоит в том, что путь к высотам совершенства лежит через покаяние и смирение. Одним словом, для того, чтобы возвыситься, надо спуститься вниз и преклониться, надо быть последним, чтобы стать первым, надо от всего отказаться, чтобы все приобрести и т. д.
  Почему это так? Это так потому, что так устроено мироздание. Потому что таков основной духовный Закон и принцип жизни, потому что именно по этому принципу устроено Главное Сокровище и Чудо Мироздания — Душа Человека. Каков же этот принцип, в чем его суть? Мне думается, что точнее всего будет сравнение принципа устроения Души с принципом устроения колодца.
  Всем известно, что колодец устроен таким образом, что он живет только тогда и только до тех пор, пока отдает воду. Причем, чем больше отдает, тем быстрей прибывает в него вода, тем она чище и качественней.
Если же воду перестанут черпать из колодца, то вода застоится, дно засорится, заилится, колодец задохнется, и в конце концов умрет.
  Точно так же устроена и душа человеческая: Она живет только тогда, когда отдает любовь!
  И болит душа совсем не тогда, когда не получает любви. Не заблуждайтесь! Она болит и страждет из-за того, что не отдает любви! Поэтому БОГ нам и заповедал — любить. Он не заповедал нам быть любимыми, но заповедал отдавать любовь свою всем, включая и врагов. Почему? Да потому, что он так устроил наши Души и весь мир. Как и колодец, — умрет всякая душа, которая не научится любить, которая не научится отдавать любовь!
  На основе именно этой высшей истины построены и все Заповеди Блаженства, данные миру Господом в Нагорной проповеди. Они даны миру и людям для их Блага, но мир их не познал и не принял, а вне этих истин человек не может обрести ни счастья, ни благополучия, ни покоя.
  Самая большая иллюзия человеческого сознания со времен сотворения мира состоит в том, что человек полагает, что он что-то может свершить самостоятельно, без участия БОГА, создавшего его. Более того, человек полагает, что он в состоянии устроить мир и жизнь на основании им самим установленных законов, что он может безнаказанно игнорировать ЗАКОНЫ СОЗДАТЕЛЯ.
Основной Закон Мироздания, конституция мироздания — есть Закон Любви. Этот Закон состоит из двух известных статей:
  1.Возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом и всей крепостью своей;
  2.Возлюби ближнего своего, как самого себя;
По этому закону устроен, живет и развивается весь богосотворенный мир, и пока человек не сломит свою гордыню, пока не признает над собой безусловную власть этой Божественной Конституции — до тех пор он будет жестоко страдать.
  Человек падший, человек, какой он есть сегодня — не может стоять в центре всего и ставить себя над всем и над всеми.
  Ему уготована высокая стезя, ему уготовано великое наследство — стать СЫНОМ БОЖИИМ (восстановить свою Первозданную, Богопрекрасную, Богоцарственную Природу). Обетование это истинно и непреложно, но также истинно и непреложно то, что наследует эти наивеличайшие Дары только тот, кто идет в своей жизни Путем Зерна: путём самоотречения и самопожертвования, т.е путём Веры и исполнения Заповедей Божиих.
  Самая большая беда человека состоит в том, что он Не Может Вместить в свое сознание Идею Целостности Мира. Порой даже верующий христианин считает, что духовные блага и близость к БОГУ возможны и необходимы только на Небе, в Мире Горнем. А здесь - в мире Дольнем - предпочитают надеяться на самих себя, на других людей, на государство. Возлагают все упования на возможность разрешения своих проблем посредством активной экономической, социальной и политической деятельности.
  Это трагическое заблуждение! Человечеству давно необходимо понять, что вне духовности, вне религии, вне Христа - никакие земные проблемы разрешены быть не могут в принципе! Когда преобладают только земные установки, человек фатально не способен устроить свою судьбу не на индивидуальном уровне, не на уровне страны, не на уровне мирового человеческого сообщества. Более того, вне религии он просто не может состояться, как личность, не может обрести внутренне здорового и крепкого нравственного стержня.
