Детские развлечения. Часть 4. Святки

Ник Ларионов
       Самое любимое и веселое время зимой – это святки. Собирались ночью  десятка полтора ребят, иногда к ним присоединялись и девчата, и шли озоровать.  Одним из развлечений было постукивание  замочной планкой по скобе. Звук был сильный и звонкий. Хозяин дома выходил по звуку на крыльцо и обнаруживал, что его разыгрывают, так как у дверей никого не было.
      В деревне было несколько мужичков, которые всегда бросались в погоню  за ребятами и если кого догоняли, то им здорово попадало. Вот таким хозяевам, обычно и звонили, было интересно  убегать по всей деревне, в темноте, и прятаться в укромных местах. Чтобы сердитый мужик не мог быстро поймать ребят, к планке привязывали прочную нитку.  Длина нитки являлась форой для убегающих, и чем злее хозяин дома, тем длиннее была нить.
      Помню, пришли звонить Саши Дмитриеву.  Старшие привязали нить к планке и,  отходя от дома метров на сто, использовали два клубка ниток. После первых позвякиваний, вышел дядя  Саша, и оборвал нитку. Ребята подождали с полчаса, и снова привязали нитку к планке, стали звонить, дёргая за конец нитки.
       Дядя Саша вышел через двор и, ориентируясь по нитке, пошёл к игрунам.  Коля Семёнов, дёргающий нитку, сразу понял, что-то не нормально, и дал команду
– Бежим! Дядя Саша по нитке идёт.
       Дёрнув со всей силой в последний раз, и оборвав нить в слабом месте, Коля Семёнов стал скручивать нить в клубок и одновременно удирать. Брат, стоящий рядом со мной, схватил меня за руку, и мы убежали к своему дому.
       Через полчаса, почти, вся группа встретилась на другом конце деревни, и весело обсуждала случившееся. Спрятавшиеся невдалеке ребята  говорили, что дядя Саша дошёл до деревьев, за которыми стояла вначале группа и громко грозясь поймать и наказать хулиганов, махнул рукой и ушёл домой. Повторно идти к Саше Дмитриеву было опасно, так как он был уж очень рассержен  неудачной гонкой, поэтому решили идти  подразнить Петю Онисимова, который тоже любил  побегать за детворой.
       В этот раз смогли отойти от дома только метров на пятьдесят, много ниток осталось у предыдущего дома. Когда звон пошёл по всей затихшей в ночи деревне, заметили, что дядя Петя включил свет, и стукнул дверью. Мы с братом, немного постояв, ушли, от греха подальше домой, там и остались.
 На другой день  узнали, что  дядя Петя всё же словил  двоих ребят под крыльцом стоящего невдалеке  дома, и им досталось и тумаков и оплеух.