IV Формирование гражданского общества духовного ти

Виталий Розе 2
IV. Формирование гражданского общества духовного типа (Соборного Общества) как национальная модель России

Идея формирования гражданского общества, безусловно, принадлежит к наиболее ценным приобретениям человеческого разума и духа на пути вечного поиска принципов и моделей, способных дать человеку и обществу систему жизнеустроения, гарантирующую продуктивное и гармоничное развитие, изобилие, процветание и порядок, страхующую от потрясений и катаклизмов.

Конечно же, такая система возможна только в идеале, но нет сомнений в том, что именно гражданское общество есть та фундаментальная базовая модель, развивая и совершенствуя которую человечество будет верно и неуклонно приближаться к своему идеалу.

Нет сомнений и в том, что России, как и всем остальным странам, предстоит сформировать гражданское общество, освоить все его механизмы, научиться управлять государством и обществом на основе принципов и форм, опробованных и показавших свою эффективность в высокоразвитых странах мира и являющихся своего рода шедевром политической культуры человечества.

Однако нельзя не понимать всю сложность и противоречивость задачи формирования гражданского общества в России, где пока еще практически нет самого необходимого — нет достаточного количества субъектов, носителей этой идеологии, очень мало тех, кто кровно заинтересован в решении этой задачи. Если проследить основные тенденции развития гражданского общества в странах Запада, то мы видим, что оно становится все более и более многосубъектным, все большее место и пространство отвоевывает и получает самоуправление, что функции государственного управления сужаются, что все большее значение и роль в обществе приобретает индивид, человек, как личность, растет и укрепляется его суверенитет.

У нас, к сожалению, этот процесс находится еще только в зачаточном состоянии, а в некоторых случаях даже идет в обратном направлении.

Как быть? Как продвинуть решение этих проблем? Существует ли катализатор, с помощью которого можно было бы в приемлемые сроки качественно изменить ментальное состояние Российского Общества?

На наш взгляд, такой катализатор есть, есть идея, реализация которой кардинально улучшит ситуацию. Более того: возможно построение такой модели гражданского общества, которая выведет Россию в число самых высокоразвитых держав мира по качественным показателям жизни. Эта модель — гражданское общество духовного типа, т. е. Соборное Общество.

В чем суть этой модели?

Чтобы отчетливее увидеть основные ее пружины и движущие силы, вначале покажем пружины и движущие силы «Гражданского общества гуманитарного типа», как мы назвали существующую ныне модель.

Для всех, кто серьезно занимался вопросами общественного развития, очевидно, что каким бы ни было общество, на каком бы уровне оно ни находилось — люди всегда руководствуются идеалами и идеями. Соответственно любое общество не может подняться выше, чем его идеалы и доминирующие идеи.

Идеалы и Идеи — это и есть пружины и движущие силы общества, и здесь совершенно прав классик, сказавший: идеи становятся силой, когда они овладевают людьми. Добавим только, что эта мысль не его, а взята она из извечной сокровищницы мудрости — из КНИГИ КНИГ (Библии).

Идея Л. Н. Гумилева о Пассионарности (духовной энергии), как источнике великих исторических свершений народов — имеет то же самое происхождение.

На чем же зиждутся идеалы и идеи в странах, где уже сформировано гражданское общество? Думаю, что будет правильным сказать, что зиждутся они на принципах Гуманизма и источником своим имеют немецкую классическую философию, а также идеи
Джона Локка, Шарля Монтескье, Джона Стюарта Милля, Томаса Джефферсона и других известных всем нам мыслителей-гуманистов.

Однако при всей силе и мощи этих идей, позволивших миру сделать гигантский скачок в своем развитии, нельзя не видеть и тех недостатков и ограничений, которые они в себе содержат.

Надо прямо сказать, что на базе именно этих идей сформировалась цивилизация материального типа, прямолинейное развитие которой несет миру не меньшую угрозу, чем тоталитаризм.

Напряженная борьба за превосходство, коммерческий дух крайнего индивидуализма породили культ денег, наживы, который проник во все сферы общества и, попирая духовные ценности, грозит обрушить все его опоры и устои.

Такая ситуация, как и в прошлом фашизм, сталинизм, массовые зверства в Кампучии и других странах, служит яркой иллюстрацией к тому, ЧТО ПРОИСХОДИТ, когда идеи и правовые нормы придумываются падшим человеческим Разумом в обход основополагающих, Богоданных норм бытия.

