Мне хорошо! Я - сирота!

Мая Рощина
Инсценировка по повести Шолом-Алейхема
"Мальчик Мотл"

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА



МОТЛ
ЭЛЯ     -            брат Мотла
МАМА -           Мотла Эли
ПЕСЯ   -           соседка
МЕНИ  -           теленок
ИОСЯ  -            богач
ГЕНОХ-            его сын
БРОХА-            жена Эли
ИОЙНА-           отец Брохи
МЕНАШИХА- соседка
РУВИН-            торговец
ГОРОДОВОЙ, СОСЕДИ, ПРОХОЖИЕ





















МОТЛ Здравствуйте! Привет! Шолом! Будем знакомы! Меня зовут Мотл! Это мой дом, а вот это мои бревна. Вообще-то они не мои, а богача Иоси, который собирается из них построить дом. Дай ему Бог здоровья этому богачу! Ну, а пока из этих бревен я построил крепость. Каких только богатств здесь нет! Растут репейник и хлопушки. Хлопушку надуваешь (демонстрирует) и вот так (хлопает хлопушкой по лбу). Здорово, а? Смотрите, смотрите! Сюда идет косоглазый Генох, сын самого Иоси.

Появляется Генох. В отличие от оборвыша Мотла он одет в красивый костюмчик. Мотл незаметно швыряет в Геноха репейник. Генох оглядывается – никого нет. Отдирает репейник. Мотл опять кидает. Генох замечает Мотла, тычет пальцем в рваные штаны.

ГЕНОХ Смотри, не потеряй чего-нибудь!
МОТЛ Уходи лучше подобру-поздорову! Не то – позову
брата!
Генох убегает.

МОТЛ То-то! Моего брата Элю все боятся! Он взрослый, почти жених. Ха-ха-ха! Иося и Генох думают, что эти бревна принадлежат им. Черта с два! Они мои. Я построил себе дворец с виноградником. Я – принц!

Мотл с важным видом разгуливает по  бревнам и хлопает себя хлопушкой по лбу.

МОТЛ Мне все завидуют!

Раздается: М-е-е-е-е…

МОТЛ Это Мени! Теленок нашей соседки толстухи Песи. Мени! Мени! Мени!

Появляется теленок. Подпрыгивая на все четыре ноги, он бросается к Мотлу. Мотл передразнивает теленка – так же подпрыгивает. Смеется.

МЕНИ М-е-е-е…
МОТЛ М-е-е-е...

Теленок подпрыгивает, Мотл подпрыгивает. Появляется Эля.

ЭЛЯ Чтоб ты провалился! (Огрел Мотла по шее). Парню скоро девять лет, а он балуется с соседским теленком! Марш домой, негодный мальчишка! Посмотри, ты порвал единственные штаны! Подожди, отец тебе задаст!

Слышится хриплый голос отца: «Что там такое?». Из дома выходит мама.

МАМА Тише, Эля… Ничего здесь нет! Прошу тебя, тише.

Эля подходит к маме, они шепчутся.

МОТЛ Задаст… Какая чепуха! Ничего отец мне не задаст. С осени, с самых праздников, он уже больше не служит в синагоге и только кашляет ночи напролет.
ЭЛЯ Лучше мне провалится на месте, чем пойти одалживать у этих людей! Лучше мне сегодня же помереть!
МАМА (обрывает его) Откуси себе язык, нечестивец!.. Что ж нам делать, сынок? Жаль отца. Надо его спасать.
ЭЛЯ Лучше уж что-нибудь продать.
МАМА Что ж мне продать? Душу? Кажется, больше уж и продать нечего… Разве что пустой буфет.
ЭЛЯ Что ж!
МАМА Разбойник! Душегуб! И в кого только у меня дети такие душегубы?!
ГОЛОС ОТЦА Кто там?
МАМА Никого здесь нет! (вытирает слезы) Что будет дальше? (уходит в дом)
ЭЛЯ Ты все еще с теленком? Никак не можешь расстаться со своим милым дружком? Видишь (расстегивает пиджак и показывает жилет), у меня здесь были часы – подарок будущего тестя. Пришлось их продать. Ужас, что было бы, если бы он узнал. Просто светопреставление! (Уходит в дом).
МОТЛ Благодарю тебя, Господи, что старик ничего не знает о продаже часов и мы спасены от светопреставления! Что было бы с теленком? (Гладит Мени). Бедное бессловесное существо.
ГОЛОС ПЕСИ Мени,Мени… (Появляется Песя) А, Мотеле, он с тобой. Ну, играйтесь, играйтесь.

