Метаморфозы Диониса

Костантин Щербань
         Любвеобильный Зевс соблазнил множество нимф, ведущих свой род от титанов и богов, а после сотворение человека и  смертных женщин. Вне брака у него родилось четыре великих олимпийских божества : Гермес, Аполлон, Артемида, Дионис. В мой интерес проникло  опьяняющие воздействие иррационального и освобождающий поток невозможного инобытия, взрыв инстинктивной  животной силы и  крик божественной природы Диониса. Формой интереса выступает, то что интерес вызывает проникновение в суть того что интересует, без волевой интенции здесь обойтись довольно сложно.  Но когда мы думаем  о Дионисе, не возможно не потерять свою часть личности, часть индивидуализации – ты уже часть Диониса, часть вакханалии единства и хаоса природы. Это уничтожение самости и уничтожение действительности, посредством преодоления личности и преодоления реальности.  Бессознательное восстание против  рационального.  Дионисическое искусство пробуждает.
         Обратимся к мифу о рождении Диониса. Зевс, приняв вид смертного имел тайную связь с Семелой, дочерью фиванского  царя Кадма. Ревностная Гера, превратившись в старуху, посоветовала Семеле, которая уже была на тот момент на шестом месяце беременности, поставить своему возлюбленному острое условие : пусть он перестанет обманывать ее и предстанет в своем истинном обличье в своей истинной сущности. Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, она отказала ему делить ложе. Тогда в ярости  он предстал в истинной форме и испепелил ее молниями. Довольно пессимистично, однако,  Гермесу удалось спасти недоношенного сына. Гермес зашил ребенка каким то мистическим образом в бедро Зевса, и тот, в положений срок произвел его на свет. Вот почему Диониса еще называют «дважды рожденным» или «дитя двойных дверей». Дионис стает бессмертным после того, как его повторно производит на свет его бессмертный отец. Он родился  зимой в образе змея, весной превращается в быка или оленя и в таком обличье его убивают по приказу Геры, титаны утащили новорожденного Диониса увенчанного змеями – и разорвали на куски. Куски его тела они сварили на костре, а из пролитой крови на землю прорастает Punica, то есть гранатовое дерево. Вообразим плод граната – это крупные красные ягоды, дикорастущие, светолюбивые, пульсирующие сочностью и жизнью. Оно символизирует жизнь и смерть – когда раскрываясь, плоды лопаются, одновременно, низвергая новые семена на землю. И внуку Реи повезло восстать из пепла, она собрала его и вдохнула в него пульсирующую жизнь. Рос Вакх вместе с нимфами в пещере на горе Ниса в обличье маленького козленка. Они его лелеяли, кормили медом, пели ему завораживающие песни. Именно на этой горе он и создал свое  блаженное вино. Когда Дионис вырос, Гера признала в нем сына Зевса и вселила в него insaniam ( безумие ), потому что это был «женственный бог» воспитанный в окружение женщин . Безумие овладевает его сущностью и он начинает путешествовать, путешествовать в танце,  танцующим не зная меры ощущения нереальности вместе с дикой оторванной толпой сатиров, менад и вакханок, а также змей. 
«Это бог-странник, бог чувственный и мечтающий; он разрушитель порядка, бог-анархист, бог освобождения и перехода, бог оборотень, бог метаморфоз» – Анатолий Ульянов. 
      Такая внутренняя диалектика в дионисийском начале присутствует всегда. На своем пути Дионис встречал много сопротивления, сопротивление его природе, природе утверждения. Так он в Египте воевал против титанов вместе с амазонками. Одержал первую победу и вернул трон царю Аммону. В Индии на тигре покорил целую страну, научив людей искусству  виноградарства, дал им законы и обосновал большие города.  Бахуса, бога вина изображают в виде обнаженного с венком из листьев и гроздей винограда на голове или в венке из плюща, в руках держащего жезл сосновой шишкой, связанной с плодородием . Он творит бессознательно. Страдающе в боли,  в боли удовольствия. Дионисийское начало может быть достигнуто только в состояние бессознательности. В экстатическом состоянии на грани помешательства, на утверждении инстинктивных сил. Мир вне феноменов, мир метаморфоз, божественного опьянения и синтеза новых форм существования. Это не иллюзорный мир, это разрушение и преодоление   иллюзорного мира.  Для Ницше Вакх бог страдания, мук, гибели; одновременно реинкарнации нового духа и нового тела, полного могущественной созидательной силы, которая проникает и утверждает себя в новых формах.  У них есть что то общее. Ницше не раз себя отождествлял с Вакхом, называл себя «последним учеником Диониса» и это не странно. Жизнь Ницше и его настроения соприкасаются с сонмами вакханальной музыки и действия, то есть Ницше находиться в  борьбе противоречивых ему состояний. 
«Есть ли у вас мужество, братья мои? Неустрашимы ли вы? Мужествен тот, кто знает страх, но одолевает страх, кто смотрит в бездну, но с гордостью. Кто смотрит в бездну, орлиными глазами, кто орлиными когтями хватает бездну : вот кто мужествен !» - Ф. Ницше.
       Все новые и новые бездны открываются перед его взглядом, бездны нового вакханального бытия –  царства Диониса. Это царство Дионис носит в себе, и кто попадает туда,  больше не возвращается.  Оно наполнено страхом чистых истин. Созерцание такого инобытия со стороны возможно, но только потому, что оно еще  не стало вами. Отделить себя от Диониса не возможно.