  Поэтому вся ценность идеи "религиозного индивидуализма"(подвижничества в миру) как раз в том и состоит, что она как бы синтезирует, соединяет в одно целое идею сверхпрактицизма — достижение изобилия и благоденствия — и идею сверхидеализма — достижение духовного совершенства на стезях исполнения заповедей Иисус Христа.
  Достигается это тем, что служение людям, достижение общего блага - становится доминирующей личной потребностью человека.
  Успех либо неуспех общего дела человек начинает рассматривать как свой личный успех и неуспех. Он опытным путем познает истинность такого подхода, убедившись прежде в том, что следование своим сугубо личным интересам, следование исключительно своей гордыне заводит людей в безысходный тупик, приводит к грызне, сваре и в конечном итоге - к личному краху.
  Приверженность же человека психологии Общего Дела, когда общая цель значима для каждого, приводит к тому, что благополучие каждого становится целью общества, где живет и трудится человек. Возникает ощущение принадлежности к единой большой Семье, что дает человеку Чувство Защищенности от всех бед, чувство уверенности в завтрашнем дне, что, в свою очередь, рождает дух взаимовыручки, солидарности, творчества и ничем не преодолимого оптимизма.
  Христианская Вера неустанно подчеркивает, что целью человека должно быть благо ближнего, ибо собственного благополучия можно достичь только и исключительно одним способом: творя добро ближним своим! И иного пути к прочному благополучию - не существует в природе!
  Таков закон достижения благоденствия, установленный Творцом, Закон, позволяющий одновременно решить две задачи: поднять на должную высоту благосостояние общества не вопреки, а на основе опережающего роста Благочестия! Благосостояние и Благочестие — это цель и путь "религиозного индивидуализма"(подвижничества в миру).
  При этом достижение личного благосостояния, как и благосостояния общества и страны в целом, должно рассматриваться как исполнение своего долга перед Творцом, как исполнение религиозной обязанности.Труд в православии всегда приравнивался по своему значению к молитве, поэтому любая трудовая деятельность, будь то на государственной службе, на предприятии, в крестьянском хозяйстве, в учреждении, в доме и во дворе, должна рассматриваться не как отвлекающее от неба дело, но как действительно богоугодное (духовное по своей сути!) занятие. При этом особую ценность представляет не столько сама работа как таковая, сколько та цель, ради которой человек трудится — достижение высшего духовно-нравственного совершенства через служение другим.
  Трудовая и профессиональная Деятельность, рассматриваемая как Подвижничество — вот что должно возвысить в своем значении всякий профессиональный труд, и это более всего необходимо сегодня России.
  Необходимо обеспечить людям хотя бы элементарное материальное благополучие. Без этого трудно сдвинуть с места дело возрождения страны, наведения порядка, достижения изобилия и процветания нашей державы.
  Вера без дел мертва, поэтому нам и следует наполнить ее конкретными практическими делами на благо ближних и на благо Отечества.
  Очень важным представляется тот факт, что таких же воззрений на существо вышеозначенных проблем придерживается наряду с православием и вторая по своему значению в России религиозная конфессия — Ислам.
  Для большей убедительности, приведу высказывание одного из высочайших мыслителей и мудрецов прошлого — Абая Кунанбаева: «Осуждается ли стремление людей к богатству? Нет. Устроенность жизни как бы очищает ум человека, а достаток создает условия для его развития. Нужда же заставляет человека тратить все усилия на то, чтобы не умереть с голоду. Не имея возможности познать смысл жизни, он остается невеждой, а это противоречит назначению человека. Коран осуждает невежество, считая его глумлением над человеческим Именем. Человек должен стремиться к богатству, как к средству, которое, во-первых, дает ему возможность оказывать помощь своим братьям, во-вторых, не позволяет ему самому попасть в губительную зависимость от других. И то, и другое означает, что изобилие необходимо для обеспечения свободы людей и создания определенных условий для их духовного развития».