Песя что-то прячет под шалью, стучит в окошко. Выходит мама.

ГОЛОС ОТЦА Кто там?
МАМА Никого! (Песе) Что за город? Хоть бы кто-нибудь поинтересовался. Человек двадцать три года молился у амвона, все здоровье свое погубил. Быть может, его еще можно спасти, но не на что… Все уже, с божьей помощью, распродано – до последней подушки. Все ради больного. Все, чтобы его спасти.
ПЕСЯ Скажите, а есть у вас молочный обед? Ведь сегодня Пятидесятница!
МАМА Это вы к чему?!
ПЕСЯ Просто так. (Достает из-под шали кувшин сметаны, отдает его маме).
МАМА (Отталкивает кувшин) Бог с вами, Песя. Что вы делаете? Разве мы нищие какие-нибудь? Вы не знаете, кто я?
ПЕСЯ Вот именно, именно потому, что я вас знаю. Коровка у меня за последнее время поправилась, слава Богу! У нас теперь есть и немножко творога и немножко масла. Я вам даю взаймы. Бог оглянется – вернете.

Мама и Песя заходят в дом.

МОТЛ Честно вам скажу, когда продавали книги, серебряную бахрому с отцовского молитвенного покрывала, два позолоченных бокальчика, мамино шелковое платье было не так интересно. А вчера у нас купили мою кровать и Элин диван. Без пружин! Я их давно из дивана вытащил и выделывал с ними всякие штуки: покалечил руку, едва не выколол глаз, а однажды надел пружину себе на шею и чуть не задохнулся. Эля меня тогда здорово поколотил! Так вот, вчера, когда тетя Хана увидела, что в диване нет ни одной пружины…

Из дома доносятся крики и плач. Выходят мама, Песя, Эля. Собираются соседи, среди них богач Иося.

ИОСЯ Как зе это так? Поцему мне не сказали, цто кантор Пейсе так болен? Цего вы молцали?
МАМА Зачем же мне было кричать? Весь город видел, как я мучаюсь. Я старалась спасти его. Он так умолял спасти его…
ЭЛЯ (Подхватывает маму) Мама, зачем ты оправдываешься? Не забудь, сегодня праздник, мама! Нельзя плакать!
ИОСЯ Цто вы мне рассказываете – весь город знал! Цто такое город? Мне надо было сказать, только мне! Я все беру на свой сцот! Погребение, саван - все! А если потребуется цто-нибудь для сирот – приходите прямо ко мне!

Мама рыдает.

ЭЛЯ Сегодня праздник, мама! Нельзя плакать, мама.
МОТЛ Мама, ведь сегодня праздник! Сегодня нельзя плакать, мама! (Плачет)

Свет гаснет.

Комната. Мотл и Эля.

ЭЛЯ Праздники кончились. Садись и учи поминальную молитву. Да возвеличится и святится имя твое… Повторяй!
МОТЛ Святится, святится…
ЭЛЯ Где у тебя голова? Во дворе?
МОТЛ Ведь как угадал. Святится, святится. Возвеличится.
ЭЛЯ (Бьет Мотла локтем в бок) Все твои мысли, наверное, о теленке!
МОТЛ Как в воду смотрел. Возвеличится, святится. Эля добрый и преданный брат, но учитель из него плохой. Он все время раздражается и дерется.
ЭЛЯ Если бы отец встал из могилы и увидел, что у него за сын!
МОТЛ Тогда мне не пришлось бы читать поминальную молитву.
ЭЛЯ (Отвешивает  Мотлу звонкую оплеуху) Прикуси язык!
Мотл орет. На крик вбегает мама.
МАМА Бог с тобой! Что ты делаешь? Кого ты бьешь? Ты забываешь, что этот ребенок – сирота! Одумайся! Бедный ты мой сиротка! Иди погуляй. Кормить то тебя нечем…
Двор. Мотл один.