Человечество, в погоне за социальными благами, ушло от понимания своих истинных благ.

Нет мудрости выше божественной, и человеческая не может идти ни в какое сравнение. Возьмем пример опять же из КНИГИ КНИГ. Напомним, что на вопрос пророка Израиля «За что погибла страна?» Создатель ответил: «За то, что они оставили Закон Мой и не поступали по нему, а ходили по упорству сердца своего» (Иер. 9:12-14).

Истинным благом для человечества, согласно догматам всех мировых религий, является организация правильных взаимоотношений. Если взаимоотношения, на которых зиждется жизнь всех народов — а это отношение К БОГУ, К МИРУ и ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ - установлены правильно, то любое общество естественным путем достигает изобилия, процветания, гармонии, порядка и благоденствия. При этом ПРАВИЛЬНО — означает, что все взаимоотношения людей должны быть Богозаветными, т.е. должны основываться и строиться на правилах, заповеданных Священным Писанием.

Еще во времена Римского Права, не говоря о Праве более ранних цивилизаций, действовал незыблемый принцип: Позитивное ПРАВО (писанное) не должно противоречить Естественному Праву (не писанному).

Согласно учению Цицерона о естественном праве, ведущей идеей и основным принципом естественного права в системе Римского выступает Справедливость, которая служит высшим критерием для критики существующего права, общепризнанным ориентиром в законотворчестве, Максимой и безусловным императивом при толковании и применении права.

Справедливость при этом, по его же определению — есть ТО, ЧТО ниспослано людям БОГАМИ.

Правовые нормы писаного права, не соответствующие Духу(принципу) справедливости и доброй совести, исходя из этого учения, должны были отменяться и не подлежать исполнению.

Особая значимость такого подхода в правовой системе Римского государства подтверждается самим содержанием Законов империи, которые просто пронизаны постулатами о верности «естественному праву» и принципу(духу) справедливости.

Древние мудрецы, пророки, патриархи и пастыри всех народов земли всегда провозглашали одну и ту же истину: Следование законам Неба — есть высшее благо для страны и народа, отказ же — несет неминуемую беду и погибель.

Если сделать беспристрастный анализ — мы убедимся, что это именно так. В начале падали нравы, затем рушились великие империи и цивилизации.

Конечно, истинного понимания естественного права и роли нравственного начала в судьбе человека и человечества до явления миру БЛАГОЙ ВЕСТИ быть не могло. Тем не менее, прямая зависимость собственной судьбы, судеб народов от состояния нравов и соблюдения людьми ниспосланных им заповедей лучшими умами всех без исключения народов мира осознавалась всегда.

Поэтому смысл идеи гражданского общества духовного типа состоит в том, чтобы Россия вернулась под власть Высших Законов(Заповедей Божиих), вновь подтвердила свою верность Завету с Творцом и неукоснительно ему следовала на путях своих.

Законы Российского Государства должны соответствовать принципам и духу Высших Законов, основываться на них, выводиться из них. Именно в этом — ее высшее благо, непреложный залог будущих успехов и процветания.

Для этого не потребуется менять формы учреждений, институтов власти и различных общественных структур. Они прекрасно подготовлены предыдущим развитием и отработаны в рамках правовой системы Гражданского общества. Надо только наполнить эти формы новой сутью, т. е. привнести в них Новый Дух - Святорусскую идеологию справедливости и соборности, Евангельскую идеологию благочестия, взаимолюбия, духовности и братства.

Россия ищет национальную идею. Но таковая не может быть ей дана до тех пор, пока общество не вернется к истокам своей веры.

Речь вовсе не идет о строительстве теократического государства, тем более, что Россия государство многоконфессиональное. Россия по форме останется светским государством. Она только вновь прибегнет к силе проверенных веками духовных истин и ценностей христианства, ислама и других религий в организации взаимоотношений между людьми, между обществом и властью, а особенно в вопросах образования и воспитания — суть в краеугольной сфере человеческого бытия.

Что означает выражение: наполнить формы новой сутью, привнести идеологию соборности?

Это означает изменение целеполагания, изменение существующей системы ценностей и формирование (на этой новой основе) нового мировоззрения, нового миропонимания, нового мироощущения.

В рамках этой работы невозможно дать целостное и полное видение идеологии, способов и механизмов трансформации общества материально-гуманитарного типа в общество духовно-божественного типа, в чем мы видим национальную идею и миссию России.

