Слово пастырей в Неделю Крестопоклонную-14

Галина Николаевна Николаева
        В третье воскресение Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. В воскресном Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк.8:34).
        Так что же значат эти слова - "нести свой крест", которые, к сожалению, нередко становятся расхожим выражением? Имеют ли они какое-либо отношение к нашим жизненным обстоятельствам? Как понять, что именно есть "наш крест", несение которого является условием следования за Христом? Отвечают на эти вопросы наши пастыри.

       ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

        Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
        Нынешняя неделя великого поста называется крестопоклонной - от поклонения Кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и оттого, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу.

        «Кто хочет идти за Мною, - сказал Иисус Христос народу с учениками Своими, -отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою, т. е. жизнь свою, т. е. умертвит все страсти и вожделения свои, ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8,34-38).

        Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т. е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, и взять крест свой, т.е. терпеть неизбежные тяжкие лишения, болезни, страдания и скорби, посылаемые нам для нашего очищения, вразумления, укрепления в добродетели, и искушения, причиняемые нам демонами и людьми. Мы крайне пристрастны к жизни плотской; мы сжились с грехами, приникли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз; мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются все больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей и стяжанием врага.
        Слова Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и о! если бы ежедневно же восставали, оживали для Бога через слезное покаяние. Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа (Ис 59,2). Они могут разлучить нас и навеки безконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца.

        Но, посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра, мытаря, Марии Египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и безповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренне возлюбили Бога и правду Его, и, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, сберегли души свои на веки безконечные.
        Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом?
        Мы очень любим жизнь временную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в постоянном благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее к безсмертию и вечному блаженству; забываем, что она безконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень пройдут.
         Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

         Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни. Потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном - и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, знают и о жертве искупления, принесенной за них на кресте, но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь не позволяют им сойти с того распутья, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и придти в себя, размыслить о своей судьбе. Они жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего.
        Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19). Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то, что они отвергли великое попечение о себе Божие и жертву Господа Иисуса Христа, принесенную и за них на кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и на веки отринет их от лица своего. Аминь.


         Иеромонах ИГНАТИЙ (Шестаков).  ТАЙНА КРЕСТА

         Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
         Крест и воскресение, уничижение и слава, поражение и великая победа, страдание и торжество Царствия Небесного.
         Крест – это великая непостижимая для мира тайна. Тайна, которую познали мученики, познали преподобные, познали исповедники, познали все святые, познали наши благочестивые предки.
         Эту тайну познали те, кто, по слову Спасителя, отвергся себя и взял крест свой и последовал за Ним. Эту тайну в далеком IV веке познали 40 мучеников Севастийских, память которых мы празднуем 22 марта.
         Это были воины, люди успешные во всех отношениях, физически крепкие, здоровые мужчины, находившиеся на почетной службе у императора. Эти воины приобрели какую-то часть мирской славы, но осознали, что эта мирская слава – ничто перед славой распятого и воскресшего Христа, перед величием Креста Господня, перед Царствием Божиим, грядущем в силе.
        Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.
        В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

        В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
        На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
        Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».
На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
        Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

         Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
         Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

        По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

        Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

        Они отверглись себя, отверглись суетной славы этого мира, потому что больше всего в своей жизни они хотели стяжать славу Царствия Небесного, грядущего в силе. Они горели желанием сораспяться Христу, стать сопричастниками Его страданий, к чему призваны и все мы, здесь стоящие.
        И Царствие Божие явилось им, еще не вкусившим смерти, когда они стояли целую ночь на льду студеного озера в далекой армянской Севастии и не чувствовали страшного холода, потому что сердца их были согреты светом этого пришедшего в силе Царствия.
        Они не боялись потерять этот мир, не боялись последовать за Христом. Они понимали, что нет никакой пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
        Они помнили о словах Спасителя: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк.8:38).
        Им не нужна была слава мира сего, слава военных побед; им была нужна слава Царя Небесного. Им не нужна была слава земного царя – слава императора; им нужна была слава распятого, уничиженного, но воскресшего Христа.

        Нам надо чаще взирать на подвиг христиан, предшествовавших нам на пути за Христом, для того, чтобы самим достойно и в сегодняшний день, и во всякий день и час нашей жизни прославлять Христа и хотя бы в малой степени познать тайну Креста Господня. Креста – победителя диавола, Креста – непобедимой силы, превосходящей все силы этого мира. Превосходящей те силы, рабами которых мы так любим быть, которым мы так любим служить. Служить этим «запинающим нас грехам», о которых говорит апостол (Евр. 18: 1). Грехам, которые порой кажутся нам уже побежденными, уже забытыми, грехам, от которых мы, казалось бы, уже избавились и в которые мы порой опять погружаемся, и в эти благодатные дни Великого поста тоже, в дни, когда мы призваны явить себя верными воинами Христовыми, когда мы призваны присоединиться к 40 мученикам Севастийским и стать причастниками Царствия Небесного, грядущего во славе своей.

        Взирая на подвиг Севастийских мучеников, на подвиг всех преподобных и исповедников, на подвиг всех от века следовавших за Христом православных христиан, обратимся еще раз к словам апостола Павла: «Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12: 1–2). Аминь.               

       КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ.

Источник:
http://www.pravmir.ru/sorok-muchenikov
-sevastijskix-istoriya-prazdnika-ikony-obych
-recepty-video-audio/#ixzz2wgJPrgny
http://www.pravmir.ru/sorok-muchenikov
-sevastijskix-istoriya-prazdnika-ikony
-obychai-recepty-video-audio/
http://my.mail.ru/community/onlinhram/tag/