МОТЛ Как хорошо! Все меня жалеют. Особенно – мама. Я не хожу в школу, не учусь – никаких забот! Мне хорошо – я сирота! Целыми днями играю с Мени да в реке купаюсь. И рыбу ловлю! Могу и вас научить. Надо снять рубашку, завязать рукава узлом… Вот так!.. И войти в реку, пока вода не достигнет вам горла. И ходить, ходить. А когда рубашка отяжелеет – значит, она полна. Быстро выходите из воды и вытряхивайте весь ил и тину. И хорошенько смотрите! (Показывает) Мелкие лягушки? Выбросьте их! О, пиявка! Это другое дело. За десяток пиявок дают полторы копейки. Такие деньги на улице не валяются! А рыбы не ищите, ее в нашей речке уже давно нет.

Появляется Эля. Хватает Мотла за ухо.

ЭЛЯ Запомни, утром и вечером ты должен читать поминальную молитву…

Мотл орет. Появляется Песя.

ПЕСЯ Эля! Как не стыдно! Разве можно бить сироту?
МОТЛ Видите? Мне хорошо – я сирота!
ЭЛЯ Бездельник! Озорник!
МОТЛ (Сквозь слезы) У тебя все – озорство! Привязать кошке бумажку к хвосту, чтоб веселей вертелась – озорство! Постучать палкой по ограде поповской усадьбы, чтоб сбежались собаки – озорство. Вытащить у Лейбки – водовоза затычку из бочки, чтоб вода выбежала на мостовую – опять озорство!
ЭЛЯ Твое счастье, что ты сирота!
МОТЛ Мне хорошо – я сирота!

Сумерки. Мотл на крыше.

МОТЛ Т-ш-ш-ш… Это крыша фельдшера Менаше его жены Менашихе. Она такая жадная. Как и богач Иося.

Появляется Генох, но Мотл его не видит.

МОТЛ Такая жадная, что нищему кусок хлеба не подаст, а у самой дом – полная чаша. Тише! Торговец фруктами Рувин хочет купить у Менашихе весь урожай яблок, хотя они еще не поспели.

Генох незаметно уходит. Из калитки выходят Рувин и Менашиха.

МЕНАШИХА Такой урожай может принести человеку счастье. И хлеб. И мясо. Пусть Бог пошлет мне самой то, чего я вам желаю!
РУВИН Аминь. Дайте мне гарантию, что не налетят ветры, не заведутся ни черви, ни гусеницы, и я готов заплатить вам дороже, чем вы сами просите!
МЕНАШИХА Дайте мне гарантию, что, выйдя отсюда, вы не споткнетесь и не сломаете себе ногу!
РУВИН В таких делах гарантии нет. И с человеком богатым такая беда может приключиться даже скорее, чем с бедняком – у богача есть на что лечится.
МЕНАШИХА Ах, какой вы умный! Вы забываете, что если человек способен пожелать ближнему сломать ногу, то у него может отсохнуть язык.
РУВИН Не так уж плохо и когда язык отсохнет. Лишь бы, упаси Бог, не у бедняка!

Менашиха и Рувин уходят.

МОТЛ Ушли… Знаете, что я вам скажу? Я и половины зеленого яблока не отдам за два спелых. Спелых еще сколько ждать, а зеленые – вон они. (Мотл поднимает с крыши шест, показывает его зрителям). Видите, я сюда гвоздь прибил. Надо знать, как рвать яблоки. Первое – не торопиться. (Шестом пытается сорвать яблоко) Куда вам спешить? (Накалывает яблоко) Досталось вам яблоко и съешьте его на здоровье. (Ест Яблоко) А потом отдохните немножко и опять за дело. Я и для Мени яблочко сорву. Ни одна душа знать не будет.

На крыше появляются Генох, Менашиха, мама и Эля.

МЕНАШИХА Так! А теперь что вы скажите о своем сокровище?

Шест вываливается из рук Мотла. Лают собаки.

МАМА Горе, мое горе! До чего я дожила! А я-то думала, что мой сиротка в синагоге молится за упокой души своего отца! А он, горе мое. Лежит на чужой крыше и рвет яблоки в чужом саду!
МЕНАШИХА Пороть его надо, этого выродка. Сечь его надо! Мальчишка должен знать, что нельзя вор…
МАМА (Перебивает) Он сирота! Он несчастный сирота! Простите его, он больше не будет! Это в последний раз. Я умру или, прости Господи, его похороню, если это повториться!
МЕНАШИХА Пусть сам поклянется, что больше на мой сад и смотреть не станет!
МОТЛ Пусть у меня руки отсохнут! Пусть я ослепну!!

Эля делает шаг к Мотлу.