  И еще одна величайшая истина, прозвучавшая из уст этого выдающегося гения человечества: «Знание и искусство — вот настоящее богатство, а процесс овладения знаниями и искусством есть высшее благо. Но для того, чтобы знания и искусство принесли пользу народу, — они должны быть подчинены Вере!».
  Эти высказывания свидетельствуют о постижении мудрецом глубинной сути этих явлений, а поскольку эти умозаключения сделаны на основе религиозных истин Ислама, они свидетельствуют еще и о единстве основополагающих истин Ислама и Христианства.
  В Евангелии, к примеру, относительно науки и искусства сказана такая фраза: «Если слепой ведет слепого, они оба упадут в яму».
  Действительно, если наука, философия, культура и искусство не будут подчинены Религии, не будут подчинены Свету Веры, они не только не принесут пользы народу, но напротив, принесут страшные разрушения и неисчислимые бедствия. И это мы не раз наблюдали в истории всех народов.
  Мне могут возразить, что, мол, и религия наносила вред человечеству, тормозя науку и искусство, сжигая на кострах лучших сынов земли.
  Не согласен. Повинна не религия, а церковные иерархи, допустившие искажение религиозных Истин по наущению извечного врага рода человеческого — диавола.
  Возвращаясь к вопросу о религиозных конфессиях, приведем еще одно свидетельство духовного родства их миропонимания, для чего сравним смысл высказываний относительно основных ценностей бытия двух ярчайших личностей, двух величайших гениев человечества, чье мировоззрение сформировалось Православием и Исламом:
  А. С. Пушкин: «Самые необходимые и наилучшие изменения суть те, которые происходят от одного только улучшения нравов».
  Абай Кунанбаев: «Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его и достаток обретают смысл».
  Разве это не одна и та же цель, разве не одна и та же Истина? Мне думается, что «Слова назидания» казахского поэта и мыслителя заслуживают того, чтобы это произведение было названо «Степным Евангелием», столь велика в нем сила призыва к добру, правде и истине.
  Также «Евангелием Востока» может быть названо «Пятикнижие» могучего и истинного титана духа всех времен и народов — Низами! Его пять поэм — это величественный гимн — учение о справедливости, доброте, сострадании, смирении, вере и великой любви к Богу и к человеку.
  Нам известно из Писания, что не может иметь подлинной силы то, что не основано на истине. Стало быть, истины других религий — суть подлинные истины Неба, имеющие единый корень. И корень этот — Создатель Неба и Земли, человека и всего сущего в мироздании, Христос — Вседержитель, Отец наш Небесный.
  Когда ясно и четко будет осознано, что Христос есть БОГ и что ОН Един — тогда религиозное противостояние и противоборство прекратится во всём мире.
  Не существует на земле темы более тонкой, но и вместе с тем более важной, нежели взаимоотношения между религиозными конфессиями.
  Рискуя быть обвиненным в ереси, все же считаю своим долгом высказать свою точку зрения по существу этого фундаментального, краеугольного вопроса бытия мира и человека.
  Скажу сразу, что изучить сущность и принципы всех мировых религий, божественные первоисточники их великих книг меня побудил Дух Истины.
  Давно известно, что жажда Истины, жажда Познания БОГА является самой сильной потребностью человека и его духа. Да простят меня современники, если я не точно запечатлел в своем сердце то, что мне открылось в результате погружения в каждую из религий, но все же постараюсь кратко сформулировать сущность своих ощущений и знаний:
  1.Все мировые религии суть ниспосланные людям различные потоки одной и той же Истины(Религия Единобожия, Завет праотца Ноя - вот их общий источник).
В них нет слов от человеков, но все слова самого БОГА.
