III Угрозы

Виталий Розе 2
III. Угрозы (вызовы) — сущность, последствия, основы цивилизации нового типа

Сегодня, как и две тысячи лет назад, мир, человеческая цивилизация находятся у "Поворотного Камня", на распутье. Сегодня снова нужно выбирать направление движения и путь.

Две тысячи лет назад человеческий разум был еще слаб, поэтому выбор человеку был дан свыше. Выбор был сделан за человека, но через человека и во имя человека. Именно с этого выбора и начался новый отсчет времени.

За прошедшие века человеческая цивилизация достигла потрясающих высот: возвысилась культура, экономика позволила населить и обжить все пространства земли, человеческий разум прорвался в космос.Но самым важным достижением прошедшей эпохи, на наш взгляд, является то, что дух и разум человека окрепли настолько, что ему впервые самому доверено сделать основополагающий выбор, самому избрать направление и путь своего развития в Ш-м тысячелетии. До этого выбор делался великими учителями народов мира — основателями мировых религий.

Окрепший дух и разум человека, его новое качество, новое состояние — это и есть главный итог прошедших веков.

Тем не менее, сегодняшняя ситуация в мире настолько сложна, угрозы и вызовы настолько велики, что от правильности выбора в полном смысле слова зависит: быть или не быть человеческой цивилизации.

К сожалению, корень основной проблемы человечества находится гораздо глубже уровня тех пластов и проблем, над которыми сегодня бьется наш разум.

Наступил момент истины. Материальная цивилизация, концепция технократического развития, система Демократии и "рыночных ценностей" уже полностью исчерпали себя и человечество стоит на пороге глобальной катастрофы, на самом краю погибели. Возьмем хотя бы такой пример:

Совершенно очевидно, что научно-технический прогресс неудержим, откуда со всей неизбежностью следует, что через какие-нибудь 50–100 лет ядерным оружием, образно говоря, будут обладать даже австралийские аборигены.

И если мы не изменим целей жизни человека, народов и человечества в целом, если не найдем в себе духовных сил изменить тип(сущность,природу) цивилизации — катастрофы не избежать. Человечество уничтожит само себя.

Как здесь не вспомнить пророческое предупреждение Н. В. Гоголя, сказавшего о том, что если научно-технический прогресс начнет опережать прогресс духовный, то человечество будет двигаться назад, а не вперед.

В чем же выход? Какие пути выведут человечество из опасной зоны и поведут нас к новым вершинам духовной и материальной жизни?

Нам видится выход в перемене типа человеческой цивилизации, т. е. в переходе от цивилизации материально-гуманитарного типа к цивилизации духовно-божественного типа.

В чем сущность и отличительные черты цивилизации нового типа?

Цивилизация или жизнь человечества как таковая зиждется на трех столпах: Религия, Государство, Хозяйство, подразделяясь на три соответствующие сферы деятельности человека: духовную, социальную, экономическую.

При практически полной идентичности основ и структуры обоих цивилизаций они принципиально различаются по своим целям.

Если доминирующей целью материальной цивилизации было прежде всего достижение материального благополучия, и духовное начало имело только подчиненную роль, то цивилизация духовного типа меняет(переворачивает) доминанту и материальное становится лишь средством и условием для достижения более высоких целей.

Здесь уместно привести высказывание известного русского мыслителя В. С. Соловьева, более чем 100 лет назад ясно осознавшего суть этой проблемы:

«Корень зла один: превращение материального интереса из служебного в господствующий, из зависимого в самостоятельный, из средства в цель».

Подчеркнем — не отказ и не уход от материального, но только его подчинение духовному и тем самым возвышение и преображение самого материального бытия, наполнение его новым смыслом.

Одним словом, задача состоит в том, чтобы идею материального процветания, идею высшего практицизма соединить с идеей духовного совершенства, с идеей высшего идеализма.

Необходимо осуществить высший и органичный синтез этих двух идей — идеи свободы с идеей справедливости и духовно-нравственного совершенства.

Подчеркнем — именно синтез, а не простое суммирование и соединение.

В первом случае возникает принципиально новое, не имевшее места ранее качество,новое состояние субстанции. Во втором случае мы получаем пресловутое смешение .

В связи с постановкой такой задачи, а именно задачи синтеза идей, нас могут заподозрить в простом копировании, только озвученном другими словами Идеи Корвенгенции (слияния) двух систем — Капитализма и Социализма.

