Наши дети у нашего телевизора

Сергей Бурлаченко
       В 1931 году русский инженер Владимир Зворыкин создал конструкцию передающей электронной трубки, и это стало началом новой эры - эры телевидения. Через пять лет началось телевещание в США и Англии, а еще через два года – во Франции, Германии, Италии и СССР. Старт был скромным. С 1946 по 1960 год советская промышленность произвела всего несколько тысяч трехканальных телевизоров «КВН–49» с экраном 10,5х14 сантиметров. Сколько сейчас производится в мире телеприемников, сколько работает телеканалов и какова численность армии телевизионщиков, в точности не знает никто. Счет идет на миллионы. Человек сломал голову, пытаясь понять – ТВ зависит от него или он от ТВ? Мне кажется, дилемма неразрешимая. Что-то вроде казуса с курицей и яйцом. Современный дом без телевизора – это как птица без крыльев или рыба без плавников. Телевизор можно считать индустриальным антропоморфизмом. Он стал глазами и ушами человека, претендует завоевать разум и душу. Вместе с нами телевизор смотрят дети. Они тоже во власти электронного гипнотизера. Как нам бороться за наших детей? Можем ли мы соперничать с этим изощренным диктатором? Надо выбросить его на помойку или идти с ним на компромисс? Или он давно уже отодвинул нас на второй план и успешно формирует у детей необходимое ему мировоззрение?   
                I
       «- Пап, а когда телевизор выключают, он ломается?
        - С чего ты взяла?
        - А когда ты его снова включил, он такую поломатую чепуху стал         
        показывать!»

       Под влиянием телевизора взрослые становятся детьми, а дети взрослеют. Мы не замечаем этого, но это так. Мало того, возникает дикая путаница, когда белое становится черным, плохое хорошим, ложь попирает правду, зритель теряет ориентиры, перестает что либо понимать и на глазах глупеет. Телевидение, воспользовавшись моментом, воцаряется над этим свихнувшимся детским садом и разудалым балаганом. Надо всем нависает страшная птица РЕЙТИНГ. Тот, кто еще не утратил способности мыслить, кидается от ТВ прочь, как черт от ладана.

       Мне кажется, это ошибка. Место телевидения в семье – в этой хрупкой ячейке – должны определять взрослые, а не наоборот. Надо не бежать, а указать телевидению его место. Оценить его ровно в ту цену, сколько оно стоит. Сделать это очень просто. Сравните, например, свою профессиональную деятельность и пользу от нее с тем, что транслирует телевизор. Сравнение будет не в пользу последнего. Когда наша годовалая дочь Алина, поедая за завтраком кашку, стала замирать с  вымазанным «Агушей» разинутым ртом перед светящимся экраном, мы с супругой поняли, что настала пора управлять «ящиком» в своих интересах и в интересах ребенка. Телевизор общался с ребенком только в определенное нами время и только в определенном формате. Алина смотрела «Телепузиков». Тот, кто говорит о глупости этой образовательно-развлекательной программы, ничего не смыслит в воспитании малышей. Телевизионные игры с телепузиками разработали и сняли высочайшие профессионалы. В каждой серии в игровой форме детям преподавались ненавязчивые уроки  вежливости, общения, понятия о пространстве, цвете, физическом действии, радости, беде, дружбе, взаимовыручке и многое другое, что понадобится в жизни. Дочка относилась к героям телеигры как к друзьям, повторяла за ними слова, поступки, игры. Телевизор стал для нее собеседником, равным партнером, а не диктатором. Через год Алина легко забыла телепузиков. Ничего она на них не «подсела», как пугают псевдопсихологи. Но все-таки иногда просила нас поставить кассету с ее друзьями и, просматривая короткие сюжеты, счастливо улыбалась. И махала человечкам рукой, когда телепузики укладывались спать.
 
        Потом пришло время «Улицы Сезам». Вряд ли наша дочка смогла быстро сориентироваться в этой более взрослой программе, если бы у нее не было за плечами историй телепузиков. Здесь она уже более внимательно следила за приключениями Знака, переживала за Власа и смеялась над лягушонком Кербитом. Правила игры были ей знакомы.

