II Понятие об Основном Законе духовно-нравственной

Виталий Розе 2
II. Понятие об Основном Законе Духовно-Нравственной Эволюции и о законах развития Сознания

Всем нам хорошо известен знаменитый тезис Маркса: «Философы только различным образом объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить».

Это великий тезис и задача человечества действительно состоит в том, чтобы изменить мир. («Небо — небо Господу, а землю он дал сынам человеческим». Пс. 113:24). Однако для этого надо знать, как его изменять, надо знать те законы, которыми определяются его изменения, те законы, в соответствии с которыми происходят такие изменения.

Эти законы мы и называем законами эволюции, а теорию, объясняющую их действие — называем собственно теорией эволюции.

К. Маркс сделал вывод о том, что главенствующим фактором, определяющим изменение мира, является материальный фактор, т. е. ЭКОНОМИКА.

Экономика, развиваясь, развивает Мир и Человека, т. е. изменяет Мир и Человека.

Мы же исходим из другого постулата: главенствующим фактором является духовный фактор! Поэтому со всей уверенностью утверждаем:

Какие мы — такая и экономика, ибо каков Человек, таков и Мир!

По нашему мнению, экономика не есть самостоятельный, не есть определяющий фактор. Таким фактором является Дух - Сознание Человека (Общества, Народа). Экономика детерминирована развитием сознания и только отражает его состояние.

Экономика есть одна из форм проявления сознания.

Поскольку мы сделали вывод о том, что развитие экономики зависит от развития сознания, то нам, стало быть, надо, прежде всею, знать законы развития сознания.

Законы развития сознания и есть высшие законы мироздания, они носят уникальный и в то же время универсальный характер. Им подчиняется всё и все. Они действуют везде: в каждой точке, в каждой форме, в каждом веществе, в любом проявлении любого фактора мироздания.

Экономика не может объяснить собственных законов из самой себя. Эти законы только действуют в ней, являясь частными проявлениями Законов СОЗНАНИЯ, Законов Духа, данных человеку Творцом. Основной Закон мироздания — господство Духа над материей, поэтому основной закон эволюции звучит так: ИЗМЕНИ СЕБЯ К ЛУЧШЕМУ И К ЛУЧШЕМУ ИЗМЕНИТСЯ МИР!

Этот закон потому и основной закон мироздания, что он есть единственный способ изменения мира.

Мир, правда, можно изменить и к худшему, к худшему изменив себя, но это проявления этого же закона.

Все, что вовне (экономика в том числе), определяется тем, что внутри. Это тоже один из законов развития сознания. Вспомните «Собачье сердце» М.Булгакова, где профессор Преображенский говорит свою знаменитую фразу: «Разруха в клозетах у нас от разрухи в головах».

Это как раз и есть проявление вышеназванного закона.

Исходя из этого мы говорим, что главными факторами, которые определяют уровень богатства и благосостояния любой страны, развития ее экономики не являются ни финансовые ресурсы, ни природно-климатические условия, ни запасы нефти, ни вообще какие-либо материальные факторы.

Наш базовый вывод состоит в том, что наиболее продуктивно развиваются те страны, экономические и социальные модели которых максимально сориентированы и опираются на доминирующие в обществе духовно-нравственные ценности, лучшие традиции, культуру, этику трудовых и межличностных отношений. Одним словом, успех имеет тот, кто опирается на лучшие качества национального самосознания и духа.

Таким образом, главным постулатом теории эволюции является вывод о безусловной приоритетности ценностных (духовных) факторов над материальными.

Сильной и динамично развивающейся делает страну наличие сильных идей, которые порождаются наличием мощных духовных ценностей.

Сильные идеи способны сами обеспечивать себя необходимыми ресурсами при соответствующей организации дела.Мир крутится вокруг тех, кто продуцирует духовные ценности. И материальные ресурсы, в силу этого закона, притягиваются к идеям, а не наоборот, как считают марксисты и позитивисты.

В чем главный ресурс общества, что является его движущей силой, т. е. движущей силой развития его самосознания?

Главным ресурсом, главной движущей силой является ЭНЕРГИЯ ДУХА, инициатива людей, их опыт, знания, СТРЕМЛЕНИЕ(осознанное желание) ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ.

Маркс и Ленин говорили, что миром движет классовая борьба, Гитлер утверждал, что расовая борьба.

Мы же утверждаем, что миром движет борьба духовная. Борьба человека внутри самого себя за то, чтобы стать лучше, поскольку, согласно основному закону, он сможет улучшить свою жизнь, только улучшив самого себя. Внутренний механизм, внутренняя пружина, «алхимик» саморазвития любого организма — это борьба светлых и темных сил (энергий), таящихся в душе этого организма.