Это подтверждается тем фактом, что, читая истины религиозных строк любого из первоисточников, будь то Евангелие, Коран, Бхагавад-гита, Дхарма-пада, Дао дэ цзин и других, сердце наполняется сладостью, неизреченной радостью и чувством прикосновения к Вышним Истинам Вышнего Мира.
  2.Цель всех мировых религий — спасение человеческой души. Суть спасения — спасение от смерти, бессмертие, вечная жизнь.
Путь спасения — достижение чистоты души, святости и совершенства.
  3.Во всех мировых религиях различными словами выражено понимание духовной сути человека, как Образа и Подобия БОГА.
  4.Все мировые религии истинным Творцом истории считают БОГА, ведущего мир и человека к своим целям. Цели эти открываются человеку через религиозные истины, заповеди, личные откровения и через пророков.
  5.Сутью всех религий является любовь к БОГУ и к человеку.
  Можно привести еще целый ряд общих принципов, но теперь я приведу несколько самых существенных отличий, ставящих Христианство над всеми другими религиями.
Прежде всего, Христианство радикально и принципиально отличается от всех мировых религий тем, что оно возвещено не через человека, а САМИМ СЫНОМ БОЖИИМ, Сотворившим Небеса, Землю и Человека, в единстве с Богом-Отцом и Богом — Святым Духом.
  В Христианстве — вся полнота истины и вся полнота спасения, так как САМ ГОСПОДЬ БОГ умер ради нашего спасения на кресте, после чего воскрес, возвестив тем самым человечеству Истину — спасется и воскреснет каждый, кто уверует в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий и истинный Спаситель мира.
  Воскресение — центральный догмат Христианской веры, величайшее из чудес, лучшее и достовернейшее доказательство того, что Иисус Христос — Истинный БОГ!
  Евангельское учение потому и называется «радостной вестью», что в нем людям возвещается БЛАГАЯ ВЕСТЬ о дарованной всем им Богом-Вседержителем власти над смертью, Благая Весть о том, что отныне Человек — бессмертен!
  Разве что-либо иное в мире может сравниться по своей силе с радостью, заключенной в этой Благой Вести!
  Другое принципиальное отличие и величайшая тайна Евангелия — Тайна БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В воплотившемся, вочеловечившемся Христе — величайшее откровение и о БОГЕ, и о ЧЕЛОВЕКЕ. Истина состоит в том, что Божественная Природа Иисуса Христа Неотделима От человеческой природы, что Иисус Христос не БОГ, «скрывшийся» под видом человека, но БОГ — навсегда соделавшийся Человеком!
  Эта Истина — и есть тот самый «Камень Преткновения», о который преткнулись Иудеи, не принявшие Христа как БОГОЧЕЛОВЕКА. Об этот же камень до сего дня претыкается и весь мир(увы, в том числе и Мир, именующий себя Христианским).
  Над Человечеством во все времена звучало грозное предупреждение: «Человек, ты сотворен по Образу и Подобию БОГА», — и самой большой бедой и проблемой было и остается то, что Человека не готовили к бессмертию, не готовили к вечной жизни. «Вечное» — у него только на заднем плане, после всего земного. Все свои силы и всё свое время он отдавал и продолжает отдавать суете, погоне за миражами, превращая тем самым и всю свою жизнь всецело в суету и в мираж.
Бессмертный же облик его меркнет и уходит, так и не раскрывшись в нем, хотя у Человека нет иной задачи на земле, кроме задачи раскрыть и реализовать в себе и в мире Образ Божий - суть БОГОЧЕЛОВЕКА!
И в этом, — подлинная высота Христианства, которое прямо ставит задачу Теозиса (обожения) как главную духовную цель Христианской жизни, достижение которой, по милости БОЖИЕЙ, приводит человека к вершинам Божиих ДАРОВ — ему даруется Вечная Жизнь, восстанавливается Первозданная, Божественно-Царственная Природа его естества, и он вновь становится (по сути своего НОВОГО, обоженного Благодатью Христа  Естества!) Космиургом, Со-Творцом, Соправителем самого Господа Миров, ибо только в этом и состоит его истинное предназначение!
