Самсон и Далила Дж. С. Блэкберн

Юрий Шибаловский
                САМСОН и ДАЛИЛА       Дж. С. Блэкберн

 Слабость Самсона, не только трагическая, но и роковая, заключается в том, что он легкомысленный.   Если он случайно встретит несколько филистимлян, он ради шутки столкнёт их лбами и продолжит петь, а если он встретит филистимлянку, которая ему понравилась, отдастся в удовлетворение своей похоти, совершенно забывая о своей цели - он был сорви голова..."
    История Самсона и Далилы представляют собой сердце и душу драматической трагедии.
 Яркое обещание ранней жизни Самсона, беззаботное потакание искушению, углубление трагедии, козни Далилы и гигантская кульминация всегда будоражило воображение даже тех, кто имеет  скептическое отношение к Библии, как к слову Божию.
  Пожалуй, самым главным в этой истории является разговор, который Самсон никогда не слышал и никогда о нём не подозревал, и он состоялся, когда пять филистимлян пришли к Далиле и сказали: "Соблазни его и выведай, в чём великая сила его заключается" (Иуд.16: 5).  Это очень похоже на время, когда сатана просил разрешения Господа заняться  Иовом и  испытать его и причинить ему страдания, и, насколько мы можем видеть  от начала и до конца истории, Иов никогда не знал, кто стоит за его ужасными страданиями.
Прежде всего нам приходит на ум сердечное обращение апостола Павла к верующим в Коринфе, когда он сказал: "Я ревную о вас ревностью Божиею ...... но я опасаюсь, как бы каким-либо образом, как змей обольстил Еву посредством своей изощрённости, так и ваши умы не уклонились бы от простоты во Христе "(2 Кор.11 :2-3).

   Цель Жизни Самсона.
 
Это очень человечная трагедия, и много более того, и я хотел бы начать с краткого объяснения, почему она имеет огромное значение для нас, верующих в Господа Христа, чья жизнь была предназначена для полной преданности Ему, к Его пользе, к Его служению и к Его славе, потому что существуют тесные параллели между некоторыми вещами в истории Самсона и христианской жизнью.
Жизни Самсона была предопределена цель свыше, чтобы уничтожить филистимлян и освободить Израиль, об этом было ясно сказано до его рождения (13:05), и Самсон был наделён божественной силой для  выполнения этой цели.
 С самых ранних лет Дух Господень стал приходить к нему и приводить его в движение по временам. Это была его мощь  для освобождения Израиля от филистимлян (13:25).   Самсон обладал достаточной силой, чтобы освободить Израиль от филистимлян в присутствии Духа Господня, движущего его, когда возникал повод.
О, как печально история пошла не так, и каким образом оно и пошло не так, и уроки и предупреждения для нас, посредством которых мы можем избежать и можем спастись от ложного пути, составляют главный интерес этой истории для нас. Целью жизни Самсона было освобождение Израиля от филистимлян, и я предположу, что очень немногие из нас любого возраста, являются неспособными  дать довольно хорошее объяснение того, какую цель христианской жизни предопределил Господь.
Возможно,  ум  прибегает, прежде всего, к обращению Фессалоникийских верующих, о которых он говорит, что они "обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ждать с небес Сына Его" (1 Фесс.1: 9 -10). Это была новая цель для  их новых жизней, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его.
В Послании к Ефесянам мы читаем, что Бог создал Своих людей "на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять их" (2:10), это еще до сотворения мира.  Добрые дела святых были подготовлены и заявление о цели христианской жизни гласит, что в этой жизни Бог должен быть прославлен добрыми делами.
В первую очередь цель христианской жизни есть творить волю Божию на службе Господа Иисуса Христа, чтобы мы могли найти в жизни мотив в сдерживающей силе любви ко Христу, чтобы жить не для себя, но для Него, кто умер за нас и воскрес. Легко говорить о цели христианской жизни, но ох как мы молимся друг за друга, чтобы это могло быть записано в сердцах наших Духом Святым заново в той мере, в которой мы её знаем уже.

   Секрет Силы Самсона: Святой Дух.

Еще одной инструкцией для нас является данная Богом сила с целью, для достижения которой его жизнь должна была быть посвящена.