Скажем сразу, что эта идея не только не близка, но прямо противоположна нашим воззрениям.

Во-первых, капитализм и социализм представляют собой только две крайние ветви единой материальной цивилизации, идентичные по своей сути.

Во-вторых, теория конвергенции ведет не к цивилизации нового типа, а только к переходу в другую фазу той же самой материальной цивилизации — материально-информационную фазу, которая несет человечеству еще большие искушения и опасности, чем нынешняя.

Не будем останавливаться на этом подробно, но считаем своим долгом высказать величайшую озабоченность и предостережение в случае если ситуация будет развиваться в этом направлении.

Человеку с великим трудом удалось устоять под властью вещей и не потерять самое главное свое достояние и богатство — Личность, как носительницу Образа и Подобия БОЖИЯ, как способность к творчеству и духовно-нравственному прогрессу.

Удастся ли человеку устоять под властью тотальной информации, под властью пустых фантомов, все и всех подчиняющих себе и своим зловредным целям — большой вопрос.

Есть у нашего народа замечательная и мудрая максима: «Светит да не греет». Свет, о котором здесь говорится, — это свет луны, символизирующий свет холодного рационального знания, колючего интеллектуализма, не согретого духовным теплом.

Такой свет не может питать живую жизнь человеческой личности. Им может удовлетвориться только Призрак и Робот.

Завершая этот аспект вопроса, нельзя пройти мимо проблемы растущего влияния в обществе так называемой четвертой власти.

Не подвергая сомнению основополагающий принцип открытого общества — принцип свободы слова, понимая всю важность этого вопроса вплоть до угрозы стагнации и загнивания социума при отсутствии гласности, тем не менее скажем, что эта власть — самозванная, ее никто и нигде не избирал, но она, однако, действует подчас агрессивней, чем три законные, вместе взятые. Мы видим, что зачастую пресса служит разжиганию страстей, ристалищем чьих-то амбиций, из-за чего оказывается продажной, пустой, несправедливой, злобной и лживой.

Почему считается нормальным и обязательным применять жесткие меры, когда допускаются случаи отравления населения некачественными продуктами питания? Общество в таких случаях реагирует моментально и привлекает к ответственности злоумышленников-отравителей.

Почему же, когда происходит отравление Душ, т. е. гораздо большее преступление — общество молчит, проявляя столь опасное благодушие?

Мы еще не осознали всей опасности и тлетворности лжи, безнравственных суждений и пропаганды порока. Если мы не сумеем найти способов и механизмов защиты общества от подобных явлений, то мина замедленного действия(свобода греха) сработает уже очень скоро, а последствия неминуемого взрыва будут чудовищны. Все четыре опоры мироздания: личность, семья, нация, человечество — рухнут.

Мы совсем не склонны предаваться апокалиптическим настроениям и сеять пессимизм. Напротив — мы предлагаем самую жизнеутверждающую и наполненную оптимизма доктрину Но не осознавать столь высоких опасностей и угроз мы просто не имеем права.

Таким образом, историческая задача момента — есть задача смены господствующих нравственных настроений, перестановка жизненных целей и волевого центра тяжести с внешних (материальных) факторов на внутренние (духовные), т. е. изменение развития и переход от цивилизации материально-гуманитарного типа к цивилизации духовно-божественного типа.Еще раз подчеркнем, что основной ценностью цивилизации нового типа будет свободная, суверенная Личность человека, целью которого и всего общества в целом будет достижение полноты бытия, т. е. наивысшего физического, интеллектуального, нравственного и духовного совершенства.

Так же отметим, что достижение этих целей составляет нераздельную триединую задачу.

Идеология разрабатывается высшими институтами общества и народа, при активном участии лучших и высших в плане духовности представителей нации.

Орудия даются государством.

Материал поставляется экономикой.

Ясно, что одною нравственной проповедью, даже при наличии разработанной во всех отношениях идеологии, организация новых общественных отношений осуществлена быть не может. Для этого необходимо иметь в качестве ядра, фундамента и основы четкую и непротиворечивую экономическую доктрину системы, так как лишь на почве здоровой экономики общество может достичь своих истинных конечных целей.

Таковой доктриной является доктрина СОБОРНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Для начала поясним, что мы понимаем под СОБОРНОСТЬЮ.

Соборность — это синтезирующий принцип, реализация которого обеспечивает такое состояние общества, когда достигается максимальная свобода личности во внешних проявлениях жизни, сочетающаяся с максимальным единством личности и общества во внутренних устремлениях духа к высшим нравственным идеалам.