  Эта предназначенность была определена изначально, что ясно следует из слов САМОГО ГОСПОДА: «И взял ОН человека, которого создал, и ввел его в рай, чтобы возделывать его и хранить».
  Человеку предначертан и предуказан путь в Небеса, путь к истинной жизни, но на этом пути лежало непреодолимое прежде препятствие — ГРЕХ.
  И это непреодолимое для человека препятствие устранено Иисусом Христом — Спасителем мира и человека.
  Искупление человека от греха — это собственно и есть суть всего дела спасения.
Мы ранее уже говорили о коренной поврежденности человеческой природы грехом и невозможности человека спастись самому (своими собственными силами освободиться от греха) — это краеугольный догмат Христианства.
  И здесь мне хочется сказать несколько слов о Православии — первородной, столбовой, неповрежденной ветви Христианства.
  Подобно тому, как ветхозаветный Израиль сохранял чистоту Единобожия, Православие сохраняет в чистоте Слово БОЖИЕ.
  Наверное, именно этим объясняется то неизъяснимое чудо, что только один раз в году и только в православном храме строго в определенное время, в канун Светлого Христового Воскресения, когда у гроба Господня находится в молитве иерусалимский патриарх — нисходит с Божественных высот нерукотворный огонь, Фаворский Свет, и зажигает свечи.
  У науки на это ответа нет, да и в принципе быть не может, ибо сие превышает ее возможности.
  Этот глубочайший символ — знак вышней Божественной Любви, знак того, что Православие — самый прямой и самый короткий путь к БОГУ.
  Все вышесказанное позволяет сделать твердый вывод о том, что синтез религий невозможен в принципе. Невозможен и не нужен потому, что все религии ведут свою паству к Иисусу Христу, как абсолютной полноте Истины, ибо иной Истины - ИНОГО БОГА! — не существует в мироздании!
  Именно об этом однозначно и недвусмысленно говорят и слова САМОГО Господа Иисуса Христа: «Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привести: и они услышат Голос МОЙ, и будет одно Стадо и один Пастырь».
  Это же пророчество — (о том, что Иисус Христос объединит религии и человечество) — содержится, где в явной, где в сокрытой форме, в Святых писаниях каждой мировой религии.
  При внимательном подходе всем и каждому может стать понятной величайшая истина о том, что Новый Завет есть квинтэссенция всех религий, есть Истина Истин. А поскольку «у БОГА не остается бессильным никакое слово», то становится совершенно очевидным, что главной и единственной миссией человечества является реализация Священного Учения Господа и Бога всех людей и всего рода человеческого Иисуса Христа! Другой задачи человечество не имеет.
  Объединить всё Человечество воедино для реализации этой божественной Миссии — в этом высшее предназначение России!
  Это и есть ее Национальная Идея, и есть Миссия, возложенная на нее БОГОМ. Перед каждым народом стоят свои, только ему свойственные задачи. Но если на мир посмотреть укрупненно, с позиций троичности всего сущего, то можно сказать, что Восток — есть ДУХ, Запад — ТЕЛО, а Россия — Душа всего человечества. Это место, где состоится синтез, преображение материи и духа, в результате чего материя преобразится и станет духовной по своей сути. То есть, цивилизация материально-гуманитарного типа преобразится в религиозно-социальную, в духовно-божественную цивилизацию. Поскольку основой народа, нации, цивилизации является отдельная человеческая личность, то сущностью этого процесса, безусловно, явится «трансформация» личности, т. е. «человека экономического» в «человека духовного».
Еще раз заметим, что основной предмет эволюции мира — человек, духовное существо, возрождающееся из своего падшего (животного) состояния и ведомое Творцом путем постоянного совершенствования от зверя к БОГУ.