То же самое относится к национальным сообществам и к человечеству в целом.

Homo sapiens — неточное определение человека. Конечно же, человек, — существо одновременно биологическое, социальное и духовное, но духовное в нем явно преобладает, ибо именно в этом - его суть!

Он есть Homo moralis — Человек Духовный(Нравственный). А ещё точнее: Он есть Homo Hristoforos - Человек Христоподобный.

И его главной человеческой потребностью всегда была и остается потребность реализовать себя, как Духовно-Нравственную, Христоподобную Личность.

Носителем сознания, носителем духовности является индивидуальность, человеческая Личность как таковая.

Поэтому с точки зрения данной теории главным фактором эволюции является фактор постоянного повышения роли и значения индивидуума (Личности,как Образа Божия) в жизни общества.

К примеру, если в первобытном обществе ПЛЕМЯ, РОД являются всем, а индивидуум ничем, то в современном обществе он уже имеет четко определенный суверенитет. Конечно же, этот суверенитет еще явно недостаточен, поскольку государство пока еще продолжает доминировать над индивидуумом, но тенденция его укрепления прослеживается явно и ощутимо. И явственнее всего, на наш взгляд, эта тенденция подтверждается тем важнейшим фактором истории, что Ветхий Завет — это по сути отношения между Богом и Народом, а Новый Завет — это уже отношения между Богом и индивидуальной человеческой Душой(Духовной Личностью).

И здесь мы подходим к необходимости ответить на вопрос о подлинном смысле эволюции. Если эволюция подчинена законам, она обязана иметь и свои цели. Каковы эти цели?

С точки зрения данной парадигмы эти цели таковы:

• человеческая цивилизация идет от тотальной несвободы к свободе. Ее цель — овладеть всей полнотой свободы;

• человек идет от зверя(от своего падшего,звероподобного состояния) к Богочеловеку, его цель - стать Богочеловеком!

Таким образом, и человек, и человечество идут к совершенству.

    Библейское: «Будьте совершенны, как совершенен ОТЕЦ ваш НЕБЕСНЫЙ», — это и есть та главная Цель, которая  поставлена и всему человечеству в целом и каждому отдельному человеку БОГОМ! Повторим этот тезис еще раз, поскольку именно он является лейтмотивом всех наших трудов.

Если согласиться с тем, что эволюция человека и общества имеет обозначенную выше заданность и направление, то принимаемый тип экономики и государственного устройства должен на каждом этапе в максимальной степени способствовать укреплению роли и значения индивидуума, достижению максимума в обеспечении прав и свобод человека.

Тип экономики и государственного устройства не может быть произвольным, он зависит от нас. Какие мы, такая Экономика, такое Государство и такое Общество.

И политики всегда вынуждены искать компромисс между порядком и свободой. С одной стороны, не изжитый, еще далеко не полностью преодоленный в человеке инстинкт зверя нуждается в обуздании и требует порядка. С другой — высочайшие прорывы человеческого разума и духа неудержимы и требуют свободы.

Но давно известно, что порядок без свободы превращается в рабство, свобода же без порядка превращается в хаос, порождает насилие и несправедливость. Поэтому отцы наций должны находить ОПТИМУМ, ту золотую середину, которая всегда для каждого народа своя и только своя, понимая, что она разная и меняется вместе с миром, как вместе с ним меняются и представления о свободе и справедливости.

Только с изменением ценностей и на базе ценностей изменяется мир, не наоборот. Сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — Еванг. от Матф. 6:21, т. е. каковы ценности человека, таковы и его стремления, туда и на то направляется воля, там удерживается сознание. Сознание же не может направлять волю к чужеродному, к тому, что сознанием не «переварено», не усвоено.

Видимо, не зная хорошо этих закономерностей, современный мир имеет печальную историю «навязанных» демократий. В этой связи, наверное, будет уместным напомнить известный анекдот, ходивший некогда о лидере одного из африканских государств: «Президент очень любил своих граждан: особенно на ужин».

Какая может быть демократия там, где вчера еще люди друг друга поедали в буквальном смысле слова?

При всем уважении к институту демократии нельзя не понимать, что демократию невозможно ввести — она должна вызреть, вырасти! Часто в обоснование преимуществ демократического строя приходится слышать такое утверждение: где демократия и развитая рыночная экономика, там каждый человек имеет не менее 10 тысяч долларов годового дохода.

Господа, все наоборот! Демократия там только и возможна, где есть эти 10 тысяч. При нищем населении может быть только пародия на демократию и ничего больше. Таким образом, тип государственного строя и экономики должен исходить и определяться глубинными, коренными факторами каждой страны, в зависимости от уровня развития культуры, науки, традиций, хозяйственного уклада и т. д., быть «продвинутым» в сторону свободного общества настолько, насколько это позволяют указанные факторы, т. е. насколько это позволяет развитие и уровень самосознания того или иного общества, той или иной нации.