Нагляднее всего, к примеру, действие этого принципа проявляется в одном из таких основных общественных институтах, как семья. Там все стремятся к максимальному благополучию каждого, и каждый стремится к максимальному благополучию всех.

Одним словом, соборность — это соединение индивидуального и общего в их действительной и полной гармонии, это принцип духовного единства в индивидуальном многообразии.

Безусловно, принцип соборности противостоит коммерческому духу крайнего индивидуализма, когда горстка людей (во имя своего возвеличивания и обогащения не останавливающаяся ни перед кем и ни перед чем) подавляет нацию, попирая ее духовные ценности.

Но принцип соборности противостоит и прямо противоположен также принципу коллективизма.

Коллективизм жестко ограничивает свободу человека, как внешнюю, так и внутреннюю, всецело подчиняя его конкретным внешним целям.

Соборность предоставляет человеку всю полноту внешней и внутренней свободы, кроме свободы поступать безнравственно.

Таким образом, СОБОРНАЯ ЭКОНОМИКА — это экономическая система более высокого типа, чем рыночная. Она содержит в себе все лучшие черты рыночной экономики, органично вбирая в себя также высший принцип служения общему благу.

Соборная Экономика никак не будет менее свободной, чем рыночная, ибо движение ко все большей свободе есть магистральный путь развития цивилизации. Напротив, экономика нового типа будет более свободной, все более и более широко открывающей поле для проявления частной инициативы.

Эффективность хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности значительно возрастет, так как она напрямую зависит от уровня Благочестия и Справедливости, т. е. от высоты норм хозяйственного права, равенства сторон по договорам, неукоснительной и неизбежной ответственности за несоблюдение условий исполнения обязательств. Одним словом, зависит от добротности хозяйственного права и добросовестности его соблюдения участниками экономической жизни.

Весьма важным и принципиальным отличием соборной и рыночной экономики является обоснование основной цели экономической деятельности.

Для рыночной экономики в качестве цели и главной задачи выступает прибыль. Этот принцип довлел над экономикой более 300 лет, что привело общество к многочисленным проблемам и поставило буквально на край пропасти.

Попытки же большевиков игнорировать прибыль, не считаться с этим важнейшим фактором экономики, — привели самую экономику к полному краху и несостоятельности.

Мы же, как нам представляется, расставляем все по своим местам. Соборная экономика целью экономики признает — Созидание Благоденствия(создание нормальных условий жизни и обеспечение материального достатка для всех членов общества). А прибыли отводится роль важнейшего фактора — показателя эффективности хозяйственной деятельности, основного источника и ресурса социально-экономического развития.

Надо отметить, что к подобному или очень близкому с этим выводу пришли многие мыслители, философы и экономисты.

Приведем, к примеру, высказывание архитектора «Немецкого экономического чуда» Л. Эрхарда: «Рост потребления не приносит человеку счастья и совсем не гарантирует гармоничного общежития людей и народов. Не должны ли мы придать нашей экономической деятельности более высокий смысл? Что-то не так, не в порядке, если рост благосостояния ведет не к умиротворению, а вызывает растущие опасения. Мы чувствуем острую потребность в НОВЫХ, более высоких Ценностях. Эти ценности и цели должны ориентировать экономику на общие задачи, выходящие за рамки материального».

И еще одно высказывание на эту тему: «Прибыль имеет право быть, но лишь при непременном условии быть первее того общественным служением, т. е. служить и способствовать благу всех» (В. Соловьев).

Отсюда следует, что эффективность экономики не может отождествляться с прибылью. Экономика призвана решать более высокие и широкие залачи и цели и служит лишь орудием, инструментом достижения этих целей и решения этих задач. Таким образом, Соборная Экономика — это глобальный институт, призванный обеспечить жизнедеятельность всего Национального организма, состоящего, как было сказано ранее, из трех составных частей: ценностной системы (религия, культура, идеология); политической (государство,право,власть); и хозяйственной системы (собственно экономика).

Иначе, цель Соборной экономики, ее высшая задача — обеспечить изобилие жизни, т. е. духовное и материальное благоденствие для каждого члена общества, максимально благоприятные условия и возможности для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития всех.

В этой связи нам необходимо опровергнуть еще одно заблуждение, которое довлело над умами философов, политиков, экономистов более двух веков, ибо нет ничего более опасного в нашей жизни, нежели заблуждения, принимаемые людьми за подлинное знание, за истину.