Сейчас же мы хотим вам предложить только в самом сжатом виде концептуальные подходы к решению самых, на наш взгляд, ключевых проблем.

Если согласиться с тем, что зарождение и становление цивилизации духовно-божественного типа, цивилизации, которая определит магистральный путь развития человечества в III тысячелетии, произойдет в России, а Санкт-Петербург в ближайшее время станет неформальной культурной и духовной столицей России и мира и возглавит этот процесс, то первозначными становятся следующие вопросы:

Что есть человек? Что есть Государство? Что есть экономика? Каково место и цель каждого из этих трех китов миропорядка?

Если отвечать с позиций духовного знания, с позиций троичности строения мироздания и всего в нем сущего по принципу — дух, душа, тело, то в нашем понимании Духом — является Человек (духом совокупного человека, т. е. столпом, стержнем, скрепой нации в целом является Церковь, Религия, Вера); душа-государство; тело-экономика.

Человек — есть Образ и Подобие Божие, есть Духовная Личность. Творец наделил его своими Божественными свойствами в момент, когда создавалось само естество человека. Право на их беспрепятственную реализацию и есть то, что в юридической науке названо естественным правом. Именно в этом незыблемость и неделимость Божественного Достоинства человека, как истинного источника прав человека, а не в зыбких постулатах позитивной юридической мысли. Права Человека священны потому, что священно его Достоинство, состоящее в том, что Он есть Образ и Подобие БОЖИЕ.

Именно из этого определения следует сделать вывод о безусловной первичности прав человека перед материальными и всякими иными факторами его бытия.

Отсюда же следует необходимость признания Личности как высшей нравственной силы, из которой должна исходить и которой должна определяться сила и власть Государства.

Высшая цель человека, если опять же обратиться к духовным истокам, есть высшее совершенство, обожение. Заповедь Обожения: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" -предначертывает эту цель, как непреложную, как неотклонимую, как обязательную к исполнению для всех человеков, для всех народов, для всего рода человеческого.

Для достижения именно этой, а не какой либо иной, самопроизвольной цели и должны быть использованы человеком данные ему БОГОМ Права.

Опять же, только при такой трактовке становится ясным, почему борьба за права человека первостепенна и безусловна, так как, в сущности, она превращается в борьбу за совершенство человека, за совершенство и благоденствие мира, за поступательное развитие всех государств и народов.

Уровень нравственного развития, роль и значение отдельного индивида, отдельной Личности в обществе и государстве — вот лакмусовая бумага, критерий истины для гражданского общества духовного типа, ибо Соборное Общество — это Общество Личностей.

Суверенность личности человека в таком обществе будет постоянно возрастать. Достоинство человека, его права и свободы будут священны и неприкосновенны.

И пока Личность человека не займет подобающего ему в рассматриваемой (человек, государство, экономика) иерархии первостепенного значения и места, пока не возникнет именно такое соотношение — реальная свобода и просвещенное государство будут всего лишь мечтой.

Вполне уяснив себе место и цель человека в общей системе, простым и понятным видится место и цель государства.

Государство — это поле деятельности, место, на котором происходит процесс становления и совершенствования человека, как духовной личности. И единственная цель государства — организация, регулирование, способствование этому процессу, создание максимально благоприятных условий для того, чтобы он осуществлялся успешно.

Другой цели и задачи у государства нет. Именно исходя из необходимости идеологического, организационного и материального обеспечения указанного выше процесса у Государства возникает власть и властные функции. Для исполнения этих функций Государство создает различные учреждения. И здесь весьма важно понимать, что первично, а что вторично. Не учреждения и их чиновники, а властные функции первозначны, ибо власть потому всеми религиями признается священной, поскольку имеет целью служение Человеку с тем, чтобы тот, в свою очередь, смог достичь своих истинных, богоустановленных целей.

Власть призвана все приводить к порядку и гармонии, без чего ни деятельность, ни самая жизнь человека успешными и плодотворными быть не могут.

Поэтому во все времена существовал священный обряд помазания на высшую власть в государстве, как символ того, что носитель власти находится под знаком БОГА и под его законом, и тем самым призван к высшему служению своему народу.

Таким образом, если под человеком понимать духовную личность (Образ и Подобие Божие), а под Государством и Властью инструмент Божественного служения человеку, то между человеком и государством, между личностью и властью устанавливаются правильные взаимоотношения, которые уже сами по себе будут служить незыблемым гарантом продуктивного развития, процветания и благоденствия общества.