МАМА Не бей его! Он сирота, его нельзя бить!   
ЭЛЯ Да кто его трогает? Я бы только хотел знать, что из него выйдет! Отвечай!
МОТЛ (Зрителям) Откуда я знаю, что из меня выйдет! Может, вы знаете?

Мотл и Мени играют на бревнах. Возле дома мама и Песя.

МОТЛ Мени, видишь, по улице идет Иойна? Это будущий свекор нашего Эли.
МЕНИ М-е-е-е
МОТЛ Не понимаешь? Эля скоро женится на Брохе, а отец Брохи Иойна станет Элиным свекром.
МЕНИ (Кивает головой) М-е-е-е.
МОТЛ Что я говорил?! Он все понимает!

Во двор входит Иойна.

ИОЙНА Хотел бы я знать, правда ли то, что у Эли уже нет часов, которые я ему подарил?
МАМА (Плачет) Да.
ИОЙНА. Получается пренеприятная история. Часы дорогие, серебряные. Я их купил, как будущему зятю…
ПЕСЯ (Перебивает) А куда они делись, ваши часы? Эля, что, упаси Бог, в карты их проиграл? Он их продал, а деньги ушли на врачей и на лекарства! Эля хотел спасти своего отца!
ИОЙНА Не понимаю, какое отношение имеет чужой отец к моим часам? Я не обязан на свои драгоценности содержать чужих отцов!
ПЕСЯ Что?! Ваши паршивые часы – драгоценность? Покойный кантор Пейси – чужой отец? А вы – свинья! И грубиян!
ИОЙНА Потише… Я – пекарь, если вы меня не знаете. Я пеку бублики!
ПЕСЯ Провалиться бы вам в преисподнюю и там печь ваши бублики! Да ни за что в жизни я бы не хотела породниться с такой свиньей! И вообще, вы должны купить жениху новые часы!
ИОЙНА Причем здесь вы? Какое вы имеете отношение к жениху?
ПЕСЯ Как какое? Жених – сын кантора Пейси, а вы – богач и свинья!
ИОЙНА Да провалитесь вы в преисподнюю! (Уходит)
ПЕСЯ (Вслед) Там ваше место!
МАМА Как бы свадьба не расстроилась…
ПЕСЯ Можете быть спокойна! Жених – сирота, а с сиротой не так-то просто расторгнуть помолвку! И часы новые купит!

Мама и Песя уходят.

МОТЛ Кто бы мне часы подарил? Я бы вмиг вытащил у них все внутренности и узнал бы, почему они ходят. Вы заметили, что после смерти отца Эля стал курить как настоящий мужчина? Думаете, я не умею? Беда только, что табака у меня нет и приходится курить всякую дрянь: бумагу, солому. (Курит)

Появляется Эля.

ЭЛЯ Ты что, с ума сошел? (Дает Мотлу затрещину) Тебе еще и девяти лет нет!
МОТЛ (Бросает самокрутку) Библией клянусь, что это больше не повториться!

Эля еще раз огрел Мотла.

МОТЛ Все! Кончено! Я больше не курю!
ЭЛЯ Еще раз увижу – я тебе покажу! Смотри у меня! (Уходит в дом).
МОТЛ (Поднимает самокрутку) Скажите на милость, кто в наше время не курит? Разве только Мени…
МЕНИ М-е-е-е…

Мотл засовывает самокрутку в пасть Мени. Мени с удовольствием курит.

МОТЛ Ну, разве я не прав?

На сцене все действующие лица. Играет музыка. Свадьба. Все танцуют, поздравляют жениха и невесту. Среди гостей толкается Мотл. Он всем мешает.

ГОЛОСА Это еще кто такой? Что еще это за чурбан? И чего он тут путается под ногами?
ПЕСЯ Вы сошли с ума? Или вы спятили? Или вы рехнулись? Или вы тронулись умом? Да ведь это брат жениха! (Маме) Какая свадьба! А вы переживали! Надо уметь настоять на своем.

Эля вытаскивает из кармана жилета часы и прикладывает их к уху.

ПЕСЯ И часы купил. Еще лучше прежних.

Иойна подходит к маме.

МАМА Дай вам Бог, сват, дожить до такой счастливой поры когда вы сможете подарить зятю золотые часы!
ИОЙНА А вам – дожить до счастливой свадьбы младшего сына!
МОТЛ Да я согласен женится хоть сегодня, если мне за это часы подарят!

Все смеются. Музыка, танцы.