Это заблуждение — тезис о том, что формирование прибавочной стоимости происходит только в сфере материального производства. На самом деле, прибавочная стоимость (излишек) формируется в сфере духа, — в ценностной части национального организма, а в сфере материального производства она только реализуется (материализуется).

Поэтому конечная (нижняя) часть системы должна возвращать, в порядке обратной связи, ту долю энергии (ресурсов), которая была ею получена для материализации. Т. е. в нижней части пирамиды должно оставаться ровно столько ресурсов, сколько нужно для ее функционирования и нормального развития.

Примат же в распределении ресурсов общества, безусловно, должен оставаться за высшей (ценностной) и средней (политической) частью Национального организма.

Также представляется необходимым, наконец-то, дать решение основного вопроса философии: вопроса о том, что первично — дух или материя?

С точки зрения Веры — первичен Бог! Вторичны Дух и Материя, которые по сути своей представляют только две стороны, два аспекта - внутренний и внешний - единой субстанции (творения,твари), и являются лишь отражением энергий Божества.Дух и Материя — не отражение Реальности(Благодати Духа Святого), а отражение энергий Реальности, т. е. отражение отражения.

Дух — активный аспект; Материя — пассивный.

Эти два аспекта неразрывно связаны друг с другом, но здесь (в нашем мире) между ними образовался так называемый «нагар». Образовался он в результате грехопадения человека и его удаление (нагара) — суть процесса обретения царственно-первозданной природы человека и суть самого спасения, которое возможно только и исключительно с помощью Божией, только и исключительно с помощью Христа- Спасителя. Между Материей и Духом не существует промежутка. Но именно в этом метафизическом промежутке, именно в этом метафизическом пространстве и разворачивается весь мир. Это пространство-состояние и есть подлинная реальность, Душа Всечеловека, истинная сущность Мира, отражение Божества (Тело Богочеловека,Церковь Христа, Истина и Жизнь). Но это уже отдельная тема, мы же вернемся к предшествующему вопросу.

Теперь нам становится совершенно очевидным, что экономика должна быть деидеологизирована только в своих методах, но не в своих целях. Поэтому Соборная Экономика, экономика нового типа, будет более справедливой, более правовой, будет носить неизменную Печать Благочестия(Печать Завета с Богом) в своих целях.

Она будет сочетать высочайшую свободу частной инициативы в сфере хозяйственной, коммерческой и некоммерческой деятельности, т. е. преимущество рыночной экономики, с высочайшей корректностью в сфере личного потребления и мощной социальной поддержкой малоимущих слоев населения, с преимуществом экономики социалистического типа.

Бюджет предполагается формировать преимущественно за счет налога на собственность. За бедного должен платить богатый, ибо налог с бедняка — пустая трата времени и ничего, кроме вреда, не приносит. Когда государство гоняется за мелочью, оно упускает крупное, упускает то, на чем должны действительно основываться и обеспечиваться благополучие, надёжность и эффективность всей социальной сферы.
Практически повсеместно будет ликвидировано (в основном!) социальное неравенство, будет достигнуто сближение уровня жизни всех слоев населения, а это уже само по себе является мощнейшим фактором роста эффективности экономики и повышения благосостояния всего общества.

Самоуправление, как важнейшая составляющая социально-экономической системы, во всех сферах жизни и деятельности человека будет занимать все большее пространство, постепенно суживая функции государства до уровня законодателя и арбитра.

Суверенность личности человека будет постоянно возрастать, достоинство человека, его права и свободы будут священны и неприкосновенны.

Более справедливые принципы хозяйственной деятельности, управления и самой жизни, их признание и исполнение всеми участниками экономических отношений выведут общество из кризиса и обеспечат его продуктивное развитие на всех направлениях и во всех сферах бытия.

Заканчивая раздел, посвященный экономике, еще раз напомним, что все внешнее имеет свое первоначало во внутреннем, т. е. в духовном, в том числе и экономика. Внутреннее, духовное, подобно семени, содержит в себе закон, цель и путь всего внешнего.

Таким образом, нам остается только сформулировать цель Мета-экономики (духовной, внутренней стороны экономики). Эта цель — созидание, возделывание материального, преображение материального в духовную материальность, что и составляет высшую задачу Соборной (Богозаветной, Богодержавной, Богочеловеческой, Христианской) Экономики Изобилия Жизни.