       У наших соседей, таких же молодых родителей, телевизор вообще никогда не выключался. Кстати, ничего страшного. Только со временем соседям для душевного равновесия пришлось срочно купить шестилетней Лизе телик в ее комнату. Который работал также без перерыва. Наверное, для того, чтобы она могла чувствовать себя на равных со взрослыми. Но, скорее всего, они тем самым не приближали дочку к себе, а отдаляли  и при этом перегружали ее психику. Спрашивается, зачем козе баян? Она и так веселая.            
                II
       «- Алина, что ты ревешь?
        - Котенок Гав упал с крыши!
        - Это же мультфильм. Котенок нарисованный.
        - Все равно ему больно. У  него теперь сотрясение мордочки!»

       Итак, телевидение, послушное родителям, помогает им органично ввести ребенка в реальную жизнь. Но ребенок взрослеет, его душе и разуму требуется все больше пищи. Нужны эмоции и воспитание чувств. Я поторопился, когда стал включать Алине телевизор во время показа детских сказок. Мысль моя была очевидной. Посмотрит «Сказку о царе Салтане» - проникнется чувством любви и признательности к родителям. Посмотрит «Хозяйку Медной горы» - задумается о трудолюбии и верности. Но оказалось, что мысли мои были очевидны только для меня самого. Алина пугалась киносказок. Мы с женой устроили мозговой штурм. Озадачивал выбор и телевизионные пристрастия дочки. Вывод напрашивался сам собой: надо внимательнее присмотреться к ребенку. Месяц ушел на мониторинг. В результате мы поняли, что четырехлетней девочке сейчас интереснее смотреть мультфильмы. Они привлекали ее красочностью, волшебностью,  лаконизмом. Но смотрела Алина не все мультфильмы подряд. Советскую мультклассику – от «Варежки» до «Крокодила Гены» - она усваивала легко. С лавиной американской Диснеевской продукции было сложнее. Алине нравились приключения и сказки, где были смельчаки и герои. Неважно, люди или животные. «Король Лев», «Бемби», «Карлик Нос», «101 далматинец» она могла смотреть до бесконечности. То же касалось классических «Русалочки» и «Спящей красавицы». Но «девчачьи» мультфильмы: про похождения Барби, разных фей и принцесс – ее вообще не трогали. «Я поняла, - однажды сказала жена. – Ей нужен детский экстрим. Сопли с сахаром – не ее жанр».

       Кстати, приблизительно в это же время Алина стала смотреть «Спокойной ночи, малыши!», которые раньше не понимала. Она покатывалась над болтливыми «Смешариками», потом стала сопереживать героям «Лунтика». Что могло быть дальше от экстрима?

       - Тебе не кажется, что Алина просто бездельничает у телика? – поинтересовался я у жены.

       - Ты невнимателен. Во-первых, мы разрешаем ей включать телевизор только вечером, она знает, что это отдых, а не ленивая жвачка. Во-вторых, она уже четко определилась, что ей сейчас интересно смотреть. И смотрит осмысленно. В-третьих, я уже могу предположить, что Алину заинтересует через год или даже раньше.
      
       - И что же?

       - Думаю, игровое кино, познавательные программы, возможно, более навороченные мультфильмы. Поспорим?

       Поспорили, ради интереса, на бутылку красного вина. Я проиграл. Ближе к шестилетнему возрасту Алина действительно поменяла свои пристрастия и прогностика моей жены полностью оправдалась. Вот краткий перечень того, что интересовало дочку: фильмы «Старик Хоттабыч», «Золотой ключик», «Гарри Поттер»; мультфильмы «Шрек», «Марсью Пилами», «Аркаи», «Последний из могикан»: программы ВВС «Мир дикой природы» и «Прогулки с чудовищами». Вообще, ее избранником стал канал «Бибигон». Она почувствовала себя целевой аудиторией, и на другие каналы практически не заглядывала. Правда, стала внимательно отсматривать некоторые рекламные ролики. Особенно Алине нравился сюжет про бутылку кока-колы, которую насекомые стащили у заснувшего на лесной полянке молодого человека. Но тут я скорее ставлю плюс режиссеру ролика, чем минус своей дочке.