По мере совершенствования и духовного роста, постоянно учась управлять собой, своими помыслами и страстями, человек будет овладевать навыками самоуправления и на более широком поле своих действий, включая управление общественными процессами. Постепенно властные функции, отправляемые государственными органами, будут переходить к структурам общественного самоуправления. Власти не будет становиться меньше. Власть, как и всякое Высшее Начало, есть Константа, т. е. величина постоянная и неизменная. И будучи (по своей доподлинной природе) энергией, по закону сохранения энергии - может только перетекать в другие формы, не меняясь в объеме.

Поэтому лакмусовой бумагой, критерием успешности развития общества нового типа будет местное и другие формы общественного самоуправления, постепенное сужение функций государства до роли законодателя и арбитра, как уже постулировалось выше.

О самоуправлении следует сказать особо, поскольку именно этот институт должен стать «священной коровой» Соборного общества.

Само слово «Собор» в одном из своих значений и означает «самоуправляемое общество».

Самоуправление — это «золотое звено» между государством (властью) и массами, как раз то звено, которое делает крепкой всю цепь народного единства в любой стране. Это тот институт, через который должен наиболее полным и наиболее успешным образом реализоваться всеми позабытый сегодня, но на самом деле важнейший принцип управления обществом — Народность.

К этому институту относятся не только органы местного и регионального самоуправления, но также широчайший спектр Неправительственных (некоммерческих) организаций, партнерств, обществ, братств, ассоциаций, творческих и профессиональных союзов, форумов, движений и т. п.

При этом совершенно особую роль в системе самоуправления должны сыграть Профсоюзы. Им должно принадлежать весьма важное место в обществе. Профсоюзные комитеты должны стать подлинной "школой самоуправления" повсеместно, для чего необходимо поднять их статус, полномочия, определить источники финансирования.

Также должно поддерживаться повсеместное образование «молодежных комитетов», — как самостоятельных структур, либо как одного из дивизионов профсоюзных комитетов.

Полномочия профкомов должны быть расширены, так как они должны отойти от весьма узкой рамки своей защитной функции. Эта функция должна быть одной из основных для профкомов, но не единственной.

Профкомы должны решать также культурно-просветительные задачи, задачи формирования здорового морально-психологического климата в производственных и иных структурах (конечно же, не в социалистическом понимании), развития традиций, спорта, организации досуга, взаимопомощи и другие направления деятельности.

Самоуправление — это тот механизм, который связывает власть и народ: с одной стороны он не дает власти оторваться от народа и забыть его интересы, с другой стороны не позволяет отчужденному от власти и забытому ею народу «пуститься во все тяжкие», в том числе — в противоправные действия против власти, или хуже того, в гражданскую войну.

Многим, безусловно, покажется чрезмерным придание такого высокого значения институтам самоуправления, но мы убеждены в том, что это должно быть именно так.

Более того, беремся утверждать, что уже вскоре все те структуры, включая и хозяйственные, которые не смогут у себя создать здоровый морально-психологический климат (Соборный климат семьи) — они попросту станут неконкурентоспособными, несмотря ни на какие технологии и финансы. Люди, специалисты, таланты, лидеры будут уходить из таких коллективов в другие, где их будут ценить прежде всего за то, что они — Личности, творцы, Дети Божии, братья и сестры!

Еще раз подчеркнем, что основной ценностью цивилизации нового типа будет свободная, суверенная Личность человека, целью которого и всего общества в целом будет достижение полноты бытия(обожения), т. е. наивысшего физического, нравственного, интеллектуального и духовного совершенства. Именно потому человеческая личность и должна иметь «суверенитет», и должна быть "обособлена", чтобы могла самостоятельно, сознательно и СВОБОДНО обратиться к своему Создателю, чтобы могла  всецело посвятить (отдать) себя Богу!(посредством исполнения Воли и совершения на земле дела ЕГО).

Говоря об этом, необходимо особо отметить, что в перечень естественных и неотчуждаемых прав человека входит и право собственности. Совершенно ясно, что без частной собственности, этого материального фундамента и естественной ниши человека, индивид не имеет возможности стать реальным субъектом гражданского общества и исторического процесса. По своей природе это право направлено на обеспечение основ человеческого существования и поэтому и является своего рода «священной коровой» в гражданском Законодательстве любой цивилизованной страны.