Двор. Мотл играет с Мени. Мама разговаривает с Песей.

МАМА Единственное мое утешение, что хоть Эле живется хорошо. Он катается как сыр в масле!
ПЕСЯ А что приданное?
МАМА Пообещал большое. Ведь он так богат, так богат…

Во двор входят Эля и Броха. У нее в руках меховой воротник и дуршлаг.

БРОХА Мамаша, мы пришли к вам!
ЭЛЯ Мама, мы еле живы остались!
МАМА Что случилось? Пожар? Или старик прогнал вас из дома?
БРОХА Ничего подобного! Папа вылетел в трубу!
МОТЛ Вместе с дымом?
ЭЛЯ (Дает Мотлу затрещину) Он обанкротился, перестал платить долги.
БРОХА Сегодня пришли все, кому он должен, и забрали все до последней нитки. (Плачет) Все, что нашлось в доме и даже сам дом!
ЭЛЯ И попросили очистить помещение!
МАМА Горе мое! Куда же девались его деньги? Ведь он был так богат?!
ЭЛЯ Старик был не так уж богат!
БРОХА Отец был, безусловно, богат. Мне б половину его капиталов! Но он ухлопал все свое состояние на свадьбу! Сколько напекли! Сколько наварили! Сколько нажарили! А сколько было тортов и пирогов, и печенья, и варенья!
МОТЛ (Зрителям) Что из того? Сейчас-то у нее только и есть что меховой воротник и дуршлаг!
ЭЛЯ Ох, мама! Судебный пристав наложил арест на мой праздничный костюм, постель и даже часы. Я гол как сокол!
ПЕСЯ Подумать только какое несчастье. Кто мог ожидать?
МАМА Что ж, оставайтесь у меня, дети, пока Бог на вас не оглянется.

Свет гаснет.

Утро. Эля и Броха сидят за столом. Мама готовит завтрак. Мотл хватает что-то со стола и засовывает себе в рот.

БРОХА Обжора!
МАМА Живая душа кушать просит… А душу ведь не выплюнешь.
ЭЛЯ Мама, хватит тебе сто рублей в месяц?
МАМА Ох, сынок. Я была бы рада ста рублям в год.
ЭЛЯ У тебя слишком скромные желания. Смотри! (Показывает книгу) Слава Богу, мы спасены!
МАМА Каким образом? Ты поступаешь на службу?
ЭЛЯ Почище всякой службы. Эта книга стоит всего один рубль, а заработка принесет сто рублей каждый месяц!
МАМА Как это?
ЭЛЯ Можно делать чернила, ваксу, истреблять мышей и тараканов, изготавливать ликеры, наливки, лимонад, содовую воду. В книге так прямо и сказано! За один рубль – сто! Я думаю, надо остановиться на напитках. Работа чистая и прибыльная.
МАМА Ликеры или наливки?
ЭЛЯ Ну, для этого нужно состояние Ротшильда. Нет, только квас! Лето выдалось жаркое, можно получить большой сбыт!

Музыка. Мотл вкатывает на сцену большую бочку, Эля что-то в нее вливает.

ЭЛЯ Воду!

Мотл и Броха ведрами выливают в бочку воду. Эля все перемешивает палкой.

ЭЛЯ (Заглядывает в бочку) Еще. (Перемешивает) Еще!

Мотл и Броха льют воду.

ЭЛЯ Чем больше воды, тем больше кваса! (Перемешивает) Еще. Кружку! Лед!

Броха подает Эле кружку. Тот черпает из бочки, кидает лед, пробует.

ЭЛЯ Квас! (Передает кружку маме)
МАМА Квас! (Передает кружку Брохе)
БРОХА Квас!!! (Хочет еще выпить, но Мотл вырывает кружку у Брохи) Обжора! Голодранец!
МОТЛ (Допивает квас) Квас!
ЭЛЯ Кто будет торговать?
МОТЛ Я!!!
ЭЛЯ (Смеется) Конечно, ты! Я человек женатый, мне не пристало. Ну, а маме тем более. Да и лед дорогой, надо, чтоб одного кусочка хватило на несколько кувшинов. (Брохе) Где кувшин?
БРОХА Ой! (Выбегает)
ЭЛЯ Корова…

Броха приносит кувшин, Эля наполняет его квасом, кидает лед, вручает кувшин и кружку Мотлу.