       Маленькая деталь. Алина стала просить, чтобы мы смотрели телевизор вместе с ней. Это было здорово. Алина делилась впечатлениями во время просмотра, задавала вопросы, требовала разъяснений и сопереживания. У нее шла активная эмоциональная и интеллектуальная жизнь, катализатором которой было не что иное, как телевидение. Значит, дело не в нем, а в нас. Мы отнеслись к ТВ серьезно, решили, чего от него хотим - и оно помогло нам сначала грамотно развивать дочку, а потом понять ее, принять такой, какой она есть,  и не делать глупостей, заставляя поднимать непосильный вес или заплывать туда, где слишком глубоко.         
                III
       «- Я придумала сказку для кино. Про зайцев.
        - Как они поехали в отпуск на море?
        - Нет. Как один заяц попал в яму, а другие его спасли. И злые         
        охотники никого  не съели!»   

       Я перечитал статью. Sine ira et studio. Конечно, не все было так гладко, как кажется. Научившись орудовать пультом от телевизора и видеомагнитофона, Алина иногда могла стать неуправляемой. Ни с того ни с сего, запустить диск с «Чипом и Дейлом» или «Дятлом Мерфи» и проторчать у телика два-три часа, реагируя на уговоры выключить его криками и горючими слезами. Или врубить «Бибигон» и не отрываясь смотреть один за одним сериалы для подростков про каких-то стритрейтеров, наездников или скаутов, забравшихся на экзотический необитаемый остров. Не думаю, что Алина делала все это сознательно. Скорее всего, это было что-то вроде детской депрессии или сброса перехлестнувших эмоций. Алина очень заводная, и, бывает, что не справляется  с распирающей ее энергетикой. Взрослые люди в такие моменты много курят, выясняют отношения, играют в азартные игры. Философические натуры едут в глушь на рыбалку. Экстремалы лезут в горы. А я, например, смотрю футбол или еще какую-нибудь спортивную белиберду. Допускаю, что в такие часы телевизор становился для Алины неким сосудом, куда сливались девчоночьи негативные эмоции. Профессиональный психолог определил бы причину такого поведения намного точнее. Мы с женой только пожимали плечами и тихо проходили через комнату, где гремел телевизор. Алина смотрела на экран, но, кажется, видела что-то другое. Мы ненавидели телевизор в такие минуты. Но дочка, кажется, ненавидела его еще больше. Зачем он был нужен включенным, непонятно. Ясно только, что именно включенным телевизор был ей абсолютно не нужен.   
      
       Если  относится к ТВ хладнокровно и не делать из него фетиша, то оно способно занять достойное место в культурном поле наряду с искусством, литературой, наукой. Ведь телевидение – современный инструмент познания мира, а не самодостаточный, автономный мир. Это средство, а не цель. Мы, к сожалению, это не всегда понимаем. Любуемся красивым скальпелем, забывая о том, что без искусного хирурга он бесполезен и даже опасен. Дети следуют за нами и повторяют наши ошибки. Популярный телеведущий выпускает книгу о том, как он вытянул счастливый билет, приехав из провинции в Москву и став звездой телеэкрана. Он богат, знаменит, обласкан фортуной. Пример заразителен. Книга расходится на ура, молодежь впитывает звездные благоглупости, упивается закулисными скандалами светских львиц, описаниями корпоративных тусовок и стильных машин, купленных на баснословные гонорары. Доверчивые дети охотно принимают желаемое за действительное. Еще бы, жизнь героев телеэкрана так красива и легка. Dolce vita!

       В этот обман поверить легко. Гораздо труднее воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле. Познавать его, а не потреблять в виде дарового бутерброда с маслом. Если мы вернемся к труду познания, телевидение перестанет оглушать и морочить нас, позволит нам высказаться и обязательно прислушается к нашему мнению. Тогда нас услышат и дети, сидящие рядом с нами у телевизора.



                19.12.2012