Безусловно, что сфера распространения частной собственности и общественной, как подвидов Соборной Собственности(собственности Бога,находящейся во власти Помазанника Его) будет постоянно расширяться, при неуклонном сужении сферы государственной собственности(так же подвида Соборной Собственности, Достояния Христа-Царя).

Исходя из неизбежного возрастания роли и значения индивидуума, его знаний, квалификации, разносторонних способностей, адекватно будет возрастать доля малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в обществе, будет усиливаться индивидуализация производства и потребления. Труд постепенно будет превращаться в творчество и созидание, становясь духовным по своей сути. Это весьма длительный процесс, но в том, что его направленность такова — у нас сомнений нет.

Нельзя не видеть и того, что особо приоритетной отраслью в России должна стать Аграрная. Огромный земельный фонд, обширные сельскохозяйственные угодья при правильном подходе к организации земельных отношений — представляют собой мощнейший ресурс для быстрого превращения России в страну продовольственного изобилия.

Земля по своей глубинной сути духовна и многократно воздает человеку за труды праведные. У нас у всех на глазах на протяжении десятилетий происходило по существу настоящее чудо, когда небольшой, крохотный по своим ресурсам сектор личных подсобных хозяйств и дачных участков граждан, кормил многомиллионную страну, на фоне не сопоставимых по ресурсам совхозов и колхозов.

Земля должна стать собственностью тех, кто ее возделывает — в этом залог процветания России.

Говоря о принципах естественного права, мы, конечно же, не можем обойти вниманием важнейшую категорию естественного права — категорию СВОБОДЫ.

Среди важнейших прав человека: на жизнь, слово, семью, труд, собственность — именно право свободы, как утверждал Гегель, — придает смысл всем остальным, являясь высшей целью человека и всей человеческой цивилизации.

Мы полностью согласны с такой трактовкой, более того, считаем, что Свобода — есть Божественное Начало, высший принцип, высшее Благо, глубинная основа и сущность самого человека. Одним словом, Свобода — действительно подлинный идеал человечества, и именно поэтому нужно совершенно точно и ясно определиться в том, что под этим словом понимать.

Слишком часто, к несчастью, в нашей и мировой истории мы наблюдали явления, когда под чужим флагом - под флагом Свободы - в общество забрасывались ложные идеи, следование которым приносило народам и странам неисчислимые бедствия, страдания и потрясения.

Все дело в том, что СВОБОДА и ЛОЖЬ несовместимы точно так же, как Гений(Ангел) и Злодейство, ибо благом является только то, что является богоугодным!

Диавол кроется в толковании — так говорили юристы древнего Рима, поэтому толкование статей законов и их категорий было запрещено. Такое право имел только Император.

Поэтому и нам следует прибегнуть к духовному осмыслению значения этого слова, вне чего, как мы не раз убеждались, все превращается в свою противоположность.

Если обратиться к Библии, то эта дилемма была поставлена перед человеком в виде императива: не есть с определенного дерева (Дерева познания добра и зла). Это и было утверждением основного правового принципа свободы, формулы свободы: дозволено все, что не запрещено. Тот же принцип выдержан во всех заповедях: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй и др.

Таким образом, запреты закона не могут рассматриваться, как ограничение и покушение на свободу, если Законы носят правовой характер, т. е. выдержаны и соответствуют духу Законов Небесных (Библейских, религиозных). Тем более, что на излишние запреты законодатели прав не имели. Им было прямо предписано: «Не налагайте на народ бремена неудобоносимые», т. е. излишние запреты и подати.

Если понимать Право Свободы в этом контексте, то не придется ни суживать права человека, ни добавлять к ним от себя несуразицы, типа прав сексуальных меньшинств и прочие измышления не совсем здорового разума.

Либералы всех мастей постоянно гоняются за призраком Свободы, не понимая, в чем ее истинная суть. А открывается подлинный смысл Свободы только через познание Истины (познайте Истину, и она сделает вас свободными). Тогда только Истина сама возвестит всем, что суть Свободы — это Свобода от зла, от лжи, от несовершенства, от несправедливости, от греха, от страха, от тления и от смерти. Именно в этом — суть идеологии Соборности, идеологии подлинной свободы, идеологии «религиозного либерализма», где в центр всего ставятся не «права человека» вообще, а Священное Право Первородства, т. е. права (Право), на Богосыновство, на обожение, на проявление и реализацию в себе и в мире Образа и Подобия Божия.