ЭЛЯ С Богом!
МОТЛ (Поет) Квас! Квас! Квас!
  Для каждого из вас!
  Стакан – копейка!
  Копейки не жалей-ка!

Мотл убегает. Прибегает, опять наливает квас в кувшин, убегает. Опять прибегает. Все время поет.

МОТЛ Эх, лед уже растаял. (Пробует квас) Ой, чуть не вырвало. Нет, безо льда этот напиток ни черта не стоит. Сколько стаканов я преподнес бесплатно? Тете Песе, дяде Мойше, их ребятишкам… Так, стаканов двенадцать – тринадцать наберется. Зачем нести убытки? (Хватает ведро и выливает его в бочку. Перемешивает все палкой, набирает кувшин, убегает).

Входит Броха.

БРОХА Кто вылил из лохани воду? В чем я белье стирать буду?!

Улица. Мотл поет.

МОТЛ Пейте квас холодный,
Напиток очень модный!
Пейте квас прохладный,
Будьте вы неладны!

Прохожий платит копейку. Выпивает.

ПРОХОЖИЙ Мальчик, что у тебя за напиток?

Мотл тем временем наливает еще двум покупателям квас. Оба пригубили. Посмотрели друг на друга. Плюнули.

ПЕРВЫЙ От кваса несет мылом!
ВТОРОЙ Он почему-то соленый!
ПЕРВЫЙ Что это у тебя?
МОТЛ Такой напиток!
ВТОРОЙ По-твоему это напиток? А по-моему, вонючая дрянь! ( Выплескивает квас Мотлу в лицо).

Вокруг Мотла собралась толпа. Все кричат. Появляется городовой. Пробует квас, плюется.

ГОРОДОВОЙ Ты где эти помои взял?
МОТЛ Это по книге. Мой брат сам делает. По книге…
ГОРОДОВОЙ (Хватает Мотла за руку) Кто твой брат?
МОТЛ Эля.
ГОРОДОВОЙ Что это еще за Эля?
ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ  -  Помалкивай про брата, болван! Он сирота! Он бедный сирота!
МОТЛ Люди добрые, сжальтесь!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ  -  Вырви руку и убегай!

Шум, крики. Мотл убегает.
Мотл подбегает к дому. К нему приближается Мени.

МЕНИ М-е-е-е

Из дома выскакивают мама, Эля, Броха. Мотл обнимает Мени, рыдает.

ЭЛЯ Где кувшин?
МОТЛ В участке! Мама!

Мама обнимает Мотла, плачет вместе с ним.

БРОХА Растяпа!
ЭЛЯ Молчи, корова! Покуда у нас есть заветная книга – нам нечего бояться!.. Так… Будем заниматься чернилами! Учитель сказал мне, что тратит на них целое состояние. Бочку!

Броха и Мотл вкатывают бочку.

ЭЛЯ Пестик!

Мама подает ему пестик. Эля что-то с чем-то толчет, смешивает и высыпает в бочку.

ЭЛЯ Воду!

Мотл и Броха ведрами наполняют бочку.

ЭЛЯ Хватит. Перо и бумагу!

Мама подает ему ручку и бумагу. Эля пишет, показывает всем.

МАМА Чернила!
БРОХА Чернила!
МОТЛ Чернила!
ЭЛЯ Воды! (Мотл и Броха льют воду в бочку) Хватит! ( Пишет, показывает всем).
ВСЕ Чернила!
ЭЛЯ Воды! Хватит! Еще!

Мотл и Броха льют воду.

МОТЛ Больше лить некуда.
ЭЛЯ Воронку, бутылки и пробки!

Броха полощет бутылки, мама проверяет насколько они чистые, Мотл в каждую вставляет воронку, Эля наливает и закупоривает.

БРОХА Когда же будет конец?
ЭЛЯ Хоть ты мне и жена, но дура, прости Господи.
МАМА Ой, не сглазить бы.

Свет гаснет.

Та же комната. Все стены заставлены бутылками с чернилами.

Над окошком объявление: «ЗДЕСЬ ПРОДАЮТСЯ ЧЕРНИЛА. ОПТОМ.»
Заходит Рувин. Увидев комнату, заставленную бутылками, шарахается.

