Виртуальная психология - Virtual psychology

Влад Лившиц
 "Виртуальная психология как научная дисциплина
1) строится на вполне определенном философском
 базисе (виртуальная философия), 2) имеет
 специфические теоретические модели (идеальные
 объекты), 3) адекватную типу теоретических моделей
 схему эксперимента и 4) собственную сферу практики
 (аретея)"      Асадуллина С.Х. [9]

   Виртуальная психология (ВП) -  направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Она опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. ВП строится на  философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. ВП опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система "человек-виртуальная реальность" (СЧВР). Цель ВП повысить средствами психологии эффективность системы "человек-виртуальная реальность".
 ВП состоит из трех блоков: технически опосредуемый, рефлексии и виртуальной эргономики.
    ВП возникла в восьмидесятые годы ХХ столетия. Основателем  ВП является российский психолог  Н. А. Носов(1952-2002). В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН.(1991-2004). Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России. Объектом ВП является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.   
    В системе "человек-виртуальная реальность" ВП занимается такими вопросами:
• Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах;
• Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации;
• Психологическая сущность этой области деятельности;
• Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации;
• Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.
   В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами (группы  сотрудников, которые работают через Интернет). Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо. При формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить эффективность их работы:
 
• Помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;
 
• Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;

• Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» - люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды.  Слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.
 
• Постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.
 
• Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;
 
• Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;
 
• Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;
 
• Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;
 
• Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;
 
• В команде должно быть как можно больше добровольцев.

   В условиях быстрого развития сетей в Интернете   и робототехники (особенно медицинской), ВП становится ведущим направлением в психологии, основы которой нужно знать большинству специалистов разных профессий, чтобы быть успешными.    Судя по всему, виртуальный мир значит для человечества уже больше, чем реальный. Это один из парадоксов нашего времени. 

Литература

1. Носов, Н. Виртуальная психология. — М.: «Аграф», 2000.- 432 с.
(http://ich.iph.ras.ru/workscv_w12.html)

2. Лившиц В. Виртуальная психология.
 (http://psychology-online.net/articles/doc-916.html)

3. Кригер Б.  Виртуальная психология будущего.
 (http://mirbudushego.ru/ram/kriger/ch4.htm)

4. Носов, Николай Александрович — Википедия

5. Виртуальная психология
 (http://vasglazkov.narod.ru/index/0-23)

6. Психотерапия будущего

7. Виртуальная психология

8. Медицинская робототехника
(http://proza.ru/2013/11/26/1658)

9. Асадуллина С.Х. Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография, 2009 г.
10. Психология виртуальной реальности

11. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи. Диссертация.

12. Bruce Tuckman, David Monetti. Educational Psychology with Virtual Psychology Labs
 
13. Sandra Kiume.Virtual Psychology
 
14. Save the Date: Virtual Psychology Research Conference
 
by Argosy University 9 March 2014 . Virtual Psychology Research Conference on Friday, April 11, 2014 from 11 AM to 2 PM, Eastern Time.