Идея и чувства

Илья Бек
Рисунок © 2013 Илья Бек


В то лето их было так много, что час или два надо было пробираться сквозь яркую стаю воздушных созданий. Они задерживали движение кареты, в которой сидел Иоганн, его это ничуть не сердило. Наполняя воздух феромонами, они подстегивали его воображение. Отношения с ними были краткими, как встреча цветка с бабочкой. Их реальность ему казалась абстрактной, а его, видимо, нереальной для них. Поэтому чувства с двух сторон длились недолго. Проходил день или два и он как пчелка перелетал к следующему цветку. Как и цветы, женщин существовало огромное количество видов. Разнообразие их не поддавалось расчету.

   В этот солнечный день Иоганн Гёте направлялся к Фридриху Шиллеру, захватив в корзинке вино и еду. День был жаркий и его друг предложил устроить пикник в саду возле реки. С ними были необыкновенные дамы, без них было невозможно. Они взяли с собой коврики и скатерть. Веселые фрейлины умело нарезали хлеб, сыры, салаты и красиво расставили еду в тарелках. Они щебетали в саду как птички.

   Веселье прерывалось беседой, в которой Иоганн развил идею, пришедшую к нему во время его недавних любовных приключений. Не имея под рукой бумаги и чернил, он прутиком расчертил на песке символический образ сидящих рядом хрупких созданий, обозначив их характеристики.

   Схема женщины должна была выявить происхождение и родство их с другими существами, подобными им, хотя речь шла о другом.

    Обобщенный образ пра-женщины на схеме представлялся ему объективным. На что Фридрих возразил:

     -Прости, мой друг, но это не связано с опытом, а лишь твоя отвлеченная идея.

    После этих слов, Иоган испытал потрясение, словно попал под золотой дождь. Его осенило! Ведь он пришел к своей идее через  восприятие. Поэтому, он ответил Фридриху:

     -Для меня огромная радость, что я наяву вижу свою идею,  дотрагиваюсь до нее пальцами, могу целовать! Посмотри на них, разве они не воплощают мысль в реальности? Эти феи на самом деле существуют существуют!

    И он кивнул в сторону их веселых подружек.

    Для него было ясно, что мысль присутствует в каждой вещи. Если есть идея, то предмет получает определенную форму. Точно так же Бог создал птиц и растения, имея только замысел. Ибо вещь подчиняется мысли. В этом  Иоганн соглашался с Платоном, который считал, что мысли не отличимы от внешних чувств, возникающих от соприкосновения с объектами.

     Фридрих представлял всё по иному.  Для него идеи и вещь (или опыт) - это два разных мира. Он пришел к убеждению, что внешние чувства порождают обман и не дают истинного представление о вещах. В частности это можно сказать о женщинах.  Только трезвые мысли могут дать точное  представление о них.  Иоганн мог забыть об ошибках вызываемых чувствами.

     Но даже Фридрих не ожидал, что случилось дальше.

    Иоганн обнял сидящую рядом красавицу, она рассмеялась и прижалась к нему. Они поднялись и держась за руки пошли вдоль берега по серебристому песку. Вошли в воду, в этот момент женщина превратилась в русалку, у неё появился хвост. Она затянула его в прохладную глубину.