Его сила проявилась как соответствующая для работы, которую он должен был сделать.
 Про детство его записано "Младенец же возрастал и Господь благословил его. И Дух Господень начал подвигать его время от времени" (13:24-25).
Когда он был молодым человеком он отправился в Фимнафу и молодой лев зарычал на него ", и Дух Господень сошел на него, и он разодрал его, словно козленка, голыми руками" (14:5-6).
 Позже, когда его соотечественники связали его дополнительными веревками и предали Его филистимлянам они "кричали против него, и Дух Господень сошел на него, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как лен, что были сожжены огнем, и упали узы его с рук его. И он нашел новую ослиную челюсть, и, протянув руку свою, и взял ее, и убил ею тысячу человек"(15:14-15). Самым простым возможным доказательством того, что Самсон обладал  могучей силой, является то, что Дух Господень сошел на него.

 Говоря об этой истории, я более всего обеспокоен тем, чтобы  не быть неправильно понятым в одном важном моменте, а именно, в отношении того, как это относится индивидуально. Эта история не является предупреждением против любой тесной связи мужчины с женщиной или женщины с мужчиной, когда такие связи не противны Господу, они могут очистить и обогатить нашу жизнь безмерно под Его рукой.   Но Писание предостерегает нас от влечения верующего к неверующему мужчине или женщине.   Оно предупреждает нас всех, как  молодых, так  и старых, против власти чего-то очень привлекательного  природе, но используемого сатаной для того чтобы отвратить нас от Господа и лишить нас силы Святого Духа.
     Существует очень важное различие между предназначением Самсона Духом Бога  и нашим в выполнении Божьего замысла в нашей жизни.
Очень замечательно для нас читать эти истории об огромной физической силе Самсона и видеть, что она связана временами с наличием с ним Духа Господа, и понять, что это тот же самый Дух Божий, который пребывает в нас, что Он может придать нам силы в духовных вещах, нашей силой для осуществления истинной цели нашей жизни. Но мы замечаем очень ясно, что этот Дух Божий сходит на Самсона "время от времени."
 Дух Божий не пребывает постоянно с Самсоном.   Что касается нас, детей Божиих , верующих в Господа Иисуса Христа, мы должны еще раз абсолютно уверовать в то, что мы получили Святой Дух.  Господь сказал: "Я буду  молить Отца, и  Он даст вам другого Утешителя, и да Он пребудет с вами вовек" (Иоанн. 14:16 ).  Господь Иисус, когда воскрес из мертвых, сказал ученикам : " Побудьте в городе Иерусалиме , доколе не облечетесь силою свыше" (Лука. 24:49 ), и мы читаем там же: "когда день Пятидесятницы полностью наступил, [ ученики ] были единодушно вместе в одном месте.  И внезапно донёсся  шум с неба, словно от несущегося сильного ветра ...... и все они были наполнены Святым Духом, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать" (Деян. 2:1-4 ).
Как вы и я становимся причастными к этому неизмеримо большому дару, дару Духа Божия?  Неужели это правда, что каждый верующий получает крещение Святым Духом, или это какое-то особое достижение, которое с помощью второго благословения приходит к нам?
   Неоднократно читал  я биографии христиан, которые у меня вызывают всевозможное восхищение из-за их преданности Господу,и они утверждают, что имеют "второе благословение" и их лица вдруг озарялись сиянием, их головы находились над водой для приобщения к добру, и они  чувствовали "приход." Это всё выглядит настолько впечатляющим, как история, но я мог сделать только одно по этому поводу, а именно,  я вернулся к Писаниям для себя, и снова и снова я  делал это, и я ушел с постоянно углубляющейся уверенностью, что это правда, что верующий крестится Духом Святым в тот момент, когда он верит, и Святой Дух никогда не покидает его.