ЭЛЯ Чего вы испугались?
РУВИН Что у тебя в бутылках?
ЭЛЯ Серость неграмотная… Вино!
РУВИН Какое, к черту, вино? (Нюхает) Это чернила!
ЭЛЯ Зачем же вы спрашиваете?
РУВИН Куда тебе столько чернил?
ЭЛЯ Пить буду.
РУВИН В розницу будешь продавать?
ЭЛЯ Я что, с ума сошел? Если уж продавать, то десять, двадцать, пятьдесят бутылок сразу! Это называется – оптом.
РУВИН А кому ты собираешься продавать?
ЭЛЯ Как кому? Дяде!
РУВИН Не купит. На каждой бутылке должна быть этикетка с рисунком.
ЭЛЯ Я картинок не делаю. Я делаю чернила.
РУВИН Ну, что ж, делай себе на здоровье.
Рувин уходит.  Вбегает Броха. Следом за ней входит мама.

БРОХА Ну и дела! На что только человек бывает способен!
ЭЛЯ Сколько он купит?
БРОХА Ничего. У поганого учителишки есть запас чернил на весь год!
ЭЛЯ Сколько бутылок?
БРОХА Одна! На весь год! Соображать надо было! Зачем ты приготовил столько чернил? Боишься, что наступит чернильный голод?

Мама плачет.

ЭЛЯ Молчи корова!  Черт с ними с этими чернилами. Но бутылки! Я потратил на них целое состояние! Надо их опорожнить и превратить в деньги. Ночью будем выливать! Но учтите: в разные места!

Свет гаснет.
Утро. Шум, крики. На улице полно народу. Забор, стены домов – все залито чернилами. На веревке сохнет испачканное белье.

МАМА Мы все побелим.
БРОХА Все перестираем.
МАМА Пятна замажем.

Люди расходятся. Появляются Песя с Мени. Мени, весь черный, бросается к Мотлу.

МЕНИ М-е-е-е
МОТЛ Меничка, Меничка! Я тебя вымою, я тебя вычищу! Извини, Меничка!
МЕНИ (Кивает головой) М-е-е-е
ПЕСЯ Ваше счастье, сто вы имеете дело с порядочными людьми. Другие бы вам показали, где раки зимуют. От ваших чернил даже речка вздулась! Прачкам негде стирать белье. Извозчикам – поить лошадей!
МАМА (Вздыхает) Конечно. И в беде нужна удача!

Свет гаснет.

Комната. В центре огромный мешок, на котором написано:
«ЧЕМЕРИЦА». Над окном объявление: «ЗДЕСЬ ВАМ ПОМОГУТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КРЫС, МЫШЕЙ, ТАРАКАНОВ И ПРОЧЕЙ
НЕЧИСТИ». Эля сидит за столом и что-то перемешивает.

МОТЛ Что такое чемерица?
ЭЛЯ Турецкий порошок.
МОТЛ А что такое турецкий порошок?
ЭЛЯ Не приставай!
МОТЛ А другой порошок, который ты прячешь, как называется?
ЭЛЯ Это смертельный яд! Не сметь к нему прикасаться! Везде, где появится эта смесь, не останется ни одной мыши – все передохнут.
МОТЛ А крысы?

В комнату входят Песя и Рувин.

ПЕСЯ Вот он, наш спаситель! Никто не может так истреблять мышей!
РУВИН Помогите! Этой ночью две крысы съели новые сапоги! Сам видел, собственными глазами!
МОТЛ Почему вы их не прогнали?
РУВИН Они были огромные, как телята.
МОТЛ Как Мени?!
РУВИН Больше!!! Я топал ногами, свистел, кричал им: «Кыш, кыш!», а они и внимания не обращали. Я запустил в них колодой – хоть бы что! Тогда я схватил кошку и бросил им прямо в морды! И что вы думаете? Они сожрали кошку!
ЭЛЯ Не может быть.
РУВИН Клянусь!
ЭЛЯ Мотл! За мной!

Песя, Эля, Мотл и Рувин уходят под музыку.

Улица. Рувин и Песя.

РУВИН Эля – настоящий волшебник!
ПЕСЯ Что я вам говорила?
РУВИН За одну ночь он вывел у меня всех крыс. Посредством заклинаний. Я своими глазами видел, как Эля что-то пошептал, и все крысы вылезли из своих нор и пустились под гору, к реке, переплыли ее и ушли далеко – далеко!
ПЕСЯ Куда?
РУВИН Не знаю. Ничего не сказали!

Вокруг Рувина и Песи собрались люди. Слушают. Подходит Эля.

