2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Алексей Кожевников 3
        Далее наш путь лежал на мраморный карьер.
        Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.
        Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
        - Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!
        Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.
        Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.
        Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.
        На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).
        Потом начались переходы от двора ко двору.
        - Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, - говорили некоторые, виновато опуская седую голову.
        Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело  с мрамором, утвердительно воскликнул:
        - Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.
        Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
        - Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
        - Через пять домов от нашего  живет Мария Семёновна Панова, - продолжил он. - Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…
        Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.
        У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
        - Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, - сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты  Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.
        С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.
        Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
        Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.
        Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
        - Мы нашли ещё один документ!
        Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» - Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».
        Это была вторая награда за участие в выставке.
        Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.
        Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке  всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.
        В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают  и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».
        Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?
        Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:
        - Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца - Куров Владимир Иванович. Когда в селе  Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только  восхищаться - сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.
        А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.                Июль 1976 г., март 2014 г.