 Стих, который в конце концов в основном убедил меня, было послание к Ефесянам 1:13: "В Нем после уверовав запечатлены Святым Духом обетования", который будет с нами до дня спасения (ст.14). Там имеется ясный признак того что каждый верующий в момент  веры в Господа Иисуса Христа  является  запечатлённым.  Это трансакция, которая никогда не может быть отменена.
 Бог запечатлел нас даром Святого Духа, Он пребывает в нас, и Он является печатью и всерьез. Он становится доступным для вас и меня  для нашего утешения и нашей силы, каждый раз, когда мы возвращаемся к  Нему; таково обещание Господа Иисуса Христа: "Я буду молить Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами навсегда"(Ионн. 14:16).
Тем не менее, когда мы думаем о силе, которая доступна для выполнения цели нашей жизни под рукой Господа, мы должны считаться с ужасной опасностью огорчить Святого Духа (Еф.4: 30), так что нам не довелось испытать на себе Его могучую силу.  Святой Дух пребывает с нами и никогда не оставит нас, Он пришел к нам в тот момент, когда мы уверовали, Он является печатью, знаком договора, который Бог никогда не нарушит, но нас призывают не оскорблять Святого Духа, потому что это так печально верно  сказано в Писании, и по нашему опыту, что образом нашей жизни мы часто делаем именно это.
 Когда Господь Иисус Христос был здесь, на земле, определённо были те, кто причинял Ему страдания.  "Он оглянулся на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их" (Марк. 3:5), а затем "Он не мог совершить там много великих деяний ...... из-за неверия их" (Марк. 6 :5-6).
 Если Святой Дух Божий пребывает в нас, то мы в полном праве сказать: "Если Он есть там, то где Его великие  деяния? Мы хотим видеть эти великие дела. У нас  нет ни малейшего сомнения в том, что эти чудеса должны  произойти! О, как грустно нам, когда мы  вынуждены прийти к выводу, что мы огорчили Его настолько, что Он не может сделать многие великие дела.
      Писание преподносит нам эти вещи  таким образом, что не остаётся сомнений в том, что  Бог желает, чтобы мы, по возможности, не оскорбляли или манкировали Святого Духа(1 Фесс. 5:19), а скорее, чтобы мы могли ходить в Духе, и тогда Его чудеса проявятся в нашей жизни.
Когда мы говорим о цели нашей жизни, работа, возможно, которую мы должны делать для Господа, нам всегда следует помнить, что мы должны всегда в мысли и молитве уделять приоритетное внимание тому, что Бог желает сделать в нас, прежде чем мы сможем адекватно дать рассмотрение тому, что Бог будет делать нами. И что Бог готов сделать в нас? Он очистит нас от зависти, лжи и гордости и принесёт красоту Господа в нашу  жизнь.   Именно это нам предназначено для работы, которая лежит в наших руках.

Секрет силы Самсона: 2. Обет в Назорее.