ЭЛЯ Терпеть не могу лжи! Я истребляю мышей и крыс при помощи порошка. Заклинания здесь ни при чем.
ЛЮДИ (Наперебой) Пусть порошок. Пусть черт. Пусть дьявол. Сколько это будет стоить? Лишь бы избавиться от мышей. И от крыс!
ЭЛЯ Мотл! Вперед!

Музыка. Эля с Мотлом уходят. Люди – за ними.
Та же комната. Тот же мешок. Но вокруг появились мебель, занавески. В комнате мама, Песя, Броха и Мотл.

МАМА Вот и на нас Бог оглянулся. Садитесь, Песя, за стол.
БРОХА Мотеле, подай мне воды.
МАМА Не нравится мне. Что ты все время повышаешь цены. Как бы не вспугнуть удачу.
БРОХА Уж если возиться с мышами, то, по крайней мере, за хорошие деньги. Мотеле, подай мне ботинки!
МАМА А справедливость где? А Бог где?
БРОХА Справедливость? Вот она – справедливость! (Поднимает элину книгу, целует ее). Бог? Вот где Бог. (Хлопает себя по карману).
МАМА Броха, что ты сказала?! Бог с тобой!

Входит Эля.

ЭЛЯ Зачем ты разговариваешь с этой коровой?
БРОХА Мотеле, вынеси помои.
МОТЛ (Зрителям) Слыхали, как она разговаривает? Мо-те-ле! Совсем другой разговор, когда ты зарабатываешь деньги. (Брохе) Сейчас! (Хватает со стола еду, рассовывает ее по карманам)
МАМА Это еще кому?
ЭЛЯ Кому, кому… Конечно же, теленку.
ПЕСЯ Ах, дитя мое! Нет уже теленка. Пришлось продать его мяснику. Ничего не поделаешь, нам и одну скотину кормить трудно: где уж двоих держать?
МОТЛ Теленок. Мени. Теленок. Он не скотина! (Плачет).
БРОХА Что может выйти из этого ребенка? Сопля какая-то, рева, мокрая тряпка, плакса…

Песя гладит Мотла по голове.

ЭЛЯ (Брохе) Оставь его.
БРОХА Сопля, тряпка, плакса. (Вырывает у Мотла из рук еду и засовывает ее себе в рот).

Мотл пытается отнять у нее книгу. Броха не отдает.

МАМА Оставь его, он сирота.
ЭЛЯ Отдайте книгу! В ней наше счастье!
Мотл и Броха дерутся.
МОТЛ (Причитает и продолжает вырывать книгу у Брохи) Почему Мени продали мяснику? Неужели его зарежут? Почему?
БРОХА Потому, что он – скотина.
ЭЛЯ Молчи, корова! Отдай книгу!

Броха кидает книгу. Та падает в печку и вспыхивает.

ЭЛЯ Что вы наделали?!
БРОХА Это все твой братец – растяпа.
Броха кидается на Мотла, Мотл запрыгивает на мешок, Броха за ним. Мешок с треском лопается и из него высыпается чемерица.
ЭЛЯ Что вы наделали? Апчхи!
МАМА Нужно все собрать. Апчхи!
БРОХА Так вам и надо! Апчхи!

Все выскакивают на улицу.

МОТЛ Апчхи! Апчхи! Апчхи!
МАМА Горе мое, ты схватил насморк! Апчхи!
ЭЛЯ Это – че-ме-ри-ца. Апчхи.
БРОХА Что я тебе говорила? Апчхи.
ЭЛЯ Апчхи. И угораздило эту корову влезть на мешок!
БРОХА Я тебе покажу… Апчхи… Корову! (Бросается с кулаками на Элю).

Свет гаснет.
Мотл на бревнах.
МОТЛ Как это: теленок – не теленок, а скотина? Мени – добрый, ласковый – скотина? Для того ли он родился, чтобы его зарезали? Для чего рождается теленок? И для чего рождается человек? (Плачет)

Появляется Мени с обрывком веревки на шее. Подходит к Мотлу, языком слизывает слезы с его лица.

МОТЛ Мени. Меничка! Ты живой?

Мени утвердительно кивает головой.

МОТЛ Ты сбежал?
МЕНИ (Кивает головой, подпрыгивает) М-е-е-е!
МОТЛ (Передразнивает) М-е-е-е! А они думают, что ты скотина. Да ты умней человека!

Оба подпрыгивают, танцуют. Постепенно в танец включаются все участники спектакля.