  И все ошибки с человеком и народами, которые совершаются на этом пути, происходят тогда, когда они опираются не на те истины, не на те постулаты. И сегодня самое главное, что нужно сделать — это выбрать, очистить, утвердить те постулаты, на которых предстоит строить будущую Россию. Прежде всего, ее нужно строить на испытанных временем многих веков истинах — Истинах Православной Веры.
«Русь Святая, крепи веру Православную, в ней же тебе утверждение», — вот что необходимо более всего.
  В этой связи хочу привести очень проникновенные строки Иеромонаха Романа, буквально кричащего о необходимости возвращения к Вере наших Отцов:

Без Бога Нация — Толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Или еще страшней — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к БОГУ».

  Эти строки еще раз подтверждают великую истину о том, что народы создаются их религиями и живут Верою. Верою они слагаются и с утратой ее — разлагаются. Поэтому возвращение к Вере — это и есть подлинная духовная революция в умах и сердцах, которая спасет Россию и весь мир. Вспомним соответствующие слова Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета: «Возрастает вера — возрастает царство; процветает вера — процветает царство; тверда вера — твердо царство, колеблется вера — колеблется царство; ослабевает вера — ослабевает царство, иссякает вера — иссякают источники благоденствия народа; исчезает вера — исчезает и царство».
  Отсюда можно сделать безошибочный вывод о том, что периодически охватывающие отдельные государства политические и социально-экономические кризисы есть только внешние проявления кризиса духовно-нравственного, Суть которого — Ослабление Веры. И никакое развитие знаний и никакой блеск материальной культуры не могут восполнить урона, наносимого упадком Веры. А полная потеря веры в БОГА, в торжество добра и правды, если бы таковая была возможна, попросту означала бы гибель цивилизации, от которой бы не спасли никакие ухищрения науки, культуры и человеческого разума.
  Коснемся также вопроса будущей Российской Государственности. Мы уже говорили о характере и природе Государства, как органа и института общества, посредством которого происходит управление всеми основными процессами человеческого бытия.
Если говорить о Российском государстве и проследить тенденции его развития со времен основания первой столицы на Старой Ладоге и до сегодняшнего дня, то ключевым, на наш взгляд, является противоборство и взаимодействие двух основополагающих принципов Государственности, двух его коренных начал.
  Первое начало привнесено северорусской формой правления — начало Народоправства. Около 300 лет существовало довольно крупное образование, внешне похожее на конфедеративное, нечто вроде союза городов-государств. В качестве примера древнерусских Республик можно назвать Новгородскую и Псковскую. Нечто похожее представляли собой и другие княжества.
  И второе начало — Единодержавие, зародившееся в Киеве, развившееся в Самодержавную Монархию при Московских князьях и Русских Государях, переросшее при Петре I в Великую Православную Империю.
  Борьба этих начал не угасала никогда, включая даже период Советской России, где начало народоправства существовало в форме Советов народных депутатов, а начало державное в форме по сути ничем не ограниченной власти Генсеков.
Как бы это ни показалось странным, но и в сегодняшней России, после развала Союза и периода 10-летней власти демократов, как и прежде центральной проблемой является борьба этих двух основополагающих принципов власти.
  Какой же будет Россия в будущем, какая форма государственности из всех возможных является для нее наилучшей? Какая форма Государственного устройства более соответствует ей по своей внутренней сути?
Говоря об этом, мы просто никак не можем обойти роль и место Церкви в системе государственного строительства, тем более, что Российская Держава, скажем прямо, создана по преимуществу Церковью.
  Отсюда отношение к Российской Державности как к Святыне, ибо, согласно православным канонам, Государство есть «большая семья», семья же — есть Церковь.
С этой точки зрения, безусловно, предпочтительней представляется монархическая форма государственности, которая понимает Общенародное Единство, как величайшую драгоценность нации - как Духовное Родство!.