Демократические институты и рыночная экономика ценны не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они создают более благоприятную среду, в которой развивается сознание человека.

Нельзя не видеть, что рамки этих институтов и этих отношений начинают сковывать, сдерживать развитие сознания, а значит, сознание вынуждено будет их расширять.

Процесс эволюции — это и есть процесс расширения сознания.

С расширением и изменением сознания расширяется и изменяется мир. («Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое». Пс. 118:32).

Выше, чище, светлее и справедливей становится человек — выше, чище, светлее и справедливей становится мир, а с ним и экономика.

В основе социального прогресса всегда лежит прогресс духовный, т. е. рост и возвышение Личности Человека, его свободы, достоинства и благочестия. По-другому не бывает, ибо в этом — краеугольный закон эволюции мира, закон возвышения духа, закон, имеющий качественную, а не количественную направленность.

Сознание — это и есть потерянный ключ от рая! Жемчужины этой истины щедро разбросаны повсеместно для того, чтобы человек мог воспользоваться ими. Особенно ясно показаны эти ключи в мифах и сказках.

К примеру, барон Мюнхгаузен, вытаскивающий сам себя за волосы — есть символ этой истины, где Мюнхгаузен — это увязшее в своих заблуждениях человечество, а волосы — его сознание.Этот сюжет ясно говорит: человек, общество — возьмись за свое самосознание, и выберешься из любого болота, из любой трясины.

Собственно говоря, сознание и есть то библейское поле, на котором произрастают и добрые злаки, и плевелы.

Задача человека — заботиться о злаках и искоренять плевелы. То есть, взращивать добродетели, знания, культуру и искоренять страсти, пороки, преступления.

Существуют различные методы оценки уровня развития самосознания человека, т. е. критерии оценки качества состояния его духа.

Нами предлагается четырехступенчатая градация:

1 ступень: Состояние невежества.

Характеризуется, в основном, физиологическими потребностями — пища, одежда, безопасность, сон, секс.

2 ступень: Состояние страсти.

Потребности те же плюс жажда самоутверждения, стремление к славе, к превосходству над другими.

3 ступень: Состояние добродетели.

Физиологические потребности сгармонизированы и уходят на второй план. Главенствующими становятся потребности творческой самореализации, созидания. Человек в таком состоянии начинает понимать, что сила личности состоит в единстве совести, сознания и воли, т. е. в единстве и гармонии духовного, ментального и физического (чувственного).

4 ступень: Состояние святости.

Абсолютно доминирует единственная потребность — служение Богу, людям и миру, как неизбежный результат высокоразвитого религиозного сознания.

Эти состояния в чистом виде практически не встречаются, за очень редким исключением. Но как доминирующие в структуре потребностей человека, проявляются достаточно зримо, и поэтому могут вполне служить ориентиром для определения уровня духовного развития личности.

Эта модель может быть также применена к оценке духовного состояния человечества в целом. Так, по нашему мнению, человечество заканчивает свое пребывание на второй ступени — ступени страсти, и в настоящее время начинает готовиться к переходу на третью ступень.

Третья ступень — состояние добродетели — это и есть ступень Богочеловеческой Цивилизации.

Мир Един, поэтому единые закономерности ЕДИНОГО НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА (Закона Любви и Правды), положенного Творцом в основание мироздания, проявляются во всех точках и формах бытия. Все формы, в соответствии с полной онтологической тождественностью  Принципа Устроения Всех Созданий Единым Создателем — это только различные виды и состояния энергии, в них действуют одни и те же законы, которые в каждой среде, в каждой форме имеют свою специфику отражения — и только. По сути все законы природы относительны, так как являются всего лишь символами Нравственного ЗАКОНА (Древа Познания и Древа Жизни)! Этот вывод неопровержимо подтверждается людьми, достигшими состояния высокой Святости (Духовного Совершенства!), так как таковыми преодолевается Чин Естества материального мира. Над теми, кто прибывает под Благодатью Духа Святого, законы пространства и времени уже не имеют ни какой власти!И хотя Телом физическим они ещё пребывают в мире Земном, но своим Облагодатствованным Духом (своим Существом!) уже пребывают, действуют, живут в Мире Горнем с Небожителями по Слову Господню: "Где Я, там и мои служители будут"!   

Един же наш мир потому, что основой основ и мира Горнего и мира Земного является Святая Троица! В нем все просто и сложно (троично) одновременно, все «неслиянно соединено и нераздельно различно». В этом — наивысшее Таинство Жизни! На этом стоит Мироздание!