Теперь мы понимаем, что существует эта великая цель жизни Самсона и есть параллельная цель нашей жизни, мы понимаем, что великая сила для достижения этой цели заключалась в том, что Святой Дух сошел на него, но есть еще одна очень характерная особенность в истории,  относящаяся к силе, пребывающей в Самсоне и это было то, что с момента своего рождения он  был  назорей.
Мы читаем о назорейской клятве в  Числах 6, и это представлено в двух частях, прежде всего там присутствует первостепенная мысль,  что его клятва означала, что он должен был быть отделён от Господа, но была ещё и другая часть  клятвы, что он должен был быть отделен от некоторых вещей, которые в фигуральном смысле выступили  бы против его разлуки с Господом.
 Три вещи в книге Чисел говорили, что он не должен трогать труп, он не должен есть или пить любую часть плода виноградного, и он никогда не должен стричь свои волосы.
В истории, как она нам дана, Дух Божий относит силу Самсона полностью к его Назорейству  с особым упором на то, что его волосы  не должны подвергаться стрижке.  В христианстве нет отдельного разряда людей, находившихся под клятвой такого рода.   Мы все призваны быть присоединены Господу и быть отделены от всякого зла, и это великая привилегия. Господь Иисус Христос хочет наши сердца и нашу жизнь.
    Текст, который произвёл на меня самое мощное впечатление в моей жизни,  2 Кор. 5: "Он [Господь Иисус] за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Него, который умер за них, и воскрес" (ст.15).   Эти слова ясно показывают  желание Господа Иисуса относительно нас.
 С того момента, когда Он протянул руку и спас нас от греха и страдания и сделался для нас Своим, мы живем не для себя, а для Него, кто умер за нас и воскрес, и где можно найти силу для такой жизни?
 Об этом говорится в предыдущем стихе, "любовь Христова скрепляет нас" (ст.14).   Это стих на самом деле говорит о том, что любовь Христова определяет то, как мы думаем о вещах, если она по праву пользуется своей властью над нами, потому что в нём говорится далее, "потому что мы таким образом судим ...... что живущие уже не должны впредь жить для себя, а для того, который умер за них и воскрес."
     Есть два Писания, которые соотносят простую назорейскую клятву со стрижкой волос.
 1 Кор.11:14 говорит: " Разве сама природа не учит вас, что если муж растит волосы, то это позор для него? " и в послании Евреям 12:02 говорится, что Господь Иисус Христос " претерпел крест, пренебрегая посрамлением."   Это учит, что длинные волосы в Назорее символизировали и говорили ещё до креста о его месте в христианской жизни. Все, что я могу с этим поделать сегодня, это напомнить вам о словах Господа Иисуса Христа : "Кто бы не пришёл вслед за Мною, пусть отвергнет себя и возьмёт крест свой и последует за Мною" (Марк. 8:34 ).
 Крест является назначенным средством в христианской жизни, при помощи которого мы имеем дело с грехом, это меч, с помощью которого мы отрезали те вещи, которые оскорбительны для Бога и вредны для нас самих. Так назорейская клятва в отношении Самсона, с особым акцентом на длине его волос, говорит нам о тех средствах, которых мы отделены от зла в нашей жизни, чтобы мы могли быть полностью присоединены к Господу.
     Сила Самсона была в его Назорействе.  Именно потому, что он позволил своему Назорейству поддаться  козням женщины, которая покорила его сердце, Самсон утратил свою силу.
Варнава увещевал новообращенных в Антиохии "что с искренним сердцем они будут держаться Господа" (Деян. 11:23).  Именно предназначение, данное Богом Самсону,  должно было отметить жизнь последнего выдающимся образом.   Трагедия Самсона, обусловленная роковой слабостью, заключалась в том, что он растратил себя на пустяки.  Если он случайно встречал несколько филистимлян, он шутя, сталкивал их лбами и продолжал петь, и если он встречал филистимлянку, которая ему понравилась, он отдавался целиком удовлетворению своей похоти, забывая совсем о своей главной цели - он был  легкомысленным.
    В его сердце отсутствовала серьезная цель, соответствующая цели, которую Бог  предназначил  для его жизни, и то, что может быть в наших сердцах и умах, что слово Божье говорит нам Бог сделал с нами и для нас, и что с искренним сердцем мы должны держаться Господа.
Можно было бы спросить, достиг ли Самсон счастье, которого искал.   Если в течение одного момента мы созерцаем Самсона,  лишившегося глаз, в филистимлянской тюрьме, то мы увидим, что происходит от легкомысленного отношения к серьезным вопросам жизни и пренебрежения божественными целями для нашей жизни и божественной силой и любовью Христовой, которая лежит за всем этим в качестве мотива для нас.
    Но был в конце жизни Самсона и блеск ободрения. Возможно, он был человек, которого писатель, Духом Бога, имел в виду, когда сказал, что "по вере ...... из немощи, был сделан крепким" (Евр.11: 34).   Мы читаем о глубокой стенающей молитве, с которой Самсон взывал к Господу, чтобы восстановить ему  его силу, чтобы он мог наконец выполнить свое предназначение.
Когда слепой раб оперся на столпы огромного зала, дом обрушился на лордов и на весь народ, бывший в нем. "И было умерших, которых он убил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни" (Иуд.16:30).
Поэтому давайте бодрствовать и молиться, и Господь будет держать нас верными Ему.
Помните о том разговоре, который он никогда не слышал и не ведал, "Соблазни его и выведай, в чем великая сила его заключается" (Иуд.16: 5).  Наши невидимые враги всегда готовы соблазнить, воспользовавшись минутами нашей слабости.   Гимн Шарлотты Эллиотт вполне может закрыть наши размышления о Самсоне, чьи минуты слабости привели к таким трагическим последствиям:

" Принципалы и властители,
     Собирающие свой невидимый боевой строй,
    Ждите своих неохраняемых часов,
     Бодрствуйте и молитесь. "

     "Смотрите, как если бы на этом одном
       Висел весь вопрос дня
     Молитесь, чтобы помощь могла быть ниспослана
     Бодрствуйте и молитесь. "


Шарлотта Эллиотт очень хорошо знала, когда она написала "Смотрите, как если бы на этом одном", что это не зависит от этого одного, потому что она же сама написала:

     "Так же, как я без единой жалобы
     но, что кровь твоя была пролита для меня
     и что  тем вернее мне прийти к Тебе,
     О Агнец Божий я пришел. "

Она знала, что, в конце концов, это зависит от любви к Богу и драгоценной крови Христа, и так она написала  "Смотри, как если на этом одном."

"Теперь тому, кто способен держать вас от падения и представить вас безупречными перед славою Своею с неописуемой радостью, к Премудрому Спасителю нашему, Богу, слава и величие, сила и власть, и ныне и присно. Аминь "(Иуда 24-25)