  Мы знаем, с какой сильно выраженной и явной нелюбовью относятся русские люди к процедурным нюансам и тонкостям, как стремятся, где только возможно, заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями, теплом личностных, сердечных, сочувственных человеческих отношений.
К этому можно добавить и накопившееся разочарование народа от далеко не самого успешного применения в России демократической формы правления, когда зачастую на словах власть декларировала одно, а в жизни происходило другое, когда под предлогом народного блага и за его счет представители власти устраивали свое личное благополучие, когда во власти вместо достойных и уважаемых людей оказывались проходимцы, честолюбивые, наглые и бессовестные люди, когда высокие государственные посты передавались по корысти или, еще хуже — за взятки, что, по сути, граничило со святотатством.
  Тем не менее, при всей неудачности демократических преобразований, народоправство, демократическое начало остается очень сильным, и несмотря ни на что все более и более мощно заявляет о себе.
  Как известно, демократия взращивается только снизу, она очень эффективна на уровне местного самоуправления и на уровне Регионов.
Издревле Россия была сильна своими Регионами, каждый из которых имеет свои традиции, свою самобытную культуру, свой особенный и неповторимый дух, свой неизреченный и неподражаемый строй души.
  Мощь России будет прирастать и исходить именно от ее регионов, и здесь просто невозможно переоценить роль и значение Народоправства — земского и местного Самоуправления. Тем более, что эта форма власти наилучшим образом позволяет использовать разносторонние таланты и способности людей, их инициативу и самостоятельность, формирует ответственных, деятельных, по-настоящему свободолюбивых и высоконравственных граждан, патриотов своей страны.
  Поэтому модель Российского Государства, как нам представляется, не будет похожа ни на одну из существующих в мире, и будет представлять собой симбиоз, а точнее симфонию Монархической Государственности и Народоправства.
  Кроме того, эта модель нам видится еще и многоуровневой, многосоставной:
Первый уровень — союзный, уровень Союза Государств по типу России и Белоруссии;
Второй уровень — конфедеративный — уровень конфедерации государств, объединенных единой валютой, единым экономическим пространством при практически полной суверенности в политической сфере (страны СНГ, наиболее тяготеющие к России).
Третий уровень — Федеративный — существующая схема административно-территориального устройства России.
  Государство такого типа по сути своей будет Софийным, Соборным. Если значение слова Софийность понимать как премудрость и благочестивость, а Соборность — как единство во множественности, солидарность и совместность пути, то такая форма правления потребует усиления роли Церкви и священства в деле управления Государством и обществом. При этом, конечно же, по форме Государство останется светским, и никакого прямого участия Церкви в делах отправления власти не будет.
  Это Управление Будет Осуществляться косвенно, через силу религиозных истин и идей, Незримо: Изнутри, а Не Извне!
  Познание БОГА — смысл и путь всей человеческой жизни, поэтому центральный вопрос судьбы мира — Судьба Церкви, ибо она хранит эти пути и связывает собою, в себе и через себя два мира воедино.
  Церковь — это единый небесно-земной организм, это постоянное прорастание, возвышение и расширение Неба на Земле. Именно в Церкви мы ощущаем неразрывную Целостность и Единство мироздания, единство живых и усопших, которые помнят нас, любят нас и продолжают заботиться о нас, взаимно прося и нас о любви и о святых молитвах за них. Церковь — это сокровище сокровищ, это величайший Дар Бога людям.
  В этой связи уместнее всего привести следующие слова Святого Праведного Иоанна Кронштадтского: «В даровании Божественной Церкви Православной и в даровании ей Священных Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить(вместить) великости этих даров: дары возрождения, обновления, усыновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с ангелами и всеми святыми, примирения с Отцом Небесным и участие в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот Дар Божий?»
