Неденежная коррупция в системе образования

Полина Чернышева
В 70-80-ые годы каждый уважающий свой статус ВУЗ содержал в штате пять-десять преподавателей - претендентов в утопленники. Сдать которым без подготовки было невозможно. Нет, даже не без подготовки, а без знания всего материала. Для "удовлетворительно" - как минимум, на уровне тезисов. Для "хорошо" - глубокого и с умением делать выводы.
На "отлично" могли сдать только будущие ученые.

Если это была Москва - утопить хотели в ней же или в Яузе. Если Ленинград  - естественно, в Неве. Если Рязанская область - то в Оке.
Ну и так далее.

Потенциальные утопленники знали, кто кем будет работать после окончания обучения. Они безошибочно определяли незаменимого в конструкторском бюро или закрытом НИИ и десяток небесполезных исполнителей вокруг него. Так называемых "хорошо с минусом" и "удовлетворительно с плюсом". И понимали, что их долг не допустить не владеющих теорией и близко к исследованиям или производству чего-либо.

Это было время достижений в аэрокосмической промышленности, медицине, фармакологии, включая клиническую, - дополните список самостоятельно.

Купленные кандидатские и выхлоп от вступивших в должность по блату при всем желании не могли нарушить естественность принципа обратной связи: заложенная в годы получения знаний схема справедливой внешней оценки приводит к выработке не менее справедливой внутренней. Правильная ориентация в пространстве дает возможность, а главное, желание исследовать его полностью.

Кризис 90-ых сделал то, о чем даже не мечтали философски относящиеся к жизни студенты 70-ых.
Для того чтобы выжить в системе, главной целью которой стало правильное освоение бюджета, преподающему составу пришлось стать ближе к народу. 
Отнестись к процессу передачи знаний так же, как и те, кто их принимает, чтобы не сойти с ума.
Бескомпромиссные преподаватели утонули сами, без вмешательства агрессивно настроенных шутников.

Прошло уже более 20-ти лет. Но принцип обратной связи незыблем. Однажды вкусивший прелесть спокойной жизни не может захотеть ни с того ни с сего отказаться от нее. Когда твои студенты тебе улыбаются, когда ты можешь ответить на улыбку улыбкой, даже если она сопровождает абсолютно неграмотную речь и зияет на лице головы, закрытой от знаний огромными наушниками, ты не будешь стремиться разрушить свой радужный мир. Ведь дружеское расположение незнакомого человека и собственная умиротворенность - это бесспорные, в отличие от денег, дары. И классифицировать их как взятку может только параноик.

Парадокс в том, что боязнь лишиться рассудка никогда не являлась признаком здоровья. Более того, России всегда нужна была некая доля аффективного расстройства, чтобы что-то или кого-то эффективно настроить.
 
Влюбленность считается одним из примеров такой доли. С течением времени у влюбленности есть все шансы перейти в любовь - спокойную и жизнеутверждающую, всегда умеющую отпустить...

Может, пора позволить себе толику сумасшествия, пока еще не поздно? Заново влюбиться в дело передачи знаний. Заболеть им без страха.
Чувства постепенно станут глубокими. Вернется навык своевременно и без потрясений порывать связь с теми, кто не готов или не хочет разделить твою любовь. В данном случае, к образованию.