  Возлюбим же мать-Церковь, которая основана для того, чтобы мы научились любить, ибо мы не сможем стать свободными до тех пор, пока не научимся любить, а именно в этом заключается и состоит единственная цель жизни человека!
  Таким образом, система государственной власти должна базироваться не на идее общественного договора общества и власти по поводу обеспечения прав человека, а на идее Завета между Богом и Человеком (обществом), по поводу смысла и цели человеческой жизни, смысла и целей существования государства. Поскольку смыслом и целью бытия человека, народа и страны в целом является исполнение Воли Божией, а она реализуется только на основе свободного выбора воли человека, то система государственной власти будет представлять собою Теогуманократию, Христократию, Богочеловекодержавие, Богочеловековластие.
  Эта система будет основана на принципе симфонии божественных и мирских задач, симфонии церкви и государства, симфонии Единодержавия и Народоправства(Самоуправления).
  Механизмы же задержек и противовесов между различными ветвями государственной власти (Судебной, Законодательной, Исполнительной) должны быть непременно и полновесно использованы, как и прежде, только сущность деятельности этих ветвей власти преобразится, обогатившись новой духовной глубиной и новым духовным смыслом.
  Государство по своей внутренней сути должно быть религиозным, а не социально-утилитарным. Доминировать должен духовно-нравственный принцип, а не правовой, и государственной идеологией России может быть и будет только Идеология Соборности, и никакая другая! Суть же Идеологии Соборности состоит в том, что власть, приверженная этой идеологии, должна противопоставить политике — духовную мудрость, т. е. отстаивать не себя и свои интересы, а действовать всегда и во всем на благо людей, отечества и, прежде всего — во славу Божию!
  Идея Соборности — Богоцарственная, главенствующая Идея России. Это и есть ее «святая святых», ее Национальная Идея(ИДЕЯ НАЦИИ!). Если хотите — ее ДУХ ИСТИНЫ!
  Россия нуждается не в социально-экономической реформе, а в реформе мировоззренческой,ментальной, в реформе духовно-идеологической.
  Надо её реформировать так, чтобы идеология государства вновь стала опираться на свой незыблемый и непоколебимый фундамент имя которому — Новый Завет. Опираясь на этот фундамент, Россия, обретёт саму себя и вновь станет Первозванной, т. е. величественной, мощной и процветающей державой, возглавляемой дарованным Ей самим Богом-Вседержителем Царём-Христом!.
  И последнее, о чем бы хотелось дать представление — это представление о способах и механизмах трансформации общества материально-гуманитарного типа в общество духовно-божественного типа.
  Первое и самое главное состоит в том, чтобы эти идеи были поняты и со временем поддержаны обществом.
  По мере «созревания» того или иного вопроса, т. е. восприятия гражданами и властью необходимости изменений в направлении укрепления духовности в обществе, необходимо будет предлагать проекты Законов, которые бы, в случае их принятия, продвигали общество в нужном направлении.
  Законы — это тоже «святая святых», это Ключ и сам механизм трансформации.
Безусловно, на это потребуется далеко не один год и даже не одно десятилетие, а может, и столетие.
  Однако, как сказано в известном изречении, даже самая длинная дорога начинается с одного шага. Этот путь очень и очень не прост. Как и все новое, эти идеи будут встречены сначала смехом, затем противодействием, и только потом начнут находить понимание и поддержку, и, наконец, получат возможность стать живой реальностью.
  Но Наша Цель — Благоденствие России! Благоденствие — в духовности народа(в его святости, в его благочестии). Будет высока Духовность, будет с нами Благоволение Господне, а в этом(В Благоволении Бога!) — истинная Крепость и подлинная Сила Российской Державы. Тогда ее миссия: объединение всего человечества в одну Братскую Семью (создание единой Богочеловеческой Цивилизации для совместного служения Христу-Богу посредством Очеловечения Мира и Обожения Человека) — будет выполняться успешно, достойно и радостно!